Задания логопеда по лексической теме «Осень»
Екатерина Владимировна Сиряк
Задания логопеда по лексической теме «Осень»
Задания логопеда по лексической теме «Осень»
Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.
— Какое сейчас время года? — Сейчас осень.
— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.
2. Помогите ребенку запомнить, что в осениможно выделить два периода:
ранняя осень и поздняя осень.
Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.
• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.
3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы организуйте беседу.
— Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое.
— А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
— Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые.
— А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые.
— Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она? — Трава еще зеленая, в ней цветут цветы.
— Что произойдет с травой поздней осенью? — Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
— Подойди к муравейнику. Расскажи, что ты видишь. — Муравьи тащат в муравейник травинки, веточки, готовятся к зиме.
— Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.
— Посмотри на небо. Кого ты видишь? — Перелетные птицы летят в теплые края.
4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.
Напомните: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
6. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.
Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.
7. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья».
Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.
Например: — Береза. — Желтые березовые листья. — Клен. — Алые кленовые листья. — Осина. — Пунцовые осиновые листья. — Рябина. — Оранжевые рябиновые листья.
8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко».
Собралися в стаи.
Ветер их уносит.
Если с нами… (осень).
9. Игра «Большой — маленький»
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек солнце- солнышко
Цветок- цветочек ветка- веточка
Лес- лесочек трава- травка
Дождь- дождик ветер- ветерок
10. Игра «Один — много»
Гриб — грибы ягода — ягоды
Дерево — деревья куст — кусты
Лист – листья лужа — лужи
Дождь – дожди ветка — ветки
Сук- сучья туча — тучи.
11. Игра «Закончи предложение» на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди. (идут)
Лист падает, листья.
Цветок вянет, цветы.
Птица улетает, птицы.
Ветер дует, ветры.
Дожди идут, дождь. (идет)
Листья падают, лист.
Цветы вянут, цветок.
Птицы улетают, птица.
Ветры дуют, ветер.
12. Игра «Ответь на вопросы» в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой?. (дождливый)
День, когда дует ветер, какой?.
Дождик, который идет осенью, какой?.
Погода, когда часто идут дожди, какая?.
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая?.
13. Игра «Найди ошибки» на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
-Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
-Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
-Набухают почки, распускаются листья.
-Люди собирают урожай овощей и фруктов.
-Дикие животные не делают запасы корма.
14. Игра «Скажи наоборот» на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью.
Летом небо светлое, а осенью.
Летом день длинный, а осенью.
Летом тучи ходят высоко, а осенью.
Летом люди растят урожай, а осенью.
Летом деревья стоят одетые, а осенью.
15. Словарная работа. Знакомство с пословицами.
Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.
-Лето — со снопами, осень — с пирогами.
— В ноябре зима с осенью борется.
— Холоден сентябрь, да сыт.
16. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят.
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
Один дуб, два дуба, пять дубов;
(клен, тополь, лист)
Одна липа, две липы, пять лип;
(сосна, калина, осина)
18. Игра «Наоборот»
Дерево высокое – низкое лист широкий – узкий
Ствол толстый – тонкий деревья мокрые — сухие
Дорожка грязная – чистая день осенью короткий – летом длинный
19. Игра «Подбери признак».
Осень (какая) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная…
Листья (какие) – желтые, красные, разноцветные, сухие…
20. Игра «Подбирай, называй, запоминай» на подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое) -хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое).
Ветер осенью (какой).
Дождь осенью (какой).
Листья осенью (какие).
Осенью листья (что делают) -краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Осенью дождь (что делает).
Осенью солнце (что делает).
Осенью птицы (что делают).
21. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику.
Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.
22. Развитие мелкой моторики
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол
23. Отгадайте загадки.
Золотые тихие рощи и сады, нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром
Спать ложится солнышко раньше с каждым днём. (Осенью)
Прошла по лугам, по лесам и полям.
Припасы на год заготовила нам.
Упрятала их в погреба, закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима!» (Осень)
Вот наступила учёбы пора
С ранцами в школу спешит детвора.
У первоклассников в ранце «Букварь»
Как называется месяц? (Сентябрь)
В золоте стоят леса.
На лазурны небеса часто тучи набегают,
Скучный дождик проливают. (Октябрь)
Всё мрачней лицо природы.
Оголились все леса.
Смолкли птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Тучка по небу гуляла,
Туча бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки. (Дождь.)
Я берёзу качну, я тебя подтолкну.
Налечу, засвищу, даже шапку утащу. (Ветер)
Интегрированная (ООД) музыкального руководителя и логопеда по лексической теме «Дикие животные и их детёныши» Цели: Образовательная: Закрепление знаний и представлений детей о диких животных и их детёнышей. Совершенствование грамматического строя.
Интегрированное занятие в разновозрастной группе по лексической теме «Что нам осень принесла?» Курочкина Е. А. План-конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе Тема. «Овощи в корзинке». Цель: — закрепить понятие «Овощи».
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Осень» Цель: Уточнение и развитие лексико-грамматических представлений и связных высказываний по теме «Осень». Задачи: 1. Расширить и активизировать.
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Осень» Тема: «Порядковый счёт».
Конспект открытого занятия по лексической теме «Осень» для развития связной речи Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга.
Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с ТНР по лексической теме «Осень. Грибы» Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми в подготовительной группе с диагнозом: Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие.
Летние задания логопеда ДОУ Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наступила долгожданная и всеми любимая пора, время каникул и отпусков. Для детей лето — это возможность.
Логопедические домашние задания на лето. Рекомендации логопеда на летний период Логопедические домашние задания на лето Рекомендации логопеда на летний период. Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не.
Методическое пособие лэпбук по лексической теме «Весна» в работе логопеда Димитриева Оксана Методическое пособие-лэпбук по лексической теме «Весна» Пояснительная записка к пособию лэпбук «Весна» Создавать данную.
Источник
Лексическая тема «Осень»
Расширение словарного запаса детей:
осень, туча, дождь, лужа, погода, непогода, листопад, сырость, зонт, сентябрь, октябрь,
ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница,
ольха, ива, каштан, орешник, ель, сосна.
наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать (листья),
пожухнуть, расписать, хмуриться
(небо), облетать, накрапывать.
жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, дождливая (погода, осень),сухой,
холодный, мокрый, хмурый, осенний,унылый, пасмурный,
золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий.
мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.
Разбросала осень листья,
Разукрасила их кистью.
Мы в осенний парк пойдём,
В букеты листья соберём.
Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
(Делают волнообразные движения ладонями.)
(Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
(«Шагают» пальцами обеих рук.)
(Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
(Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,
одновременно на каждый
(Звонко хлопают в ладони.)
Меж еловых мягких лап
Где сучок давно засох —
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип,
(Поглаживают ладонями обеих рук колени.)
(Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)
(Постукивают ребрам ладони по коленям.)
(«Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.)
(Сводят руки над головой.)
Координация речи с движением «Леса-чудеса»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику,
творческое воображение, закреплять в речи названия деревьев.
С умным медведем.
Я, и ты, и медведь
Про ель, про берёзу,
Про дуб, про сосну,
Про солнце и звёзды
Про дуб, про сосну,
Про берёзу и ель,
Про солнце и дождик
(Идут по кругу, держась за
(Усаживаются на колени
дый палец с большим
(То же на левой руке.)
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной
— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Я из дальней стороны.
Сизовой, Т. Шуйской
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Игра «Какие листья спрятались на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание, учить узнавать изображения,
наложенные друг на друга, развивать
строй речи (образование относительных прилагательных от существительных).
Игра «Четвёртый лишний»
Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление
сложноподчинённых предложений), развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из
которых изображено одно время года, а на четвёртой —другое. Дети рассматривают
картинки и составляют предложения.
Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных
картинках изображена осень. И т. п.
Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование
относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев.
Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.
Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.
Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.
Повторение названий осенних месяцев
Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному
Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев».
Проводит беседу по стихотворению,
разучивает его с детьми.
На тёплый юг летит журавль,
Позолотил листву сентябрь,
Сорвал листву с ветвей октябрь,
Укрыл листву снежком ноябрь.
Вопросы и задания:
— Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?
— Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.
— Перечислите осенние месяцы по порядку.
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух, слуховую память, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти.
После этого дети должны назвать,
какое слово лишнее и почему.
осень, осенний, сено;
листья, лиса, листопад, лиственный;
ветер, ветреный, веретено.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.
Игра «Поймай и раздели»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов — названий деревьев.
Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося
название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово
по слогам и называет количество слогов в слове.
Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.
Игра «Назови первый звук»
Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ
выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.
Слова: осень, погода, дождь, ива, тополь, сосна, дуб, клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.
Игра «Сколько звуков?»
Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,
учить определять количество и последовательность звуков в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:
• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;
• назвать звук перед или после заданного;
• назвать звук между заданными.
Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.
Игра «О чём плачет тучка?»
Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.
Ход игры. Воспитатель помещает на фланелеграфе изображения тучки и капелек,
на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.
Материалы для чтения и заучивания наизусть
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, — только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лета.
Посмотрите — роща золотом одета».
Наша осень правда золотая,
Как её иначе назову?
Листья, помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
Солнышко то спрячется за тучей,
То раскинет жёлтые лучи.
И сидит поджаристый, пахучий,
С золотистой коркой хлеб в печи.
Яблоки, скуластые, крутые,
То и дело шлёпаются вниз,
И зерна потоки золотые
Из колхоза морем разлились.
Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клёна кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Такой разноцветный, нарядный, весёлый —
Чудесно, что клёны растут возле школы!
Осенние клёны — цветов хороводы,
И жёлтый, и красный среди непогоды.
Найду я зелёного капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета.
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.
Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
И воды не всколыхнул.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
Все мрачней лицо природы:
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Тексты для пересказа
Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами.
раздавался голосок кукушонка.
Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.
хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.
— Какое время года наступило после лета?
— Какие приметы осени описываются в рассказе?
— Чей голосок раздавался из дупла липы?
— Почему кукушонок остался один?
— Как жилось кукушонку в дупле?
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях
дружке тонконогие опёнки.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи.
В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы.
По И. Соколову-Микитову
— О каком времени года говорится в рассказе?
— Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?
— Какие птицы улетели первыми?
— Какие ещё птицы готовятся к отлёту?
Текст для пересказа
Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти
на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.
Вот он остановился, прислушался. Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле
это листья с деревьев падают, шелестят. Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не
оглядываться. Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев,
а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.
Источник