Осень для есенина это

Есенин, осень и другие

Из цикла «Шедевристические тексты»

Есенин, осень и другие…

Сочинение-эссе учащегося 11-дважды-штрих
литературно-исторического класса лицея № 1
Доставаловского Фёдора, принимавшего участие в районном литературном конкурсе на тему «Времена года в творчестве русских (белорусских) поэтов конца XIX – первой половины XX веков».

Фёдор выбрал для исследования пору года – осень. Осень в творчестве русского поэта Сергея Есенина. Жюри конкурса исследовав текст Доставаловского, компетентно засомневалось: то ли Фёдор прикололся, то ли открыто поиздевался… Но в любом случае, парень реально оторвался… Отрывался в том числе периодически и от заданной темы. Блистая красноречием, Доставаловский достал…то есть ввёл в шок каждого члена жюри своими необычными, а порой даже экстранеординарными познаниями-версиями русской, а в отдельных местах белорусской и слегка украинской, литератур. Отчего возникает шальная мысль: а не пересмотреть ли учёным историю славянских литератур вообще.
Итак, зачитывается данная шедевристическая работа:

«Осень! Унылая пора, очей очарованье… Так не раз говорил великий русский поэт Александр Семёнович… Пушкин. И, безусловно, Семёнович, сказал бы это, если бы мог стоять на дружеской ноге со славянскими поэтами начала ХХ века, сказал бы от всей своей могучей русской души и Есенину, и Блоку, и Ахматовой, и, соответственно, белорусским коллегам Купале, Коласу, обязательно Богдановичу и даже, пожалев нестабильную Украину, славному её сыну – поэту Тарасу Бульба-Шевченко. Но, к сожалению, Пушкин не мог стоять на ноге вместе с этими поэтами, так как он уже был мёртв, хоть и слава о нём была жива.
Но зато в ту пору мог стоять на ногах Есенин. И эти ноги сами приводили его в русский лес, где осень была видна невооружённым глазом и была так прекрасна, что стихи сами лезли поэту в его открытую душу и талантливую голову:
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани,
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Читайте также:  Чем надо подкармливать яблони осенью

Как видно из этих строк, образы головы и осени неотделимы от тела и души поэта. Но не менее важное место в образной палитре Сергея Есенина занимало сердце. Чувствуя его удары в груди, Сергей писал навзрыд, тактично выражая своё возмущение неустойчивостью осенней погоды:
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

Стоит заметить, что и в современном мире неустойчивость погоды вызывает возмущение широких слоёв населения. На основе этого факта я догадываюсь, что на сбои погодных процессов в смене и течении времён года повлиял мировой экономический кризис, и начался он в Республике Беларусь именно осенью. И великий русский поэт Серёга Есенин, безусловно, предчувствовал всё это ещё в начале прошлого столетия. Сейчас, когда мировой кризис стал для нас уже привычным и всего лишь временным явлением и не пугает нас, как это было прошлой осенью, стоит прислушаться к советам поэтов-мэтров от Есенина и Пушкина, до Купалы и Коласа, и обязательно Богдановича, которые в своих стихах и по сей день призывают народные массы больше обращать внимания на саму осень. На её очарование, обаяние, порхание, парение. И если белорусы и русские к этому совету прислушиваются, то украинцам и грузинам надо ещё много работать над собой.
А перепады в погоде – это одна из визиток современности. Вот-вот, как хорошо! Солнышко пригрело! Настроение, как пачка чипсев, раскрылось. А через минуту-другую, бац-бац, обана, хоп-хоп, але-гоп – ветер резкий и дождь наглый, наглый такой… И уже не до чипсев… И только тот человек, кто в душе художник и поэт, улыбнётся такому сюрпризу. И это классно! А что касается классика Сергея Есенина, то, как мне кажется, он улыбался сюрпризам погоды редко, выливая на бумагу всю свою классическую печаль:
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Читайте также:  Уннв осень разорвался ядерный гриб минус

