Единый день голосования, призывы к санкциям. Какие законопроекты рассмотрят депутаты на осенней сессии
Шестая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва начнет свою работу в понедельник, 4 октября. Депутаты планируют рассмотреть 20 законопроектов. Расскажем о некоторых из них.
- Уже сегодня депутаты могут утвердить во втором чтении законопроект о внесении изменения в действующую Конституцию, которым предлагается ввести единый день голосования на выборах депутатов всех уровней. Одновременно документ предполагает перенос на 2023 год проведения выборов в местные Советы депутатов и совмещение их таким образом с очередными парламентскими выборами.
- В первом и во втором чтениях планируется рассмотреть поправки в Уголовный кодекс. В законопроекте с татья 361 Уголовного кодекса Беларуси будет изложена в новой редакции — за призывы к санкциям будет грозить лишение свободы, и в целом наказание по этой статье ужесточат.
- Также на повестке во втором чтении будут рассмотрены законопроекты «О туризме» и «Об изменении законов по вопросам гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов)», Кодекс об образовании.
- В первом чтении депутаты планируют рассмотреть проект закона о лицензировании, «Об изменении законов по вопросам животного мира и безопасности генно-инженерной деятельности».
- В планах парламентариев также рассмотреть семь законопроектов в международной сфере. Шесть из них касаются наращивания международного сотрудничества с Российской Федерацией и государствами — членами Евразийского экономического союза. И единственный, который касается не только России и стран ЕАЭС — законопроект «О приостановлении действия соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения».
- Кроме того, в проекте повестки дня сессии — два вопроса, связанных с рассмотрением декретов Александра Лукашенко.
Источник
В едином созыве: как Госдума откроет осеннюю сессию
В Госдуме завершились консультации с руководством партий, прошедших в парламент. Как выяснили «Известия», фракции определились со структурой, а также комитетами, которые будут распределены между ними пакетным соглашением по пропорциональному принципу, в зависимости от количества голосов избирателей. Больше всего руководящих должностей получит «Единая Россия», представители которой могут претендовать на лидерство в 16 комитетах. Также единороссы предложат своего спикера парламента, которым вновь станет Вячеслав Володин. Эксперты считают, что VIII созыв Госдумы сохранит высокий уровень работы, при этом они полагают, что депутатам нужно активнее объяснять свои действия населению.
С новой структурой
Как рассказал «Известиям» источник в нижней палате, парламентские фракции определились со своей структурой, а также кандидатами на руководящие должности. По его словам, не претерпит изменений руководство КПРФ. Лидером фракции останется Геннадий Зюганов, а вице-спикером — Иван Мельников. В ЛДПР фракцию, как и в VII созыве, возглавит Владимир Жириновский, а вот вице-спикером станет Борис Пайкин. В прошлом созыве им был сын лидера партии Игорь Лебедев. В «Справедливой России — За правду» похожая ситуация. Главой фракции останется Сергей Миронов, а вот пост вице-спикера получит Александр Бабаков. В уходящем созыве эту должность занимал Игорь Ананских. В «Новых людях» главой фракции станет Алексей Нечаев, а пост вице-спикера получит Владислав Даванков.
Источник
Какие экономические законопроекты рассмотрят на осенней сессии
Состоялось заседание Совета Палаты представителей, в ходе которого депутаты обсудили план подготовки законопроектов для рассмотрения на осенней сессии. Предложено активизировать доработку 18 проектов законов, которые уже находятся в профильных постоянных комиссиях. Примерно еще 20 поступят в течение августа-декабря. Большинство из них в той или иной степени затрагивают интересы бизнеса.
Буквально на днях Совмин внес в Палату представителей проекты, предлагающие корректировку ряда законов: по вопросам рынка ценных бумаг, животного мира и безопасности генно-инженерной деятельности, борьбы с коррупцией.
В Постоянной комиссии по законодательству идет доработка к рассмотрению в первом чтении объемных изменений в Гражданский кодекс. О некоторых новациях этого документа «ЭГ» уже рассказывала (см. статью «Поправки в ГК: какие новации ожидаются», «ЭГ» № 54 за 20.07.2021). Как прозвучало на заседании, по нему уже поступил ряд существенных замечаний, в т.ч. по реализации пакетного принципа. По каждому такому предложению необходимо принять решение до включения проекта в повестку дня сессии.
Кстати, выполнение рекомендации о пакетном принципе внесения документов может сильно затормозить принятие поправок в ГК, поскольку придется подготовить соответствующие изменения еще и в ряд действующих законов.
Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко, обращаясь к депутатам, подчеркнул: под особый контроль следует взять законопроекты, которые находятся в постоянных комиссиях год и дольше. Их четыре: «О саморегулируемых организациях», «О правах инвалидов и их социальной интеграции», «О туризме», поправки в Закон «О дорожном движении».
