Осенний ветер бушевали волны вскидывал высоко

На мосту (Суриков)

НА МОСТУ

В раздумьи на мосту стоял
Бедняк бездомный одиноко,
Осенний ветер бушевал
И волны вскидывал высоко.

Он думал: «Боже, для чего ж
Нас честно в мире жить учили,
Когда в ходу одна здесь ложь,
О чести ж вовсе позабыли?

Я верил в правду на земле,
Я честно мыслил и трудился,
И что ж? — Морщин лишь на челе
Я преждевременных добился.

Не рассветал мой мрачный день,
Давила жизнь меня сурово,
И я скитался, точно тень,
Томимый голодом, без крова.

Мне жизнь в удел дала нужду
И веру в счастье надломила.
Чего же я от жизни жду, —
Иль вновь моя вернется сила?

Нет, не воротится она,
Трудом убита и нуждою,
Как ночь осенняя, темна
Дорога жизни предо мною…»

И вниз глаза он опустил,
Томяся думой безысходной,
И грустно взор остановил
Он на волнах реки холодной.

И видит он в глуби речной
Ряд жалких жертв суровой доли,
Хотевших там найти покой
От скорби жизненной и боли.

В их лицах бледных и худых
Следы страдания и муки, —
Недвижен взор стеклянный их
И сжаты судорожно руки.

Над ними мрачная река
Неслась и глухо рокотала…
И сжала грудь ему тоска
И страхом душу оковала.

И поднял взор он к небесам,
Надеясь в них найти отраду;
Но видит с ужасом и там
Одну лишь черных туч громаду.

Источник

На мосту

Стихотворение Ивана Сурикова

В раздумьи на мосту стоял
Бедняк бездомный одиноко,
Осенний ветер бушевал
И волны вскидывал высоко.

Он думал: «Боже, для чего ж
Нас честно в мире жить учили,
Когда в ходу одна здесь ложь,
О чести ж вовсе позабыли?

Я верил в правду на земле,
Я честно мыслил и трудился,
И что ж? — Морщин лишь на челе
Я преждевременных добился.

Не рассветал мой мрачный день,
Давила жизнь меня сурово,
И я скитался, точно тень,
Томимый голодом, без крова.

Мне жизнь в удел дала нужду
И веру в счастье надломила.
Чего же я от жизни жду, —
Иль вновь моя вернется сила?

Нет, не воротится она,
Трудом убита и нуждою,
Как ночь осенняя, темна
Дорога жизни предо мною. «

И вниз глаза он опустил,
Томяся думой безысходной,
И грустно взор остановил
Он на волнах реки холодной.

И видит он в глуби речной
Ряд жалких жертв суровой доли,
Хотевших там найти покой
От скорби жизненной и боли.

В их лицах бледных и худых
Следы страдания и муки, —
Недвижен взор стеклянный их
И сжаты судорожно руки.

Над ними мрачная река
Неслась и глухо рокотала.
И сжала грудь ему тоска
И страхом душу оковала.

И поднял взор он к небесам,
Надеясь в них найти отраду;
Но видит с ужасом и там
Одну лишь черных туч громаду.

Источник

Итоговая работа . Русский язык, 5 класс

Итоговая работа по русскому языку за курс 5 класса

А1.Укажите существительное с окончанием .

а ) расположился на сидень. б ) не знал об этом событи.

в ) путешествовал по Инди. г ) сидел на лошад.

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё) .

а ) щ. ки , плеч. м , испеч. м б ) яркой свеч. й , ш. л , крыш. й

в ) ж. лтый , саж. й , под душ. м г ) товарищ. м , гараж. м , силач. м

А3. В этом слове пишется -тся

а ) И как тебе не лень с утра до вечера трудит. ся целый день !

б ) Не оставь меня , кум милый ! Дай ты мне собрат. ся с силой !

в ) Но курам никогда до облака не добрат. ся !

г ) Как взмолит. ся золотая рыбка !

А4. Какое слово неправильно разобрано по составу ?

А5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а ) маленький б ) миниатюрный в ) небольшой г ) младший

А6. Какое утверждение неверно ?

а ) Существительные мужского рода относятся к первому или второму склонению

б ) Некоторые существительные 3-го склонения, оканчивающиеся на шипящий согласный, пишутся без Ь .

в ) Существительные 2-го склонения в род. падеже ед. числе имеют окончание — а

г) Существительное в именительном падеже может быть в предложении сказуемым.

А7. В каком ряду во всех словах пишется Е

а ) плач..т, се..л, зате..шь, вид..мся б ) хохоч..т, обид..л, откро..шь, слыш..м

в ) свищ..т, та..л, бре..шь, спрашива..м г ) кол..т, ненавид..л, стел..шь, бор..мся

А8. В каком примере «не» пишется слитно?