Когда мы, молодое поколение, вчитываемся в серёженские есененские строки, в голове у самых литературно-продвинутых моих ровесников проскальзывает мысль: что можно ещё нового сказать об этой рыжей поре года, постепенно лысеющей на глазах у публики и впихивающей разные поколения населения в объятия мерзловатой, сыроватой, но гениально-простоватой зимы.
Да, после того как легандарный поэт и рок-музыкант современности Юрий Шевчук и его ДДТ на вопрос народа «Что такое осень?» ответили, припеваючи: «Это небо, плачущее небо под ногами…», добавить к такому заявлению, вроде бы, и нечего. Но…
Но меня как исследователя заинтересовал вопрос: почему осень продолжает привлекать музу творцов даже чаще, чем расцветающая весна, а про лето и зиму вообще ощутимо меньше сочинено, спето, сказано, написано на бумаге, на холсте, на заборе и на других носителях современности? Я выдвинул гипотезу, что осень – самая экстремальная пора года. И это даже видно по этаким вот броским названиям известных песен, кинофильмов и даже продуктов питания, и Есенину, к сожалению, так и не удалось всё это услышать и увидеть. Например: фильм «Осенний марафон», песня «Осенний поцелуй» Пугачёвой, конфеты «Осенний букет». Звучит же как, а! Хотя, если заглянуть под эту осеннюю обёртку, то становится заметно то, что все эти броские названия как-то однотипны…
Названия весенние вроде бы, поразнообразнее. Вспомним тот же самый голосистый «Ласковый май», любимую группу из юности моей мамы, или ту же самую киноленту ретрическую, то есть ретровскую. короче, любимый ретро-фильм моей бабушки «Весна… на…этой… Заречной улице». А ещё есть любимая ретро-песня моего папы «Весенний день» ретро-группы «Аракс», название которой я сперва спутал с «Арией»… Но всё равно «Осенний марафон» и тот же самый «Осенний поцелуй» Пугачёвой куда более экстремальные названия. Да дело-то, прежде всего, как говорит мой ретро-дедушка, не в названиях, а в энергетике, которая этими названиями разносится по белу свету.
Итак, экстрим и осень. Осень, экстрим и Есенин. Экстрим вдохновлял поэта. Ведь когда дни становятся короче, а ночи длиннее, и птицы, не соглашаясь с этим улетают на юга, а медведи становятся до такой степени ленивыми, что готовы не вылезать со своих комфортабельных берлог, оставляя нас, своих земляков, в ограниченной флоре и фауне, разве это не экстрим. А уж какой всенародный экстрим вырывается наружу, когда на улице пятые-десятые сутки погода, как в холодильнике, который уже протекает, но ещё морозит (прям, как у меня дома), а до начала отопительного сезона, как до китайской границы. И даже не зная, что такое холодильник и современный Китай, поэт тонко чувствовал печаль русской души и выкладывал её на бумагу, жалея свою родину:
О край дождей и непогоды,
Кочующая тишина,
Ковригой хлебною под сводом
Надломлена твоя луна.

Читайте также:  Доброго утра осень дети

Образ хлеба среди дождей и непогоды делает эти строки ещё понятнее, ещё народнее, ещё экстримальнее. Так и хочется добавить моваю беларускіх песняроў:
Мой родны кут,
Як ты мне мілы… »

И вдруг, в конце своего писания Фёдор Доставаловский делает точное наблюдение, раскрывая свои философские способности. Он пишет:

«И вот получается, что с философской точки зрения, осень, как и любая пора года, это – своеобразное зеркало души. Душа одна, а состояний много: то желто-зелёное, то красно-жёлтое, а вот бледно-вялые оттенки меняются на золотисто-оранжевые…
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать…

В этих строках Сергей Есенин даёт понять народу: осень – это, если перевести с языка поэзии, на язык делопроизводства, пора подготовки годового отчёта. Развёрнутого личного отчёта за прожитый год – каждому из нас. Ведь на носу у каждого из нас и у осени – год новый.
Вот каков итог моего исследования осенней темы в творчестве Сергея Есенина.
Спасибо тебе, великий русский поэт, за то, что твоё творчество помогло раскрутиться. ой, развернуться творчеству моему!».

