Картотека осенних наблюдений в средней группе
Анастасия Гаранина
Картотека осенних наблюдений в средней группе
НАБЛЮДЕНИЯ ОСЕНЬЮ
Карточка 1
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; — подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Карточка 2
Наблюдение за цветником
Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Карточка 3
Наблюдение за перелетными птицами
Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении
жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Карточка 4
Наблюдение за воробьями
Цель: расширять знания детей о птицах, учить отличать воробья по внешнему виду и повадках, замечать, как они передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм). Формировать эмоциональную отзывчивость, желание наблюдать за птицами, подкармливать их.
Рассказать детям, что осенью птицы прилетают ближе к людям, потому что им нечего кушать. Объяснить детям, что о птицах нужно заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном. Обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память. воспитывать внимание и наблюдательность.
Карточка 5
Наблюдение за рябиной
Цель: познакомить с рябиной,показать ее строение: ствол, ветви, листья, ягоды; рассмотреть ее яркий осенний наряд. закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и птицам в холодное время года. познакомить с характерными особенностями рябины, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Карточка 6
Наблюдение за сорокой
Цели: — формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах. Обогащать знания о жизни птиц ранней осенью; расширять представление о птицах, прилетающих на участок детского сада. Обогащать представление о мире природы, привлекать к активным мыслительным операциям; систематизировать вновь приобретенные знания и закреплять ранее полученные.
Карточка 7
Наблюдение за облаками, их движением
Цели: закрепить умение замечать и называть состояние погоды. Обратить внимание на то, что дни стали короче, вечером рано темнеет. Знакомить детей с различными природными явлениями; показать разнообразие воды в окружающей среде, формировать творческое отношение к делу. Рассказать детям, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно, придумать имя облачкам.
Карточка 8
Наблюдение за дождем
Цели: обратить внимание детей на характер дождя (затяжной, моросящий, предложить сравнить ноябрьский дождь с летним дождем. Попросить ребят предложить, как образуется мокрый снег. продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе (небо затянуто облаками, стало пасмурно, пошел мелкий осенний дождь); воспитывать эстетическое чувство восприятия природы. Предложить детям понаблюдать за лужами на асфальте, рассмотреть пузырьки, возникающие в них во время дождя, выслушать предложение ребят о том, почему появляются пузырьки. Рассказать о народных приметах, связанных с дождем, учить детей узнавать по пузырькам, будет ли дождь затяжным или коротким.
Карточка 9
Цель: продолжать знакомить детей с характерными особенностями березы (ствол, ветки, листья); воспитывать бережное отношение к деревьям.
Воспитатель загадывает загадку: Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёзка)
Карточка 10
Наблюдение за собакой
Цель: формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном. Расширять представления о породах собак; воспитывать заботливое отношение к бездомным животным.
Карточка 11
Наблюдение за листопадом
Цель: приучать детей видеть многообразие красок золотой осени, развивать наблюдательность, воспитывать умение радоваться красивому и бережно относиться к природе. Рассмотреть летящие и упавшие на землю листья, их форму, размер, окрас; объяснить, почему осенью листья с деревьев опадают. Предложить детям собрать красивый букет из разноцветных листочков.
Карточка 12
Наблюдение за первым снегом
Цель: какой он на ощупь (подобрать прилагательные). Как можно играть со снегом? Когда чаще всего идет снег, в какое время года? Поиграть в снежки, очистить оборудование от снега.
Карточка 13
Работа на клумбе
Цель: собрать семена, срезать засохшие цветы. Спросить, какие работы люди производят у себя на дачах, огородах, кто из ребят помогает родителям.
Карточка 14
Наблюдение за вертолетом
Цель: они низко летают над городом, почему? Недалеко от детского сада есть вертолетная площадка, вертолеты летят туда. Спросить, как вертолеты могут помочь в жизни людей.
Карточка 15
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель: спросить, что могут перевозить грузовики на стройку, в детский сад, в магазин? Что бы мы делали без грузовых машин? Закрепить названия частей машины (кузов, кабина, колеса).
Карточка 16
Обратить внимание на то, что люди уже надели теплую одежду
Цель: рассказать,что многие животные тоже готовятся к зиме: меняют свои шубки на более теплые и менее заметные.
Карточка 17
Наблюдение за работой газонокосильщика
Цель: он срезает косилкой пожухлую, сухую траву, стебли, чтобы было красиво и аккуратно. Беседа о правилах поведения при работе с газонокосилкой.
Карточка 18
Наблюдение за осенними работами на огороде
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Карточка 19
Наблюдение за трудом дворника
Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.
Мероприятие праздник осени Праздник осени Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени, совмещать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием.
Система наблюдений на прогулках для детей дошкольного возраста (март) Март. Первая неделя. Прогулка 1 (утро). Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Цель: продолжать формировать умение видеть и замечать.
Источник
Картотека наблюдений в средней группе- осень
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen-kartoteka-nablyudeniy-v-sredney-gr.docx.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам.
Наблюдение за цветником.
Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов (флоксы, календула, астры), показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы.
Наблюдение за работой на огороде.
Цель: уточнять и закреплять знания детей об овощах, способах и времени их выращивания; формировать умение находить в огороде овощи (огурец, помидор, морковь, репу); воспитывать желание участвовать в наблюдениях и принимать участие в посильном труде по уходу за ними.
