Осенний марафон главная героиня

«Осенний марафон». Несколько слов о «неудачнице» Варваре»

Моё почтение! В сегодняшней статье речь пойдёт о довольно известной философской трагикомедии Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979), снятой по пьесе Александра Володина «Горестная жизнь плута». Мягкотелый и нерешительный Бузыкин уже давно ведёт двойную жизнь, никак не решаясь сделать окончательный выбор в пользу законной жены или уже не такой молодой любовницы. Кроме Нины Евлампиевны и Аллочки, в фильме есть ещё один весьма интересный женский персонаж — «нелепая» Варвара Никитична, «Дюймовочка», бывшая однокурсница и коллега главного героя. Можно ли отнести Варвару к разряду непроходимых неудачниц? Считает ли она себя таковой, или же её всё устраивает? Может быть, она типичная приспособленка?

Варвара Никитична — немолодая, малопривлекательная и одинокая женщина. Почему же к сорока пяти годам она так и не встретила свою вторую половину и не обзавелась семьёй? «Промурыжил до сорока лет» её какой-то женатый тип. Ведь за всё это время можно было понять, что никаких перспектив в подобных отношениях нет и будет. Видимо, до определённого момента Варвара вполне довольствовалась своим положением. Не стоит считать эту женщину глупой или не имеющей чувства собственного достоинства, но вся она какая-то несуразная, небрежная и потерянная. Помимо той нестерпимой драмы, которую так неправдоподобно и уныло разыгрывает героиня, во всём её образе присутствует доля вульгарности и пошлости. При этом есть в Варваре, определённо, что-то притягательное и своеобразное.

Очевидно, что Варвара, в отличие от Бузыкина, бездарна и поверхностна. По сравнению с Андреем Павловичем, она посредственность. Даже для того, чтобы перевести рассказ о «кричащей нечеловеческим голосом козе» ей необходим допинг в виде «рюмашки» коньяка, портвейна или другого благородного напитка. Никакого творческого кризиса у героини быть не может, потому что литературного таланта, как и писательских способностей, у неё нет. По-моему, Варвара совсем не похожа на человека, увлечённого своим делом. Энтузиазм почти на нуле. Ей приятно причислять себя к творческой интеллигенции, к которой, вероятно, могли принадлежать и её родители.

Читайте также:  Осенние фоны для скрапбукинга распечатать

Как можно заметить, Варвара Никитична не слишком требовательна к себе, не так уж критично смотрит на всё происходящее с ней. Кажется, она вовсе не считает себя неудачницей. По крайне мере, отсутствием таланта, профессиональной непригодностью и прочей несостоятельностью эта дамочка не особо тяготится. Следует признать, Варвара очень даже неплохо приспособилась. Отдельная квартира имеется, какие-то деньги водятся, на допинг и шмотки вполне хватает. Кстати, одета она очень даже стильно по тем временам. Ну и что, что кругом сплошной бардак. Предпринимать какие-либо попытки для того, чтобы изменить ситуацию, героиня не собирается. В кон­це кон­цов, есть же преданный друг Бузыкин, к которому можно обратиться в любое время дня и ночи.

Единственное, что мне очень не нравится в Варваре, это её непроходимый эгоизм, неблагодарность, бестактность и нечуткость. Мало того, что она беспардонно пользуется добротой, талантом и энтузиазмом Андрея Павловича, так она ещё имеет смелость и наглость вмешиваться в его личную жизнь. Варвара с пренебрежением относится даже к тем, кто проявляет к ней сочувствие. Не ценит хорошее отношение к ней, воспринимая это как должное. Но и её никто не любит. Один Бузыкин и остался.

Жаль ли мне Варвару? Скорее, нет. Скажете, её нужно срочно спасать. Но ведь она уже взрослая женщина, и её вполне устраивает такой способ существования. Вероятно, кого-то Варвара может раздражать своим поведением, но у меня она вызывает гораздо большую симпатию, чем та же «несчастненькая» Аллочка.

Источник

Неелова и Гундарева спорили с Данелией, а Волчек рыдала: история создания фильма «Осенний марафон»

Фильм «Осенний марафон» Георгия Данелии – нестареющая классика. Ситуации и типажи, представленные в нем – актуальны во все времена. А то, как талантливо распределены и сыграны роли, говорит о том, что кино снял мастер. Но мастер – это дирижер, под взмахом палочки которого кипит целый мир. Мир кино.

