Осенний листопад спасает растения от

Осенний листопад спасает растения от

Причины листопада (по А. В. Кожевникову)

Осень. С берез и кленов облетают листья. И скоро в лесу откроется настоящий парад разноцветных листьев — листопад.

Каковы причины листопада? Что заставляет наши лиственные деревья и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву, с тем чтобы вновь одеться ею по окончании суровой зимы?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего выяснить, представляет ли собой листопад биологическое явление, обусловленное жизнедеятельностью растения, или он вызван падением температуры и наступлением осеннего ненастья.

Если мы летом или, еще лучше, с весны пересадим в горшок с землей какое-нибудь молодое деревце, например дубок или клен, и поставим его в комнату или в оранжерею, осенью он неизбежно сбросит свои листья, несмотря на самый лучший уход.

В комнату или за стекло оранжереи не проникает осеннее ненастье, здесь не бывает заморозков, но тем не менее листопад и тут будет проявляться с достаточной правильностью. Это указывает нам на то, что осеннее сбрасывание листьев не является прямым следствием наступивших неблагоприятных условий. Оно вместе с зимним периодом покоя входит в сам цикл развития растения. Есть и другой способ убедиться в том, что листопад — процесс биологический. В конце лета через основание листового черешка какого-нибудь дерева делают срез в том месте, где черешок прикрепляется к стеблю, образуя так называемую листовую подушечку.

Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющегося (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко обособляются друг от друга. К началу листопада связь между ними в каком-нибудь месте нарушается, и лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам, которые, подобно мельчайшим «водопроводным трубам», соединяют лист с остальным растением. Сосудистые пучки можно легко заметить простым глазом на листовых рубцах в виде трех, пяти или большего числа крупных точек. Они служат для проведения воды и минеральных солей от корня к листьям (восходящий ток) и питательных веществ — углеводов, выработанных листьями в процессе их усвоения — ассимиляции (нисходящий ток). Однако наступает момент, когда нарушается и эта последняя связь между черешком листа и материнским растением. Часто для этого бывает достаточно легкого порыва ветра; иногда листья опадают и в совершенно тихую погоду от резких колебаний температуры, замерзания или оттаивания или прямо под влиянием силы тяжести листовой пластинки, отягченной осевшей росой.

Читайте также:  Трихоцин инструкция по применению осенью


Схема образования отделительного слоя в черешках листьев перед листопадом

Приходилось ли вам бывать в лесу в разгар листопада, когда в ясную погоду к вечеру сильно холодает, но зато стоит полное безветрие? В это время в лесу удивительно тихо и отчетливо слышен непрерывный шорох падающих листьев.

Образование пробкового слоя в листовых черешках указывает нам на то, что листопаду предшествует в растении длительная биологическая подготовка.

Листопад — полезное приспособление растений к перенесению повторяющихся ежегодно неблагоприятных климатических условий. Кажется, что с потерей листьев прекращается и фотосинтез. Какая же от этого польза растению? Вспомним, что с большой листовой поверхности продолжалось бы сильное испарение влаги и потеря ее не восполнялась бы зимой, так как вода в растении замерзла бы и растение засохло бы еще до весны.

ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ,

. что листопад спасает растения от гибели не только зимой в умеренном климате, но и в сухом тропическом климате. Однако там сбрасывание листьев приурочено к засушливому периоду года.

Источник

Беседа с детьми о листопаде в старшей группе

Ирина Владимировна Симанова
Беседа с детьми о листопаде в старшей группе

Как прекрасен осенний лес! Взрослые и дети любят гулять в нем ранней осенью. Ведь именно в этот период в лесу или в парке можно увидеть прекрасное явление природы.

Ребята, отгадайте загадку. :

Кленовый, дубовый, осиновый лист

Дружно за руки взялись.

Пожелтел и лес и сад.

Вы узнали. (листопад).

-Ребята, вы любите гулять в осеннем лесу? Почему?

Хорошо оказаться в лесу во время листопада! С деревьев, медленно кружась в прохладном осеннем воздухе, облетают листья. Подует ветер, и листья закружатся в пестром хороводе. Оранжевые, крупные, похожие на звезды — кленовые; золотисто-желтые — липовые; красные, синие, лиловато-черные — осиновые.

