Весна цветами красна, осень снопами.
Пословицы русского народа. — М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .
Смотреть что такое «Весна цветами красна, осень снопами.» в других словарях:
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ — Гречиху сей, когда роса хороша. Гречиху сей, когда рожь хороша. Гречиху сей, когда трава хороша. За бороною пыль (сухо), будет блин (о гречихе). Гречиху сей, когда покажутся гречишные козявки. Как скворцы из гнезд, так и пора гречу сеять… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ЦВЕТ — муж. цвета мн. род или вид краски, масть, колер. Любимый цвет мой голубой, а желтого ненавижу. Обои веселого цвета, светлые. Купчихи рядятся в яркие цвета, они скромных цветов не любят. Шелка разобраны по цветам. Лицо болезненное, зеленоватое,… … Толковый словарь Даля
ПРИРОДА — это неустанное спряжение глаголов «есть» и «быть поедаемым». Уильям Индж В природе ничто не пропадает, кроме самой природы. Андрей Крыжановский Окружающая среда: то, во что превращается природа, если ее не охранять. Мы не можем ждать милостей от… … Сводная энциклопедия афоризмов
Природа(Посл.) — Пословицы и поговорки Россия Возраст(Посл.) * Гостеприимство(Посл.) * Дружба (Посл.) * Еда(Посл.) * Закон(Посл.) * Зло(Посл.) * Лень(Посл.) * Любовь(Посл.) * Ошибка(Посл.) * Природа(Посл.) * Работа(Посл.) * … Сводная энциклопедия афоризмов
Месяцеслов русский — (Святцы) годовой круг русского крестьянина, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, за которыми закреплены отдельные приметы, обычаи, обряды, поверья и наблюдения за явлениями природы. Дни месяцеслова… … Википедия
Источник
Познавательное занятие в старшей группе «Осенние приметы»
Светлана Плешакова
Познавательное занятие в старшей группе «Осенние приметы»
Осень
познавательное занятие в старшей группе
обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
учить детей называть характерные приметы осени.
учить устанавливать связь между признаками в природе
умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
закрепить навык образования прилагательного от
развивать внимание, мышление, память через игры и игровые упражнения.
развивать творческие способности, мелкую моторику рук
воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
(Стулья расставлены полукругом по количеству детей.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете,если отгадаете загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень.
Открывается дверь и заглядывает ёжик.
Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я к вам пришел за помощью, помогите мне понять,что происходит: раньше у меня было так много друзей, мы играли, бегали, смеялись. Вот, например, мой друг, зайка серенький, такой был веселый, забавный, а теперь я его не вижу. Правда, бегает по поляне другой заяц, белый, но я от него прячусь — ведь я с ним не знаком.
Медведь косолапый куда-то ушёл, и нет его. Рыжий бельчонок ускакал, а его место занял другой, серенький, да и все мои братишки исчезли, я один остался. Подскажите, что происходит? Как мне теперь жить, что делать?
Дети рассказывают ёжику об изменениях в природе, о поведении животных, об основных признаках осени.
Ёжик: так что, уже осень наступила? И вы можете это доказать?
Дети «доказывают» ежу, что за окном осень, ссылаясь на характерные признаки этого времени года, описывают осеннюю погоду.
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру, которая научит ёжика различать погоду
(Проводится игра с мячом.)
Игра «Погода осенью»
Посмотрите, что у меня в руках? Букет из осенних листьев. Кому в руки попадет этот букетик, тот отвечает. Готовы к игре?
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда дует ветер — ветреная
Когда идет дождь — дождливая.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно говорили о погоде
Воспитатель: А как вы думаете, осень всегда бывает
одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них осень изображена. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре, октябре, ноябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, засохли, небо в тяжелых свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем.
Воспитатель: Молодцы, вы верно назвали осенние месяцы и
рассказали об изменениях в природе, при этом выражали свои мысли четко, внятно, интересно. Из ваших ответов я поняла, что осень вам нравится. А теперь попробуем подобрать красивые слова, характеризующие осень.
Игра «Осенние слова»
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Приметы осени
Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
А теперь послушайте пословицы про осень.
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
От осени к лету поворота нету.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.
Приметы
В сентябре лето кончается, осень начинается.
В сентябре одна ягода, да и та — горькая рябина.
В сентябре синица просит осень в гости.
Гром в сентябре — к долгой осени.
Осенью паутина на ясную погоду.
Гром в сентябре — теплая осень.
В октябре до обеда осень, а после обеда зима.
Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная, суровая.
Большие муравьиные кучи — к мягкой зиме.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Ёжик: Ой, я слышу про снег! Даже страшно стало, ведь скоро зима, а у меня нет норки. Где же я буду листочки для своего зимнего домика искать?