Читайте также:  Детская осень одежда стиль

Как-то один из самых талантливых советских драматургов Александр Володин написал сценарий «Горестная жизнь плута». Ему хотелось, чтобы рукопись экранизировали. Данелия передал сценарий своим молодым коллегам.

Главного героя – Бузыкина мог воплотить на экране Александр Калягин, именно под него писался сценарий. Но актер не согласился с тем, чтобы его снимала неопытная молодежь, и отказался.

После этого сценарий был передан режиссеру Аксенову, который слишком долго читал сценарий, и у него его просто забрали, подумали, что тот не проявил интереса к рукописи Володина. Расстроенный автор сценария в итоге пришел к Георгию Данелии и потребовал рукопись назад, чтобы передать ее в театр – там быстрее спектакль поставят.

Но Георгий Николаевич возмутился: хороший же сценарий, его нужно экранизировать. На что Володин спросил режиссера, отчего тот сам не возьмется за экранизацию. И тогда Данелия дал добро – рукопись действительно было очень высокого качества.

Из проекта уже выбыл Калягин, и Данелия решил позвать на главную роль Олега Басилишвили. Но тот не убедил актера в том, что подходит на этот образ. Бузыкин на экране должен был быть человеком неуверенным в себе, не умеющим говорить нет. Но Данелия Басилашвили казался актером более самоуверенным, че его герой.

В один из дней перед съемками Георгий Константинович ехал вечером домой, он подвез Олега Валерьяновича на автомобиле, высадив у перекрестка. Там Басилашвили стоял и силился перейти дорогу, но из-за машин у него не получалось. Понаблюдав за этим процессом, Данелия сказал, что роль Бузыкина идеально подходит Басилашвили.

Галина Волчек сразу дала согласие на роль переводчицы Варвары – подруги Бузыкина, попросив режиссера и сценариста добавить ей текста, чтобы оживить персонажа. Когда актриса пришла на озвучку, то была в шоке о того, как выглядит в фильме. «И эта отвратная мымра – я?», — говорила Галина Борисовна и поначалу отказывалась озвучивать свою роль. Потом озвучила, но на премьеру не пришла.

Профессора из Дании отлично сыграл немецкий журналист Норберт Кухинке, также сразу отвердили на главные роли Наталью Гундареву и Марину Неелову, первую – в роли жены Бузыкина, вторую – в роли любовницы.

Евгений Леонов идеально подошел на роль соседа Харитонова, который не работает по четвергам. Перед съемками сцены с посиделками на кухне, Данелия сказал Басилашвили: просто играй свою роль и не пытайся переиграть Леонова. Все равно не получится, потому что Евгений Павлович – гений.

На съемочной площадке работать с актерский ансамблем Данелии оказалось нелегко. С ним постоянно спорили актрисы. К примеру, Наталья Гундарева почти каждый день просила внести правки, постепенно меняя свою роль. Тогда раздосадованный Данения в гневе сказал6 «Так, может вы сама снимете этот фильм?». На какое-то время актриса успокоилась.

Марина Неелова и вовсе сказала, что ее героиню нужно значительно «отредактировать», так как Аллочка, которую требовал представить Данелия – «неправильная». После очередной ссоры режиссер и актриса не разговаривали три недели.

Очень основательно своего персонажа проработал Олег Басилашвили, он создал образ не мямли, как было задумано изначально, а интеллигентного человека, который не умеет говорить нет. Актер называл своего персонажа честным, ведь он не может предать ни жену, ни любовницу.

Название фильма пришлось изменить, на более широкое в понимании зрителя. Осенний – означает возраст Бузыкина, а марафон – его состояние: он постоянно бежит и не умеет остановиться, чтобы понять, чего хочет он сам, а не другие.

Первоначально название «Горестная жизнь плута» показалось Георгию Данелии слишком однозначно определяющее талантливого Бузыкина. Между тем, название Володина оставили в фильме: книгу с таким названием переводит героиня Волчек.

После выхода фильма «Осенний марафон» зрителей смутил один момент: их не устроило то, что главный герой не вернулся к жене окончательно, а другие сетовали на то, что не остался навсегда у любовницы. На это режиссер отвечал: такова жизнь.

Источник

«Осенний марафон» (1979) — сюжет, актеры и роли, кадры из фильма

Содержание фильма «Осенний марафон». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

Трагикомедия от режиссера Георгия Данелия.