а ) Иван Петрович никогда (не) выходил из себя.

б ) В прошлом году (не) было сильных морозов.

в ) Утром мне слегка (не)здоровилось , и я остался дома.

г ) Дедушке (не) нравится моё пение.

А 9. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

а ) гореч. , кирпич. , горяч…, встреч… б ) пять дач. , ноч. , глуш. туч…

в ) вещ. , доч. , палач. реч… г ) два руч. я , полноч. , озимая рож.

А 10. Найдите ошибку в рассуждении.

а ) могуч..го дуба — в безударных окончаниях прилагательных муж. рода ед. числа в род. падеже после шипящих пишется всегда е

б ) чай горяч. — пишется Ь после шипящей, потому что это прилагательное муж.рода

в ) в бескрайн. й степи — в окончаниях прилагательных в женском роде , предложном падеже, единственном числе после мягких согласных пишется Е

г ) старин. й песней — пишем О , потому что -Ой окончание прилагательного в женском роде, творительном падеже, единственном числе .

А11. Найдите ошибку в произношении слова.

а ) ателье [т] б ) углУбить в ) свитер [т ] г ) скучный [шн]

А12. В каком ряду во всех словах безударная гласная в корне проверяется ударением?

а ) разд. вать , увл. кать , гл. тать б ) выт..рать, отл. чаться , р..сток

в ) р. бина , к. лина , к. нфета г ) изл. жение , выр. с , обл. гчить

А13. Укажите неверное утверждение о предложении: Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

а ) это предложение повествовательное б ) это предложение простое

в ) главные члены — тучи собирает г ) это предложение распространённое

А14. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а ) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.

б ) Показалась ранняя зорька, и журавли опять отправились в дальний путь .

в ) Наедине с тобою брат хотел бы я побыть.

г ) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

А15. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

а ) песня б ) шубка

в ) жук г ) помощь

А16. В каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст?

А. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан.

Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

В. Вместо неё прямо на шее был прикреплён огромный клюв с шишкой на переносье.

Г. Собственно головы у него, казалось, не было.

а ) А , Г , Б , В б ) Г , В , А , Б в ) В , Г , Б , А г ) А , Г , В , Б

А17. У какого слова лексическое значение определено неверно?

а ) зодчество — строительное искусство, архитектура

б ) изморось — иней на ветках деревьев

в ) жюри — группа специалистов, присуждающих премии на конкурсе

г ) изумрудный — ярко-зелёный

(1)Мы это так понимаем, что всё . болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство. ( По М. М. Пришвину)

В1. В предл. (4) найди слово, состоящее из приставки, корня, окончания, выпиши его.

В2. Из предл. (2) выпишите 2 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В3. Из предложения (5) выпишите глагол II спряжения в форме наст.вр., 3л., ед.ч.

Итоговая работа по русскому языку за курс 5 класса

А1. Укажите существительное с окончаниемЕ.

а) рассказывал об авари.. б) ошибка в упражнени..

в) заботиться о здоровь. г) был в Сибир..

А2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?

а) крыш..й, ш..рох, крыльц..м б) ш..фёр, приш..л, ткач..м

в) карандаш..м, подстриж..м, лещ..м г) мяч..м, пыльц..й, ш..колад

А3. Во всех словах ряда пишется -тся:

а) Чтоб хорошо учит..ся, не надо ленит..ся. г) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся.

в) Кто любит трудит..ся, тому есть чем гордит..ся. б) Кто бережет..ся, тот не обожжет..ся.

А4. Какое слово неправильно разобрано по составу?

А5. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а) бежать б) катиться в) мчаться г) нестись

А6. Какое утверждение неверно?

а) Существительные не изменяются по родам.

б) Некоторые существительные не изменяются по падежам и числам.

в) Существительные в предл. падеже могут быть дополнением или обстоятельством.

г ) В окончаниях сущ-х после шипящих в одних случаях пишется , в других пишется

А7. В каком ряду во всех словах пишется И

а ) вал..т, вид..л, высп..шься, леч.. мся б ) зависи..т, обид..л, обвар..шь слыш..м

в ) свищ..т, выглад..л, слыш..шь, стел.. м г ) смотр..т, кле..л, пил..шь, тащ..м

А8. В каком примере «не» пишется слитно?

а) Наш кот (не)станет есть соленую рыбу. б) Бабушке сегодня (не)здоровится.

в)(Не)бойтесь холода, закаляйтесь! г) Никто (не)мог предположить, что так похолодает.

А9. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

а) нож. мяч. помощ.. б) мыш. ран..ше, у руч..я

в) ноч. печ..ка, руж..ё г) мелоч. много дач. печ..

