Осенние явления природы для подготовительной группы

Конспект НОД «Осенние изменения в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Обобщение и закрепление знаний об осени, осенних месяцах, приметах, явлениях природы.

Скачать:

Вложение Размер
osennie_izmeneniya_v_prirode.docx 25.11 КБ

Предварительный просмотр:

НРМОБУ «Сингапайская СОШ»

Конспект занятия » Осенние изменения в природе «

Автор: воспитатель Моренкова Н.А.

• Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

• Активизировать словарь по данной теме.

• Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

  • Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
  • Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
  • Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.
  • Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

Демонстрационный материал : сюжетная картинка « Осень » , картинки с изображением осенних признаков , осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса» , мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : чтение стихотворений об осени, разучивание стихотворений об осенних месяцах, грибах.

Наглядные : рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные : образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические : дидактические игры и упражнения

Ход занятия

1. Организационный момент.

У нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … ( осень )

Правильно, мы отправляемся в Осень .

Звучит музыка осеннего леса.

Назовите, какие осенние месяцы вы знаете ? (сентябрь, ноябрь, октябрь) .

Послушайте стихотворение о Сентябре. (рассказывает ребёнок)

В сентябре еще не грустно :

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Ребята, сентябрь – это первый месяц осени, начало осени. Какие изменения в природе мы можем увидеть в это время? (Утро и вечер становятся прохладнее, выпадают росы, появляются утренние туманы)

На доску выставляются картинки с осенними признаками .

Это время называют ранняя осень. Сентябрь — месяц ещё тёплый. Особенно в начале месяца. В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов. Это время года – самая грибная пора.

На доску вывешиваются иллюстрации грибов. Дети рассказывают стихи о грибах.

Гриб я самый-самый лучший

И полезен я к тому же,

Всем на радость на столе

Забирай меня к себе.

Красноголовик мое имя

Под березами расту,

Пью холодную росу.

Жду, когда за мной придешь

И в корзинке унесешь.

1 –й. Мы задорные маслята

В мелких шапочках, с листом.

2-й. В наш лесок пришла не зря ты

Тоже мы с тобой пойдем!

Но будь осторожен в лесу можно найти и ядовитые грибы. Они опасны для человека, а для лесных зверей могут служить лекарством.

Я убийца беспощадный

Мух и прочей ерунды.

Мой костюм, как флаг парадный,

Красный цвет заметишь ты.

Я приманка для незнаек

И храню в запасе яд,

Но грибник меня встречая,

Почему-то мне не рад.

Дети садятся на свои места.

А в народе Сентябрь называют — Хмурень , потому что погода начинает хмуриться и капризничать. Приглядись-ка к деревьям. Листья пожелтели, некоторые едва-едва, а некоторые совсем желтые и начали уже опадать. Пора одевать куртку и брать с собой зонтик, чтобы не промокнуть. Ведь осенью дождь не такой теплый, как летом.

Дидактическая игра «Один — много»

Ход: солнечный день — солнечные дни; красивое дерево-, хмурая туча-, серое облако-, холодный дождь-, сильный ветер-, птичья стая-, глубокая лужа-, резиновый сапог-…и т. д

А сейчас послушайте стихотворение об октябре. (рассказывает ребёнок)

Сеет дождик в октябре

В желтой кружатся листве

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Дни листки календаря

Что же происходит в природе в октябре? (Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай)

На доску выставляются картинки с осенними признаками .

Это время называют средняя осень . Или золотая осень . Как вы думаете, почему так говорят (начинается листопад, с деревьев опадают листочки)

Дид. игра «Чьи листья»

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и тд.)

А почему насекомые начинают пропадать (большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро)Почему птицы начинают улетать? (становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края икать себе пропитание и тепло)

В народе Октябрь называют — Грязник , потому что золотую осень начала октября сменяют дожди второй половины месяца.

А сейчас послушайте стихотворение о ноябре. (рассказывает ребёнок)

В ноябре и дождь и снег,

Лес стоит весь мрачный.