Воспитатель: Не волнуйся, ёжик, ребята тебе помогут. Смотри, мы сейчас превратимся в осенние листочки.
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
Воспитатель: Сейчас сделаем листочки для ёжика, согласны?
Дети лепят листочки из соленого теста, заготовленного заранее.
Воспитатель: Какие красивые листочки у вас получились, ёжик будет рад. Листочки оставим на ночь, а завтра их разукрасим. Ёжик, не печалься, смотри, сколько листьев будет у тебя.
Ёжик: ну спасибо вам, ребята! Успокоили, обогрели, и так много нового узнал от вас. А за листочками я вернусь. До свидания!
Дети прощаются с ёжиком. Воспитатель предлагает подвести итоги
Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня с вами рассуждали, какие приметы осени вы знаете?
Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Зайчики шубки на белые, а то лиса или волк заметят, медведь залег в берлогу, ежи спрятались до весны в своих норках Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.
Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень давно хозяйничает в природе. Вы активно работали, помогли ёжику, красивые листочки сделали.
Дидактическая игра «Осень» Дидактическая игра «Осень» Цель: Формировать представления детей о времени года-осени. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
Реализация проекта «Уж небо осенью дышало…» Тема проекта * У природы нет плохой погоды*. Образовательная деятельность (занятия) Развитие речи. 1. * Осень*Цель: Закрепить знания детей.
Источник
Осенний праздник на основе фольклора для старших групп «Пойди туда, не знаю куда»
Юля Белова
Осенний праздник на основе фольклора для старших групп «Пойди туда, не знаю куда»
«ПОЙДИ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА»
Осенний праздник на основе фольклора для старших групп, 2021 год.
Зал оформлен под осенний лес. По углам расставлены декорации.
Дети проходят в музыкальный зал под русскую народную песню «На горе-то калина» Ляйля Хисматуллина, идут по кругу, змейкой, капусткой, рассаживаются.
Вот и осень наступила,
Посмотрите, как красиво!
Листья желтым отливают,
На солнце ярко так сияют!
Нет прекрасней осени такой,
Не зря ее все называют золотой!
Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим.
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
Гости недель восемь.
С громами сильными,
С дождями, ливнями.
Лейся, дождик, с неба,
Больше будет хлеба.
Сноп последний носим.
Приходи к нам с ливнем,
Со льном высоким,
С корнем глубоким.
Все дети: Осень, осень, в гости просим.
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми вами
Ну-ка, миленький дружок!
Поиграем в ручеек!
Проводится русская народная игра «Ручеек»
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор — «ручеек». После этого, играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка».
Осень. Как весело мне играть с вами, а песни, стихи вы знаете?
Сизый голyбь говорит:
– Ах, ты, лyжа вредная!
А голyбке говорит:
– Ах, ты, моя бедная!
Ведущая: Милая Осень, ребята споют тебе русскую народную песню «Летели две птички» (сольно).
Осень: Молодцы, ребята! А в награду за ваши труды покажу вам камень волшебный сказочный. Он вас позабавит да развеселит.
Поднимает накидку, под ней камень, а на нем написано: «Направо пойдешь – веселье найдешь. Налево пойдешь – чудеса найдешь. Прямо пойдешь – неизвестно куда попадешь». Идите по разным дорожкам, а мне пора прощаться с вами – землю дождями поливать, листочки раскрашивать, урожай собирать, проверить грибочки в лесу, все ли на своих местах. Прощается. Уходит.
Ведущая: А давайте направо пойдем, там веселье найдем. У нас праздник осенний, а какой праздник без веселья?
Дети идут змейкой за воспитателем, в зал входит Баба Яга, идет навстречу детям.
Баба Яга. Это еще что такое? Кто такие? Ой, детей-то сколько! Никогда так много не видела. Сразу скажу: никого не ждала, и в гости не приглашала. Ну что ж, коли пришли, так помогите мне все дела переделать. А дел еще много осталось, одной никак не управиться. Грибов нынче в лесу видимо-невидимо: и маслят, и рыжиков, и лисичек, и мухоморчиков! Я разных набрала да сушить повесила. Готовы уже, пора снимать.
Аттракцион «СНИМИ ГРИБЫ»
Двое взрослых натягивают веревку, с подвешенными на нее прищепкой грибами, дети пытаются снять грибы. Веревку можно поднимать высокого или опускать низко .
Баба Яга: Ребятушки, миленькие, помогите разложить паучков и червячков по разным банкам. Зимой я из них снадобье сварю.
Аттракцион «Паучки и червячки»
Баба Яга из своего фартука вываливает на середину большое количество насекомых. Раскладывать эту живность можно в большие прозрачные крышки из-под тортов.
Баба Яга: Ну, и весело с вами, ребятня. Пришли вы ко мне вовремя, помогли до холодов с делами управиться. Вот только жалко мне вас отпускать, оставлю у себя в лесу.
