- За кадром «Осеннего марафона»: Почему Данелия считал, что снял «фильм мужских ужасов»
- Фильм «Осенний марафон»: интересные факты о картине
- Сценарий
- «Оскар»
- Смена названия
- На реальных событиях
- Киноляпы
- Немец в роли датчанина
- Неелова и Гундарева спорили с Данелией, а Волчек рыдала: история создания фильма «Осенний марафон»
За кадром «Осеннего марафона»: Почему Данелия считал, что снял «фильм мужских ужасов»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сценарий под названием «Горестная жизнь плута» долгое время оставался на «Мосфильме» невостребованным – никто из режиссеров не брался за экранизацию незатейливой истории о метаниях немолодого интеллигента между женой и любовницей. Автор сценария Александр Володин говорил, что этот сюжет был автобиографичен и основывался на его личном опыте. Возможно, по тем же причинам за экранизацию взялся Георгий Данелия – позже режиссер признался, что в тот момент у него происходили очень похожие события: « Подробностей личной жизни я не рассказываю. Не скрываю, что три раза был женат и что я – отчасти тоже Бузыкин ». А после выхода фильма на экраны сотни мужчин узнали себя в главном герое и сокрушались: с женщиной на этот фильм не пойдешь!
Главного героя на самом деле должен был сыграть Александр Калягин – именно под него и писался сценарий. Однако Данелия посчитал, что в этом образе он выглядел бы неорганично. Поиски актера длились довольно долго – на эту роль претендовали Станислав Любшин, Николай Губенко и Леонид Куравлев. Олега Басилашвили в числе главных претендентов режиссер даже не рассматривал. Он появился на съемочной площадке по инициативе ассистента режиссера Елены Судаковой, при этом она даже не никого не предупредила о том, что пригласила его на пробы.
Данелия оказался в неловкой ситуации – ему пришлось делать вид, что актера действительно ждали. Однако окончательное решение он принял только после того, как подвез Басилашвили домой и увидел, как он нерешительно топчется на перекрестке, не осмеливаясь перейти дорогу. Как оказалось позже, это было частью плана: ассистентка режиссера попросила актера подольше оставаться в образе главного героя, чтобы Данелия убедился в том, что перед ним – настоящий Бузыкин.
А вот актрису на роль любовницы нашли сразу – Данелия давно хотел поработать с Мариной Нееловой и в этом образе видел только ее. Хотя на съемках поначалу им было сложно найти общий язык – оказалось, что актриса сама пережила подобную ситуацию и пыталась всячески оправдать героиню, сделать образ более глубоким и драматичным, вызвать у зрителей сочувствие к ней. У режиссера была несколько иная трактовка этого образа, но он пошел на уступки и согласился с Нееловой.
Как и главный герой в фильме, режиссер на съемках оказался между двух огней: исполнившая роль жены Бузыкина Наталья Гундарева тоже видела образ по-своему и стала серьезной соперницей Нееловой в борьбе за зрительское сочувствие. Актриса, побывавшая и в жизни в роли обманутой жены, делала столько замечаний в процессе съемок, что режиссеру пришлось деликатно напомнить ей о том, кто руководит съемочным процессом: « Если хотите попробовать режиссерский хлеб, я вам дам такую возможность в нашем объединении ». Хотя, возможно, именно благодаря двум блестящим актрисам, сыгравшим главные роли, фильм и получился таким глубоким и неоднозначным: в этом треугольнике нет виноватых, все оказались лишь заложниками ситуации.
Нелегко режиссеру пришлось и с еще одной актрисой – на роль коллеги Бузыкина, переводчицы Варвары утвердили Галину Волчек, которая сама была режиссером и руководителем театра «Современник». Тем не менее свое согласие на участие в съемках она дала, хотя и осталась крайне недовольна результатом: ей казалось, что ее героиня вышла настолько отвратительной и неприятной, что этого просто нельзя было показывать на экранах.
