Опыты осенью подготовительная группа

Осенние опыты с растениями и листьями для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Швецова
Осенние опыты с растениями и листьями для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка «Осенние опыты» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Опыт 1 «Рассматривание листа через лупу«

Цель: визуально отметить строение листа, выделить особенности.

Опыт 2 «Почему листья зеленые

Цель: познакомить с зеленым «красителем» в листьях хлорофиллом.

Ход: предложить детям завернуть зеленый лист в бумажную салфетку, постучать по нему деревянным кубиком, отметить, что салфетка окрасилась в зеленый цвет.

Вывод: мы выделили особое вещество — зеленый «краситель», который находится внутри листьев. Солнечный свет, попадая на листья, способствует тому, что они активно вырабатывают хлорофилл. Осенью солнечного света мало, поэтому листья изменяют окраску.

Опыт 3 «Осеннее увядание«.

Цель: формировать представление о зависимости роста растений от температуры и количества влаги.

Ход: одно растение полить водой комнатной температуры, другое холодной водой.

Вывод: корни растения лучше «пьют» теплую воду. Поэтому в осенний период, когда почву поливает холодный дождь, растения увядают.

Опыт 4 «Растение дышит«.

Цель: показать, что растение выделяет кислород.

Ход: зеленый лист поместить в банку с водой. Через какое — то время мы наблюдаем пузырики воды.

Вывод: растение выделяет кислород.

Опыт 5 «Рисование листьями«.

Цель: отметить, что листья отлично подходят для творческой деятельности.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Фотоотчёт о трудовом воспитании детей среднего дошкольного возраста «Уход за комнатными растениями» Цель: продолжать формировать представление у детей о том, как ухаживать за растениями. Задачи: Формировать представление у детей о строении.

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.

Источник

Картотека осенних опытов .
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

В данной картотеке описаны цели ,задачи и материалы опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
Картотека осенних опытов 22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Название опыта и место проведения

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Рассмотреть форму песчинок.

Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

Чистый песок, лоток, лупа.

2. «Почему лист зеленый?»

Установить свойства песка.

Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Осенние листочки, кусочек белой ткани, деревянный кубик

1.«Чем нюхает червяк?»

2.«Почему осенью листья желтеют?»

Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям

Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.

Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.

1. «Почему все падает на землю?»

2. «Фрукты: как их можно есть?»

Понять, что Земля обладает силой притяжения.

Показать детям различные способы приготовления из фруктов

Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага,пух)вода,песком, металлические шарики

Фрукты свежие, консервированные сухофрукты,

1.«Как листья падают»

2. «Могут ли животные жить в земле?»

Показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (Воздух, вода, органические остатки).

Осенние листочки разной формы и величины.

Почва, металлическая тарелка, стекло или зеркало; ёмкость с водой

Систематизировать знания детей о древесине, о ее качествах и свойствах.

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита ,
развить самостоятельность .

Предметы из дерева, ёмкости с водой, дощечки и бруски; спиртовка, нож

С овки , сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки

2 «Дождевые облака»

Расширить знания детей о способах изготовления цветного песка (научить пользоваться теркой)

Развивать логическое мышление, любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Цветные мелки, песок, емкость, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки , банки с крышками.

Стакан или банка , вода , пипетка, пена для бритья ,пищевой краситель (синий)

2.«Выявление свойств глины» ( в помещении)

Уточнить знания с опорой на опыты, вызвать радость открытий полученных из опытов.

Закрепить знания о свойствах глины, ее применении; познакомить с разными видами глины

Сода, горячая вода, пищевой краситель, две стеклянные баночки, толстая шерстяная нитка )

Дощечки для лепки, глина, камни.

1.«Испарение» (в помещении)

2.«Агрегатные состояния воды» (в помещении)

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда

Вода, лед , миски.

1.«Выявление свойств стекла – прозрачность. Сравнение воды, стекла, льда »

2.«Выявление свойств пластмассы – легкость, прочность, безопасность»

Познакомить детей со стеклом, его свойствами; формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях

Продолжать знакомить детей с пластмассой, ее свойствами и качествами; показать разнообразие предметов, изготовленных из пластмассы .