А10. Найдите ошибку в рассуждении:

а) ранн..ю порою — Е, потому что прилаг. стоит в форме ж. р., тв. п. (окончание -ею/-ей)

б) в поздн..ю пору — Ю, потому что прилаг. стоит в форме ж. р., вин. (окончание -юю)

в) свеж..й зеленью — И, потому что сочетания букв жи-ши пишутся всегда через -и

г) молоко слишком горяч.. — о, потому что в окончаниях кратких прилагательных после шипящих под ударением пишется -о

А11.Найдите ошибку в ударении.

а) алфавИт б) квАртал в) красИвее г) звонИт

А12.В каком ряду во всех словах безударный гласный корня проверяется ударением?

а) к..нец, зар..сли, зац..пить б) изм..нение, по..виться, предл..гать

в) соед..нить, расст ..лил, увл..чение г) созд..ется, л..сной, прибл…жение

А13.Найдите верное утверждение о предложении: Ветер, ты могуч!

а) главные члены – ветер могуч б)это предложение не осложнено

в) это предложение повествовательное г) это предложение распространённое

А14.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.

б) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет.

в) Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.

г) Не кричи так жалобно, кукушка!

А15. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

а)полет б)ехать в) южный г) подъём

А16. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.

A. У меня прямо начиналось головокружение, когда я видел на улице мороженщика со своей тележкой.

Б. Но тогда это было что-то особенное.

B. Конечно, я его люблю и сейчас.

Г. Когда я был маленький, я очень любил мороженое.

а)Г, А, Б, В б)А, Г, Б, В в) Г, Б, А, В г) Г, В, Б, А

А17.У какого слова лексическое значение определено неверно?

а) невежливый — грубый, неучтивый б) жюри — человек, который руководит конкурсом

в) изморось — очень мелкий дождь г) бирюзовый — зеленовато-голубой

(1)Мы это так понимаем, что всё . болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца.(2)Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки.(3) Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам.(4) Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все своё добро детям. (5) Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство. ( По М. М. Пришвину)

В1. В предложении (1) найти слово, в состав которого входят приставка, корень, окончание.

В2. Из предложения (5) выпишите служебные части речи.

В3. Из предложения(3) выпишите глагол несов. вида, I спряжения в форме прош.вр., ед.ч., ср.р.

Ответы к итоговой работе по русскому языку 5 класс

Источник

Итоговое тестирование по русскому языку за курс 5 класса
тест (русский язык, 5 класс) по теме

Данный материал представляет собой тестовыe задания по русскому языку. Они состоят из трех частей: часть 1 (задания с выбором ответа),часть 2 (ответы на вопросы по предложенному тексту),часть 3 (сочинение на заданную тему).

Скачать:

Вложение Размер
Первый вариант 31.5 КБ
Второй вариант 34 КБ
Третий вариант 35.5 КБ
Четвертый вариант 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обведите кружком номер правильного ответа.

1.Укажите существительное с окончанием -е .

а) расположился на сидень.

б) не знал об этом событи.

в) путешествовал по Инди.

г) сидел на лошад.

а) И как тебе не лень с утра до вечера трудит. ся целый день!

б) Не оставь меня, кум милый ! Дай ты мне собрат. ся с силой!

в) Но курам никогда до облака не добрат. ся!

г) Как взмолит. ся золотая рыбка!

3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а) маленький б) миниатюрный в) небольшой г) младший

а) Печка неж. т, а дорожка уч. т. б ) День хвал. тся вечером.

в) Солнце встан. т, так и утро настан. т. г ) День на день не приход. тся .

5. В каком примере «не» пишется слитно ?

а) Иван Петрович никогда (не) выходил из себя.

б) В прошлом году (не) было сильных морозов.

в) Утром мне слегка (не)здоровилось, и я остался дома.

г) Дедушке (не) нравится моё пение.

6. В каком ряду все существительные пишутся с мягким знаком ?

а) гореч. , кирпич. , беспеч. ность б) пять дач. , ноч. , глуш.

в) вещ. , доч. , палач. г) два руч. я , полноч. , озимая рож.

7. В каком ряду во всех словах безударная гласная в корне проверяется

а) разд. вать, увл. кать, гл. тать б) м. лина, отл. чаться, возр. ст

в) р. бина, к. лина, к. нфета г) изл. жение, выр. с, обл. гчить

8. Укажите неверное утверждение.

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

а) это предложение повествовательное б) это предложение простое

в) главные члены — тучи собирает г) это предложение распространённое

9. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.

б) Показалась ранняя зорька, и журавли опять отправились в дальний путь.

в) Наедине с тобою брат хотел бы я побыть.

г) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

10. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

а) песня б) шубка в) жук г) помощь

11. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.

А. Гусь высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нёс на голове стакан.

Б. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

В. Вместо неё прямо на шее был прикреплён огромный клюв с какой-то шишкой на переносье.

Г. Собственно головы у него, казалось, не было.

