История создания песни осенние листья
Алла Иошпе и Стахан Рахимов
«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ» — Композитор Борис Мокроусов, слова Марк Лисянский
Весной 1951 года Марку Самойловичу позвонили из московского Театра имени Станиславского: – Мы сейчас готовим к постановке пьесу драматурга Девятова «В Лебяжьем», – раздалось в телефонной трубке. – Музыку к спектаклю пишет композитор Мокроусов. Не напишете ли вы стихи для грустной осенней песни? «Само имя Бориса Мокроусова звучало для меня музыкой, песней, поэзией, – начал свой рассказ Лисянский.
– Его песни были у всех на слуху. Нетрудно догадаться, что, услышав это имя, я сразу же согласился написать «грустную осеннюю песню», как меня об этом просили, и в тот же день мы условились встретиться с композитором у него дома.
Жил он на Фрунзенской набережной в одной комнате вместе с женой, ее матерью и крохотным сыном. Дверь мне открыл красивый широкоплечий голубоглазый человек в белой рубашке с лихо распахнутым воротом. Что-то в нем было волжское, бурлацкое, разинское. Ничего от знаменитости.
Открытый теплый взгляд, добрая улыбка и… «Прошу. Я вас уже жду…» Мокроусов сел за рояль, начал импровизировать, напевая какие-то слова, не имеющие никакого отношения к осени. Он играл и посматривал на меня. А я не столько слушал музыку, сколько любовался им. Он это заметил.
– Мне показалось, что вы меня не слушаете. Наша осенняя песня должна быть грустной, но не тоскливой. У человека хорошо на душе. Ему есть что вспомнить. Мы (я – в музыке, вы – в стихах) изобразим встречу со своей старой любовью. Это не только об осени. Это о человеческой судьбе. Это о жизни… Борис Андреевич стал снова играть.
Все, что он только что сказал, я почуял в мелодии, которую он несколько раз повторил. В душе звучала музыка, четко обозначился ритм. И я произнес: «Осенние листья шумят в саду…» Мокроусов обрадовался: – Очень хорошо! Но мне нужен простор. Надо удлинить строку. Чуть удлинить.
Он повторил: «Осенние листья шумят в саду…», начал играть, растягивая по слогам слова. И вдруг лицо его озарилось. Он пропел: «Осенние листья шумят и шумят в саду…» – Готова первая и главная строка песни! – сказал он. – Остальные строчки за вами… Вторая строка должна быть такого же размера. Только, пожалуйста, сочините очень простые слова. Чтоб их могли петь все.
На второй день я принес готовое стихотворение. Не успел его прочитать, как Мокроусов заявил: – А я уже сочинил музыку, – и улыбнулся. – Послушайте… Он начал, напевая, играть, в некоторых местах поднимая глаза на нотный лист, лежащий перед ним на пюпитре. Мокроусов дважды повторил: «Осенние листья шумят и шумят в саду…» А потом он пропел какой-то довесок в три коротких строки из случайных слов.
Я легко представил осенний пожелтевший и поредевший сад и далеко видную тропинку, по
которой иду с любимой женщиной. Но меня смутили три повисшие и зарифмованные между собой строки. В них не было ничего общего с тем, что я уже сочинил.
– Писать под готовую музыку – это худо, – сказал я. – Худо дело… – Наоборот, – возразил Борис Андреевич. – Почему-то считают: писать стихи под музыку – порочный метод. Получается: композитор, вчитываясь в стихи, может сочинить музыку, а поэт, вслушиваясь в музыку, не может написать стихи в определенном ритме.
– Может, конечно, может, – воскликнул я. – Но тут уж не до поэзии.
К сожалению, у нас много песен, написанных подобным способом. И хорошая музыка частенько несет так называемый текст, не имеющий никакого отношения к поэзии. Только благодаря музыке такие песни и поют, и слушают.
– Согласен. Подобных песен уйма.
Потому что пишут стихи не поэты, а бесталанные стихотворцы-ремесленники. Я сочиняю, как правило, музыку, а потом прошу найти поэта слова к ней. Собственно, вы уже сочинили основные строки нашей будущей песни: Осенние листья шумят и шумят в саду, Знакомой тропою я рядом с тобой иду… Готовые первые две строчки и в каждом куплете.
