Осенний натюрморт живопись акварелью

Пособие (акварель)

В пособии использованы фотографии работ учащихся Гомельского государственного художественного колледжа из архива Светланы Курашовой.

Аннотация

Данное пособие представляет собой выдержки из методической разработки автора, созданной на базе собственного двадцатилетнего педагогического опыта работы в художественном колледже и основывается на традиционной методике обучения акварельной живописи.

Методика преподавания акварельной живописи очень близка автору как художнику-акварелисту. Пособие сопровождается иллюстрациями работ учащихся, фотографиями процесса акварельного письма и работами автора разработки.
Преподавание акварельной живописи имеет свои особенности, начиная с положения мольберта, включая ведение процесса от светлого к темному и заканчивая рядом специфических технических приемов, невозможных ни в какой другой живописной технике.

В данном пособии автор, избегая подробного описания процесса работы над каждым программным заданием, останавливается именно на тех специфических моментах, которые касаются:

  • очень важных первых шагов в овладении навыкам работы акварелью;
  • специфики работы по курсу акварельной живописи именно в художественном колледже;
  • разработанной на основании собственного опыта системе домашних заданий по всему годичному курсу акварельной живописи.

Основной вид учебного задания по живописи – длительный этюд с натуры. Задачи учебных постановок даны в определенной последовательности и имеют тенденцию постоянного усложнения. Задачи каждой постановки ставятся особо.
В начале обучения важно акцентировать внимание учащихся на развитии культуры широкого живописного видения натуры, чувстве красоты и гармонии цвета, непосредственности его восприятия, практическом умении работать над цветовыми и тоновыми отношениями, целостности понимания натуры и этюда.

Читайте также:  Бродский пейзаж летний сад осенью

Очень часто приходится слышать на первом занятии «А я никогда не использовал акварельные краски, а только слышал, что акварель очень сложная техника». Да, действительно, акварель, как водяная краска обладает всеми свойствами водяной стихии. Она может быть своенравной и непредсказуемой. Но если изучить и полюбить ее свойства и особенности, то этот древнейший материал может покориться воле художника и стать его союзником.

Упражнение «заливка».

Упражнение «растяжка».

Далее следует предложить упражнения на «растяжку» цвета от насыщенного до почти белого цвета бумаги и наоборот от воды до насыщенного раствора.

Упражнение «впайка» цвета в цвет.

Следующим является упражнение на «впайку» цвета в цвет. Здесь уместно предложить учащимся одновременно попрактиковаться в какой-нибудь определенной гамме (теплой или холодной).

Упражнение на увеличение плотности красочного слоя.

Затем берем один из высохших прямоугольников на которых тренировались делать равномерную заливку и поделив его на 4 части добиваемся большей плотности красочного слоя не сгущая раствор краски, а лессируя тонким слоем поверх сделанных.

Упражнения «мазки».

Далее покрываем сухой лист бумаги отдельными мазками большой кистью слегка захватывая соседние участки.

Затем покрываем сухой лист прозрачными мазками оставляя незакрашенными маленькие участки белой бумаги.

В акварельной технике существует много разных техник и приемов. Но стоит ли браться за них, не закрепив базовые знания практической работой. Впрочем, чтобы Вам было интереснее работать, можно попробовать применение парафина и эффект соли.

Упражнение «соль».

На еще влажный участок акварели мы сыпем соль. (можно использовать соль как мелкого, так и крупного помола)

Упражнения «парафин».

Те участки бумаги, которые мы хотим оставить незакрашенными, мы покрываем парафином. Далее наносим акварель прямо поверх парафинового рисунка.

Выполненных упражнений уже достаточно, что бы перейти к простейшим этюдам.

Выполнение первых этюдов акварелью

В качестве натуры подходят любые обычные овощи и фрукты: яблоки, груши, свекла, огурцы, томаты, капуста и т.д.
Задача: передать цвето-тональные отношения, «пролепить» объем предметов цветом, учитывая фон и падающую тень.
Поскольку мы отталкиваемся от того, что вы имеете понятие о способах передачи объема предметов, обратите внимание на характер освещения, на разницу между светом и тенью, на присутствии рефлексов.

Характерные ошибки при написании этюдов:

  • работа от контура;
  • вялость тоновых отношений;
  • использование «открытых» цветов;
  • отсутствие связи с фоном.

Натюрмортные постановки организуют сначала из небольшого количества предметов несложных по форме, выразительных по цвету, на однотонных драпировках, подчеркивающих выразительность предметов. Другими словами – от простого к сложному.

