Осень слоги 1 класс

Логопедическое занятие слоговой состав слова «Осень» для детей 1 класса с ФФН

Галина Гринько
Логопедическое занятие слоговой состав слова «Осень» для детей 1 класса с ФФН

Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез слов.

Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м. р. и ж. р.

Лексическая тема: Осень

Цель: Учить делению слов на слоги, закрепить правило, сколько в слове гласных, столько же и слогов.

Логопедические задачи:

— Учить делить слова на слоги.

— Учить согласовывать прилагательных с существительными м. р. и ж. р

— Обогащать и активизировать активный и пассивный словарь по теме «Осень».

— Развивать звукобуквенный анализ и синтез, фонематический слух.

— Развивать логическое мышление и связную речь.

— Развивать зрительное внимание.

— Развитие мелкой моторики.

— Воспитывать аккуратность при ведении тетрадей.

Оборудование: набор картинок по теме «осень», карточки с заданиями, презентация, музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование.

1. Орг. момент и повторение изученного материала. Слайд. №2.

Логопед предлагает послушать музыку закрытыми глазами.

1,2,3, в осеннем лесу очутись.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, выдох под счет «раз», «два», «три» — ртом.Дует легкий ветерок: «У-у-у» (тихо).Подул сильный ветер: «У-у-у» (громко). Заблудились в лесу,закричали: «Ау!» (громко, «Ау» (тихо).Листочки нам в ответ: «А-о-у-и».

Какие звуки леса вы услышали?

Кто живет в лесу, Какой лес осенью? Назовите осенние месяца.

Назовите признаки ранней осени, поздней осени.

Что делаю люди осенью в огородах, садах? (ответы детей)

Правильно, молодцы! Собирают урожай. Ходят в лес за грибами и ягодами.

Сейчас мы с вами тоже отправимся в лес. Чтобы собрать грибы, мы должны знать гласные звуки и уметь делить слова на слоги. Какие гласные звуки вы знаете? А,о, у, ы, э, и. Как узнать сколько слогов в слове?. Ответы детей. Напоминание правила. Сегодня мы поучимся делить слова на слоги.

2. Основная часть. Слоговой анализ и синтез. Слайд №3.

В первую картинку кладем слова, в которых 1 слог, во вторую-2 слога, третью – 3 слога. Подбери к каждой схеме картинку.

Молодцы. Правильно наполнили корзинки.

3. Физминутка «Листочки».Музыка: звучит шум леса.

Осенние листочки закружились

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много листочков. А давайте поиграем в игру.

Игра «Собери листочки». (На столе разложены разноцветные листочки, на которых нарисованы картинки и макеты грузовиков на которых нарисованы цифры – 1, 2, 3)

Задания: взять листочек, назвать гласные звуки, разделить слово на слоги и погрузить в машину с соответствующей цифрой).

Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

4. Обогащение и активизация словаря по теме «Осень». Развитие зрительного внимания. Согласование прилагательных с существительными м. р. и ж. р. Слайд№4.

Игра «осенние слова»

Дети: Золотая осень, печальная, хмурая погода, хмурое небо, красивые листья, разноцветные деревья, дождливая погода, долгая осень, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковое солнышко.

5. Слайд. № 5. Измени по образцу. Игра «Увеличь слово».

А сейчас мы свами станем фокусниками. Превратить слово состоящее из одного слога в слово – 2 слога.

Запишите в тетрадь слоговые схемы полученных слов.

6. Прочитайте стихотворение и отгадайте, сколько слогов в слове. Слайд №6.

Запишите его цифрами.

Грустно дуб роняет желуди, 2 1 3 3

Опустел наш старый сад. 3 1 2 1

Парашютиками желтыми 6 3

Листья по ветру летят. 2 1 2 2.

7. Пальчиковая игра. «Осенний букет»

8. Отгадай зашифрованные слова. Слайд №7.

9. Слайд №9. Наш а прогулка по осеннему лесу заканчивается. Закрыли глаза. 1,2,3 в классе очутись.

10. Рефлексия. Что вам помогало при делении слов на слоги? Ответы детей. Какое задание вам показалось самым трудным, какое легким? Ответы детей. Все потрудились хорошо, и я хочу подарить вам осенний листочек.

Выберите себе листочек: красного цвета- вам все задания были под силу, зеленый – у вас что-то не получились.