Знает каждый человек,

Что ноябрь — невзрачный.

В ноябре деревья спят

Прибит дождём осенний сад .

Дождик кончится. Потом,

Покроет снег своим ковром.

Что же происходит в природе в ноябре? (опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди вспахивают поля, засевают озимые)

Это время называется поздняя осень .

В народе Ноябрь называют — Листогной, потому что опадают последние листья и природа готова к зиме.

Теперь вы знаете, то красавица-осень бывает разная . Давайте назовём, какая и когда она бывает.

Дидактическая игра «Подбери действие» .

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер . Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный ,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний листочек .

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют , опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит , идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают .

Птицы осенью — Птицы осенью улетают .

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья .

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Насекомые осенью- прячутся, исчезают.

Люди осенью – убирают урожай, утепляются, пашут поля.

Игра « Осенние листочки » .

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние ,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Под музыку дети имитируют действия «листочков» — музыка играет, листочки летают, музыка останавливается – листочки опадают.

Молодцы, ребята. А теперь давайте отгадаем загадки и вспомним осенние приметы и явления природы .

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

только не душистые.

Он холодный, проливной,

По пятам бежит за мной.

Убегаю — только хуже,

Потому что всюду — лужи!

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Видно стало далеко.

Неизвестно, где живёт.

Налетит, деревья гнёт.

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник — и не уймешь.

По небесам ораваю

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем.

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ранним утром во дворе

Лед улегся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Ребята, многие века народ примечал, какие изменения в каждое время года происходят в природе и сочинили много поговорок на тему осень. Давайте и мы с вами сейчас с ними познакомимся.

Знакомство с поговорками

«От осени к лету поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина. Осень – запасиха, зима – прибериха. Холоден сентябрь, да сыт.

Подведение итога занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программное содержание:Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев.Воспитывать бережное отношен.

Познакомить детей с изменениями в природе весной,через проведения игровой прогулки в парковую зону.

Речевое развитие по теме «Весенние изменения в природе».

Цели и задачи: «Познавательное развитие» -формировать интерес к познавательно — исследовательской деятельности по теме: «Осень»;-развивать наблюдательность, формировать умение рассматривать .

конспект образовательной деятельности для детей средней группы.

Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях.Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме « Весна», совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании п.

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме. .

Источник

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осенние изменения в природе»

Галина Ракшаева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Осенние изменения в природе»

— Закреплять представления о сезонных изменениях в природе;

— учить узнавать разные породы деревьев по листьям.

Словарная работа: существительные (дерево, береза, клен, дуб, рябина, ива, ель, ветки, листья, листопад); прилагательные (осенний, березовый, дубовый, рябиновый, ивовый, зеленый, желтый, красный, бурый); глаголы (желтеть, опадать, собирать, гулять).

Подготовительная работа: наблюдение за деревьями, за листопадом, сбор листьев и составление осенних букетов.

Оборудование: цветные иллюстрации деревьев (демонстрационные); заламинированные листья березы, клена, дуба, рябины, ивы (раздаточные); русская народная сказка «Как коза избушку построила» (театр на фланелеграфе, фланелеграф.

Ход занятия:

Воспитатель (читает стихотворение)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Воспитатель. Какое время года описал поет?

Дети. Осень.

Воспитатель. Почему вы так думаете?

Дети. Когда наступает осень,листья на деревьях меняют цвет: становятся желтыми, красными, золотыми…

Воспитатель. Какими словами поэт рассказывает о лесе, каким стал лес осенью?

Дети. Лиловым, золотым, багряным, красным.

Воспитатель. Какое настроение возникает у вас во время прослушивания этого стихотворения?

Дети. Радостное, светлое, немного грустное, потому что красота закончится, когда все листья опадут.

Воспитатель. Какие еще происходят изменения осенью?

Дети. День становится короче и холоднее, насекомые прячутся, птицы собираются в стаи и улетают на юг, животные готовятся к зиме.

