Осеннее дыхание художник якутии

Осеннее дыхание художник якутии


Золотая осень Индигирки. 2002 г.

Мастерство и вдохновение

Афанасий Николаевич Осипов — живописец, действительный член Российской Академии художеств, народный художник СССР, Российской Федерации.
Народный художник РС(Я), заслуженный деятель искусств ЯАССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, лауреат премии Ленинского комсомола Якутии, президент Академии духовности РС(Я). Член СХ России.
Родился художник 28 февраля 1928 г. во II Эргитском наслеге Горного улуса Якутии. В 1945 году окончил Якутский кооперативный техникум. Желание стать художником помогло семнадцатилетнему Афанасию преодолеть путь из Якутска до Москвы за 27 суток и в дальнейшем успешно окончить Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И. Сурикова. В 1955 году А.Н. Осипов получает диплом Московского государственного института им. В.И. Сурикова (живописный факультет, мастерская профессоров П.П. Котова и П.Ф. Решетникова).
После окончания института в 19551957 гг. А.Н. Осипов работает преподавателем Якутского художественного училища; с 1957 г. переходит на творческую работу; с 1994-2004 гг. — трудится в должности профессора и заведующего кафедрой живописи Якутского филиала Красноярского художественного института, с 2000-2004 гг. — является профессором и заведующим кафедрой живописи художественного факультета Арктического государственного института культуры и искусств. С 2004 года А.Н. Осипов находится на творческой работе.
А.Н. Осипов — член Союза художников России с 1956 г., с этого же года — член Правления Союза художников Якутии; с 1968 г. по настоящее время — секретарь Правления СХ России; с 1966- 1991 гг. — член правления СХ СССР; с 1967 по настоящее время — председатель выставочного комитета региона «Дальний Восток»; в 1973 году избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств; с 1988 года является действительным членом РАХ; в году назначен президентом Академии Духовности Республики Саха (Якутия).
А.Н. Осипов избирался депутатом Верховного Совета СССР IX Созыва (1984-1989 гг.), Верховного Совета ЯАССР двух созывов (1967 г., 1980 г.); является одним из соавторов Государственного Герба РС (Я). В 2005 году художник избран действительным членом Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан.
Творческая деятельность художника началась с дипломной картины на историко-бытовую тему «Изгнание шамана», давшей толчок последующему развитию якутской живописи, развитию жанров портрета, пейзажа, сюжетно-тематической картины. Его произведения, такие, как «Праздник оленеводов», «Кино в яранге», «Крик», «Правление колхоза», «Якутские борцы», «Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками», триптихи «В краю предков» и «Седой Вилюй», «Групповой портрет народных писателей Якутии», «Коневоды. Белые ночи», «Ысыах», «Мунха — праздник подледного лова карасей», портреты тружеников, представителей творческой интеллигенции, момские пейзажи, монгольская серия отличаются глубиной разработки жизненных проблем, проникновения в духовный мир современника, новым осмыслением изобразительных средств в живописи на реалистической основе. Ярким примером монументально-декоративной живописи художника является роспись фойе Якутского музыкального театра на тему «Ысыах. Якутский народный праздник». В конце 1990-х — начале 2000-х гг. А.Н. Осипов создал серию работ, посвященных Алтаю. В 2003-2004 гг. состоялись его две поездки в Гималаи, в результате была создана серия пейзажных и портретных работ в живописи и графике — всего около 50 произведений. В 2003- 2006 гг. возникла серия пейзажей, посвященная древнерусским городам, «Русская зима»: Переславль-Залесский, Суздаль, Загорск, Тутаев, Звенигород — всего около 60 работ. В 2006 г. создана серия пейзажей в результате поездок в Киргизию и в северный Эвено-Бытантайский улус Якутии.
Афанасий Осипов — крупный мастер живописи, видный общественный деятель, широко известен не только в Якутии и России; его произведения знают и в других странах. Персональные выставки художника состоялись в Египте, Франции, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Германии, Финляндии, МНР, Японии, КНР.
А.Н. Осипов — за заслуги в развитии изобразительного искусства награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971 г.), орденом Почета (1999 г.), Золотой медалью Академии художеств (2001 и 2004 гг.) и многими другими медалями, почетными грамотами; художник является Почетным гражданином РС (Я) (2000 г.).
В Мытахском наслеге Горного улуса Якутии открыта картинная галерея народного художника А.Н. Осипова, где экспонируются более 100 работ; более 100 произведений находятся в коллекции Национального Художественного музея РС(Я); картина «Народный праздник Ысыах» и триптих «Архангайские араты» — в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Москва), портрет Шумиловой и северные пейзажи — в коллекции Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург). Произведения Осипова хранятся в коллекциях музеев и галерей городов Чугуева, Нальчика, Львова, Ярославля, Семипалатинска, Красноярска, Томска, Тобольска, Читы, Хабаровска, Бишкека, Ангарска, а также в частных коллекциях разных стран и городов.