А вот от работы с Евгением Леоновым Данелия получил одно удовольствие – это был один из его любимых актеров, которого он снимал практически в каждом своем фильме. Поначалу ему предложили роль соседа героини Нееловой, который постоянно выражал ей свое сочувствие, но после решили, что в роли обаятельного выпивохи Василия Игнатьевича актер будет выглядеть намного эффектней. Расчет оказался верным: все фразы персонажа Леонова тут же разошлись на цитаты: «Тостуемый пьет до дна!», «Хорошо сидим», «Пришел в компании и уйдешь в компании», «Палыч, обижаешь…» .
Роль датского профессора Хансена исполнил западногерманский журналист Норберт Кухинке. На съемочную площадку он попал случайно – благодаря тому, что был знаком со вторым режиссером. Правда, чтобы заполучить иностранца в актерский состав, пришлось обойти немало инстанций – от иностранного отдела Госкино до КГБ.
Режиссер остался очень доволен полученным результатом, хотя в год премьеры картина не пользовалась таким невероятным успехом, какой ее ожидал несколько лет спустя. Данелия говорил, что сделал три фильма на «пятерку» – «Я шагаю по Москве», «Не горюй» и «Осенний марафон». « Если бы пришлось снять «Осенний марафон» заново, я оставил бы всё как есть и ничего не переделывал », – говорил режиссер.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Фильм «Осенний марафон»: интересные факты о картине
В январе 1980 года состоялась премьера фильма режиссера Георгия Данелии «Осенний марафон». В картине зрители увидели целое созвездие советских кинознаменитостей: здесь снимались такие известные актеры, как Олег Басилашвили , Наталья Гундарева , Марина Неёлова , Евгений Леонов , Галина Волчек и другие. Главным героем ленты стал переводчик Андрей Бузыкин , который ведет двойную жизнь, обманывая жену и скрывая любовницу. Обман загоняет мужчину в тупик, но он продолжает свой бег в никуда.
В материале 24СМИ – интересные факты о фильме «Осенний марафон», ролях актеров, сценарии и киноляпах, а также подробности съемок лирическо-философской комедии.
Сценарий
Сценарист Александр Володин в конце 1970-х годов написал текст под названием «Горестная жизнь плута» и предложил режиссеру Георгию Данелии отдать его на рассмотрение в объединение комедийных и музыкальных фильмов, руководителем которого в то время был знаменитый режиссер. Георгий Николаевич отдал текст начинающим кинематографистам Юрию Кушнереву и Валерию Харченко .
Но актеру Александру Калягину , которого выбрали на главную роль, не понравился тот факт, что работать придется с неопытными режиссерами. Сценарист Володин также согласился с тем, что молодые и неопытные кинематографисты не справятся со столь серьезной и глубокой темой. Данелия собирался отдать сценарий другому режиссеру, Павлу Арсенову . Но тот был занят другим проектом и пообещал приступить к работе после его завершения. Однако, как выяснилось, «Горестная жизнь плута» его мало интересовала, и тогда Володин решил адаптировать текст для театральной постановки.
Когда об этом узнал Данелия , он возмутился таким решением автора и сказал, что можно ведь снять отличный фильм. Но сам изначально не хотел браться за эту работу, так как Володина считали принципиальным и несговорчивым сценаристом. В итоге на деле все оказалось иначе: Володин согласился вносить правки и менять некоторые детали в ходе работы над лентой. Поэтому им с Георгием Николаевичем все же удалось сработаться и научиться учитывать мнение друг друга в процессе съемок.
«Оскар»
В интересные факты о фильме «Осенний марафон» стоит добавить, что картина Георгия Данелии должна была претендовать на номинацию в американской премии «Оскар». Однако это событие не совершилось: препятствием стал ввод Советских войск в Афганистан в 1979 году.
Лента все же получила некоторые другие кинонаграды. Например, на фестивале в Сан-Себастьяне «Осенний марафон» получил главный приз «Золотая раковина» и премию Международной федерации кинопрессы. На Венецианском кинофестивале Евгений Леонов , сыгравший в картине роль слесаря Харитонова, получил приз за лучшую мужскую роль. «Осенний марафон» также забрал главные награды на фестивалях в Душанбе и Шамрусе, проходивших в 1980 году. Кроме того, картина Георгия Данелии получила специальный приз на кинофестивале в Габрово и удостоена Государственной премии имени братьев Васильевых в 1981 году.
