Осеннее утро пришвин конспект урока 2 класс

Конспект урока М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом. », 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России»

Тема урока. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом. »

Урок направлен на знакомство учащихся с биографиями писателей, и определенными произведениями, предусмотренными школьной программой.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом. », 2 класс, «Школа России» 16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России»

Тема урока . М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом. »

Цели: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к природе.

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте и отгадайте загадку. (Времена года.)

— Научитесь читать ее скороговоркой.

IV. Постановка целей урока

— Мы продолжаем знакомство с литературными произведениями об осени: на этом уроке прочитаем рассказ и стихотворение, поговорим о них. Вам станут знакомы еще два выдающихся русских писателя. А пока вспомните имена тех, о ком вы узнали в разделе о русской природе осенью. (Ответы детей.)

— Прочитайте, что здесь написано.

WOLICVQEWQHHVLEEQ VLQTPJLSO. (Осеннее утро.)

— Произведение с таким названием мы будем сегодня читать. А кто его автор, вы узнаете из учебника (с. 78).

Материал для учителя

Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) — замечательный писатель, «певец русской природы». Прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Получив хорошее естественно-научное образование, Михаил Михайлович работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет. Этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

Все произведения М.М. Пришвина проникнуты большой любовью к природе. Прекрасны его описания лесов и полей, рек и озер, птиц и зверей.

Герои рассказов М.М. Пришвина любят и понимают природу. В этих рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.

V. Работа по теме урока

Рассказ «Осеннее утро»

(Учитель читает рассказ.)

— Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Какое осеннее утро помог нам увидеть писатель?

— Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажите.

— Найдите в рассказе описание листопада.

(Исходное положение: дети приседают, будто зайчик прячется. Текст произносит учитель.)

— Где ты спрятался, зайчишка?

(Дети встают, руки на пояс.)

— В травке я под елками.

(Дети приседают, руки на колени.)

— Что ты так дрожишь, трусишка?

(Дети встают, руки на пояс.)

— Волк зубами щелкает.

(Дети приседают, руки на колени.)

— Нет здесь волка, посмотри!

(Дети встают, руки на пояс, поворот головы влево и вправо.)

— Прыгай, зайчик, — раз, два, три!

(Дети прыгают на месте.)

VII. Продолжение работы по теме урока

Стихотворение И. Бунина

Материал для учителя

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) — всемирно известный русский писатель. Он родился в Воронеже, а умер в Париже, т. к. в 1920 г., во время Гражданской войны, уехал из России. В 1933 г. ему была присуждена Нобелевская премия (это очень почетно).

Отец И.А. Бунина, Алексей Николаевич, происходил из древнего дворянского рода, был помещиком. Мать, Людмила Александровна, согласно семейным преданиям, происходила из княжеского рода.

Раннее детство И.А. Бунина прошло в семейном поместье, в Орловской губернии, где он смог почувствовать, как прекрасна русская природа и как богат русский язык, на котором говорили местные крестьяне.

— Прочитайте стихотворение на с. 79. О чем рассказывает нам автор? (О тишине.)

— Как автор говорит о тишине?

— Прочитайте еще раз оба произведения и сравните их. (Чтение текстов на с. 78—79. Сравнение.)

— Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину? Что вы изобразили бы на ней?

— Вспомните, чем стихотворение отличается от рассказа. (В стихотворении есть рифма, ритм, чередование ударных и безударных слогов.)

— Какие осенние приметы вы знаете? (Ответы детей.)

— В прежние времена приметы были важны в крестьянском труде. Почему? (Ответы детей.)

— Послушайте, какие приметы родились в старину. Определите, что было особенно важно для крестьян.

• У дуба и осины самый поздний листопад. » Если в осень лист с березы и дуба опадает нечисто — жди суровой зимы.

• Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

• Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

• Гром в сентябре предвещает теплую осень.

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— Что вам удалось?

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

1. Повторить произведения изученного раздела.

2. Сделать рисунок на тему «Осень» и подготовить по нему рассказ.

Источник

Конспект урока литературного чтения по теме «Пришвин «Осеннее утро»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме «Пришвин «Осеннее утро».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.doc 405.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения;

развивать умение работать в группе;

воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование : репродукции картин И.Левитана, А.Саврасова, И.Грабаря

выставка книг об осени;

рисунки и поделки на тему «Осень»;

карточки с текстами и словами;

запись П.Чайковский «Времена года»;

запись на доске цветными мелками: «Люблю природу русскую.

учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь»

1 Организационный момент.

2.Подготовка к восприятию нового материала.

-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»

-А какая узкая тема входит в эту большую тему? (Осень)

Краски осени волновали сердца художников, поэтов, писателей, музыкантов. Посмотрите, какие картины написали художники.