Занятие по развитию ритмико-слухового восприятия при формировании слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи Задачи: 1. Формировать слуховое внимание и память. 2. Формировать чувство ритма и языка. 3. Формировать фонематический и слоговой анализ.

Урок по теме «Слоговой состав слова: трехсложные слова» во втором классе. Русский язык Тема: «Слоговой состав слова: трехсложные слова» 4 занятие по теме Цель: Развитие слогового анализа и синтеза. Задачи: Развитие навыков.

Источник

Как перенести слово «осень»?

Слово «осень» не воз­мож­но пере­не­сти по сло­гам с одной стро­ки на дру­гую. Это дву­слож­ное сло­во сле­ду­ет напи­сать цели­ком на преды­ду­щей или после­ду­ю­щей строке.

Чтобы понять, мож­но ли пере­не­сти сло­во «осень» с одной стро­ки на дру­гую, раз­де­лим его на фоне­ти­че­ские слоги.

Деление на слоги слова «осень»

При деле­нии на сло­ги сло­ва «осень» учи­ты­ва­ем неко­то­рые зако­но­мер­но­сти. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем име­ет­ся глас­ных звуков.

В рус­ском язы­ке глас­ный звук может обра­зо­вать фоне­ти­че­ский слог в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с соглас­ны­ми звуками:

При сло­го­де­ле­нии так­же име­ем в виду, что в сло­вах пре­об­ла­да­ют откры­тые сло­ги, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся глас­ны­ми зву­ка­ми. Закрытые сло­ги обра­зу­ют сонор­ные соглас­ные (й, л, м, н, р) в сере­дине и в кон­це сло­ва и все соглас­ные в кон­це слов.

Существительное «осень» име­ет два глас­ных зву­ка. Соответственно в этом дву­слож­ном сло­ве насчи­ты­ва­ет­ся столь­ко же фоне­ти­че­ских слогов:

Первый откры­тый фоне­ти­че­ский слог орга­ни­зу­ет само­сто­я­тель­но глас­ный звук, обо­зна­чен­ный бук­вой «о». Второй закры­тый слог обра­зу­ет глас­ный и соглас­ные звуки.

Перенос слова «осень»

При напи­са­нии это сло­во может ока­зать­ся в кон­це стро­ки, на кото­рой оно не поме­ща­ет­ся. Тогда посмот­рим, мож­но ли его пере­не­сти по сло­гам в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии рус­ско­го языка.

Отметим, что фоне­ти­че­ской осо­бен­но­стью это­го сло­ва явля­ет­ся нали­чие пер­во­го откры­то­го сло­га, кото­рый обо­зна­чен одной бук­вой «о».

Обратим вни­ма­ние, что в рус­ском язы­ке не все­гда мож­но пере­но­сить сло­во соглас­но его фоне­ти­че­ско­му сло­го­де­ле­нию. Правило орфо­гра­фии не раз­ре­ша­ет остав­лять на одной стро­ке одну глас­ную, даже сло­го­об­ра­зу­ю­щую. В соот­вет­ствии с ука­зан­ным пра­ви­лом орфо­гра­фии бук­ву «о» в сло­ве «осень» нель­зя отры­вать от корня:

Существительное «осень» напи­шем цели­ком на пер­вой или сле­ду­ю­щей строке.

Источник

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — Осень (звуки и буквы)

осень — слово из 2 слогов: о-сень. Ударение падает на 1-й слог.

Транскрипция слова: [ос’ин’]

о — [ о ] — гласный , ударный
с — [ с’ ] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
е — [ и ] — гласный , безударный
н — [ н’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (парный)
ь — не обозначает звука

В слове 5 букв и 4 звука.

Цветовая схема: о с е н ь

Морфологический разбор слова «осень»

Часть речи: Имя существительное

Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: неодушевлённое, род: женский, число: единственное, падеж: именительный, винительный, отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?,

Начальная форма: осень

Звуко-буквенный разбор слова «осень»

Транскрипция: [о́с’ин’]

Количество слогов (2): о — сень

Переносы: осень

Значение слова «осень»

Осень

о сень, осени, жен.

1. Одно из четырех времен года, между летом и зимой. «Погода к осени дождливей.» Крылов . — Лето быстрое летит. «Настала осень золотая.» Пушкин (см. золотой). — Поздняя осень. «Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.» Некрасов . По осени (т.е. осенью). «По осени съезжу к сыну.» А.Н.Толстой . «Цыплят по осени считают.» (посл.).