Читайте также:  Объясни смысл пословиц цыплят по осени считают


Предзакатная тишина. 2001 г.

Развитие живописи Якутии на протяжении многих десятилетий тесно связано с творчеством Афанасия Николаевича Осипова. Художник относится к числу мастеров, чье искусство нашло признание в самом начале творческого пути, а это было во второй половине 1950-х гг., он представляет поколение, которое сформировалось в послевоенное десятилетие и активно вступило в творческую жизнь на том историческом рубеже, когда начинался новый период развития советского изобразительного искусства.

Известно, что, начиная с конца 50-х — начала 60-х годов ХХ века, в период короткой политической «оттепели» в культурной жизни России происходят перемены. В Якутии к этому времени обновился творческий состав живописцев, активно заявивших о себе; все они являлись выпускниками центральных художественных вузов. Творчество А.Н. Осипова, выпускника Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, тесно связано с традициями русского реализма и советской живописи. Столь же значительна для понимания искусства Осипова связь его с родиной, Якутией — ее природой, историей, жизнью.

Начиная с конца 50-х — начала 60-х годов XX века, в период короткой политической «оттепели» в культурной жизни России происходят перемены. В эти годы началось буквально паломничество живописцев на Север, открывший художникам свою неброскую красоту. Художники возвращались из поездок с массой этюдов или уже готовых картин.

Глубоко чувствуя поэзию суровой природы Крайнего Севера, ее витальную силу, Афанасий Осипов обращается к мотиву гор. С восхищением перед сверхчеловеческой мощью природных массивов, мастер живописует на холсте горные вершины в полотне «Встает светило в золоте». Знаменитые горы Кисилях Верхоянского улуса словно оживают под кистью мастера. Каменные глыбы ведут беседу, встречаются и расходятся. Вглядываясь в полотно «В горах Индигирки», начинаешь чувствовать своеобразное величие этого мастера. Оно не в постижении жизненной характерности изображаемого, а в том, как серьезно ставится проблема живописного явления, соотносимого с явлением натуры. Эти картины являются пластической концепцией жизненной энергии природы Севера.


Дыхание осени. Серия «Момские Этюды». 2004 г.

Географический диапазон пейзажей Осипова очень широк. Программное значение для творчества Осипова имеют командировки в Монголию, Киргизию, Бурятию, на Алтай. Совершая рабочие поездки, художник вырабатывает некоторые важные принципы живописи, делает открытия, обогащающие впоследствии колорит, рисунок, композицию его будущих произведений. По словам мастера, посещая разные страны, острее воспринимаешь родную природу и жизнь своих земляков.

Глубокое постижение народной жизни, органическое проникновение в сущность национального характера современников — характерная черта творчества якутского живописца Афанасия Николаевича Осипова. Его произведения, такие, как «Праздник оленеводов», «Правление колхоза», «Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками», триптихи «В краю предков» и «Седой Вилюй», «Групповой портрет народных писателей Якутии», «Коневоды. Белые ночи», «Мунха — праздник подледного лова карасей», портреты тружеников, представителей творческой интеллигенции отличаются глубиной разработки жизненных проблем, проникновения в духовный мир современника, новым осмыслением изобразительных средств в живописи на реалистической основе. Ярким примером монументально-декоративной живописи художника является роспись фойе Якутского музыкального театра на тему «Ысыах. Якутский народный праздник». Триптих «Кыыс Дэбилийэ» утверждает идеал героической, сильной личности. Это достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемой, но и раскрытием ее духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и типичных черт, отражающих национальный характер, мировоззрение и эстетическое кредо актрисы.