Две банки (стеклянная и металлическая), стакан с водой, лёд, железные палочки.

Пластмассовые стаканы, игрушки, ёмкость с водой, пластмассовые пробки .

1.«Выявление свойств резины» (в помещении)

Систематизировать представление о резине, о её свойствах – непромокаемости, эластичности.

Воздушные шары, одноразовые перчатки, ёмкости с водой, резиновые предметы.

1.«Что такое масса? Сравнение предметов по массе»

Выяснить свойство предметов – массу, познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить сравнивать предметы по тяжести

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение

весы, 2 пакета – с крупой, с семечками, пачка соли сахара по 1 кг, гиря весом 1 кг.

Источник

Конспект занятия по теме «Осень» с элементами экспериментирования.

Валентина Вараксина
Конспект занятия по теме «Осень» с элементами экспериментирования.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Осень».

-уточнить знания детей об осенней поре года;

-развивать интерес детей, их внимание и память;

-развивать интеллект и творческое познание.

-воспитывать бережное отношение к природе;

-желание любоваться красотой осеннего пейзажа.

-вызвать восторг при проведении опытов,

-нормализация психического состояния,

-развитие мелкой моторики рук.

-конверт с загадками,

-иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»,

-листочки с деревьев,

-аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»,

-аудиозапись «На веселой ярмарке» Группа Барбарики,

-наблюдения за живой и неживой природой,

-рассматривание картин об осени,

-чтение художественной литературы,

-заучивание стихов, отгадывание загадок.

Ход занятия:

Воспитатель: Нам зайчик на пенёчке оставил конверт. Откроем и посмотрим, что там написано. Ребята отгадайте загадку. Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья.

Дети: Осень.

Воспитатель: Какая бывает осень?

(Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»).

Воспитатель: Да! Золотая осень: радостная, яркая, богатая урожаем. Эту осень любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Вся эта пестрая масса с остатками зелени несётся вихрем и будто кружится в танце. Днем ещё тепло и солнце посылает на землю прощальнонежные лучи.

Опыт 1. Поймай солнечного зайчика (с зеркалами).

Воспитатель: Какие стихи об осени вы знаете?

Осень И. Винокуров.

Ходит осень

Дарит осень

Фрукты осень

«Осень на опушке краски разводила» З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

— Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель:Сколько разноцветных корабликов на пруду: желтые, оранжевые, красные!

Все они прилетели сюда по воздуху. Опустится кораблик на воду и поплывет. Много их прилетит ещё. А потом кончатся кораблики и пруд замёрзнет. Угадайте, что это за разноцветные кораблики плавают на пруду? (Листья).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья?

Дети: Мало солнца, стало холодно.

(Пальчиковая гимнастика «Листья»).

Воспитатель: Давайте возьмем листочки и рассмотрим их (рассматривание листьев клена, тополя, каштана). Сравним их по величине, по форме, по цвету.

Опыт 2. «Тонет – не тонет». Опускаем в ёмкость с водой (это лужа)различные предметы: листочки, камешки, мячик, шишки, машинки…Вывод: легкие предметы не тонут, а тяжелые тонут.

Воспитатель: Осеньюу земледельцев много дел: надо убрать хлеб с полей, фрукты в садах, овощи в огородах. Что осень подарила за труд и старание? Осенью устраиваются, праздник урожая, веселые ярмарки. Песня группы Барбарики «На веселой ярмарке» с демонстрацией овощей.

Воспитатель: С огородов пожаловали 40 одежек и все без застёжек. Что это? Какая она капуста? Расскажите. А вот прибыл овощ, лечит от 7 недуг.

Воспитатель: Все овощи привезли в овощной магазин, а фрукты?

Загадка. «Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь сладко?

Воспитатель: Где растут фрукты?

Дети: На деревьях.

Воспитатель: Где выросло яблоко?

Воспитатель: Сколько потребовалось времени яблоне, чтобы вырастить яблоки?

Чем полезны фрукты? (ответы детей)

Воспитатель: Уходит золотая осень, уносит с собой свои краски, на смену ей спешит другая (звучит П. И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»)

Осенью часто дует ветер.