Значит, остается дописать в трех куплетах три коротких строки. Сумеете? Я дописал по три строки к имеющимся двустишьям. Получилось стихотворение довольно странного ритмического рисунка, которое, можно сейчас признаться, самому мне не очень нравилось. Но оно понравилось композитору. Да и я, слушая стихи вместе с музыкой, смирился».
Так появилась песня «Осенние листья», которая вскоре после премьеры «В Лебяжьем» покинула стены театра и стала путешествовать по белу свету.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
«Живое» стекло Кари Расселл-Пул Кари Расселл-Пул (Kari Russell-Pool) — английская мастерица-с.
НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУЧНОЙ РАБОТЫ. Село Гайи является одним из самых аутентичных .
Старинные роскошные парюры. Парюра — набор ювелирных украшений, подобранны.
Уникальный стиль картин Josef Kote Художник Josef Kote родился в 1964 году в Албании, в портовом.
Сентябрь играл на саксофоне. Сентябрь играл на саксофоне Свой знаменитый вальс бостон. .
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
«Осенние листья шумят и шумят в саду». История создания
Суббота, 21 Сентября 2019 г. 08:02 + в цитатник
Осенние листья
Шумят и шумят в саду.
Знакомой тропою
Я рядом с тобой иду.
И счастлив лишь тот,
В ком сердце поет,
С кем рядом любимый идет.
Пусть годы проходят –
Живет на земле любовь.
И там, где расстались,
Мы встретились нынче вновь.
Сильнее разлук,
Тепло наших рук,
Мой верный, единственный друг!
В саду опустевшем
Тропа далеко видна.
И осень прекрасна,
Когда на душе весна.
Пусть годы летят,
Но светится взгляд,
И листья над нами шумят.
Мелодия «Осенних листьев» была написана Борисом Мокроусовым в 1951 году по заказу московского Музыкального театра им. Станиславского для новой постановки пьесы на колхозную тему тамбовского драматурга Д. Девятова «В Лебяжьем» (1950). Постановку осуществлял художественный руководитель театра народный артист РСФСР Михаил Николаевич Яншин. Для музыкального украшения спектакля он решил включить грустную, с заметным городским духом, песню об осени. Идея подключить к ее созданию типичного горожанина — одесского уроженца поэта Марка Самойловича Лисянского (1913–1993) — принадлежала, скорее всего, тому же Яншину. Он был человек не по времени смелый и в самый разгар антисемитской кампании не побоялся предложить в соавторы беспартийному композитору, никогда не прославлявшему в своих песнях Сталина и партию, представителя самой неподходящей национальности.
Лисянский, конечно же, согласился и договорился встретится с композитором у него дома.
Дверь ему открыл красивый широкоплечий, голубоглазый человек. В нем была простота и добродушие, ничего от знаменитости.
Мокроусов сел за рояль и начал перебирать мелодии. Он сказал Лисянскому, что песня должна быть грустной, но не тоскливой. Одна за другой звучали мелодии и вдруг обозначился ритм.Поэт произнес первые слова: «Осенние листья шумят в саду». Мокроусов обрадовался и добавил: «Осенние листья шумят и шумят в саду». Так появилась первая и главная строка песни. Вторая строка должна быть такого же размера. Он попросил Лисянского написать простые слова, чтобы ее пели все. На второй день слова к песне были готовы.
В течение долгих трех лет ни по радио, ни с патефонных пластинок «Осенние листья» не звучали. Никто из известных артистов публично исполнить их не вызвался, да и предложений такого рода со стороны руководства Всесоюзного радио, Всесоюзной студии грамзаписи и даже относительно независимой ленинградской пластиночной артели «Пластмасс» не поступало. В те годы факты такого рода слишком красноречиво свидетельствовали о почти опальном положении песни. Характерным признаком мрачной эпохи было и то, что Марку Лисянскому в период с 1951 по 1954 год не удалось опубликовать ни одного поэтического сборника.
