Сценарий фольклорного осеннего праздника «Осенины на Руси» в подготовительной группе.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Сценарий имеет множество фольклорных и обрядовых моментов, которые воспитанники с удовольствием учат и исполняют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osenniy_folklornyy_prazdnik.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник в подготовительной группе «Осенины на Руси»
(Под музыку входят дети, их встречает Хозяюшка в р.н. костюме)
Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяюшка: Давно я вас поджидаю, праздник не начинаю.
Дети: — Ехали мы мимо, да повернули до дыма.
— Дома сидеть, ничего не высидеть!
— Решили на людей поглядеть да себя показать.
Хозяюшка: Милости просим на наш праздник. Ведь без гостей и праздник не праздник
А их на Руси большое количество! Многие из них пришли из глубокой старины. Самые веселые и щедрые были осенью. В эти праздничные дни осень прославляли, её благодарили за богатый урожай.
И сегодня у нас Осенины – славной осени именины!
Дети: Нынче Осени именины,
Вместе празднуем «Осенины».
Нашу Осень мы прославляем,
С «Осенинами» всех поздравляем!
В благодарность за осенние дары
Осенины отмечают на Руси!
Песня «Осенины на Руси»
Хозяйка: Мы сегодня Осенины отмечаем.
В путешествие вас в старину приглашаем,
Об осенних народных праздниках много узнаем.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали,
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.
Ребята, какие народные осенние праздники вы знаете?
Дети: Рябинник, Капустница, Кузьминки.
Хоз: Правильно ребята, молодцы! Вот о них сегодня и пойдет речь.
Сентябрь – первый осенний месяц. В народе его называли «Рябинник» , «Листопадень» . В сентябре и лист на дереве не держится; холоден сентябрь, да сыт. В сентябре отмечали первые Осенины — встречу Осени. Прославляли богатый урожай, благодарили Осень за доброту и щедрость, за её дары, которые кормят людей всю зиму.
А самый главный подарок Осени – хлебушек. С давних времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем, Вот и мы с вами испечем праздничный каравай.
Русская народная игра «Кто с нами?»
( дети идут навстречу друг к другу шеренгами и поют : 1-я колонна спрашивает, 2-я – отвечает):
-Кто с нами, кто с нами жито молотити?
-Мы с вами, мы с вами жито молотити!
-Кто с нами, кто с нами муку просевати?
-Мы с вами, мы с вами муку просевати!
-Кто с нами, кто с нами тесто замесити?
-Мы с вами. Мы с вами тесто замесити!
-Кто с нами, кто с нами пирог выпекати?
-Мы с вами, мы с вами пирог выпекати!
(Образуют большой круг, берутся за руки и говорят) :
Вот такой вышины! (поднимают сцепленные руки вверх)
Вот такой ширины! (отходят назад, расширяя круг)
Хоз : А чтобы наш каравай был пышным да вкусным, поможет нам русская печка!
Дети : Ой, да печка-сударыня!
Помоги нам, Барыня!
Каравай нам испеки,
В дом богатство принеси! (уходят на места)
Хоз : А пока каравай печется, разговор у нас ведется. Сядем рядком, да поговорим ладком. Про народный праздник, который праздновали наши предки с приходом сентября.
Кто загадку отгадает – праздник тот узнает.
Висят на ветке подружки,
Прижавшись тесно друг к дружке.
В сенокос – горьки,
А в мороз – сладки,
Хозяйка: Правильно отгадали! На Руси праздник этот назывался – Павел и Петр — Рябинники.
В народе рябина считалась символом счастья и мира в семье, поэтому сажали красавицу перед домом. Люди верили, что ветка рябины отгоняет нечистую силу. Срывали рябинку и вешали веточки с ягодами на крышу, а часть рябинки оставляли на кусту – птичкам : дроздам, снегирям, синичкам.
А вы, ребята, что знаете о рябинушке?
(Выходит девочка, в рябиновом веночке)
На плечах её – косы длинные,
Брови смелые, соболиные,
Сарафан с широкой каймою,
Полушалок цветной с бахромою,
Золотыми расшитый листьями,
Разрисован алыми кистями.