2. перен. Увядание, одряхление, приближение конца (книж. поэт.). Осень Эллады.

Источник

Перенос слова «осень» по слогам

Слово «осень» не под­ле­жит пере­но­су по сло­гам с одной стро­ки на дру­гую. Это одно­слож­ное сло­во сле­ду­ет напи­сать цели­ком на стро­ке.

Чтобы понять, как пра­виль­но сле­ду­ет пере­не­сти сло­во «осень», раз­де­лим его на фоне­ти­че­ские сло­ги.

Деление на слоги слова «осень»

При деле­нии на сло­ги сло­ва «осень» учи­ты­ва­ем неко­то­рые зако­но­мер­но­сти. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем име­ет­ся глас­ных зву­ков.

В рус­ском язы­ке глас­ный звук может обра­зо­вать фоне­ти­че­ский слог в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с соглас­ны­ми зву­ка­ми:

При сло­го­де­ле­нии так­же име­ем в виду, что в сло­вах пре­об­ла­да­ют откры­тые сло­ги, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся глас­ны­ми зву­ка­ми. Закрытые сло­ги обра­зу­ют сонор­ные соглас­ные (й, л, м, н, р) в сере­дине и в кон­це сло­ва и все соглас­ные в кон­це слов.

Существительное «осень» име­ет два глас­ных зву­ка. Соответственно в этом дву­слож­ном сло­ве насчи­ты­ва­ет­ся столь­ко же фоне­ти­че­ских сло­гов:

Первый откры­тый фоне­ти­че­ский слог орга­ни­зу­ет глас­ный звук «о». Второй закры­тый слог обра­зу­ет глас­ный и соглас­ные зву­ки.

Перенос слова «осень»

Обратим вни­ма­ние, что в рус­ском язы­ке не все­гда мож­но пере­но­сить сло­во соглас­но его фоне­ти­че­ско­му сло­го­де­ле­нию. Правило орфо­гра­фии не раз­ре­ша­ет остав­лять на одной стро­ке одну глас­ную, даже сло­го­об­ра­зу­ю­щую. Букву «о» нель­зя отры­вать от все­го сло­ва.

ВыводСлово «осень» невоз­мож­но пере­не­сти по сло­гам с одной стро­ки на дру­гую. Оно пишет­ся цели­ком на стро­ке соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии.

Существительное «осень» напи­шем цели­ком на пер­вой или сле­ду­ю­щей стро­ке.

Аналогично нель­зя пере­не­сти сле­ду­ю­щие дву­слож­ные сло­ва:

Источник

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ОСЕНЬ»

В слове о́ сень:
1. 2 слога ( о́ -сень);
2. ударение падает на 1-й слог: о́ сень

1) Транскрипция слова « о́ сень»: [ о́ с❜и е н❜].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
о [ о́ ] гласн., ударный ; ниже см. § 20.
с [с❜] согл., мягк. (парн.), глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
е [и е ] гласн., безударный ; ниже см. §§ 52, 55.
н [н❜] согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука происходит только у парных звонких согласных. Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры).
ь [ ] нет звука

5 букв, 4 звука

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 20. Буква о обозначает ударяемый гласный [о] в следующих положениях: а) в начале слова: он, ось, о́ стрый, о́ хать; б) после гласных: за о́ хать, за о́ чник, по о́ даль, про о́ браз; в) после твердых согласных (кроме шипящих; о положении после шипящих см. § 22): дом, сом, пол, бок, вот, гром, лом, ток, ком, гость, ход, ц о́ кать.

§ 52. В заударных слогах после мягких согласных, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5 — 13), произносятся гласные [ ь ] и [ъ]. Гласный [ ь ] обозначается обычно буквой е, но в некоторых случаях также и буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а). Гласный [ъ] обозначается буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а), но в некоторых случаях также буквой е

Примечание. Гласные [ ь ] и [ъ] отличаются друг от друга прежде всего местом образования, которое является более передним у [ ь ] и более задним у [ъ]. Кроме того, они отличаются и степенью подъема языка — более высоким у [ ь ] (близким к подъему языка при [и]) и более низким у [ ь ] (при произношении гласного [ъ] подъем языка заметно ниже, чем при [ы]). Ср. к а́ пля и по к а́ пле (произносится [к а́ пл ❜ ъ] и [па-к а́ плъ]).