Понадобился целый год после смерти вождя народов, чтобы друг Бориса Мокроусова, солист ВРК Владимир Нечаев записал наконец «Осенние листья» в сопровождении эстрадного оркестра п/у А. Ковалева для радио, а затем и на граммофонную пластинку, вышедшую в том же 1954 году. Песня мгновенно покорила всех своим неповторимым шармом и пьянящим осенним ароматом. Слушая ее в исполнении всенародного любимца Нечаева, люди понимали: страшное время, запрещавшее подписывать любимые мелодии словами «танго» или «фокстрот», ностальгировать в песнях о прошлом и самостоятельно трактовать состояние счастья — такое время больше не вернется.
Рубрики: | Музыка/история музыкальных произведений |
Метки: интересно
Процитировано 3 раз
Понравилось: 40 пользователям
Источник
Осенние листья шумят авторы
Осенние листья шумят и шумят в саду,
Знакомой тропою я рядом с тобой иду.
И счастлив лишь тот, в ком сердце поет,
С кем рядом любимый идет.
И счастлив лишь тот, в ком сердце поет,
С кем рядом любимый идет.
Пусть годы проходят, живет на земле любовь,
И там, где расстались, мы встретились нынче вновь.
Сильнее разлук тепло твоих рук,
Мой верный, единственный друг.
Сильнее разлук тепло твоих рук,
Мой верный, единственный друг.
В саду опустевшем тропа далеко видна,
И осень прекрасна, когда на душе весна.
Пусть годы летят, но светится взгляд,
И листья над нами шумят.
Пусть годы летят, но светится взгляд,
И листья над нами шумят.
История создания песни «Осенние листья»
Автор Юрий Бирюков
В феврале 1989 года мне предложили подготовить на Всесоюзном радио передачу, посвященную 80-летию со дня рождения композитора Бориса Андреевича Мокроусова (1909–1968).
Среди произведений, отобранных для нее, была его песня «Осенние листья», и я предложил пригласить для рассказа о ней автора ее слов поэта Марка Лисянского. Марк Самойлович с готовностью согласился принять участие в радиопередаче, но сразу же предупредил меня, что о Мокроусове ему давно хотелось и есть что рассказать. А потому попросил не прерывать его монолог, дать ему «выговориться». Я так и поступил и теперь, более четверти века спустя, предлагаю читателям изложение записи того давнего рассказа.
Весной 1951 года Марку Самойловичу позвонили из московского Театра имени Станиславского:
– Мы сейчас готовим к постановке пьесу драматурга Девятова «В Лебяжьем», – раздалось в телефонной трубке. – Музыку к спектаклю пишет композитор Мокроусов. Не напишете ли вы стихи для грустной осенней песни?
«Само имя Бориса Мокроусова звучало для меня музыкой, песней, поэзией, – начал свой рассказ Лисянский. – Его песни были у всех на слуху. Нетрудно догадаться, что, услышав это имя, я сразу же согласился написать «грустную осеннюю песню», как меня об этом просили, и в тот же день мы условились встретиться с композитором у него дома.
Жил он где-то на Фрунзенской набережной в одной комнате вместе с женой, ее матерью и крохотным сыном. Дверь мне открыл красивый широкоплечий голубоглазый человек в белой рубашке с лихо распахнутым воротом. Что-то в нем было волжское, бурлацкое, разинское. Ничего от знаменитости. Открытый теплый взгляд, добрая улыбка и… «Прошу. Я вас уже жду…» Мокроусов сел за рояль, начал импровизировать, напевая какие-то слова, не имеющие никакого отношения к осени. Он играл и посматривал на меня. А я не столько слушал музыку, сколько любовался им. Он это заметил.
– Мне показалось, что вы меня не слушаете. Наша осенняя песня должна быть грустной, но не тоскливой. У человека хорошо на душе. Ему есть что вспомнить. Мы (я – в музыке, вы – в стихах) изобразим встречу со своей старой любовью. Это не только об осени. Это о человеческой судьбе. Это о жизни… Борис Андреевич стал снова играть.