Напомним, что ранее Палата представителей планировала принять все эти проекты на весенней сессии, но до рассмотрения их в Овальном зале дело не дошло. Основное внимание в апреле-июне депутаты, как отметил спикер на закрытии пятой сессии, уделяли вопросам, касающимся «защиты суверенитета, конституционного строя, противодействия экстремизму и терроризму».
Таким образом, наступил черед экономических проектов, ожидаемых и востребованных бизнес-сообществом. Появление некоторых из них стало возможным благодаря тому, что два-три года назад правительству и предпринимательским кругам удалось найти по определенным вопросам компромисс. Однако ситуация в стране изменилась, и едва ли нормы, например, законопроекта «О саморегулируемых организациях», уже принятого в первом чтении, сегодня легко впишутся в действующее правовое поле. И если понадобится какие-то его статьи при подготовке к рассмотрению на сессии доработать, то как это сделать в условиях, когда налаженный ранее диалог между государством и бизнес-союзами фактически прекращен?
Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту предстоит согласовать все спорные позиции с заинтересованными министерствами и убедить депутатский корпус принять во втором чтении законопроект «О государственной службе», а Постоянной комиссии по экономической политике – поправки в Закон «Об инвестициях». Кстати, несмотря на то что эксперты довольно дружно критиковали отдельные положения этого документа, депутаты утверждают, что он в случае принятия и вступления в силу позволит создать благоприятный климат для привлечения прямых иностранных инвестиций в Беларусь, а также дополнительные условия для защиты прав и имущественных интересов инвесторов.
Неожиданная новость: проект закона «О лицензировании», который бизнес-сообщество характеризовало как несомненно прогрессивный (правда, недостатки в нем также нашли), правительство отозвало и сейчас серьезно дорабатывает. В числе достоинств документа специалисты тогда называли четко прописанную компетенцию лицензирующих органов и исчерпывающий перечень грубых нарушений по каждому виду лицензирования.
К сожалению, до сих пор не поступил в Палату представителей прошедший общественное обсуждение законопроект «О госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования».
Еще один актуальный вопрос – доработка проекта нового Кодекса об образовании. Профильной комиссии поручено активизировать его подготовку ко второму чтению и при этом учесть рекомендации, принятые 10.06.2021 по итогам парламентских слушаний, посвященных национальной системе образования.
Рекомендации направлены на взаимодействие реального сектора экономики с учреждениями профессионального образования в целях подготовки квалифицированных кадров, организацию опережающего обучения специалистов в колледжах, совершенствование образовательного процесса в вузах с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В том числе Министерству образования поручено обеспечить создание действенного механизма оценки качества образования, а Министерству труда и соцзащиты – внести изменения в законодательство о труде в части требований наличия высшего образования второй ступени для занятия отдельных должностей.
В настоящее время идет подготовка еще целого ряда проектов законов, с которыми предстоит работать депутатскому корпусу в октябре-декабре.
В соответствии с Указом от 04.01.2021 № 2 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2021 год» в ноябре в Палату представителей должны поступить поправки в законы «Об обращениях граждан и юридических лиц», «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в ноябре – «Об изменении законов по вопросам доступа к информации о деятельности судов», в декабре – изменения в законы «Об ипотеке» и «О государственно-частном партнерстве», в Трудовой кодекс. Почти все они направлены на совершенствование законов с учетом правоприменительной практики, а поправки в Закон «О государственно-частном партнерстве» формируются на основе анализа реализации пилотного проекта в сфере государственно-частного партнерства.
Ну, и естественно, депутатам предстоит проголосовать за пакет бюджетных законов. Планируется, что в октябре в Палату представителей поступят законопроекты «О республиканском бюджете на 2022 год» и «Об изменении Налогового кодекса», а также «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год».
Источник
Осенняя сессия: в ожидании законов бюджетно-налогового блока
4 октября открылась шестая сессия Палаты представителей седьмого созыва. В повестку сессии включены 20 вопросов, еще 17 находятся на рассмотрении в постоянных комиссиях. В октябре должны поступить законопроекты так называемого бюджетно-налогового блока на 2022 год – о республиканском бюджете, о бюджете ФСЗН и поправки в Налоговый кодекс.
Отметив актуальность бюджетного пакета документов, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко на состоявшемся в минувшую пятницу заседании Совета Палаты акцентировал внимание депутатов на необходимости принятия в первую очередь двух законопроектов – об изменении Конституции по вопросу введения единого дня голосования и поправок в Уголовный кодекс, предусматривающих уголовную ответственность за призывы к введению санкций в отношении Беларуси, ее юридических и физических лиц.
В числе требующих особого внимания Владимир Андрейченко также назвал несколько документов, подготовка которых к рассмотрению на сессии идет в постоянных комиссиях.
Это поправки в Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности», проект нового Кодекса об образовании, законопроект «О лицензировании».