Андрей Бузыкин — мужчина в возрасте, опытный переводчик, сотрудничающий с ленинградским издательством, преподаватель Ленинградского университета. В личной жизни он разрывается между женой Ниной и молодой любовницей Аллой. Алла любит его и хочет, чтобы он завёл с ней ребёнка. Жена, уже немолодая, замучена бытом и семейными проблемами. Однако Андрей не считает возможным изменить свою жизнь и продолжает жить с женой, встречаясь с любовницей, при этом пытается поддерживать видимость нормальных отношений нелепыми объяснениями.

Мягкотелость Бузыкина, его неспособность сказать «нет» проявляются и в его отношениях с коллегами. Так, по настоянию своего гостя, датского профессора-слависта Хансена, Андрей, вопреки собственному нежеланию, совершает в компании с ним пробежку по утрам. На работе бездарная однокурсница Варвара беззастенчиво эксплуатирует талант Бузыкина и к тому же вмешивается в его личную жизнь. Соседу, слесарю Харитонову, Бузыкин, несмотря на загруженность работой, не может отказать, когда тот заставляет его и Хансена поучаствовать в совместной попойке, а потом тащит обоих собутыльников в лес по грибы. Ничего не успевающий в срок Андрей теряет позиции в издательстве. Алле надоедает нерешительность Андрея, и она пытается порвать с ним.

Взрослая дочь Бузыкиных, живущая уже своей семьёй, вместе с мужем улетает в командировку на два года на далёкий остров Жохова, даже не посоветовавшись с родителями, что становится для её матери Нины большим потрясением. После проводов дочери Бузыкин признаётся Нине в «закончившемся» романе, но в разговоре нечаянно упоминает, что был в вытрезвителе с целью вызволения Хансена, которого напоил Харитонов. Замученная подозрениями, Нина принимает это за очередную нелепую ложь и ссорится с ним, а потом уходит из дома.

После этого Бузыкин пытается строить отношения с окружающими более решительно и жёстко. Но вот ему звонит Алла, не потерявшая надежду быть с ним, и во время этого разговора неожиданно возвращается жена, которая с надеждой спрашивает Андрея, действительно ли у него «там — всё». Тот своим обычным голосом снова говорит Алле: «Записываю, завтра в семь кафедра», — и обе женщины с горечью осознают, что для каждой из них ничего не изменилось.

Прощальная кода. По улице вечереющего мегаполиса бегут двое: правильный спортивный Хансен и нелепый, в рубашке, галстуке и брюках, Бузыкин. Бег в никуда продолжается.

В конце 1970-х Александр Володин написал сценарий «Горестная жизнь плута». Он позвонил Георгию Данелии, который был тогда худруком объединения комедийных и музыкальных фильмов, и сказал, что, как ему кажется, это комедия и объединению сценарий может быть интересен. Данелия отдал сценарий молодым режиссёрам Юрию Кушнерёву и Василию Харченко. Однако Александру Калягину, который, по задумке Володина, должен был исполнять главную роль, не понравилось, что фильм будут снимать неопытные режиссёры. Тогда Данелия предложил снять фильм Павлу Арсенову. Арсенов с радостью согласился и пообещал приступить к съёмкам фильма после того, как закончит работу над своим фильмом. Вскоре Володин и Калягин встретили Арсенова в ресторане Дома кино; они проговорили около часа, но Арсенов ни слова не сказал о «Горестной жизни плута».

Калягин решил, что раз Арсенова новый сценарий совершенно не волнует, будет лучше найти другого режиссёра. А через неделю Володин пришёл к Данелии и объявил о своём решении сделать из сценария пьесу и отдать в театр. «Зачем? — возмутился Данелия, — По этому сценарию можно снять отличный фильм!». В ответ на это Володин предложил Данелии снять фильм самому. Тот ответил, что это «не его материал»: о Володине ходили слухи, что он не позволяет корректировать свои сценарии, и Данелия опасался с ним работать. Однако Володин оказался гораздо покладистей, и они с Данелией принялись за работу.

После корректировки сценария Г. Данелии стало ясно, что Калягин не подходит на роль Бузыкина. Володин не стал возражать: «теперь это твой фильм, — сказал он, — тебе и решать». Сообщить Калягину эту новость поручили Юрию Кушнерёву, что он охотно сделал, ведь это из-за Калягина он стал не режиссёром-постановщиком фильма, а всего лишь вторым режиссёром.