а) А, Г, Б, В б) Г, В, А, Б в) В, Г, Б, А г) А, Г, В, Б

При выполнении заданий этой части запишите ответ, если этого требует вопрос, или обведите кружком правильный вариант ответа

1) Снежная поляна в лесу, и на ней две березы. 2) Выпустили их деревья на середку, встали они друг против дружки на виду у всех. 3) Обе молодые, легкие, стройные! 4)Девушки, да и только. 5) И захотелось чем-то отметить подруг. 6)Увидел под елкой темно- желтые шишки, набрал горсть и развесил на березках.

7)То-то оробеет глухарь, то-то удивится лось, то-то переволнуется сорока.

1. Определите тип текста

а) рассуждение б) описание в) повествование г) описание и повествование

2. В предложении (5) найди слово, состоящее из приставки, корня, окончания, выпиши его.

3. Из предложения (6) выпишите служебные части речи.

4. Озаглавьте текст.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

В сочинении сформулируйте тему и основную мысль текста. Любите ли вы наблюдать за природой. Какая картина природы когда-либо поразила вас? Приведите примеры. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Предварительный просмотр:

Обведите кружком номер правильного ответа.

1. Укажите существительное с окончанием е.

а) заботиться о здоровь. б) ошибка в упражнени.

в) рассказывал об авари.. г) был в Сибир.

а) Чтоб хорошо учит..ся, не надо ленит..ся.

б) Кто бережет..ся, тот не обожжет..ся.

в) Кто любит трудит..ся, тому есть чем гордит..ся.

г) Нужно наклонит..ся, чтоб из ручья напит..ся.

3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

а)бежать б)катиться в) мчаться г) нестись

а) Правду, как солнце, рукой не закро..шь.

б) Будешь двигаться — через хребет перевал..шь, будешь сидеть — в яму скат..шься.

в) Без труда не вын..шь и рыбку из пруда.

г) Получишь от дерева плоды, если стан..шь ухаживать за его корнями.

5. В каком примере не пишется слитно?

а) Бабушке сегодня (не)здоровится.

б) Наш кот (не)станет есть соленую рыбу.

в) (Не)бойтесь холода, закаляйтесь!

г) Никто (не)мог предположить, что к вечеру похолодает.

6. В каком ряду все слова пишутся с мягким знаком?

а) нож. мяч. помощ.. б) мыш. ран..ше, у руч..я

в) ноч. печ..ка, руж..ё г) мелоч. много дач. печ..

7.В каком ряду во всех словах безударный гласный корня проверяется ударением?

а) созд…ется, п..ловик, прибл..жение б) изм..нение, по..виться, предл..гать

в) соед..нить, см..тана, увл..чение г) к..нец, т..л..фон, зац..пить

8.Найдите неверное утверждение.

Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

а) это предложение повествовательное б) это предложение простое

в) главные члены — белка поёт г) это предложение распространённое

9. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Набежал ветер, и лодки закачались на волне.

б) Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет,

в) Колючий иней тут же стаял с ресниц, с мохнатой шапки, с воротника.

г) Не кричи так жалобно, кукушка!

10. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.

а) полет в) южный б)ехать г) подъём

11. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получился текст.

A. У меня прямо начиналось головокружение, когда я видел на улице мороженщика со своей тележкой.

Б. Но тогда это было что-то особенное.

B. Конечно, я его люблю и сейчас.

Г. Когда я был маленький, я очень любил мороженое.

а)Г, А, Б, В в) Г, Б, А, В б)А, Г, Б, В г) Г, В, Б, А

При выполнении заданий этой части запишите ответ словами, если этого требует вопрос, или обведите кружком правильный вариант ответа

1)Во время Великой Отечественной войны в одном партизанском отряде в Белоруссии приютили маленького медвежонка. (2)Присматривали за ним радист и повариха. (3)Мишка боялся выстрелов, пугался их громкого звука, а услышав их, забирался в дальний угол землянки.(4) За годы войны он превратился в большого медведя, но оставался добродушным и доверчивым. (5)Только один раз Мишка разозлился. (6) Во время боя с фашистами радист вел огонь из пулемета, а позади него притаился медведь. (7) Осколком гранаты радист был тяжело ранен. (8) Когда фашист хотел добить бойца, из-за куста поднялся медведь и с раскрытой пастью пошел на врага. (9)Так Мишка спас жизнь своему другу.

1.Определите тип речи.

2. В предложении (4) найти слово, в состав которого входят приставка, корень, суффикс, окончание.

3. Из предложения (3) выпишите служебные части речи.

4. Озаглавьте текст.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

В сочинении сформулируйте тему и основную мысль текста. Известны ли вам случаи из жизни или из художественной литературы спасения животными людей. Напишите об этом.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Читайте также:  Осень декорации для садика
Оцените статью