Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет по теме «Осень»
Екатерина Комиссарова
Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет по теме «Осень»
Конспект занятия по развитию речи для детей 4 лет.Тема : Осень.
Цели занятия:
— учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
— развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
— уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
— закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
— упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
— воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
— формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то как называется это время года? (Ответы детей.)
2. Объявление темы.
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)
3. Вводная беседа.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.
Осень
Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!
Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Воспитатель: Ребята! Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.
Игра «Чего не бывает осенью?». Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.
Осенью не растут подснежники.
Осенью не купаются в речке.
Осенью не загорают.
Осенью не надевают шубы. И т. д.
Воспитатель: Ребята! Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня есть подсказки. (Воспитатель выставляет на доску предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)
Игра «Узнай по описанию». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что) -. (Солнце.)
Тяжелые, серые, темные, дождливые (что) -. (Облака.)
Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что) -. (Дождь.)
Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что) -. (Ветер.)
Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что) -. (Листья.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.
Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».
Осень (какая) -. (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т. д.)
Физкультминутка «Осенью». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Туча небо кроет, солнце не блестит, (взмахи руками над головой)
Ветер в поле воет, дождик моросит. (взмахи руками перед собой)
Воды зашумели быстрого ручья, (топают ногами на месте)
Птички улетели в теплые края. (изображают улетающих птичек)
Опустел скворечник, улетели птицы, (машут руками, как крыльями)
Листьям на деревьях тоже не сидится. (приседают)
Целый день сегодня все летят, летят… (встают, идут по кругу, машут руками)
Видно тоже в Африку улететь хотят. (бегут по кругу)
Воспитатель: Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра осень на урожай. Посмотрите внимательно на картинки. Что там изображено? (Пшеница, овощи, фрукты.) А теперь закончите мои предложения.
В поле собирают урожай (чего) -. (Пшеницы.)
В огороде собирают урожай (чего) -. (Овощей.)
В саду собирают урожай (чего) -. (Фруктов.)
5. Итог занятия.
Воспитатель: В чьем царстве мы побывали?
Какая она, королева Осень?
Что собирают осенью?
Где собирают урожай пшеницы (овощей, фруктов? Назовите приметы осени.
Задания для закрепления вне занятий.
• Игра «Один — много». Дерево-деревья. Лист — листья. Трава — травы. И т. д.
• Игра «Скажи наоборот». Тепло — холодно, пасмурный день — солнечный день, длинный день — короткий день, сухой — мокрый, ранняя осень — поздняя осень, листья вырастают — листья опадают, прилетают — улетают. И т. д.
• Игра «Подбери признак». Небо осенью (какое) -. Солнце -. Погода -. Деревья -. Трава -.
Конспект игры-занятия по развитию речи для детей второй группы раннего возраста «Петушок и его семья» Цели: содействовать расширению представления детей о домашних животных и их характерных особенностях, побуждать к проявлению заботы о домашних.
Конспект открытого занятия по развитию речи «Монолог: повествование и описание» Цели: • Знакомить детей с комбинированными текстами, представленными сочетанием повествования и описания; • Работать над лексическим значение.
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОВЗ «Осень» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОВЗ Тема: «Осень». Описание материала: данный конспект может быть полезен,.
Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста от 2 до 3 лет «Котик в гости к нам пришёл» Тема: «Котик в гости к нам пришёл» Составил воспитатель Мишова Л. В. Программные задачи. Формирующие задачи: 1. Закреплять знания.
Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы «Осень, осень, листопад» Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы. «Осень, осень, листопад» Главные общеобразовательные, развивающие и воспитательные.
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время» Ход НОД. Загадываю детям загадку: Оно весь век бежит вперёд И никогда не устаёт. (Время) — Правильно отгадали, это время. Оно постоянно.
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в сказку» Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в сказку» Цель: — вспомнить русские народные сказки; — закреплять умение отвечать на.
Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: • Продолжать учить детей пересказывать небольшие произведения. • Составлять сложные предложения по опорным схемам.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень» Тема: «Осень» Образовательные: • закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе. • обогащение активного словарного запаса.