Много путешествуя по родному краю, выезжая за границу, А.Н. Осипов никогда не расстается с этюдником. Внимательно и заинтересованно всматривается художник в жизнь, размышляет над увиденным с кистью в руках, чтобы затем в уединении в своей мастерской выразить на полотне итог. Холст «Закат над Намчи-Базаром» (2003) выполнен живописцем в Якутске на основе натурного этюда. Яркие краски, четкие, крепкие линии рисунка, сложный и вместе с тем ясный ритм — весь этот своеобразный живописный симфонизм позволяет передать атмосферу жизни экзотического края.

Творчество Осипова поражает широтой и разнообразием географического пространства. Вбирая в себя богатство национальных форм и красок культур различных народов, искусство А.Н. Осипова обогащается на всем протяжении своего развития. По-новому раскрываются перед живописцем глубинные первоначала народной жизни, картина мира этноса.

В якутском художнике как в сыне своего народа воплощаются его лучшие черты — великое трудолюбие, умение жить в единстве и гармонии с окружающей природой. Народы, населяющие Якутию, тысячелетиями формировались в условиях экстремального экологического режима, трудолюбие и бережное отношение к дарам Земли помогли им выжить и создать свою неповторимую культуру. Человек способен выжить в суровых условиях Севера благодаря упорному труду и соблюдению законов природы.

Осипов сын своего народа и сын своего времени. Художник чутко откликается на новые веяния и требования исторической эпохи вместе с тем его искусство несет вечные непреходящие ценности и нравственные ориентиры, это происходит благодаря глубокой преданности живописца натуре изображаемого и правде жизни в целом.

Тимофеева Влада Владиславовна, кандидат искусствоведения, член союза художников России.


Горы и олени. 2006 г.


Осенняя тишина. Серия «Индигирки предзимье». 2001 г.


Портрет Е.Е.Слепцовой. Долгунча. 2000 г.


Правление колхоза. 1969 г.


Погожий вечер. 1989 г.

Источник

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

«Пейзажное искусство Якутии»

План-конспект урока

Автор: Колодезникова Ксения Ивановна, преподаватель художественного класса, МБО ДО «Намская детская школа искусств им.З.П.Винокурова», Республика Саха (Якутия), Намский улус, с.Намцы

МБОУ ДО «Намская ДШИ им.З.П.Винокурова План — конспект урока Тема урока: «Пейзажное искусство Якутии» Предмет: История искусств по ФГТ Отделение: Художественное 1 класс Преп.Колодезникова К.И. с.Намцы 2015 Содержание урока