Подойду, и глазам не верится:
То стоит не юная девица,
А рябины тонкое деревце
Хоз: С рябиной было связано много народных примет.
Дети: Рябина зацветает — пора сеять лен.
Много ягод на рябине- к холодной зиме!
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
(ЗВУЧИТ КУРЛЫКАНЬЕ ЖУРАВЛЕЙ)
Хозяюшка: А это значит, что приближается большой народный праздник – «Воздвиженье» — осень зиме навстречу движется. С этого дня начинались вечеринки – «Капустники ». Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусту на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, с шутками, с разными прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Мы по кругу все пойдем и капусточку завьем!
Хоровод «ЗАВИВАЙСЯ, КАПУСТКА»
Хоз: Вот капуста и поспела, принимаемся за дело :
Будем квасить и солить, чтоб зимой с припасом жить! Капусту всей семьей рубили, солили.
(Проводится игра с элементами массажа «МЫ КАПУСТУ РУБИМ» ):
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке.
(Все стоят в кругу друг за другом. Ребром ладоней стучат по спине впереди стоящего – «рубят капусту». Кулачками трут спинку – «трут капусту». Стучат пальчиками по спине – «солят капусту». Хлопают ладонями по спине и встряхивают руками.)
Хоз: Второй месяц осени – октябрь. В октябре семь погод на дворе : сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
14 октября – Покров-день , первое зазимье.
До обеда осень, а после обеда – матушка зима.
С этого дня собиралась молодежь на посиделки. Девушки проводили время за любимым рукодельем. То песню запоют, плясать пойдут, а то играть начнут, шуткой перебросятся.
(выходят 4 девочки и 4 мальчика, читают потешки) :
1 девочка : Ульяна, где была?
2 девочка : В новой деревне.
Курицу в сережках,
Свинью в рогожке
1 мальчик : Федул, что губы надул?
2 мальчик : Кафтан прожег.
— А велика ли дыра?
— Остались ворот да рукава!
Все дети : Потеха – делу не помеха!
Мальчики : Ой, девчата дорогие,
Разрешите вам сказать:
Мы имеем предложенье
Вместе с вами поплясать!
Девочки : Туфли новые у нас,
Как же с вами не сплясать,
Танец «Русская пляска»
Хозяйка : А еще на Покров ярмарки открывались!
(Звучит р.н.м «Коробейники» , выходят несколько детей с коробами, на которых лежат музыкальные инструменты)
1 коробейник: Пришла ярмарка с добром,
С пряниками, пирогами и орехами,
С песнями, плясками и потехами!
2 коробейник: Кто бараночки несет, кто поделки разные.
Проходи, честной народ!
Рады вам на празднике!
3 коробейник: Вот свистульки и трещотки,
Бубны, ложки и гармошки.
Звонко, весело играйте!
Оркестр русских народных инструментов « Во кузнице»
Хоз: Погляди-ка, народ, Ваня с ярмарки идет.
Что купил, Иван, расскажи-ка нам!
(Дети окружают Ивана.)
Дети : Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста,
И поехал в огород!
(Дети разбегаются, Иван ловит детей, они убегают на места)
Хоз: А товаров на ярмарке было бесчисленное множество привозили их из разных уголков матушки – России. Здесь можно было купить доброго коня или корову, еду или обнову и много, много, много чего! И конечно же ярмарка славилась своими играми да забавами. Поиграем, детвора в золотые ворота!
Р.н Игра «Золотые ворота»
Хозяюшка: Третий месяц осени – ноябрь-полузимник. В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь — сентября внук, октября сын, зиме родной батюшка.
14 ноября по народному календарю – день Кузьмы и Демьяна. Поэтому народ называл этот праздник Кузьминками.
В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали. Денег за свою работу они не брали, отчего их звали бессеребрениками. Вместо денег они просили накормить их кашей.
Хозяюшка: А вы знаете, что означало слово «Каша» ? (дети отвечают) «Пиршество» . Нигде в мире не придумали столько разных каш, как на Руси. (спросить у детей названия каш)
(Из-за печки падает ложка)
Хозяюшка: Это кто там балуется? (Из-за печки снова падает ложка, слышится стук) . Ой, ой, ой… Мы дедушку Домового, Кузьму Кузьмича, забыли в горницу пригласить! Давайте его позовем!