Хоровод листьев.

Листики кружатся, падают в лужицы,

Ветки гнутся и шуршат,словно шепчут: «Листопад».

Листопад, листопад, устилает старый сад.

Листья, словно бабочки, в воздухе порхают,

И крыльцо и лавочку листья устилают.

Листопад, листопад устилает старый сад.

Почему же золотую осень называют порой листопада? Почему перед долгими зимними холодами деревья и кусты сбрасывают свои великолепные пышные наряды?

Осенью дни холодные и пасмурные, солнце светит меньше и поэтому изменяется цвет листьев. В них образуется меньше особого вещества — хлорофилла, придающего листьям зеленый цвет. Они становятся золотисто-желтыми, красными, оранжевыми, багряными. Осенью листья осыпаются, потому что деревья и кустарники готовятся к долгому зимнему сну. В листьях за лето накапливается немало вредных веществ. Опадая, они освобождают деревья от ядов.

Листопад — это приспособление растений к пониженному испарению влаги осенью и зимой. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они бы погибли от недостатка влаги.

Закружила осень рыжие метели.

Золотые листья с кленов полетели.

Закружился листьев пестрый хоровод,

Заблестел на лужах первый тонкий лед.

Листья, опадая, укрывают корни растений и согревают их в морозы, будто пестрыми шерстяными шалями.

Опавшие листики нужны не только растениям, но и животным. Многие звери устилают свои берлоги, норки и дупла сухими душистыми листьями, веточками хвои.

А еще из разноцветных листьев можно сделать красивые букеты.

Больше нет цветов в бору и в лесу раздетом.

Листья кленов соберу в пышные букеты.

Я домой их принесу, ими стол украшу

И нарядно, как в лесу, станет в доме нашем.

Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о чем мы с вами говорили, что вы узнали нового?

Беседа на прогулке с детьми старшей группы «Осторожно, сосульки» Цель. Закрепить знания детей о том, что сосульки могут быть опасны для человека. Воспитывать умение соблюдать правила безопасности и.

Беседа по ОБЖ с детьми старшей группы «Безопасный водоем» Беседа по ОБЖ с детьми старшей группы «Безопасный водоем» Задачи: -Формирование навыков безопасного поведения на льду весной. -Напомнить.

Беседа с детьми старшей дошкольной группы на тему «Зима» Беседа с детьми старшей группы на тему: «Зима» Цель: Расширять представления о зиме. -Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать,.

Беседа с детьми старшей группы «Детям о войне» Воспитатель. У каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты в истории, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойно.

Беседа с детьми старшей группы «Государственный флаг России» Задачи:- расширить знания детей об истории праздника; — дать элементарные знания о государственной символике (флаг, герб); — развивать.

Беседа с детьми старшей группы о народных куклах Доброго времени суток всем, кто заглянул на мою страничку! Эту беседу я хотела провести тогда, когда в группе будет в наличии максимальное.

Беседа с детьми старшей группы «Три Спаса в августе» Воспитатель: Ребята, сегодня 29 августа и все православные и россияне отмечают праздник Ореховый (Хлебный) Спас. Название праздников».

Беседа с детьми старшей группы «Зима» Цель. Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, явления природы, типичные осадки, состояние растений, особенности.

Беседа «Засветись в темноте» с детьми старшей группы Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в нашем детском саду вопросу безопасности дошкольников на улицах и дорогах города мы.

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда» Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине, — развивать у детей интерес к истории своей страны, — формировать.

Источник

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Листопад»

Анастасия Семёновна Резникова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Листопад»

«Листопад»

Расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природное явление – листопад, строение листа, опытным путём сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях, развивать любознательность.

Материал: опавшие листья, зеленые листья, салфетки, лупа, кубики.

Ход НОД:

Утром мы во двор идем. Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят, И летят, летят, летят…

— А вы, знаете, почему желтеют листья? А хотели бы узнать эту тайну? (ответы детей)

-Тогда слушайте. Читаю рассказы из книги Г.Граубина:

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным — зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество — хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает,и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая — окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.