Тема:
«Пейзажное искусство Якутии»
Цель урока:
Ознакомить учащихся с Якутскими художниками и их работами
Задача урока:
Способствовать развитию ассоциативного мышления, цветового восприятия, расширению кругозора, развитию памяти, образного и чувственного мышления.
Оборудование:
для учащихся; ручка, тетрадь. Для учителя: репродукции картин художников, проектор. Методы: ассоциативный поиск, беседа, сравнение, анализ, вывод.
Ход урока:
1. Организационная часть. Приветствие, учащиеся садятся, заполнение журнала.
План урока 1. Вводная беседа – 5 мин. 2. Актуализация. (Сообщение, показ слайдов) 3. Объяснение материала – 20 мин 4. Урок игра – 10 мин 5. Подведение итогов – 5 мин 6. Анализ урока – 5 мин 2. Ознакомительная лекция. Сегодня мы с вами ознакомимся с якутскими художниками и их работой — Кто знает, что такое пейзаж? — Учащиеся отвечают. Тема урока будет разделена на следующие вопросы Берут ручки и пишут. Пейзажное искусство. 1 (?) Ефграф Михайлович Крылов 2 (?) Лев Михайлович Габышев 3 (?) Юрий Васильевич Спиридонов 4 (?) Афанасий Осипов 5 (?) Гавриил Гаврильевич Петров 1. Евграф Михайлович Крылов Евграф Михайлович Крылов живописец, родился 21 марта 1915 года в с.Муру Усть-Алданского района. В 1947 году окончил Московское Художественное училище памяти 1905 года. Умер 22 апреля 1974 году в городе Якутске. Замечательный мастер пейзажа Евграф Крылов обладал способностью видеть окружающий мир, природу образно, индивидуально. Его пейзажи всегда отличали простота и скромность мотивов живописно – тонального решения, отсутствие внешней эффективности, писал в основном пейзажи с тонкими цветовыми
гаммами, передающие лирическое настроение. Его пейзажи не представляют собой определенных циклов. Каждое произведение художника имеет самостоятельное звучание, свою сокровенную мысль о красоте природы края. Его работы: 1. «Река Лена» (1957г.) 2. «В горах Оймякона» (1957г.) 3. «В родном аласе» (1963г.) 4. «Шуга на Лене» (1964г.) 5. «Озеро у моря Лаптевых» (1971г.) В пейзажном мотиве «Песня тундры» (1963г.) нежный и одновременно жизнерадостный колорит весенней тундры поразительно точно передает ощущение зарождение тепла, солнечного света и бесконечного желания наслаждения красотой природы. В холсте живет ощущение органичного единства природы и человека. И все вместе это как бы слагается в единую вдохновенную песнь о своей земле. 2. Лев Михайлович Габышев Лев Михайлович Габышев, заслуженный деятель искусств Якутской АССР, родился 1 апреля 1923 года в г.Якутске. в 1939-1946 г.г. учился в Московском художественном училище. В 1944-1947 г.г. живописном факультете Московского Государственного художественного института им.Сурикова В.И. Умер 25 ноября 1975 году, похоронен в г.Москве. Пейзаж, получивший значительное развитие в среде якутских живописцев в послевоенные годы, является главным творчестве Льва Габышева. Обаяние его скромного таланта, заключено в своеобразном претворении произведениях художника традиционной линии «Пейзажа настроения». Его работы: 1. «Задумчивые дали» (1943г.) 2. «Грусть седого осеннего дня» (1951г.) 3. «Старая деревня на берегу Лены» (1958г.) 4. «Домик бакенщика» (1958г.)
5. «Таежная сказка» (1958г.) Органично слились эпическое и лирическое начало в панорамной композиции «Ленские дали» (1947г.). Поэтично и достоверно переданы прозрачный струящийся воздух осени, водная гладь реки. Художник непринужденно строит пространственные планы, находя выразительность в самой пластической структуре пейзажа. 3. Юрий Васильевич Спиридонов Юрий Васильевич Спиридонов «Народный художник РС(Я)», заслуженный художник России Родился 28 мая 1952 г. на берегу моря Лаптевых. Окончил художественный графический факультет Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. Пейзаж для него наиболее близкая и органичная среда художнического и человеческого обитания. В этом суть понимания творчестве Юрия Спиридонова, в картинах родительский чум, олени, тропа, выводящая в малый и большой мир, вырастают в емкий символ, вселенский знак земной колыбели. Полотно «Розовый след» (1983г.) завораживает необычным зрелищем высокого неба, прорезаемого инверсионным следом самолета. Стремительная лавина диких оленей в золотисто – охристых сполохах горизонта рождает чувство нарастающей тревоги. В жгучей бирюзе неба клубится романтических фантазий. Мотив пейзажа «Весенняя ночь в Анабаре» (1993г.) отличается своеобразием декоративности. Она – в сияющей голубизне небосвода, в оранжевых отсветах незаходящего солнца на стенах бревенчатых домов, металлических цистерн, техники и в розовато – голубых бликах подтаявшего рыхлого снега, возникает ощущение весеннего северного холода и хрусткости холода, совершенной тишины и колдовской томительности белых ночей. Его работы:
1. «Март оттепель» (1985г.) 2. «Новое утро» (1987г.) 3. «Золотая осень» (1987г.) 4. «Ночь в стойбище» 5. Триптих «Возвращение»(правая часть), «Мой путь» (центральная часть, «Отчий край» (левая часть) 4. Афанасий Николаевич Осипов Афанасий Николаевич Осипов «Народны художник СССР», «Народный художник РС(Я)», заслуженный художник России. Родился 28 февраля 1928 г. Эргитский наслеге Горного улуса. Окончил в 1955г. Московский государственный институт им. В.И.Сурикова. Широкое знакомство зрителей с пейзажистом Афанасием Осиповым произошло на его персональной выставке в г. Москве в 1978 году, где пейзажи совсем недавно написанные занимали чуть ли не половину экспозиции. До этого случая Осипов крайне редко представлял отдельные пейзажные этюды на не больших текущих выставках. Пейзажи Афанасия Осипова будь то сибирские, центральной Якутии или Арктической зоны, средне — русской полосы, Монголии или Аляски всегда узнаваемы. Среди огромного количества пейзажных работ Осипова больше всего посвященных в Арктике – заполярной Якутии, которой он так много обязан своей творческой судьбе. Природа Севера в своей первозданности в состоянии приветливого покоя или гордого величия, внушающая чувства, гармонии неразгаданной тайны или бесконечности окружающего мира, природа столь близкая исконным отзвуком человеческой души – так можно определить лейтмотив пейзажей Якутского живописца художника. Выбирает для большинства своих пейзажей удлиненный по горизонтали формат. На обычном формате, как правило, смотрится слишком урезанным, фрагментарным, считал он. Он предпочитает писать много — плановые и широкоформатные картины гористые, долинные, с перелесками, озерами и излучинами рек и ручейков. Его работы: 1. «Первые лучи в горах» (1988г.) 2. «Над долиной Эркээни» (1993г.) 3. «У слияния рек» (1987г.) 4. «Трасса на Магадан» (1987г.)
5. «Сияние гор» (1977г.) 5. Гавриил Гаврильевич Петров Гавриил Гаврильевич Петров, родился в декабре 1949 года в селе Ытык – Куель, Таттинского района. В 1970 г. окончил Якутское удожественное училище. В 1989 году окончил факультет живописи Дальневосточного института искусств. С 1989 года работает преподавателем в Намском педагогическом колледже технологии и дизайна им.И.Е.Винокурова. В природе художника восхищают яркие по красоте проявления, которые он с первородной силой искренности запечатлевает на своих холстах. То он увидит чудесный летний закат. Восхитится зачарованной прелестью речной речкой «Кэнкэмэ» («Речка Кэнкэмэ» 2000г., «Кэнкэмэ в августе» 2004 г.). Он как бы рассказывает о своей любви побродить по тайге («Дорога на речку Кэнкэмэ» 2004г.) где можно услышать пение птиц, увидеть на мгновение застывших на противоположном берегу речки стройных пугливых косуль («Кэнкэмэ» 2000г.) Его работы: 1. «Стог» (1993г.) 2. «Байкальский берег» (2003г.) 3. «Зимний лес» (1996г.) 4. Этюд «Байкал» (2003г.) 5. «Дворик» (1995г.) Завороженный очередным мотивом, Петров стремится заразить своим восторгом зрителя, приобщая его к счастливому свойству находить «удивительное рядом». Для закрепления темы, урок проводится в виде игры. Класс разделен на две группы и должны сидеть кругом. Даю по одному листу бумаги.
Показываю одну работу одного художника на экране и спрашиваю, чья работа и как называется это работа? Ребята должны обсуждать между собой и написать правильный ответ на листочке. На размышление дается 5 минута. После окончания игры подводим итоги. Выигрывает та группа учащихся, которая дала наибольшее количество правильных ответов и награждается оценкой «Отлично». Не забываем и про вторую группу они получают оценку «Хорошо» Для игры понадобятся пять работ художников на экране: 1 Ефграф Михайлович Крылов «Песня тундры» (1963г.) 2 Лев Михайлович Габышев «Ленские дали» (1947г.) 3 Юрий Спиридонов «Розовый след» (1983г.) 4 Афанасий Осипов «Первые лучи в горах» (1988г.) 5 Гавриил Гаврильевич Петров «Речка Кэнкэмэ» (2000г.) Давайте подведем итоги нашего урока. — С какими художниками мы познакомились? — Действительно ли они родом из Якутии? Да, конечно. Таким образом, поставленная цель нами достигнута. Цель урока достигнута. Ребята, а вам понравился урок? Спасибо за внимание. До следующих встреч.

Источник

Оцените статью