§ 55. На месте буквы е, за исключением некоторых падежных окончаний (о них см. ниже в этом параграфе), в заударных слогах произносится гласный [ ь ] 1 . Ср. в ы́ беру (произносится [в ы́ б ь ру]), в ы́ лезу (произносится [в ы́ л ь зу]), в ы́ чет (произносится [в ы́ ч ь т]), п а́ лец (произносится [п а́ л ь ц]); ол е́ ней, сос е́ дей (произносится [ал е́ н ь й], [сас е́ д ь й]); к а́ плей, б а́ ней, т у́ чей, р о́ щей (произносится [к а́ пл ь й], [б а́ н ь й], [т у́ ч ь й], [р о́ щ ь й]); арм я́ не, горож а́ не (произносится [арм ❜ а́ н ь ], [гъраж а́ н ь ]); в д о́ ме, в п о́ ле, на с е́ не (произносится [в-д о́ м ь ], [ф-п о́ л ь ], [на-с е́ н ь ]); к раб о́ те, в б а́ не, в р о́ ще (произносится [к-раб о́ т ь ], [в-б а́ н ь ], [в-р о́ щ ь ]); крас и́ вее, угр ю́ мее (произносится [крас и́ в ь й ь ], [угр ❜ у́ м ь й ь ]); деш е́ вле, бог а́ че (произносится [де е ш е́ вл ь ], [баг а́ ч ь ]), ст а́ нешь, б у́ дешь, пл а́ чешь (произносится [ст а́ н ь ш], [б у́ д ь ш], [пл а́ ч ь ш]); ст а́ нет, б у́ дет, пл а́ чет (произносится [ст а́ н ь т], [б у́ д ь т], [пл а́ ч ь т]); ст а́ нем, б у́ дем, пл а́ чем (произносится [ст а́ н ь м], [б у́ дем], [пл а́ ч ь м]); ст а́ нете, б у́ дете, пл а́ чете (произносится [ст а́ н ❜ те], [б у́ д ь те], [пл а́ ч ь т ь ]); ст а́ ньте, б у́ дьте, пл а́ чьте, куп и́ те, клад и́ те (произносится [ст а́ н ❜ т ь ], [б у́ т ❜ т ь ], [пл а́ чт ь ], [куп и́ т ❜ ], [клад и́ т ь ]).

В некоторых падежных окончаниях в заударном слоге на месте буквы е может произноситься гласный [ъ] (наряду с [ ь ]):

в им. п. ед. ч. средн. рода прилагательных: зл о́ е, друг о́ е (может произноситься [зл о́ йъ], [друг о́ йъ]); ст а́ рое, д о́ брое (может произноситься [ст а́ ръйъ], [д о́ бръйъ]); бар а́ нье, пт и́ чье (может произноситься [бар а́ н ❜ йъ], [пт и́ чйъ]);

в словах дв о́ е, тр о́ е (может произноситься [дв о́ йъ], [тр о́ йъ]);

в тв. п. ед. ч. существительных: к а́ мнем, уч и́ телем, пл а́ чем (может произноситься [к а́ мн ❜ ем], [уч и́ т ь л ❜ ъм], [пл а́ чъм]);

в род. п. мн. ч. существительных: бр а́ тьев, ст у́ льев, с у́ чьев (может произноситься [бр а́ т ❜ йъф], [ст у́ л ❜ йъф]. [с у́ чйъф]);

в им. п. ед. ч. существительных средн. рода: м о́ ре, п о́ ле, сч а́ стье (может произноситься [м о́ р ❜ ъ], [п о́ л ❜ ъ], [щ а́ с ❜ т ❜ йъ]).

Произношение перечисленных форм с гласным [ъ] характеризует старые нормы и сейчас употребляется наряду с произношением их с гласным [ ь ]: [зл о́ й ь ], [дв о́ й ь ], [к а́ мн ь м], [ст у́ л ❜ й ь ф], [м о́ р ь ].

1 Гласный [ ь ] заменен на сайте звуком [и э ], которым в настоящее время в вузовской и школьной литературе принято обозначать произношение букв е, я в безударных слогах после мягкого согласного.

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Источник

Читайте также:  Сочинение лес осенью 6 класс по русскому языку
Оцените статью