Осень занятие по развитию речи перелетные птицы

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» » Осень.Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект по речевому развитию «Осень.Перелетные птицы»

Скачать:

Вложение Размер
osen.pereletnye_ptitsy.docx 25.25 КБ
osen.pereletnye_ptitsy.docx 25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»

Конспект открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию

«Осень. Перелетные птицы».

(старший дошкольный возраст 6-7 лет)

Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа)

Цель : закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.

— закрепить представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.

— закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;

— закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;

— совершенствовать грамматический строй речи;

— развитие интереса к представителям живой природы;

— развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

— пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

— воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц.

Воспитатель: — Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам.

— Здравствуй, солнце золотое! (вытянуть руки вперёд)

— Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)

— Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора! (протягивают друг другу ладошки)

— Улыбнёмся всем гостям! Пожелаем им добра! (улыбнуться гостям, поклониться).

Раздается звук пришедшего электронного письма.

Воспитатель: — Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто его прислал. Видеописьмо от Незнайки «Здравствуйте, ребята! Пришел я сегодня в лес, а здесь совсем тихо и пусто. Да и деревья совсем другие. Что произошло? Может быть, наш лес заколдовал злой волшебник? Я сделал несколько фотографий, вы сможете мне объяснить, что произошло с природой?».

Воспитатель на слайде показывает картинки с изображением осенних явлений в природе (деревья с желтыми листьями, хмурое серое небо, пожелтевшая трава, стаи птиц, улетающие в теплые края).

Воспитатель: — Ребята, скажите, что изображено на этих фотографиях? (признаки осени в природе)

Дети:- Время года осень.

Воспитатель: — А какие признаки осени вы еще знаете?

Дети: — (исчезли насекомые, стало холоднее, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее и т.д.)

Воспитатель: — Ребята, вы сказали, что птицы улетают в теплые края. А почему они это делают?

Дети — (потому что становится холодно, нечего кушать).

Воспитатель: — А все ли птицы улетают в теплые края?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: — Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Дети:- (ласточки, скворцы, кукушки, жаворонки, дрозды).

Воспитатель: — А почему? Чем питаются эти птицы?

Дети: — Они едят насекомых.

Воспитатель: — Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? (насекомоядные)

— Вслед за насекомоядными птицами улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

— Как вы думаете, а с чем это связано?

Дети: — ( это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду).

Воспитатель: — Правильно. И таких птиц называют — водоплавающие.

— Послушайте внимательно и скажите, какие два слова прячутся в слове –водоплавающие .

Дети: — (плавать в воде)

Воспитатель: — Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём, у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят, летят, как попало, стаей.

На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие.

В: Назовите перелетных птиц.

Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )

Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)

Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)

И скворечник опустел (руки перед собой)

Аист крыльями полощет (взмахи руками)

Улетает, улетел (имитация полета птиц).

— А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки ( картинки отгадки вывешиваются на доске для игры «Кто улетел?»

1. Кто эта птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает . (Кукушка)

2. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад — вперед по пашне скачет,

А зовется птица. ( Грач)

3. Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец)

4. Спереди — шильце,

Сверху — черное суконце,

А снизу — белое полотенце. (Ласточка)

5. Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль)

— Давайте еще раз назовем всех птиц на доске.

Игра «Составь слово» Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

Паша — Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)

Амина- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Максим — Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

Артем – Первый звук (К),последний(А) (Кукушка)

Соня –Первый зыук ( Л), последний(А)

Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто улетел?».

Правила игры: воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы, дети открывают глаза и называют птицу, которой не стало. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Изображение убранной птицы возвращается назад, затем убирается уже другая птица.

— Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами поиграем.

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Игра «Скажи, какой, скажи какая». — Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Ласточка — у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Грач — у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)

У гуся длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)

У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)

Цапля — у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)

У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)

У цапли длинные ноги. Она. (Длинноногая)

Воспитатель — Ребята, скажите, что могут делать птицы?

Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»

(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют).

Дидактическое упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений).

Воспитатель — А теперь, ребята, попробуйте закончить предложение.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что …

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…

Птиц нужно любить и охранять, потому что…

Снова электронное письмо от Незнайки «Спасибо, ребята. Я все понял. Вы сегодня молодцы! Вы много рассказали о перелетных птицах. Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути!» (на слайде отлет птиц).

Итог. Ребята давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах.Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?

Источник

Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе на тему «Перелетные птицы»

Цель:

1. Ознакомление детей с понятием «перелетные птицы».

2. Развитие и обогащение словаря

3. Формирование четкости и связности высказывания.

4. согласование существительных с числительными

5. Образование новых сложных слов

6. Развитие мелкой и общей моторики

7. Развитие памяти, мышления, внимания.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы.

В: А сейчас сядет тот, кто назовет птицу, которую видел и которую знает.