Ведущая: Бабушка Яга, как так? Ребят дома родители ждут, волнуются! Давай мы тебе музыку заиграем, а ты попляшешь.
Баба Яга: Правда-правда ребята сыграют? Ну дела, я 300 лет уж не плясала. Помню последний раз плясала с Кощеюшкой в молодости на этой полянке.
Дети играют на музыкальных инструментах, Баба Яга танцует. Прощается с ребятами, уходит.
Ведущая: Ребята, а нам нужно идти дальше, что на камне написано? Налево пойдешь – чудеса найдешь! Пойдемте за чудесами.
Идут за воспитателем змейкой, встают в круг.
Ребенок встает в круг, читает:
Черный ворон – эта птица
Меньше всех людей боится.
Громко каркает в гнезде
Длинный клюв сует везде.
Проводится русская народная игра «Ворон» Ладушки, старшая группа №30
Ведущая: Ворон летал, перышки потерял.
Игра с перышками.
Ведущая сдувает с ладоней перышки, дети ловят. Дети, которые поймали перышки, кладут их на тыльную сторону ладони, встают друг за другом и обходят полянку, по пути можно перешагнуть через пенек, присесть, пройти под ветками березы и т. д., передать перышки другим детям.
Ведущая: Чудеса, да и только! А нам пора идти, да вот только камень говорит: прямо пойдешь – неизвестно куда попадешь. Ребята, вы пойдете? Тогда смелее в путь!
Часть детей идут переодеваться, часть детей занимают места.
Дети разыгрывают спектакль «Федорин огород».
Сценка к празднику осени для детей старшего дошкольного возраста
Звучит «Шествие сеньора помидора» из балета «Чиполлино» Арама Хачатуряна, на середину зала выходят дети в масках овощей: Капуста, Лук, Морковь, Помидор, Перчик.
Овощи садятся «на грядку».
Жили-были за забором
Лук, капуста и морковка, (лучок встаёт и садится, как и все овощи далее,
С перчиком и помидором
У Федоры посуда немыта,
В огороде лучок не политый,
Как же только Федоре не стыдно?
Ох, как нам овощам обидно!
Ты лучок поплачь сильней,
И слезой меня полей,
Очень мне – капусте жарко,
Плохо зелени моей.
Посмотрите, как худа я,
Не морковка – а беда я.
Витаминов во мне нет,
Не гожусь я на обед.
В огороде сорняки,
И тропинки не найти
Солнышка совсем не видно
И мне, перчику, обидно.
Мы Федоре не нужны,
Мы Федоре не важны.
От Федоры мы уйдем
Огород другой найдем.
Звучит музыка, Овощи уходят за ширму.
Тут к огороду Федора идет,
Лейку и грабли с собою несет.
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
Ни картошки, ни капусты
В огороде не найду.
Ой, горе, Федоре, горе! (качает головой, ищет овощи)
Что случилось, бабушка Федора?
Ох, скорее, помогите,
Огород вы мой спасите!
Ведь вез вкусных овощей
Не сварю я даже щей!
Убежали с огорода
И редиска, и лучок,
И картошка, и капуста,
Помидор и чесночок.
Обиделись на тебя овощи Федора, ушли из огорода.
Звучит музыка, выходят овощи.
У Федоры было худо,
Не любила нас она.
Не полола, не рыхлила,
Загубила нас она!
Я на Федору так сердита,
Все лето на грядке стою, не полита.
Мы все заросли сорняками,
Поедены корни жуками.
Мы солнца ни разу не видели
За что нас так сильно обидели?
Бабушка Федора, ты опять стала лениться?
Ох, простите вы меня,
Пощадите вы меня!
Не буду больше я лениться,
А буду только я трудиться:
Поливать, рыхлить, копать.
Вас не буду обижать, (обращается к овощам)
Сорняки все уберу,
А жуков я прогоню!
Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!
Чтобы было много овощей на грядке,
Нужно огород держать в порядке.
А вы, ребята, согласны?
Праздник завершается раздачей подарков либо осенних угощений для ребят.
В сценарии использованы материалы из сборника И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Пойди туда, не знаю куда» Осенние праздники на основе фольклора.
«Капустные посиделки». Осенний праздник для детей старшей и подготовительной групп Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Образовательные задачи: 1. Знакомить детей с традиционными русскими народными.
«Папа, мама — я, спортивная семья». Семейный спортивный праздник для старших и подготовительных групп Семейный спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!» для детей старших и подготовительных групп Цель: укрепление здоровья детей.
Фотоотчет о праздничном концерте «Великий праздник — День Победы!» для старших групп Фотоотчет праздничного концерта «Великий праздник – День Победы!» 8 мая 2019 года в нашем саду прошел праздничный концерт, посвященный.
Источник