Смена названия
Некоторым зрителям известен следующий интересный факт о фильме «Осенний марафон»: изначально автор сценария назвал свою работу «Горестная жизнь плута» и хотел, чтобы картина носила именно это название. Однако, когда к съемкам приступил Георгий Данелия , он решил, что первоначальный вариант характеризует главного героя только с отрицательной стороны. На самом деле образ Бузыкина сложный и многогранный. Поэтому было придумано другое название: «Осенний марафон», – которое больше соответствовало смыслу фильма и отражало немолодой возраст героя, а также его непрерывный жизненный «бег», из-за которого у него не оставалось времени, чтобы остановиться и осмотреться по сторонам.
На реальных событиях
Отметим еще один интересный факт о фильме «Осенний марафон»: картина основана на реальных событиях. Сценарист Александр Володин описал в своем тексте жизненную ситуацию, которая происходила с ним на самом деле. Кроме того, другие участники съемок (сам режиссер, Наталья Гундарева , Галина Волчек ) также ясно понимали, о чем в картине идет речь и какой смысл требуется донести зрителям. Так как сами неоднократно оказывались в подобных ситуациях: переживали измены возлюбленных и супругов, разводились с супругами, становились любовниками или любовницами.
Только Олег Басилашвили , который сыграл в фильме главную роль Андрея Бузыкина , на тот момент был далек от подобных тем и имел репутацию примерного семьянина. Однако спустя годы ему также довелось пережить развод с супругой Татьяной Дорониной . Поэтому, встретившись однажды с Георгием Николаевичем , Басилашвили признался ему, что понял, о чем тогда они снимали картину «Осенний марафон».
Киноляпы
Внимательные зрители заметили массу несоответствий и киноляпов в ленте. Так, например, в некоторых сценах предметы мебели и обихода меняют свое местоположение вместе со сменой кадра.
В одной из сцен видно, как отличается один и тот же вид из окна героини Марины Неёловой , которая сыграла роль Аллы Ермаковой , любовницы Бузыкина . К тому же изменения коснулись и самого окна: оно приобрело совершенно иные очертания – очевидно, что снимали эпизод в разных помещениях и в разное время.
В другом эпизоде автобус, едва не сбивший одного из героев, при смене плана магическим образом обзаводится надписями и рисунками на бортах, которые секунду назад выглядели чистыми. А финальная сцена картины вызвала недоумение у всех зрителей: действие происходит в конце долгого дня, но в кадре за окном светло. Андрея приглашают на утреннюю пробежку, а бегут герои уже в темное время суток, когда путь им освещают ночные фонари.
Немец в роли датчанина
В завершение добавим еще один интересный факт о фильме «Осенний марафон»: Норберт Кухинке, сыгравший роль профессора-слависта из Дании , не профессиональный актер, а немецкий журналист и кинорежиссер, который был лично знаком с Юрием Кушнеревым . Исполнителю требовалось подолгу вживаться в образ персонажа, а чтобы в некоторых сценах получились нужные эмоции, съемочной группе приходилось искать нестандартные решения и идти на хитрость и уловки. Например, когда другие актеры вместо крепкого алкоголя в кадре пили воду, немцу в рюмку налили настоящую водку. Дубль получился с первого раза: Норберт от неожиданности «изобразил» нужное выражение лица, и кадр вошел в фильм.
В СССР нельзя было просто так получить разрешение на съемку в кино для иностранного гражданина: инстанции не желали брать на себя такую ответственность и поочередно отправляли режиссера по разным адресам, а вопрос оставался без ответа. Тогда Данелия понял, что нужно искать другой выход, и самостоятельно уговорил Кухинке поработать с ним, пообещав, что процесс займет всего 10 дней. В итоге съемки заняли в 3 раза больше времени. А у руководства ГДР возник ряд вопросов к кинематографистам. Поэтому было решено сменить происхождение персонажа, родиной которого стала не Германия , а Дания .
Источник
Неелова и Гундарева спорили с Данелией, а Волчек рыдала: история создания фильма «Осенний марафон»
Фильм «Осенний марафон» Георгия Данелии – нестареющая классика. Ситуации и типажи, представленные в нем – актуальны во все времена. А то, как талантливо распределены и сыграны роли, говорит о том, что кино снял мастер. Но мастер – это дирижер, под взмахом палочки которого кипит целый мир. Мир кино.