Конечно, принятие Кодекса об образовании затянулось. Сейчас профильная депутатская комиссия дорабатывает документ в соответствии с рекомендациями, сформулированными 10.06.2021 по итогам парламентских слушаний. Требует его корректировки и необходимость «перезагрузки системы образования», объявленная 24 августа на республиканском педсовете.
Об основных новациях данного кодекса мы уже рассказывали (см. статью «Под знаком экономии бюджетных средств обновляется Кодекс об образовании», «ЭГ» № 28 за 16.04.2021).
Сейчас наряду с другими шлифуются нормы о необходимости возврата бюджетных средств нанимателями, которые необоснованно отказали в приеме на работу направленного туда выпускника или незаконно уволили молодого специалиста. Более строгие требования будут предъявляться и к организациям, выдавшим направление абитуриенту для получения образования на условиях целевой подготовки (государственный кадровый заказ). Если организация-заказчик откажется зачислить в свой штат подготовленного для нее в системе профобразования выпускника, то ее обяжут компенсировать затраты учебному заведению.
В числе имеющих важное значение для хозяйственной деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей – поступивший на днях законопроект «О лицензировании». Правительство отзывало его для доработки и сейчас представило обновленный вариант. Для ознакомления с этим НПА депутатам понадобится время, и, возможно, его смогут рассмотреть в первом чтении ближе к завершению сессии.
Пока неясно, какие коррективы внесены в «старый» проект, который длительное время согласовывался с бизнес-сообществом. Информации о том, что новый вариант прошел аналогичную процедуру, нет.
Во втором чтении будет рассматриваться проект «Об изменении законов по вопросам гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов)». Напомним, что согласно принятому 07.05.2021 в первом чтении документу планируется увеличить с двух до пяти лет срок, в течение которого вкладчики вправе обращаться за возмещением банковского вклада (депозита); ввести гарантированный возврат индивидуальному предпринимателю денежных средств в размере до 100 тыс. руб. включительно (при этом все его права как физического лица сохраняются); сократить с одного месяца до 7 дней выплату возмещения по вкладу (если заявление вкладчика не потребует дополнительной проверки).
В примерный перечень вопросов для рассмотрения на сессии включен законопроект о внесении изменений в Закон «Об инвестициях» (второе чтение). Возможно, какие-то его аспекты еще будут обсуждаться 13 октября в ходе инициируемого Постоянной комиссией по международным делам круглого стола «Факторы инвестиционной привлекательности Беларуси и возможности онлайн-портала «Дорожная карта инвестора» в контексте работы рабочих групп Национального собрания по сотрудничеству с парламентами иностранных государств по содействию привлечению инвестиций».
Законопроект «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» направлен, как отмечают его разработчики, на совершенствование профилактических антикоррупционных механизмов. Вводится ряд понятий и определений, а перечень лиц, на которых распространяются ограничения, предусмотренные ч. 5 ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией», дополняется супругами детей государственного должностного лица. То есть ограничения будут касаться в т.ч. невесток и зятьев чиновника, причем вне зависимости от того, ведут они с ним общее хозяйство или нет.
Кроме того, существующий запрет на совместную работу в госорганизациях супругов, близких родственников или свойственников предлагается распространить на организации, имеющие в уставном фонде 50 и более процентов акций, принадлежащих государству или его административно-территориальным единицам.
Впрочем, оценку некоторых новаций законопроекта «ЭГ» уже давала (см. статью «Новый раунд борьбы с коррупцией», «ЭГ» № 61 за 13.08.2021).
Отметим, что в постоянных комиссиях находятся также проекты законов «О саморегулируемых организациях», «О государственной службе», об изменении законов «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», «О нотариате и нотариальной деятельности», по вопросам деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», рынка ценных бумаг, донорства крови и ее компонентов.
Что касается внесения изменений в Гражданский кодекс, то этот законопроект пока в повестку дня осенней сессии не включен – объем поправок большой, работа над ними продолжается.
Планируются ратификация нескольких межправительственных соглашений, в т.ч. о взаимодействии с РФ в области обеспечения транспортной безопасности, и принятие закона «О присоединении Республики Беларусь к Протоколу об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года».
В день открытия сессии Палата представителей приняла в первом чтении проект закона «Об изменении Уголовного кодекса», во втором – «Об изменении Конституции Республики Беларусь». Депутаты также проголосовали за два законопроекта во втором чтении – «О туризме» и «Об изменении законов по вопросам гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов)», в первом – за изменение законов «О свободных экономических зонах», по вопросам животного мира и безопасности генно-инженерной деятельности. Поддержан законопроект о приостановлении действия Соглашения между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения.
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции от 12 ноября 2014 г.
Кроме того, приняты к сведению Декрет от 06.07.2021 № 3 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь по вопросам размещения (распространения) рекламы» и Декрет от 22.07.2021 № 4 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь».
Источник