Опыт 3. «Движение воздуха».

Цель опыта: показать детям, что хотя воздух невидим, мы его можем почувствовать.

Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Подуть на полоски бумаги Что почувствовали? Все ощущения эти вызваны движением воздуха.

Вывод. Воздух невидим, но его движение можно почувствовать.

Воспитатель: Подул холодный ветер, скоро наступит зима. Все звери готовятся к зиме.

Загадка «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый. По деревьям может лазить. Строит дом он свой в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?

Воспитатель: Как называют детеныша белки? Поиграем в игру «Кто у кого?» Я буду называть животное, а вы отвечаете, кто у него детеныш, детеныши, а двое, а трое. ?

Например. У лисы – лисёнок, лисята, двое – лисят.

Дети: У медведицы – медвежонок, медвежата, двое – медвежат.

У волчицы – волчонок, волчата, двое – волчат.

У зайчихи – зайчонок, зайчата, двое – зайчат.

Воспитатель: Жили –были 2 зайчонка: один был веселый. Подберите слова близкие по смыслу.

Дети: Радостный, шустрый, задорный.

Воспитатель: А второй, невеселый, его обидели. Как про него сказать? К слову «весёлый» подберите слова противоположные по смыслу.

Дети: Грустный, печальный, обиженный, огорченный, задумчивый.

Воспитатель: А где живет заяц?

Дети: Любой кустик — его дом родной.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чей домик?»

Воспитатель: А что делают птицы осенью?

Дети: Улетают в тёплые края.

Вопросы: Почему они улетают?

Как они улетают?

Дети: Клином, шеренгой, стаей, в одиночку.

Воспитатель: Вспомним стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег поднимет от земли

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет-

Солнца редкие лучи.

Улетели и грачи.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Подскажи словечко»

— Ворона каркает, а лягушка …

— Сова летает, а заяц…

— Корова ест сено, а лиса…

— Крот роет норки, а сорока…

-У коровы – теленок, а у ежихи….

— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка….

Воспитатель: Вы много знаете об осени, и она в благодарность прислала вам посылочку. (Открываем посылочку и угощаемся яблоками)

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Царство трех ветров» Интеграция образовательных областей: «Познание» «Развитие речи» «Физическое развитие» Вид деятельности: «Познание» Возраст: подготовительная.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебница вода» Занятие по экспериментированию «Волшебница вода». Цель: познакомить детей с основными свойствами воды Задачи: Образовательные: познакомить.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Тарелочка» Конспект НОД по аппликации во 2 младшей группе. Тема занятие:«Тарелочка». Цель: Учить детей украшать «Тарелку для Мишки», пользоваться клеем,.

Конспект занятия по познавательной деятельности с элементами экспериментирования «Домовёнок Кузя в гостях у ребят» Конспект занятия «Домовёнок Кузя в гостях у ребят» Занятие по познавательной деятельности с элементами экспериментирования. Цель: Помочь.

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Осенняя прогулка» в старшей группе ФЦКМ, Опытно – экспериментальная деятельность, ИЗО 1. Организационный момент. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Я буду называть.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования. Тема: Транспорт «Самолет построим сами!» Цель: Закрепить.

Конспект занятия с элементами экспериментирования по формированию представлений о воде «Путешествие серебристой капельки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание», «Музыка», «Художественная литература» «Программа.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «У дождика в гостях» КОНСПЕКТ занятия с элементами экспериментирования «У дождика в гостях.» Программное содержание: 1. Обогащать словарный запас детей деятельность,.

«Волшебные помощники». Конспект занятия по сказкам «Репка» и «Колобок» с элементами театрализации и экспериментирования Цель: Развитие творческой активности. Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»: — Развитие умения находить сходство и различие.

Конспект занятия с элементами экспериментирования по знакомству с профессией прачки (средняя группа) Тема: «Что сначала, что потом?»(части тела и лица, одежда, профессия: прачка) Цель: • Дать детям понятия: руки чистые (грязные, руки мокрые.

Источник

Читайте также:  Все знают как красивы по осени яркие кисточки брусники
Оцените статью