Как-то один из самых талантливых советских драматургов Александр Володин написал сценарий «Горестная жизнь плута». Ему хотелось, чтобы рукопись экранизировали. Данелия передал сценарий своим молодым коллегам.
Главного героя – Бузыкина мог воплотить на экране Александр Калягин, именно под него писался сценарий. Но актер не согласился с тем, чтобы его снимала неопытная молодежь, и отказался.
После этого сценарий был передан режиссеру Аксенову, который слишком долго читал сценарий, и у него его просто забрали, подумали, что тот не проявил интереса к рукописи Володина. Расстроенный автор сценария в итоге пришел к Георгию Данелии и потребовал рукопись назад, чтобы передать ее в театр – там быстрее спектакль поставят.
Но Георгий Николаевич возмутился: хороший же сценарий, его нужно экранизировать. На что Володин спросил режиссера, отчего тот сам не возьмется за экранизацию. И тогда Данелия дал добро – рукопись действительно было очень высокого качества.
Из проекта уже выбыл Калягин, и Данелия решил позвать на главную роль Олега Басилишвили. Но тот не убедил актера в том, что подходит на этот образ. Бузыкин на экране должен был быть человеком неуверенным в себе, не умеющим говорить нет. Но Данелия Басилашвили казался актером более самоуверенным, че его герой.
В один из дней перед съемками Георгий Константинович ехал вечером домой, он подвез Олега Валерьяновича на автомобиле, высадив у перекрестка. Там Басилашвили стоял и силился перейти дорогу, но из-за машин у него не получалось. Понаблюдав за этим процессом, Данелия сказал, что роль Бузыкина идеально подходит Басилашвили.
Галина Волчек сразу дала согласие на роль переводчицы Варвары – подруги Бузыкина, попросив режиссера и сценариста добавить ей текста, чтобы оживить персонажа. Когда актриса пришла на озвучку, то была в шоке о того, как выглядит в фильме. «И эта отвратная мымра – я?», — говорила Галина Борисовна и поначалу отказывалась озвучивать свою роль. Потом озвучила, но на премьеру не пришла.
Профессора из Дании отлично сыграл немецкий журналист Норберт Кухинке, также сразу отвердили на главные роли Наталью Гундареву и Марину Неелову, первую – в роли жены Бузыкина, вторую – в роли любовницы.
Евгений Леонов идеально подошел на роль соседа Харитонова, который не работает по четвергам. Перед съемками сцены с посиделками на кухне, Данелия сказал Басилашвили: просто играй свою роль и не пытайся переиграть Леонова. Все равно не получится, потому что Евгений Павлович – гений.
На съемочной площадке работать с актерский ансамблем Данелии оказалось нелегко. С ним постоянно спорили актрисы. К примеру, Наталья Гундарева почти каждый день просила внести правки, постепенно меняя свою роль. Тогда раздосадованный Данения в гневе сказал6 «Так, может вы сама снимете этот фильм?». На какое-то время актриса успокоилась.
Марина Неелова и вовсе сказала, что ее героиню нужно значительно «отредактировать», так как Аллочка, которую требовал представить Данелия – «неправильная». После очередной ссоры режиссер и актриса не разговаривали три недели.
Очень основательно своего персонажа проработал Олег Басилашвили, он создал образ не мямли, как было задумано изначально, а интеллигентного человека, который не умеет говорить нет. Актер называл своего персонажа честным, ведь он не может предать ни жену, ни любовницу.
Название фильма пришлось изменить, на более широкое в понимании зрителя. Осенний – означает возраст Бузыкина, а марафон – его состояние: он постоянно бежит и не умеет остановиться, чтобы понять, чего хочет он сам, а не другие.
Первоначально название «Горестная жизнь плута» показалось Георгию Данелии слишком однозначно определяющее талантливого Бузыкина. Между тем, название Володина оставили в фильме: книгу с таким названием переводит героиня Волчек.
После выхода фильма «Осенний марафон» зрителей смутил один момент: их не устроило то, что главный герой не вернулся к жене окончательно, а другие сетовали на то, что не остался навсегда у любовницы. На это режиссер отвечал: такова жизнь.
Источник