1. Ребята, сейчас у нас какое время года?

Ответ детей: Зима!

В: А какую птицу мы можем увидеть сейчас на улице?

Ответы детей: Голубь, ворона, воробей.

В: А сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые улетают в теплые края, когда наступают холода. Это какие птицы? — ПЕРЕЛЕТНЫЕ.

В: Посмотрите, ребята, сегодня в гостях у нас разные птицы: утка, журавль, скворец, соловей, ласточка, лебедь, кукушка, грач, скворец.

В: Ребята, отгадайте загадки?

На шесте дворец, на дворе певец.

А зовут его …. Скворец.

Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок)

Сам оранжев, как закат,

Клюв короткий – сильный хват.

Плывет по небу, как кораблик,

А называют его … (Зяблик)

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

Вместе с этой черной птицей.

К нам весна в окно стучится.

Зимнюю одежду прячь!

Кто по пашне скачет? (Грач)

Встала Нянька на ходули

Лягушат найду ли —

Вот моя забота. (Цапля)

Нет, не дремлет на окошке —

Называют птицу «кошкой».

Почему так называют?

Отвечай, друг, поскорей,

Отвечай и не робей.

Эта птица (когда страшно)

Издаёт тяжёлый звук.

Будто кошка где-то рядом

Начала скандалить вдруг. (Иволга)

Перелётная крякушка ловит лягушек. Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

Брюшко в крапинках как будто,

Он поет, бывает, утром.

У птицы невысокий рост,

Называют ее….(Дрозд)

С вырезом глубокий хвост,

Небольшой у птицы рост.

Мы «касаткой» называем,

А весною наблюдаем. (ласточка)

Кто по тропочке идёт

Длинным хвостиком трясёт?

Догадайтесь сами! (трясогузка)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Ребята, осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. Поэтому они называются перелетными.

Давайте вместе скажем, как они называются! ПЕРЕЛЕТНЫЕ.

2. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Упражнение «Птичка»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальчику на обеих

Эта птичка – воробей, руках.)

Эта птичка – совушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крылышками.)

3. Логопед: Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц.

Ответы детей: — Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать.

В: Чем покрыто тело птиц?

– Оно покрыто перьями.

В: Ребята, у каждой птицы, разное оперение.

— У скворца – темный, с зеленоватым отливом.

— кукушка – серая, с полосатым брюшком.

— ласточка – У нее брюшко белое, спинка черная, грудка красная.

— лебедь — белое оперение.

— грач – черное оперение.

4. Игра «Скажи наоборот» — с мячом

В: Ребята, а сейчас я буду говорить вам предложения, а вы мне отвечать наоборот.

Журавль большой, а соловей – маленький.

Лебедь белый, а грач – черный.

У ласточки брюшко белое, а у кукушки – полосатое.

В: Молодцы ребята!

5. Игра «Назови одним словом»

В: У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать?

1. Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.

2. У ласточки длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Ласточка, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.

3. Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая ласточка? БЫСТРОКРЫЛАЯ.

4. У соловья звонкий голос, соединяем, что получится? Соловей, какой? ЗВОНКОГОЛОСЫЙ.

6. Игра «Закончи предложение»

Птенцы вылупились из… яиц.

Птицы построили много…. Гнезд.

Для скворцов ребята сделали много…… скворечников.

В гнезде птенец, а в гнездах — … птенцы.

Во дворе дерево, а в лесу — … деревья.

7. ФИЗМИНУТКА. Двигательные упражнения с речевым сопровождением.

Птички летали, (бегут на носочках по кругу по кругу друг за другом)

Крыльями махали, (размахивать руками, как крыльями

На деревья сели (приседают, развернувшись лицом в круг)

Снова полетели, (кружатся, размахивая руками, как крыльями)

На дорожку сели. (приседают, опуская голову).

8. Игра «Какая птица улетела»

Ребята, посмотрите на картинки, вспомним птиц, которые здесь есть.

ЛАСТОЧКА, ЛЕБЕДЬ, СКВОРЕЦ, АИСТ, КУКУШКА.

Посмотрите внимательно. Запомните птиц. А сейчас закройте глазки, и не подсматривайте.

Откройте глазки и назовите, КАКОЙ ПТИЦЫ НЕ СТАЛО?

Будь внимательным, смотри,

Кого не стало, говори!

9. Развитие мелкой моторики

Ребята, я хочу вам рассказать. У скворца особый домик. Его домик называется скворечник. У вас на столах, у каждого, есть скворец. И он не может попасть к себе в домик. Давайте поможем ему. Возьмите все карандаш. И проведем скворца в его домик.

Молодцы ребята. Помогли скворцу попасть в его скворечник. (рисунок с карандашами).

10. Физминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ: О чем мы сегодня говорили?? – О перелетных птицах.

Источник

Читайте также:  Поделка тема осень ваза
Оцените статью