На начальной стадии обучения без твердых знаний о закономерностях распределения светотени и навыков тонального рисунка вам будет трудно убедительно передать цветом общую форму и материальность предметов, поэтому необходимо уделять серьезное внимание подготовительному рисунку и тщательно строить формы предметов.

Имеет смысл первые этюды поделать в технике «гризайль». Это поможет решить ряд вопросов проработки тона, светотени и пространства.

В идеале натурные постановки должны ставить педагоги в определенной последовательности. Каждая постановка должна содержать определенные учебные задачи. Усложнение установок должно идти не по линии увеличения количества предметов, а по пути повышения требований в вопросах передачи формы, колорита, световоздушного пространства.

При работе над подготовительным рисунком может несколько нарушаться структура и белизна акварельной бумаги, на которой планируется вести основную работу. Поэтому при работе акварелью практикуется перенесение подготовительного рисунка с отдельного листа на основной формат.

Следует сказать, что акварель считается достаточно сложной техникой и это имеет свои основания.

  • Во-первых: в акварели не используются белила, их роль играет белизна бумаги и прозрачность красочных слоев;
  • Во-вторых: исправления не всегда возможны, так как красочный слой достаточно прочно удерживается бумагой;
  • В третьих: бумага, даже самого высокого качества имеет свой «предел терпения». Работу достаточно легко «замучить» лишними перекрытиями цвета.

Тем не менее, в акварели возможны и исправления, и доработки, а трудности компенсируются ее неповторимыми свойствами, которыми не обладает больше не один живописный материал.

Как правило, на первых постановках вполне естественен следующий вопрос: с чего начинать работу?

Нужно сказать, что с одной стороны последовательность работы может быть индивидуальной, а с другой – необходимо сразу вырабатывать профессиональный подход к началу работы. Начинать работу следует с поиска основных цветовых отношений. Обычно колорит картины определяется сочетанием 2-3 основных цветовых пятен, которые обогащаются своими оттенками и сочетаются с другими.

Одно из отличий акварели от гуашевой и масляной живописи в том, что работу ведут от светлого к темному. Кроме того стоит всегда найти возможность оставить в работе белое, незаписанное пятно, передающее максимальную силу света, идущую с белого листа бумаги.

На практике многие на первых порах начинают работу с фоновых пятен дальнего плана, опасаясь испортить более важные участки работы. Этому не стоит препятствовать, так как вырабатывание навыков широкого, обобщенного письма, мягкого соединения пятен тоже необходимо. Здесь можно работать широкими заливками, используя растяжку цвета, впайку цвета в цвет, и можно попробовать работать «A La Prima», размочив большой кистью необходимый для работы участок. Так как с дальними планами начинающие работают более смело, не так боятся испортить, то данные навыки обычно легко осваиваются.

К ближним планам постановки следует использовать другой подход. Здесь необходима детализация, обострение контрастов, убедительная проработка формы предметов и складок. Способ работы здесь рекомендуется по сухой поверхности листа, небольшими заливками или мазками по форме. Некоторые навыки уже приобретены в процессе выполнения первых этюдов.

Большое значение имеют наглядные пособия, без которых обучение предметам художественного цикла немыслимо. Тут можно порекомендовать следующее:

  • Акварели Михаила Врубеля
  • Посмотреть ряд профессиональных печатных изданий по современной акварели.
  • Изучить работы, участвующие в крупнейших акварельных выставках. В масштабе Беларуси — это Биеннале «Вада + Фарба», в мировом масштабе — ярмарка SALON DE L’Aquarelle-de Belgique

Учебные (аудиторные) и домашние работы, выполняемые студентами в процессе обучения акварельной живописи:

Задание №1. Этюд осеннего натюрморта из двух-трех предметов.

Источник

Осенний натюрморт. Акварель

Давно собирался и вот наконец-таки собрался! Хочу вам представить небольшой мастер-класс по акварели. Но вначале немного о себе. Зовут меня Логинов Илья Александрович, и помимо творческой работы я вот уже 6 лет преподаю в ДХШ №1 г. Астрахани — веду вечернее отделение для взрослых, от 18 и до 65 лет (да, да — были у меня и такие ученички). За это время накопился кое-какой опыт, которым я и хотел бы поделиться. Есть свои особенности в работе со взрослыми людьми. Начнем с того, что они хотят видеть результат сразу же и в этом основная сложность, так как приходится совмещать задачи учебные и творческие. То есть взрослый человек, придя на мое занятие, хочет выйти после него с шедевром на руках, хотя курс обучения рассчитан на 2 года и учить приходится с нуля. Вот поэтому и появилась идея записать видео-курс с основными этапами обучения, благодаря которому любой неподготовленный человек смог бы ознакомиться с приемами акварельной живописи и создать свой собственный шедевр.