Все, что он только что сказал, я почуял в мелодии, которую он несколько раз повторил. В душе звучала музыка, четко обозначился ритм. И я произнес: «Осенние листья шумят в саду…» Мокроусов обрадовался: – Очень хорошо! Но мне нужен простор. Надо удлинить строку. Чуть удлинить.
Он повторил: «Осенние листья шумят в саду…», начал играть, растягивая по слогам слова. И вдруг лицо его озарилось. Он пропел: «Осенние листья шумят и шумят в саду…» – Готова первая и главная строка песни! – сказал он. – Остальные строчки за вами… Вторая строка должна быть такого же размера. Только, пожалуйста, сочините очень простые слова. Чтоб их могли петь все.
На второй день я принес готовое стихотворение. Не успел его прочитать, как Мокроусов заявил:
– А я уже сочинил музыку, – и улыбнулся. – Послушайте… Он начал, напевая, играть, в некоторых местах поднимая глаза на нотный лист, лежащий перед ним на пюпитре. Мокроусов дважды повторил: «Осенние листья шумят и шумят в саду…» А потом он пропел какой-то довесок в три коротких строки из случайных слов.
Я легко представил осенний пожелтевший и поредевший сад и далеко видную тропинку, по которой иду с любимой женщиной. Но меня смутили три повисшие и зарифмованные между собой строки. В них не было ничего общего с тем, что я уже сочинил.
– Писать под готовую музыку – это худо, – сказал я. – Худо дело…
– Наоборот, – возразил Борис Андреевич. – Почему-то считают: писать стихи под музыку – порочный метод. Получается: композитор, вчитываясь в стихи, может сочинить музыку, а поэт, вслушиваясь в музыку, не может написать стихи в определенном ритме.
– Может, конечно, может, – воскликнул я. – Но тут уж не до поэзии.
К сожалению, у нас много песен, написанных подобным способом. И хорошая музыка частенько несет так называемый текст, не имеющий никакого отношения к поэзии. Только благодаря музыке такие песни и поют, и слушают.
– Согласен. Подобных песен уйма. Потому что пишут стихи не поэты, а бесталанные стихотворцы-ремесленники. Я сочиняю, как правило, музыку, а потом прошу найти поэта слова к ней.
Собственно, вы уже сочинили основные строки нашей будущей песни: Осенние листья шумят и шумят в саду, Знакомой тропою я рядом с тобой иду… Готовые первые две строчки и в каждом куплете. Значит, остается дописать в трех куплетах три коротких строки. Сумеете?
Я дописал по три строки к имеющимся двустишьям. Получилось стихотворение довольно странного ритмического рисунка, которое, можно сейчас признаться, самому мне не очень нравилось. Но оно понравилось композитору. Да и я, слушая стихи вместе с музыкой, смирился».
Так появилась песня «Осенние листья», которая вскоре после премьеры «В Лебяжьем» покинула стены театра и стала путешествовать по белу свету.
Многим она запомнилась в исполнении Аркадия Райкина, а сегодняшним молодым ее открыла проникновенным исполнением Алла Пугачева.
Так что жить ей и жить еще долгие годы.
01 Владимир Нечаев — Осенние листья (муз. Б.Мокроусова, сл. М.Лисянского)
02 Аркадий Райкин и Руфь Райкина-Иоффе — Осенние листья (Б.Мокроусов — М.Лисянский)
03 Надежда Обухова — Осенние листья (Б.Мокроусов — М.Лисянский)
04 Лакки Кесоглу — Осенние листья (Б. Мокроусов — М. Лисянский)
05 Алла Пугачёва — Осенние листья (муз. Б.Мокроусова, сл. М.Лисянского)
06 Вера Красовицкая — Осенние листья (Б.Мокроусов — М.Лисянский)
07 Валентина Толкунова — Осенние листья (муз. Б.Мокроусова, сл. М.Лисянского)
08 Алла Иошпе — Осенние листья (Борис Мокроусов — Марк Лисянский)
09 Иосиф Кобзон — Осенние листья (Б.Мокроусов — М.Лисянский)
10 Леонид Серебренников — Осенние листья (Б.Мокроусов — М.Лисянский)
11 Зара — Осенние листья (Б.Мокроусов — М.Лисянский)
Источник