Осень русского средневековья конференция

Осень русского Средневековья

Осень русского Средневековья

Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Корпусе Бенуа Русского музея с 21 февраля по 13 мая 2019 года.

Выставка, посвященная сакральному искусству XVII столетия, представляет более 500 произведений исключительно из фондов Русского музея, многие из которых демонстрировались впервые или с новой атрибуцией. Обширная коллекция икон, книг, предметов ювелирного искусства, лицевого шитья, монументальной живописи XVII века, собранная в музее, дает всестороннее представление о путях и особенностях развития искусства этого времени.

Тур позволяет совершить виртуальное путешествие по залам выставки, детально рассмотреть экспонаты и получить о них подробную информацию, а также прослушать аудиогиды о наиболее значительных произведениях.

Подробнее о выставке можно узнать из лекций ведущих специалистов отдела древнерусского искусства, которые прошли в Центре мультимедиа Русского музея. Это лекции Полины Западаловой о выставке в целом и об иконописцах Оружейной палаты, Ирины Шалиной – об иконописи первой половины – середины XVII века, Ирины Антроповой – об искусстве мастеров Русского Севера, Светланы Новаковской-Бухман и Ольги Клюкановой – о ювелирном и прикладном искусстве XVII века – художественном металле, лицевом шитье и резьбе по дереву. Посмотреть видеозаписи этих лекций зритель может прямо в виртуальном туре по выставке.

На выставке зритель может познакомиться с основными явлениями художественной жизни XVII века, узнать о развитии разных центров. Среди произведений выставки – «строгановские иконы» и «строгановское лицевое шитьё», выполненное в мастерских Сольвычегодска; произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля Федора Ушакова и Кирилла Уланова, выработавших новый стиль, который получит впоследствии название «живоподобный». Отдельные залы выставки посвящены искусству Поволжья и Русского Севера, где можно увидеть произведения, созданные мастерами из Ярославля, Костромы, Каргополя, Вологды, создавшими свой стиль, отличный от столичных иконописцев.

Особого внимания заслуживают произведения ювелирного и прикладного искусства, выполненные из золота и серебра – роскошно оформленные напрестольные Евангелия, оклады икон, украшенные рубинами, алмазами, изумрудами и эмалями, посуда, церковная утварь. Уникальна по своему художественному совершенству серебряная крышка раки преподобного Александра Свирского, ставшая вкладом первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича – в Александро-Свирский монастырь. Привлекают внимание на выставке резные киоты и царские врата, ставшие отголоском древнерусской архитектуры, а также деревянная скульптура для убранства храмов, получившая широкое распространение на Русском Севере.

Погружение в художественный мир русской культуры XVII века, начавшегося Смутным временем и завершившегося петровскими преобразованиями, позволяет лучше понять богатую историю нашей страны и по-новому взглянуть на эту далекую эпоху.

Источник

Осень русского средневековья конференция

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Новости и события

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Онлайн-лекции
  4. Беседы о русском искусстве
  5. Цикл лекций «Осень русского Средневековья»

Цикл лекций «Осень русского Средневековья»

Цикл лекций «Осень русского Средневековья» приурочен к открытию одноименной выставки в корпусе Бенуа, состоявшегося 21 февраля 2019 года, и к столетию выхода в печать книги голландского культуролога Йохана Хейцинги «Осень Средневековья». Он подготовлен сотрудниками Отдела древнерусского искусства Русского музея и имеет целью всесторонне осветить особенности художественной культуры XVII столетия преимущественно на примере произведений, представленных на этой временной экспозиции.

Увядание сакральной культуры Святой Руси, развитие светского начала в живописи и литературе, кризис иконы как явления духа и искусства — все эти тенденции определяют облик противоречивой эпохи, но вместе с тем она характеризуется стремлением к сохранению наследия, к избыточной фиксации мысли и духовного опыта в художественном образе, небывалым цветением, стократным умножением изобразительных форм. В их пёстром мире воплотились мучительные поиски человеком УII века эстетического и этического идеала, остававшегося в это время двуединым в силу того, что в религиозном мировоззрении красота и благо оставались неразрывно связаны между собой.

Лектор: Полина Вадимовна Западалова, кандидат наук, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Лектор: Ирина Александровна Шалина, кандидат наук, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Лектор: Полина Вадимовна Западалова, кандидат наук, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Лектор: Ольга Витальевна Клюканова, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Лектор: Ирина Анатольевна Антропова, научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Лектор: Светлана Михайловна Новаковская-Бухман, кандидат наук, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства

Источник

Осень русского средневековья конференция

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Новости и события

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Онлайн-лекции
  4. Беседы о русском искусстве
  5. Лекция «Осень русского Средневековья». Выставка искусства XVII века в Русском музее

Лекция «Осень русского Средневековья». Выставка искусства XVII века в Русском музее

26 марта в Центре мультимедиа начался цикл лекций к выставке «Осень русского Средневековья». Зрителей ждала встреча с сотрудниками отдела древнерусского искусства Русского музея, которые создавали выставку древнерусского искусства XVII века в залах Корпуса Бенуа.

Лекции специалистов Русского музея — это еще и уникальная возможность взглянуть на выставку под другим углом зрения.

Первая лекция к циклу «Осень русского Средневековья» вводит слушателя в круг понятий, необходимых для постижения смыслов, необходимых для постижения основ эстетики XVII столетия.

Каким образом удачное словосочетание, найденное Йоханом Хейзингой, применявшееся исследователем в отношении культуры Франции и Бургундии XIV-XV столетий, оказалось перенесено на явления художественного процесса, происходившего на другом хронологическом этапе в Московском царстве?

Каковы стержневые проблемы изучения изобразительного искусства XVII века?