Апполлинарий Михайлович Васнецов « Осень»

Исаак Ильич Левитан «Осень»

Иван Иванович Шишкин «Золотая осень»

-Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком сне пойдёт речь?

Между летом и зимой

Всё впадает в сон:

-Как же люди назовут этот сон? ( Люди называют этот сон словом осень .)

— Подтвердите словами из текста, что это осень. (Между летом и зимой бывает осень)

— Какие осенние месяцы вы знаете? ( Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

— А какой сейчас идёт месяц? ( Сейчас октябрь.)

— Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

— Почему? (Правильно, потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)

-А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой — это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!

3.Проверка домашнего задания

-А теперь закройте глаза и представьте, что вы в лесу.(звучит музыка)

-Мы идём в самую гущу леса, под ногами пёстрый ковёр из листьев, ветерок качает деревья, и они осыпают нас золотыми листьями, как бы приветствуя. И вот мы на полянке. Откройте глаза и угадайте, что же мы увидели.

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это. (гриб)

Расскажите о них стихи, которые вы приготовили дома.

Посмотрите, наш класс украшен листьями.

Посмотрите, какие они красивые. Осень подарила нам листья разноцветные, но среди них есть те, которые осенью в природе не встречаются. Поиграем в игру «Найди лишнее». Я получила конверт, в котором листочки с описанием листьев.

Пожелтелые чёрные сухие синие

Золотые багряные жёлтые

Коричневые красные яркие

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели,( поднимаются и машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.(садятся)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели (поднимаются, кружатся, машут руками)

И на землю снова сели.(садятся за парты)

4. Знакомство с автором произведения.

-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – прозаика М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.

-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся пробуждается

-Прочитайте скороговорку сначала по слогам медленно, затем быстро целыми словами:

Убежала в норку мышка,

Спать залёг в берлогу мишка.

-Откройте учебники на стр. 78 , найдите рассказ М.Пришвина «Осеннее утро» .

— Прочитайте произведение про себя.

Беседа после чтения.

-Можно ли этот рассказ отнести к нашей теме? (Да, здесь говорится об осеннем утре)

-Нравится ли вам наблюдать, как падают листья? ( Мы наблюдали на прогулке как падают листья и играли с сухими листьями)

Работа с текстом. Анализ.

  1. Чтение рассказа учителем.

-Какое настроение вызвало у вас это произведение? (Стало грустно)

  1. Чтение 1 абзаца учащимися вслух.

— Как летят листики с липы?

— Прочитайте, как автор описывает падение листьев?

— Найдите второе предложение и прочитайте.

-Как вы понимаете слова автора «день открывает глаза» (описывается утро, солнце ярче светит лучами)

-С чем сравнивает автор летящие листья? ( листики летят как парашютики, мотыльки, как винтики, сравнивает с перелётными птицами)

3.-Прочитайте про себя второй абзац и скажите: сколько здесь предложений?(1)

— Правильно, одно предложение, но посмотрите, как много оно нам говорит! Прочитаем его вслух.

— Как вы думаете, кто стоял на берегу? (Стоял человек. Стоял М. Пришвин)

-Автор стоял один? Как он стоял? Покажите.

— А вы видели, когда люди так делают? Когда? (Когда болит сердце, человек переживает из-за чего-нибудь)

-Давайте положим руку на сердце и подумаем, почему Пришвин так сделал? (Болит сердце, но не физически, а от грусти)

-Говорят, что у каждого человека есть душа. Как вы понимаете, что такое душа?

-Её никто не видел, но как будто бы она живёт у нас в сердце.

-Душа — без тела, невидимая, бессмертная сила, имеющая самостоятельную жизнь от тела. Говорят, что когда человек умирает, душа остаётся.

Прочитайте на доске фразеологизмы:

Душа нараспашку. (очень простой)

Душа в душу. (хорошо)

Душа болит. (неспокойно)

Да, душой автор как бы улетает вместе с листьями и птицами.

-Как вы думаете, какое у него было настроение? (У автора было грустное настроение)

— Как это грустно?

-А вам бывает грустно? Когда?

-А как автор прощается с листьями? (Он как бы шепчет: «Летите, летите!»)

Работа с 4 абзацем.

-Объясните, как это «бабье лето» осенью? (Последние тёплые дни)

— А сейчас вы ещё раз прочитайте этот рассказ и скажите мне, сколько раз в нём повторяется слово «утро»? (ни разу)

-А почему Пришвин назвал рассказ «Осеннее утро»?

Какие слова нам подсказывают об этом? ( День открывает глаза, долго день пробуждается)

Дома научитесь выразительно читать этот рассказ.

-За хорошую работу на уроке я вам дарю листочки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения.

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетв.

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны».

урок по литературному чтению.

В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом .

При изучении стихотворения нужно добиваться, чтобы ни одно слово не осталось непонятным в своем прямом и переносном значении, чтобы каждый задумался над закономерностью его употребления.Мысль может бы.