Жюри конкурса после долгих споров – не смотря на то, что в данном тексте было найдено 22 стилистические и 2 грубейшие фактические ошибки, – всё-таки пришло к единому мнению: отметить учащегося 11-дважды-штрих литературно-исторического класса лицея № 1 Фёдора Доставаловского специальным призом «За оригинальность», при этом рекомендовав ему внимательнее изучать творчество классических и современных славянских поэтов. С этой целью Фёдору из библиотечного фонда лицея были выделены для философского анализа и последующего личного годового отчёта пять томов антологии мировой поэзии.

Источник

Есенин и золотая осень

ЕСЕНИН И ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Сегодня были в отделении дневного пребывания нашего городского центра реабилитации инвалидов «Меридиан», показывали свою литературно–музыкальную композицию, посвящённую 120-летию со дня рождения Сергея Есенина. Мы – это клуб любителей поэзии «Возрождение». Составила композицию, как всегда, моя Татьяна. Она и красивое название нашла для композиции «Он стихом, как колдовством, нас опьяняет». Это строка из стихотворения Натальи Фёдоровой – дочки бывшего члена нашего клуба Нины Ильиничны Макаровой, так рано покинувшей нас. Сейчас с Наташей я порой поддерживаю связь. Нужно будет ей позвонить и сказать, что её стихотворение о Сергее Есенине мы использовали в своём выступлении.
Очень красиво Татьяна открыла выступление. Она начала его песней о России. В песне есть такая строка: «Как будто читает поэму Есенин…». Сразу пошёл лирический настрой. И хотя мы немного превысили время своего выступления, зрители не уходили, слушали с удовольствием, много хлопали, а потом искренне благодарили нас.
Участвовало нас 11 человек. Тамара Алексеевна Татаренкова рассказала о жизни поэта, а потом все читали его стихи. Читали с выражением, очень хорошо. Стихи подбирали сами, то есть читали свои самые любимые.
Очень украсило нашу программу пение Любови Юрьевны Деняпкиной. Как же хорошо она поёт! Зрители не сидели равнодушно. Песни были знакомы, поэтому все подпевали. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Отговорила роща золотая…», «Клён». Кто не знает этих песен Есенина?
В нашем клубе много пишущих , поэтому и сегодня не обошлось без своих авторских стихов, посвящённых Есенину. Очень интересное стихотворение написала к этой композиции Мая Васильевна Рыбкина. Мне понравилось оно. Прочитала и я своё.

КАК ЕСЕНИНА ВОСПЕТЬ?

Как Есенина воспеть,
Землю, где поэт родился?
Осень – золотая медь…..
Свет божественный струился…..

Зори, рощи и луга,
Голубой Оки разливы,
Сенокосы и стога,
Звень и птичьи переливы…..

Здесь поэзия во всём:
В каждом листике, тропинке!
Мы стихи поэта пьём,
То смеясь, а то с грустинкой.

Не иссякнет никогда
Тот родник, что мы открыли.
Бьёт священная вода,
С нас налёт смывая пыли.

Гордо славу воздаём
Мы рязанскому поэту,
И находит каждый в нём
Для себя частицу света.

4 февраля 2013 года

По дате , поставленной после стиха, видно, что написано оно давно и связано с Рязанью, с моей поездкой на Шестой Всероссийский турнир самодеятельных поэтов Всероссийского общества слепых. Именно в Рязани, на родине Сергея Есенина, проходил турнир. Когда я готовилась к поездке, то и пробовала писать что-то о великом русском поэте. К слову сказать, на том турнире вместе с дипломом я получила поощрительный подарок – тифломагнитолу, умеющую читать кассеты, диски и флешки. Такие устройства для чтения «Говорящей книги» делают на рязанском УПП – специальном предприятии, на котором используют труд слепых.
Нынешний день останется в моей памяти ещё и потому, что утром, перед выступлением, у меня родилось новое стихотворение. Наверное, это произошло не случайно. Есенина, рождённого золотой осенью, писавшему много об осени, мы всегда связываем с этой красивейшей порой года. И моё стихотворение тоже о солнечно-золотой осени. Вот оно.