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт» Цель: уточнение и расширение словаря детей по теме: “транспорт”. Задачи:.
Источник
Картотека осенних игр для детей 4-5 лет
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Подборка дидактических и подвижных игр для детей 4-5 лет на тему «Осени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_igry.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Осенние приметы»
Задачи : закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность,
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук), игровое
поле, разделённое на 8 клеток.
Дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано, определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года — убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме,
правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.
Атрибуты : мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я — чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и
его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Играют 2 ребёнка. У одного — картинки с изображением целого фрукта, у другого — картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку и называет, что на ней изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи
обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
Дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к
какой группе относится овощи или фрукты, потом кладут в соответствующую корзинку..
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Запасы зверей»
Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду,
развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание,
Атрибуты : предметные картинки овощей и фруктов
В центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
«Раз ,два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют
группы «Овощи», «Фрукты».
Подвижная игра «Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание,
зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры:
Вариант 1 : взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют
его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки
вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и
ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2 : взрослый только говорит название овоща, а дети показывают
движениями, где он растёт.
Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт
и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:
«Это яблоко — яблочный сок».
Подвижная игра «Найди пару»
Задачи : учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,
закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное
Атрибуты : осенние листья разного размера, цвета и формы.
Ход игры : дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и
подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут
по кругу со словами: « Раз, два, три — лист скорей бери!» Каждый берёт листок.
Воспитатель говорит: «Найдите себе пару — листочек такого же цвета.» (Другие
задания: составь пару — листья с одного дерева, или листья, отличающиеся
размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)
Примечание : для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней
цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.
Дидактическая игра «С какого дерева лист? »
Задачи : совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты : нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья
Ход игры : листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны
разложить листья на своё дерево
Примечание : игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Какой лист?»
Задачи : совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты : корзинка, осенние листья.
Ход игры : дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.
Подвижная игра «Белкины запасы»
Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать
внимание, память, устную речь.
Атрибуты : маска белки, муляжи грибов, орех, ягод, шишки.
Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат
предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словами:
«Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с
одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок — белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орехи
(грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.
Дидактическая игра «Парные картинки»
Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать
логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.
Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на
одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде
отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).
Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-
картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку,
а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй
выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»
Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,
находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Атрибуты: предметные картинки по теме
читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягод и грибов).
Вот вам морковка
Красная головка,
И огурчик крепкий,
На рядах капусты
Кочаны жмутся густо
В листьях лохматых,
Вот горошек сладкий,
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народ
Населил наш огород!
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
В. Волина
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры , огурцы
Зреют дружно — молодцы!
И картофель , и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
Буду делать салат…
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы , порей, шпинат,
Помидоры и редиску.
Мелко порублю укроп ,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.
В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Задачи : развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры : взрослый читает, а дети добавляют слова.
— Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
— Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
— Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
— От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
— Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
— Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
— Просит дедушка Федюшку: — собери ещё … (петрушку).
— Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
— Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
— Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
— Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
— Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
— Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста
Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека осенних прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Картотека осенних игр для детей
Картотека осенних игр для детей.
Картотека осенних подвижных игр для детей 6-7 лет
Осенние подвижные игры в детском саду для детей 6-7 лет Филин и птицыЦель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.Ход игры: дети выбирают себе имена тех птиц, голос.
Картотека. Осенние прогулки для детей 5-6 лет
Заглянула осень в сад — птицы улетели. За окном с утра шуршат жёлтые метели. Под ногами первый лёд крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – стесняется.
Картотека Осенние игры для детей 2-3 лет в детском саду Игры осенью для детей группы раннего возраста
КартотекаОсенние игры для детей 2-3 лет в детском садуИгры осенью для детей группы раннего возраста.
Картотека «Осенние игры для детей 2-3 лет в детском саду»
Картотека «Осенние игры для детей 2-3 лет в детском саду".
Источник