Воспитатель предлагает детям сходить к огородным грядкам и посмотреть, чем заняты там старшие дети.
Наблюдение за вороной.
Цель: расширять знания детей о вороне, её внешнем виде и повадках, воспитывать интерес к жизни птиц и желание заботиться о них.
Привлечь птиц на участок, насыпая им семечки и хлебные крошки.
Наблюдение за воробьями.
Цель: расширять знания детей о птицах, учить отличать воробья по внешнему виду, замечать, как они передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм). Формировать эмоциональную отзывчивость, желание наблюдать за птицами, подкармливать их.
Рассказать детям, что осенью птицы прилетают ближе к людям, потому что им нечего кушать. Объяснить детям, что о птицах нужно заботиться, кормить их хлебными крошками, пшеном.
Наблюдение за облаками.
Цель: знакомить детей с различными природными явлениями; показать разнообразие воды в окружающей среде, формировать творческое отношение к делу.
Рассказать детям, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно, придумать имя облачкам.
Цель: продолжать знакомить детей с характерными особенностями березы (ствол, ветки, листья); воспитывать бережное отношение к деревьям.
Воспитатель загадывает загадку: Стоят столбы белые, на них шапки зеленые,
Летом мохнатые, осенью желтоватые. (Береза)
Цель: подвести детей к пониманию, чем кустарник отличается от дерева (нет одного толстого ствола, но есть много тоненьких веток, которые растут из земли); воспитывать бережное отношение к растениям.
Наблюдение за листопадом.
Цель: приучать детей видеть многообразие красок золотой осени, развивать наблюдательность, воспитывать умение радоваться красивому и бережно относиться к природе.
Рассмотреть летящие и упавшие на землю листья, их форму, размер, окрас; объяснить, почему осенью листья с деревьев опадают. Предложить детям собрать красивый букет из разноцветных листочков.
Наблюдение «Ласковый щенок Тишка».
Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами, дать представление о собаке (части тела, их название, поведение, чем питается); воспитывать желание заботиться о домашних питомцах.
Наблюдение за собакой со щенком, которых выгуливает хозяин; охарактеризовать внешний вид взрослого животного и детеныша, их поведение.
Наблюдение «Котенок Васька».
Цель: познакомить детей с частями тела котенка, их названием; уточнить, чем питается малыш, как ест (лакает молоко); отличать голосовые и двигательные реакции кошки и котенка; воспитывать желание заботиться о домашнем питомце.
Побеседовать на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».
Наблюдение за первым снегом.
Цель: показать разнообразие воды в окружающей среде; формировать первые связные представления о зиме, познакомить с сезонным явлением – снегопадом. Воспитывать умение замечать изменения в природе, радоваться красоте окружающего мира.
Чтение педагогом стихотворения «Белый снег пушистый»; рассмотреть, как снег падает на землю, деревья, крыши домов.
Наблюдение за солнцем.
Цель: формировать представления об изменении в природе с приходом зимы (солнце светит и совсем не греет, оно спрятано за тучками); развивать внимание, память; формировать эмоционально-положительное отношение к природе и поддерживать радостное настроение.
Рассказать детям, что солнце светит во все времена года, но зимой оно не греет.
Цель: познакомить детей с особенностями внешнего вида рябины; расширять знания о её плодах и их пользе для птиц; воспитывать желание любоваться красотой дерева, беречь его.
Дети с воспитателем находят на участке дерево с красными ягодами, рассматривают его, беседуют о пользе.
Цель: формировать представления об особенностях жизни деревьев зимой, развивать умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев; развивать речь, память, внимание; формировать эмоционально-положительного отношения к природе, бережное отношение к деревьям.
Загадывание воспитателем загадки о ели, рассматривание её.
Цель: расширять представления детей о деревьях, формировать знания об особенностях внешнего вида березы, по которым её можно выделить среди других деревьев. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассказать, что зимой береза отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев очень хрупкие и легко ломаются, поэтому их надо оберегать.
Наблюдение за березой и сосной.
Цель: уточнять знания детей о деревьях; учить видеть отличительные особенности разных деревьев; показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период; воспитывать желание защищать и оберегать природу.
Воспитатель читает загадки про деревья, просит детей рассказать, чем сосна отличается от березы.
Наблюдение за сорокой.
Цель: формировать представления о внешнем виде сороки, её характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.
Воспитатель читает стихотворение про сороку и объясняет детям смысл её прозвищ (сорока-белобока, сорока-стрекотунья, сорока-воровка).
Наблюдение за снегирем.
Цель: показать детям птицу, которая прилетает на участок детского сада только зимой; помочь запомнить отличительные особенности её внешнего вида; формировать желание помогать птицам зимой.
Рассказать детям, где живут снегири и почему они прилетают зимой ближе к людям. Совместно с детьми развесить кормушки для птиц.
Наблюдение «Птичья столовая».
Цель: уточнить знания детей о птицах, прилетающих на кормушку, учить различать их по внешнему виду и правильно называть; формировать желание помогать птицам зимой.
Предложить детям насыпать корм в кормушку для птиц и понаблюдать, какие птицы прилетят.
Наблюдение «Где, чей след».
Цель: расширять представления о зимующих птицах; вызвать интерес к следам на снегу; развивать внимание, речь, память; формировать эмоциональную отзывчивость к живым существам.
Источник