Грустила берёзка о солнечном лете,
Роняя свой лист золотой.
Приветливый ветер затейливо метил
Поляну осенней листвой.

Узор, что выкладывал он терпеливо,
Светился под ярким лучом.
От жёлтого к красному – все переливы
Сияли в огне золотом.

А осень стояла задумчиво-тихо,
Любуясь сиянием дня.
К ней рядом трусливо присела зайчиха,
А ветер листочки ронял.

Кружил листопад, и берёзкины слёзы
Сплетались в осенний узор.
Ещё далеко, далеко до мороза —
Октябрь свои руки простёр.

14 октября 2015 года

Удивительно, что стихотворение написалось сразу. У меня в моей папке стихов много недописанного. Дала себе обещание, если пишу новое – стараться дописывать его. Последнее время обещание удаётся выполнять. Не знаю, как пойдёт дальше.

14 октября 2015 года

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.10.2015. События. События.
  • 25.10.2015. На родину к поэту-фронтовику
  • 15.10.2015. Музей казачества и день рождения
  • 14.10.2015. Есенин и золотая осень

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Сергей Есенин — Осень: Стих

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

Анализ стихотворения «Осень» Есенина

История написания

Стихотворение «Осень» Сергей Александрович написал в юном возрасте, в 1909 году. Ему было всего четырнадцать лет. Исследователи поэта предполагают, что Есенин не завершил работу над стихом, либо окончания его труда не сохранилось до наших дней.

Но напечатано стихотворение было гораздо позже, в 1916 году, в составе сборника «Скифы». Точная дата неизвестна, но скорее всего, рукопись была передана в печать во второй половине ноября 1916 году Р. В. Иванову (1878 — 1946), ему же поэт посвятил свое «детище».

С последним поэта связывало общее членство в идейно-литературном объединении «Скифы». Стихотворение поэт сочинил в жанре элегии, которая была популярна у писателей 19 века. Произведение «Осень» насыщено эпитетами и содержит пейзажную лирику.

Содержание

Свои переживания герой высказывает через образ осени. Каждая строка все подробнее дополняет процесс увядания в осеннюю пору. Можно сквозь строки провести параллель: подобно тому, как природа угасает, так и жизнь человека мимолетна. Каждый год человеческой жизни подобен листу, который пожелтел и опал. Картины сменяют друг друга, создавая единый сюжет.

В последней строчке стихотворения Есенин описывает, как красные гроздья калины превращаются в раны Иисуса Христа. Такими словами поэт приходит к логическому завершению: в конце жизненного пути человек раскаивается за свои проступки.

Стихотворение начинается с дневного времени суток, а заканчивается глубокой ночью. Одна пора времени сменяется другой. Противопоставление дня и ночи. Подобно тому как лето заканчивается осенью, которая быстро «мчится» как конь, а за ней наступает зима — так и человеческая жизнь мимолетна.

Образы

Вначале стихотворения Есенин сравнивает осень с конем. В литературном значении конь – символ свободы, так автор проводит аналогию с осенью, что это такое же быстротечное время года. Усиливает этот эффект быстрое перемещение животного: вначале кобыла «в чаще можжевеля,» затем у берега реки.

Вместе с «бегом» коня изменяется и природа: конь стукнул по берегу реки — и вода в ней замерзла. Затем наступила тишина.

Еще один образ «схимник-ветер.» Осенний ветер несет листву по оврагам, и дорогам превращая в круговорот радужных листьев. Выглядит очень красиво и захватывающе.

Автор использовал в своем стихотворении антропоморфизм. Он наделяет природу свойствами человека или животных. Осень для него — «рыжая кобыла», ветер — схимник, который «мнет листву по выступам дорожным».

Источник

Оцените статью