Дети: Уж ты, дед Домовой,
Мы хотим играть с тобой!
(Под звуки балалайки из-за печки выходит Домовой)
Хозяюшка: Здравствуй, дедушка Домовой, чего шалишь?
Домовой: Вам надобно было меня в дом позвать, каши подать –я бы и не шалил!
Хозяюшка: Ну, Кузьма Кузьмич, уважь, отведай кашки!
Проводится игра «КАК У БАБУШКИ НАТАШИ»
Дети: Как у бабушки Наташи
Ели пшенную мы кашу. (Соединяют ладони перед собой, делая «тарелку» , показывая её в разные стороны)
Каша вкусная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелкой» — указательным пальцем правой руки рисуют в воздухе «дымок» , поднимающийся вверх).
Каша вкусная, с парком (меняют руки)
С хлебом (выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутренней стороной ладони вниз – «ломоть хлеба» ,
С маслом (левую руку кладут на правую сверху – «слой масла» ,
С молоком! (соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка» )
Взяли мы большую ложку (сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – «две ложки» ,
Съели кашу всю до крошки. (попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу» , поднося «ложку» ко рту)
Вот какая каша (снова делают «тарелку» )
У бабушки Наташи!
Хозяюшка: Ну как, Кузьма Кузьмич, хороша каша?
Домовой: Ай, хороша…Как куснешь, так и уснешь,
Как вскочишь – еще захочешь!
Хоз: И то правда! Недаром русский народ сложил много пословиц о каше. Давайте-ка, ребята, вспомним их!
Дети: — Каша – матушка наша!
— Кашу маслом не испортишь!
— Что за обед, коли каши нет!
— За крутой кашей и разговор краше.
Домовой: Ишь, какие смышленые!
А я вот за печкой сижу – лапти вяжу.
Ложкой кашу доедаю,
Да на ложечках играю.
А ну-ка, разбирайте ложки,
Поиграем мы немножко.
Ведущая: А во что будем играть?
Домовой: Да картошку собирать!
Игра «Собери картошку»
((Игра проводится в командах. Дети под музыку носят по одной картошке в котелок)
Хозяюшка: Спасибо тебе, Кузьма Кузьмич, за сказку –
Вот тебе баранок вязку!
Будешь за печкой зиму коротать
Да нас с ребятами добрым словом вспоминать!
(Домовой прощается с детьми, уходит за печку)
Хозяюшка: Праздник наш мы завершаем
Урожай наш собираем.
(подносит фрукты (сок) детям)
Кушайте, гости дорогие,
Поправляйтесь, здоровья набирайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий «Осенняя ярмарка» включает в себя русские народные танцы, песни, игры. Знакомит детей с русским народным творчеством, формирует чувство патриотизма, любви к своей стране, её национальным особ.
В данной работе представлен сценарий «Праздник Осени», который расчитан для детей дошкольного возраста старшей и подготовительной групп.
Сценарий мероприятия Осенний праздник для дошкольников (подготовительная группа) на тему:«Осень, Осень, в гости просим!»[[<"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13195351","attri.
В сценарии утренника представлен литературный и музыкальный материал подобранный по возрасту детей.
Цель: обобщение знаний детей об осени.Задачи: 1.Формировать и расширять представления об осени, как времени года;2.Закреплять знания о приметах осени.3. Развивать творческий и коммуникативный навык, п.
Фольклорный осенний праздник для детей подготовительной группы.
Источник
Фольклорный праздник в старшей группе «Осенние посиделки»
Галина Мухина
Фольклорный праздник в старшей группе «Осенние посиделки»
УТРЕННИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ «ЧЕМ БОГАТЫ, ТЕМ И РАДЫ»
Декорации: русская изба с печью, лавками и т. д.
Ведущий: (на фоне р. н. п. «Ходила младешенька»)
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И,чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
(В зал входит Хозяйка)
Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Рады видеть вас у себя в гостях. В нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю по старинному посиделками называется. Пожалуйте, гости дорогие! Милости просим!
(В зал входит первая группа детей. Раскланиваются с Хозяйкой)
Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте как дома.