Воспитатель. Послушайте русскую народную сказку «Как коза избушку строила». (Показывает театр на фланелеграфе.)

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печи полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит – и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты – ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…

Вот как- то раз и говорит коза козлятам:

— Козлятушки – детушки, не житье нам у старухи – говорухи! Пойдем-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха – говоруха козу с козлятами из хлева – они и побежали. Только их старуха и видела!

Прибежали они в осенний лес и стали место искать, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблонке и говорит:

— Яблонька, яблонька. Можно мне под твоими ветками избушку построить?

Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. – Яблоки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Ступай еще куда- нибудь.

Пошла коза к елке:

— Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает елка. – Шишки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Найди место получше!

Пошла коза с козлятами дальше.Увидела высокий дуб и говорит ему:

— Дуб, дуб! Дай мне под тобою избушку построить.

— Не строй подо мною избушку,- отвечает дуб. – Желуди с меня упадут – твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осинке:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка всеми ветками,всеми листьями:

— Мои листики и днем и ночью шумят – твоим деткам спать не дадут. Найди место получше.

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше.Пошла коза к березе:

-Березка, березка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула березка веточками и сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождя спрячу, от ветра укрою, строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под березкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

Воспитатель. Про кого эта сказка?

Дети. Про ленивую старуху – говоруху и козу с козлятами.

Воспитатель. Куда убежала коза от старухи – говорухи?

Воспитатель. Какие деревья росли в лесу? Почему они отказали приютить козу с козлятами? Кто помог козе?

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять — Дети сжимают и разжимают

Будем листья собирать. кулачки.

Листья березы,Загибают поочередно пальцы:

Листья рябины, большой, указательный, средний,

Листики тополя, безымянный, мизинец.

Мы соберем. Сжимают и разжимают кулачки.

Маме осенний

Букет отнесем. Вытягивают вперед ладошки.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Детки с ветки».

Воспитатель. В лесу куда убежала коза с козлятами, растут разные деревья. Помогите деревьям найти свои опавшие листочки. Я буду выставлять на фланелеграф изображение дерева, а тот, у кого есть листок от этого дерева, поднимает руку, называет дерево и прикрепляет к нему листок.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Все деревья нашли свои листочки?

Что нового вы узнали?

Что особенно понравилось?

Тематическая прогулка «Изменения в природе в зимнее время» (экскурсия) Цель: развитие наблюдательности у детей, чувство сопереживания, любви и интереса к родной природе. Экскурсия: Сегодня нашу экскурсию.

Итоговое занятие в старшей группе «Весна. Изменения в природе» Цель: выявить и закрепить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении учебного года. Задачи. Образовательные.

Изменения организации предметно-развивающей среды с введением ФГОС При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки.

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Изменения в природе в октябре» Цель. Развивать устную речь, обогащать словарный запас Оборудование: корзина с листьями. Предварительная работа: чтение стихотворений об.

Конспект НОД на тему «Сезонные изменения в природе» (старшая группа) Цель: закрепить понятие о природе в целом, живой и неживой природе. Задачи: образовательная: закрепить с детьми признаки всех времен года,.

Конспект НОД «Весна. Сезонные изменения в природе» Конспект НОД Тема: «Весна. Сезонные изменения в природе» Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать.

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе». Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская,коммуникативная. Задачи: -Закреплять и обобщать представления детей об.

Наблюдение на прогулке «Изменения в природе осенью» Мир и обстановка, в которой подрастают современные дети,вызывает их естественный интерес к различным явлениям природы и желание немедленно.

Открытое занятие по экологии «Весна. Сезонные изменения в природе» Открытое занятие по Экологии «Весна. Сезонные изменения в природе» Программное содержание: -Развитие представлений детей о сезонных изменениях.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Изменения в природе весной» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе подготовила воспитатель Осипова Александра Алексеевна. Тема: «Изменения в природе.

Источник

Читайте также:  Можно ли обрезать листья у амариллиса осенью
Оцените статью