Первоначально сценарист фильма Александр Володин назвал свой киносценарий «Горестная жизнь плута». Однако это название не соответствует сути фильма: оно характеризует Бузыкина только лишь отрицательно, в то время как его образ гораздо сложнее. Позднее авторами было придумано другое название, более нейтральное и соответствующее смыслу картины — «Осенний марафон». Прилагательное «осенний» использовано потому, что главному герою, хоть он и достаточно молод, уже не 20, а существительное «марафон» — потому что он всё «бежит», не находит времени остановиться и «оглядеться».

Данелия боялся, что начальство забракует финал фильма: ему казалось, что чиновники Госкино обвинят его в том, будто герои бегут в Швецию. Когда фильм был готов и Данелия сдавал его начальнику Мосфильма Николаю Сизову, тот сказал: «Неплохо. Надо подумать о финале», однако Сизову не понравилось другое: он считал, что в конце фильма Бузыкин должен окончательно вернуться к жене. Данелия категорически отказался.

В Госкино сделали несколько незначительных замечаний, но про финал ничего не сказали. На следующий день Данелии позвонил Сизов и сообщил, что в Госкино забыли указать, что финал нужно исправить: либо Бузыкин должен вернуться к жене, либо должен быть примерно наказан. Данелия ответил, что единственное, что он может сделать, — удлинить сцену крупного плана Бузыкина в финале. Однако позже выяснилось, что и это невозможно, поскольку записей фрагмента больше не осталось. Данелии пришлось везти фильм в Госкино без изменений. Когда просмотр фильма закончился, замминистра культуры спросил: «Ты крупный план удлинил?». «Удлинил!» — сказал Данелия. «Намного лучше стало» — ответил замминистра.

Известно, что автор сценария Александр Володин положил в основу сюжета свою собственную жизненную ситуацию. В сходных ситуациях оказывались многие другие создатели фильма: Георгий Данелия (тогда он развёлся со своей второй женой, Любовью Соколовой), Наталья Гундарева (её второй муж, Виктор Корешков, влюбился в певицу Валентину Игнатьеву), Галина Волчек (она побывала в положении и жены Бузыкина, и любовницы — в частности, известно, что ей изменял её первый муж, Евгений Евстигнеев). Только исполнитель роли самого Бузыкина, Олег Басилашвили, не мог понять сути фильма. Но спустя несколько лет, встретив Данелию, он сказал ему «Да, теперь я знаю, о чём мы сняли кино».

кадры из фильма «Осенний марафон»

Олег Басилашвили — Андрей Павлович Бузыкин;
Наталья Гундарева — Нина Евлампиевна («Эн-Е»), жена Бузыкина;
Марина Неёлова — Алла Михайловна Ермакова, машинистка, любовница Бузыкина;
Евгений Леонов — Василий Игнатьевич Харитонов, слесарь, сосед Бузыкина;
Норберт Кухинке — Билл Хансен, профессор-славист из Дании;
Николай Крючков — дядя Коля, сосед Аллы по коммунальной квартире;
Галина Волчек — Варвара Никитична («Дюймовочка»), коллега и бывшая однокурсница Бузыкина;
Ольга Богданова — Лена, дочь Бузыкиных (озвучила Наталья Гундарева);
Дмитрий Матвеев — Виктор, зять Бузыкиных;
Владимир Грамматиков — Евгений Пташук, друг Аллы;
Вадим Медведев — Шершавников, коллега Бузыкина;
Никита Подгорный — Георгий Николаевич Веригин, директор издательства;
Владимир Пожидаев — водитель (озвучил Борислав Брондуков);
Борислав Брондуков — «защитник» при ДТП;
Владимир Фирсов — Лифанов, нерадивый студент;
Рене Хобуа — не снимался в фильме, но указан в титрах;
Георгий Данелия — Отто Скорцени, офицер в телефильме, который смотрят Бузыкины;
Олег Куликович — студент

Режиссер: Георгий Данелия;
Сценаристы: Георгий Данелия, Александр Володин;
Оператор: Сергей Вронский;
Композитор: Андрей Петров;
Художники: Леван Шенгелия, Элеонора Немечек;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1979;
Премьера: январь 1980

Источник

Оцените статью