Гость: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
(Усаживаются на лавку. Входит вторая группа гостей. Раскланиваются с Хозяйкой)
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!
Гость: Туда голуби летают, где их привечают.
(Усаживаются на лавках)
Хозяйка: Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как говориться, половина дела. Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
(Исполняется р. н. п. по выбору муз. Руководителя)
Хозяйка: Мужики здесь мастера,
Ловко правят все дела.
Да и девицы под стать
Им не станут уступать!
Вот сейчас мы и убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь промучишься.
Станет музыка играть,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как кончит играть,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
(Проводится игра для девочек «Смотай клубочек»)
Хозяйка:(мальчикам) А вы, ребятушки, что призадумались? Вижу и вам поиграть захотелось. И для вас есть у меня игра-забава. Надо быстро в лапти обуться и ко мне вернуться.
(Проводится игра «Обуй лапти»)
Хозяйка: Издавна славился русский народ своим трудолюбием. И мы не сидели сложа руки. Богатый урожай вырастили в своем огороде.
(Хоровод «Во саду ли, в огороде»)
Хозяйка: Дальше бой скороговорок
Разрешите мне начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Складно, быстро повторяйте.
(Для детей: Три сороки тараторки тараторили на горке)
Хозяйка: И для этих гостей у меня скороговорки припасены.
Туесок мой раскрывайте,
(Проводится игра с родителями.Скороговорки для родителей: — Летели три пичужки через три пустых избушки; — Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня; — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши)
Хозяйка: Бай качи-качи-качи
Вкусны наши калачи.
Да играть начинайте!
(Проводится игра «Калачи»)
Хозяйка: А сейчас для всех ребяток
У меня полно загадок
Хозяйка: Там, где песня льется,
Ну-ка, дети запевайте,
А мамы, папы подпевайте.
(Исполняют песню по выбору муз. Руководителя)
Хозяйка: Приглашаем вас сейчас
На веселый перепляс.
Хозяйка: Играми да песнями сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощеньем знатным. Чем же мне потчевать вас, гости дорогие?
— Не красна изба углами, а красна пирогами;
— Все, что есть в печи, на стол мечи;
— Где есть пить, там и квас лить.
— Ешь пока рот свеж, а завянет, никто не заглянет.
Хозяйка: Я приглашаю вас на чай.
«С чая лиха не бывает» —
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд!
(Чаепитие совместно с родителями)
«Посиделки». Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп «ПОСИДЕЛКИ» ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Составила Чеснокова Наталья Владимировна – музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.
«Деревенские посиделки». Фольклорный праздник для детей и родителей старшей и подготовительной группы ДЕКОРАЦИИ: деревенская околица, плетень, собачья конура. На плетне – лапти, крынки. Около плетня – лавочки, берёзовые пеньки. Макеты деревенских.
Фольклорный праздник «Посиделки» Ход занятия: Звучит музыка стук в дверь заходят девочки Гости: Дома ли хозяюшка? Хозяюшка. Дома, дома! Проходите, гости дорогие! Девочки.
Фольклорный праздник «Посиделки у печки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Дом детского творчества города Рудни Смоленской области.
Фольклорный праздник в 1 младшей группе «Деревенские посиделки у Аринушки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области. Фольклорный.
Фольклорный праздник в первой младшей группе «Пасхальные посиделки у Дарины» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области. Фольклорный.
Фольклорный праздник в старшей группе «Посиделки» Цель. Приобщать детей к своим русским корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, знакомить с разными видами игрового.
Календарно-обрядовые праздники. Фольклорный праздник в старшей группе «Праздник пастушков» КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ ПРАЗДНИК ПАСТУШКОВ Цель: Приобщать детей к традициям народного праздника средствами музыкально – творческой.
Формирование у детей дошкольного возраста знаний о народной музыкальной культуре. Праздник «Осенние посиделки» Формирование знаний о народной музыкальной культуре через приобщение дошкольников к русским народным традициям. Что может быть более доступно.
«Осенние посиделки». Развлечение в средней группе детского сада Дети заходят в музыкальный зал, оформленный под русскую избу. ХОЗЯЮШКА. Светлый, светлый месяц высоко не низко, где же гости дорогие, далеко.
Источник