В этом видео-курсе, который будет состоять из нескольких видео-уроков, я собираюсь познакомить вас с основными приемами в работе с акварелью — это многослойная акварель, A la prima, живопись по сырому и различные смешанные техники.

Итак, первый урок. На этом уроке мы напишем простенький натюрмот из фруктов (груши, яблоки и сливы) на нейтральном белом фоне. Урок расчитан на 1,5 — 2 часа, и не требует какой-то специальной подготовки

Вот он, наш будущий натюрморт. Немного об инструментах и материалах — акварель ленинградская не менее 24 цветов, кисти беличьи №3, №6, №10, бумага акварельная (торшон), палитра (в качестве палитры идеально подходят керамическая плитка, блюдце или пластик белого или нейтральных светлых оттенков).

Начинаем работу с предварительного рисунка:

Теперь у нас есть предварительный рисунок и можно приступать, собственно, к живописи.

Итак, первая прописка.

Начинаем писать от темного к светлому, то есть в начале прокладываем тени и постепенно переходим к более светлым участкам фрукта. Важно: необходимо уделять внимание всем предметам натюрморта в равной степени, не останавливаясь на каком-то одном. Главная ошибка начинающих — зацикливание на каком-то одном предмете и в итоге — «замученный» переделываниями этюд.

Закончили мы первую прописку, даем бумаге подсохнуть и переходим ко второй прописке. Углубляем тени собственные и вводим тени падающие. Уточняем детали.

А теперь, самое страшное и ужасное — ОБОБЩЕНИЕ И ВЫЯВЛЯНИЕ ГЛАВНОГО. бр-ррр, аж самому страшно. Заключительный и очень важный этап в работе. Сейчас мы обобщим второстепенные предметы (предметы второго план, т. е. те — которые дальше от нас) и постараемся вытянуть, как-то подчеркнуть предметы переднего плана. ВСЕ.

1. Экономия на материалах. Некоторые рассуждают так, я вот пока для учебных работ буду использовать дешевенькую бумажку и детские красочки, а вот потом! Когда я вдруг решу написать шедевр, то тогда я может разорюсь на 500р. и куплю нормальные краски. Запомните! в акварели качественная бумага и качественные краски — это 70% успешности вашей работы. Дешевыми красками на плохой бумаге вы НИКОГДА, еще раз повторю — никогда не сделаете хорошей работы.

2. В многослойной акварели работа ведется только по сухому! Т. е. получился у вас какой-то фрагмент, или напротив не получился — не стоит елозить кистью по непросохшей бумаге, лучше не станет. Ждем когда бумага просохнет и уже по сухому исправляем.

3. Не стоит увлекаться каким-то одним предметом или фрагментом. Часто начинающие художники зацикливаются на каким-то особенно им полюбившемся предмете и забываю про остальные. Как результат — предмет замучен, перечернен и вообще вываливается из нашего натюрморта. Ведем работу последовательно по всему листу, так чтоб все предметы находились на одной степени сделанности.

4. Ну и последнее, боязнь обобщать и списывать предметы второго плана. Начинающий живописец с такой любовью и вдохновением прописывает все предметы, что они начинают сливаться в какую то мозаику из полутеней рефлексов и бликов. Становится непонятно что к нам ближе, а что дальше. Взгляд бегает по листу и не может ни на чем остановиться. На такую работу трудно смотреть, глаза устают. Художник всегда делает отбор, что для него самое главное в натюрморте, а что второстепенное. Как сделать так, что бы один предмет казался ближе, а другой дальше? Тот, что ближе — более четкий, яркий, с подробной детальной проработкой — вплоть до мельчайших деталей. Дальний предмет списывается, обобщается, даже если он красивый, как живой — но он тут лишний. Жестоко, но по другому нельзя!

В заключение хочу сказать, что это мой первый видео-урок. Прошу строго не судить.

Если будут какие-то просьбы и пожелания — пишите, буду только рад! Всем удачи, пока!

Источник

Оцените статью