А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.

КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД?

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень — и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины.

Все как по часам.

И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние «часы». Эти «живые часы» чутко ощущают смену дня и ночи.

Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.

Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.

А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.

Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ?

Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них «работают» всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь «работа» у листьев очень напряженная.

В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями — устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах.

Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты — из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.

Солнце нагревает листья, а испарение — охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке — он холодит. Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие — клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи».

Нет у дерева листьев — нет и такого обильного испарения воды.

Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.

Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.

В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется.

Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил ее пять раз!

Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега.

Однажды я видел такое печальное зрелище. Снег выпал, а деревья еще не сбросили листву. И все березы, стоявшие вдоль дороги, согнулись в дугу.

Их так придавило снегом, что вершины опустились до земли.

Прошло много лет. Я опять увидел эти березы — многие стволы так и остались похожими на коромысла. Значит, деревья эти не совсем здоровы, движение соков в них нарушено. Ведь именно по стволу поднимаются к листьям питательные соки.

Листопад приспосабливает деревья к зиме. Листья осыпались, люди подметают их и сжигают. Нужно ли сжигать листья?

(ответы детей) Ни в коем случае нельзя делать! Знаете почему? Когда-то эти листики были молодыми и зелёными. Но пришла осень, и листья опали, легли на землю густым ковром. Эти листья должны превратиться в перегной — очень ценное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! Кроме того, ковёр из опавших листьев зимой защищает корни растений от мороза. А весной в этом толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустов, питая их. И вот ещё что важно! Под опавшими листьямиживут разные насекомые: жуки и жужелицы, черви и бактерии, которые делают почву плодородной.

Если мы разведём костёр на лужайке, погибнут все насекомые живущие в траве, а так же и сама земля на месте кострища! И на этом месте в течение долгих лет обожжённая земля не зарастёт травой — посреди зелени так и будут чернеть ожоги. Есть еще одна причина. Мы говорили, что в листьях накапливаются разные вредные вещества и если мы их будем сжигать, то эти вещества с дымом разнесутся по воздуху, а мы будем этим воздухом дышать.

Мы — осенние листочки.

Мы на веточках сидели (Дети образуют круг.)

Ветер дунул — полетели. (Разбегаются по комнате).

Мы летали, мы летали (Бегают, помахивая листьями).

Все листочки так устали!

Перестал дуть ветерок –

Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул. (Бегают, помахивая листьями.)

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Подбрасывают листья.)

А сейчас мы станем учеными. Будем проводить опыты. У вас на столах лежат листья. Рассмотрим их строение.

Опыт:№1: «Строение листьев»

Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Почему же листья желтеют осенью? Да, листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт №2: «Почему лист зеленый

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

Опыт №3: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Опыт№4:«Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит,внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Одинаковые ли листья на деревьях?

Дидактическая игра «С какого дерева листок?

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе Цель: Познакомить детей со свойствами камня, железной пластины, деревянного брусочка, (тонет- не тонет, легкий- тяжелый, твердый- мягкий).

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода» Группа: Подготовительная Образовательная область: Познание Вид НОД: познавательно — исследовательская Тип НОД: Закрепление знаний Тема НОД:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Магнит творит чудеса» Конспект опытническо – экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Магнит творит чудеса». Цель: Систематизирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Воздух и его свойства» .

Конспект опытно–экспериментальной деятельности по формированию знаний о свойствах воды с детьми подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 153. (МБДОУ Детский сад №153) Конспект опытно –экспериментальной.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Буратино-длинный нос» Цель: ознакомление и расширение представлений детей о свойствах песка. Задачи: совершенствовать мелкую моторику рук, обогащать представления.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности (в старшей группе) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №153 (МБДОУ Детский сад №153) Конспект опытно-экспериментальной.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Книга — лучший друг» Конспект занятия в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Книга – лучший друг» Цель: в процессе познавательной.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР «Водица — сестрица» Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. Задачи: Коррекционно – образовательные: — Способствовать накоплению.

Источник

Оцените статью