Источник

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

урок литературного чтения

Скачать:

Вложение Размер
urok_chteniya.docx 26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.

Прозвенел звонок — начинается урок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться

— Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро !

С этой мажорной нотки и начнём наш урок.

Проверка домашнего задания

-Выразительное чтение «Хитрые грибы»

-Кто написал? (поэт — Валентин Дмитриевич Берестов)

-Кто подготовил информацию о грибах?

— Кто писал эти тексты ученый или поэт?

-Где вы искали информацию о грибах?

Постановка темы, целей урока

-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»

Зажгла огней рябиновый костер.

То — щедрая красавица

И охраняет всех косым дождем. (осень)

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…Все засыпают, угасают дни. (осень .)

— Какой вы видите осень в этих загадках ? (золотая; серая, мокрая, дождливая)

— О чем пойдет речь на уроке? (осень)

— Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.

(тема записана на обложке самодельной большой книги)

— Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге.

— А вы любите осень?

— Что же вам в ней нравится?

— Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

— А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)

— Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

— Почему? (потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)

— ПРИМЕТА — А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой — это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!

Работа над темой урока

— Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)

— Вы рисовали рисунки об осени. (в классе выставка)

Чьи картины считаете наиболее удачными?

(помещаем в книгу 2 рисунка )

— А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы» ) — Какие краски использовали вы и художники в своей работе?

Есть еще один рассказ,

Замечательный, для вас.

Он о том, как пахнет хвоя,

Куст рябины, и какос

Будет утро в час покоя…

Вы вдохните – не дышите,

Ветра в поле не будите,

А тихонько выдыхайте,

Подул ветер – У_У_У! Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф! Полетели на землю – П_П_П! Зашуршали – Ш_Ш_Ш!

Продолжение работы по теме урока

— Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?

Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.

Беседа на основе прочитанного

— С какой целью написан текст?

— Какие предложения по цели высказывания в нем встретились?

— Какой это текст научный или художественный? (А мы сегодня читали научные тексты? – Какой? «Про грибы»)

— Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность)

Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

Игра «Собери название»

— А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

(2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу )

— Как вы думаете, о чем пойдет речь?

— Кто из вас знает автора этого текста?

— Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. (помещаем в книгу доклад )

Выставка книг М. Пришвина.

Исследовательская групповая работа.

— Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.

-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

— Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Подготовительная работа к чтению

Учитель : объясните значение слов

  • Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
  • Душа — бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
  • — Что такое парашютик, винтик, мотылек?
  • — Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
  • Парашютик – маленький парашют.
  • — Как летит парашют? (медленно)
  • — Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
  • — Как вращается винт? (быстро)
  • — Что такое винтик? (маленький винт)
  • — Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем . Беседа по первым впечатлениям

— Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

— Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?

— К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)

-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.

-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся пробуждается

Повторное чтение ( жужжащее) Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро».

Гимнастика для газ

— Сколько раз встретилось слово «утро»?

— Как вы думаете, почему?

— Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?

— Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

-О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)

— Что вы знаете о «бабьем лете»? ( Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)

— А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)

— С чем автор сравнивает листья?

Давайте попробуем изобразить движения листочков.

(Как парашютиком — плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком — плавно кружась, винтиком — быстро кружась).

— Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. Чтение)

— Какие птицы улетят последними? (грачи)

— Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом

— Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)

— Какие чувства он испытывает? (выб. чтение)

— Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?

Групповая исследовательская работа.(малые группы)

Задача для исследования: найти

1-й группе — сравнение

2-й группе – эпитет (Эпитеты- прилагательные, которые придают речи выразительность. )

3-й группе – олицетворение (Олицетворение- это когда неживому предмету придают свойства живых существ.) ( помещаем в книгу)

…день открывает глаза… (3 группа)

…радуемся хорошему теплому дню… (2 группа)

… какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… (1 группа)

Отработка навыков выразительного чтения . (резерв)

Чтение по цепочке

Творческая работа (в парах ) Напишите, что такое осень. Осень – это _________время года ( помещаем лучшие в книгу)

Домашнее задание — прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем; — нарисовать рисунок к рассказу

Рефлексия — Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение? Выберите листок, чтобы оценить свою работу на уроке

Красный -Я – молодец!

Желтый — Могу и лучше!

Зеленый — Надо постараться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России»:ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;отрабатывать навыки ос.

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме «Пришвин «Осеннее утро».

Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте.

Данный конспект урока будет полезен учителям начальных классов.

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России»Тема урока. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом. »Урок направлен на зна.

Ход урока Организационный моментПрозвенел звонок — начинается урок. Дружно за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся!Будем вместе мы трудиться,Не пристало нам лениться Речевая.

Источник

Читайте также:  Размножение герани черенкованием осенью
Оцените статью