Почему таким нестойким и противоречивым является терминологический аппарат, используемый в отношении русской культуры этого времени, допускающий говорить о нем одновременно как об эпохе Барокко, Ренессанса и Средневековья?

В чем состояла новизна художественного видения человека данной эпохи?

Ответы на эти вопросы можно найти, внимательно рассматривая произведения иконописцев и ремесленников XVII века на выставке, посвященной искусству Московского царства в эпоху его заката.

Подписаться и смотреть лекцию на Медиапортале Русского музея

Кандидат наук, старший научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Русского музея. В 2015 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Иконография древнерусских царских врат XVI–XVII веков. Происхождение. Типология. Символика».

Дизайн и разработка – «Музей Плюс»

Контент – «Виртуальный Русский музей»

Старый портал проекта — http://virtualrm.spb.ru
(архив материалов с 2009 г. по 1.04.2016)

Портал создан при поддержке НП «Виртуальный Русский музей»
и БФ «Система»

Источник

Осень русского средневековья конференция

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Новости и события

Выставка «Осень русского Средневековья»

Выставка, посвященная сакральному искусству XVII столетия, представляет произведения исключительно из фондов Русского музея, многие них — впервые или с новой атрибуцией. Обширная коллекция книг, предметов ювелирного искусства, лицевого шитья, иконописи, монументальной живописи XVII века, формировавшаяся постепенно с момента основания музея, дает всестороннее представление о путях и особенностях развития искусства этого времени.

Для русской культуры XVII века, начавшегося смутным временем и завершившегося петровскими преобразованиями, свойственно нарастание индивидуального, личностного начала, появление в иконописи черт иллюзионизма, усиление связей между живописью и иконописью, большой интерес ко всему западноевропейскому, небывалое внимание к детализированному мелочному письму.

Зритель сможет познакомиться с основными явлениями художественной жизни XVII века, узнать о развитии разных центров. При взгляде на роскошно оформленные напрестольные Евангелия, драгоценные, с рубинами, алмазами и изумрудами, оклады икон, недосягаемые по мастерству исполнения памятники иконописи, трудно поверить, что XVII век — это не только небывалый расцвет, но, вместе с тем, пышный закат средневековой культуры.

Одна из ярчайших примет своеобразия иконописи XVII века — это исключительное обилие имен. От XVII века до нас дошли сотни подписных икон и произведений декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены иконы кисти Симона Ушакова, Прокопия Чирина, Никифора Савина, Тихона Филатьева, Кирилла Уланова, Никиты Павловца, произведения лицевого шитья, исполненные в мастерских Анны Ивановны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Ильиничны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина и других мастеров.

В эту эпоху прослеживается нарастание противоречий, усиление полярности художественных явлений. Погружение в художественный мир Осени русского средневековья позволяет по-новому увидеть эпоху петровских преобразований, осознать, что основание и строительство Петербурга, а также процесс обмирщения искусства в XVIII столетии были органичным следствием духовных поисков человека XVII века.

Источник

Осень русского Средневековья

Выставка, посвященная сакральному искусству XVII столетия, представляет произведения исключительно из фондов Русского музея, многие них — впервые или с новой атрибуцией. Обширная коллекция книг, предметов ювелирного искусства, лицевого шитья, иконописи, монументальной живописи XVII века, формировавшаяся постепенно с момента основания музея, дает всестороннее представление о путях и особенностях развития искусства этого времени.

Для русской культуры XVII века, начавшегося смутным временем и завершившегося петровскими преобразованиями, свойственно нарастание индивидуального, личностного начала, появление в иконописи черт иллюзионизма, усиление связей между живописью и иконописью, большой интерес ко всему западноевропейскому, небывалое внимание к детализированному мелочному письму.

Зритель сможет познакомиться с основными явлениями художественной жизни XVII века, узнать о развитии разных центров. При взгляде на роскошно оформленные напрестольные Евангелия, драгоценные, с рубинами, алмазами и изумрудами, оклады икон, недосягаемые по мастерству исполнения памятники иконописи, трудно поверить, что XVII век — это не только небывалый расцвет, но, вместе с тем, пышный закат средневековой культуры.

Одна из ярчайших примет своеобразия иконописи XVII века — это исключительное обилие имен. От XVII века до нас дошли сотни подписных икон и произведений декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены иконы кисти Симона Ушакова, Прокопия Чирина, Никифора Савина, Тихона Филатьева, Кирилла Уланова, Никиты Павловца, произведения лицевого шитья, исполненные в мастерских Анны Ивановны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Ильиничны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина и других мастеров.

В эту эпоху прослеживается нарастание противоречий, усиление полярности художественных явлений. Погружение в художественный мир Осени русского средневековья позволяет по-новому увидеть эпоху петровских преобразований, осознать, что основание и строительство Петербурга, а также процесс обмирщения искусства в XVIII столетии были органичным следствием духовных поисков человека XVII века.

9 декабря 2021—7 марта 2022

В.В. Пакулин, наделенный уникальным, ярким талантом, был увлечен в 1920-30-е годы поисками «большого стиля», отдавая дань общим устремлениям многих художников послереволюционного времени. Первая в Русском музее персональная выставка художника призвана полно и многогранно представить его поиски и открытия в сфере живописи, графики и театрального искусства.

22 июля—20 сентября 2021

На выставке, посвященной 150-летию со дня рождения Грабаря, представлено более 100 живописных произведений, выполненных в 1880-е – 1950-е годы. Экспозицию составят произведения из 17 российских музеев, а также частных коллекций обеих российских столиц.

Источник

Читайте также:  Как обрезать черешню весной или осенью
Оцените статью