Осенью быстро смеркается ночью холодом веет с земли

Статья «Изучение безличных предложений в школе»

ИЗУЧЕНИЕ БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ШКОЛЕ

учитель МАОУ гимназии «Мариинская», г. Таганрог

Бесспорно, тема «Односоставные предложения» является одной из самых трудных тем в разделе «Синтаксис простого предложения». Проанализировав ряд школьных учебников для средней школы ( ), мы попытались определить лингвометодическую систему изучения безличных предложений.

Методические аспекты изучения темы

1. Основной принцип изучения синтаксических понятий – морфологический.

2. Лингвистическая основа изучения данной темы – безличные глаголы, слова состояния, типы сказуемых.

3. Основные узловые вопросы темы:

— усвоение синтаксического понятия «безличное предложение»;

— способы выражения сказуемого в безличных предложениях;

— семантика безличных предложений;

— синонимия безличных предложений с другими типами простого предложения.

4. Методы и приёмы, используемые при изучении данной темы: частичный синтаксический разбор, метод сравнения и сопоставления, конструирование предложений, трансформационный метод, лингвистический эксперимент.

Усвоение синтаксического понятия «безличные предложения»

В школьных учебниках используются следующие определения:

«Безличными называются односоставные предложения, в которых действие или состояние не зависит от деятеля» (В. В. Бабайцева)

«Безличными являются такие односоставные предложения без подлежащего, в которых сказуемое не указывает и по своей форме не может указывать на действующее лицо» (М. М. Разумовская).

«Безличное предложение – это односоставное предложение, выражающее действие или состояние (признак), которое возникает и существует независимо от производителя действия или носителя признака (С. И. Львова).

« Безличные предложения – это такие односоставные предложения, в которых нет и не может быть действующего лица» (Н. Г. Гольцова).

Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение М. М. Разумовской, т. к. в нём указывается главная отличительная особенность безличных предложений – морфологический способ выражения сказуемого. Поэтому целесообразно на предыдущем уроке повторить безличные глаголы, слова состояния и их значения. Именно безличные глаголы и слова состояния по своей форме и значению не связаны с действующим лицом.

Способы выражения и семантика безличных

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях и значения предложений данного типа удачно представлены В. В. Бабайцевой в следующей таблице, в которой указаны, где возможно, синонимичные двусоставные предложения:

Способ выражения сказуемого в безличном

Светает ( состояние природы ).

Приятно пахнет черёмуха.

Приятно пахнет черёмухой

личный глагол в безличном значении

Мне не спится ( состояние

возвратный глагол в безличном значении

Быть грозе! ( неизбежность )

В лесу всё тихо.

В лесу тихо ( состояние природы )

Есть зверь сильнее кошки ( наличие чего-либо ).

Сильнее кошки зверя нет ( отсутствие чего-либо )

неизменяемая глагольная форма нет

Для отработки структурных особенностей и значений безличных предложений эффективны следующие упражнения:

Употребите данные слова в качестве сказуемых односоставного безличного и двусоставного предложений. Определите, какой частью речи являются эти слова в записанных предложениях. Определите значение двусоставных и односоставных предложений.

Приятно; весело; зазвенело; веет; потемнело; стукнуло.

Подчеркните грамматическую основу в безличных предложениях. Укажите способ выражения сказуемого; определите значение безличных предложений:

1) Не курить! 2) Надо было плыть к людям. 3) С утра было морозно. 4) Через сутки прояснилось. 5)Мне повезло. 6) Прорвало плотину. 7) Нет меры нашему познанию.

Распределите безличные предложения на группы в зависимости от тех значений, которые они выражают: внутренне состояние человека; состояние окружающей среды. природы; отсутствие чего-либо . Подчеркните сказуемое и укажите способ его выражения.

1) Было жарко. 2) На озеро нам так и не пришлось съездить. 3) У него нет друзей. 4) Ему нездоровится. 6) Осенью быстро смеркается. 7) Ночью холодом веет с земли. 8) Нет конца лесным тропинкам. 9) Без труда не может быть радостной жизни.10) Тебе моей заботы не хватает. 11) На сердце неспокойно.

Придумайте и запишите предложения, в которых слова светло, тепло, грустно, весело использовались бы как наречия, краткие прилагательные, слова состояния. Графически покажите, какими членами предложения они являются.

Составьте предложения со словами смеркается, знобит, взгрустнулось . Почему с этими глаголами невозможно построить двусоставные предложения?

Работа над синтаксическими синонимами

Продолжается работа по наблюдению и усвоению структурных особенностей безличных предложений и определению их семантики в сопоставлении с другими типами простого предложения. Выполняем следующие упражнения:

— Определите тип предложений по наличию главных членов. Чем отличаются друг от друга предложения синонимических групп?

1) Мэрия запретила гулять по газонам. Запретили гулять по газонам. Запрещено гулять по газонам. 2) Командование приказало взводу выступать на рассвете. Взводу приказали выступать на рассвете. Нашему взводу приказано выступать на рассвете.

Сравните строение и значение выделенных предложений:

1) Вы не верите слезам… Но я плачу не для вас; мне просто плачется . 2) Голоса нет – душа поёт. Но я пою, и мне поётся. 3) Грозой сломило дерево. Гроза сломила дерево. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется – на душе светло.

Замените двусоставные предложения односоставными. Какой тип односоставных предложений вы употребите? Назовите способы выражения главного члена односоставных предложений.

1) Наступает рассвет. 2) Наступают сумерки. 3) Наступила темнота. 4) Свежеет воздух.5) Наступает тошнота.6) Меня бьёт лихорадка. 7) Дом пахнет сыростью. 8) В саду сильно пахнет черёмуха.

Переделайте неопределённо-личные предложения в синонимичные безличные.

1) О прошедшем циклоне много писали. 2) В читальном зале не разрешали громко разговаривать. 3) На собрании говорили об улучшении успеваемости.

Переделайте двусоставные предложения сначала в синонимичные неопределённо-личные, а потом в безличные. Укажите различия в значении этих предложений.

Замените двусоставные предложения безличными со сказуемыминет, не было.

1) Половина школьников не имела заданий.

2) Он не имел времени общаться с друзьями.

3) Больше никаких вопросов экзаменатор не имел.

Запишите, заменяя двусоставные предложения односоставными безличными. Какой часть речи будет выражен главный член безличного предложения?

1) Комната была чистая и уютная. 2) Море в это утро было тёплое и приятное. 3) Утро было сырое. 4) Лекция была скучная. 5) Вечер был интересный.

Определение типов односоставных предложений

Очень важным является умение видеть и находить безличные предложения, отличать их от других типов односоставных предложений. Поэтому целесообразны следующие упражнения:

Подчеркните грамматические основы в предложениях. Укажите типы односоставных предложений и способы выражения сказуемых в них.

1) Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести (А. С. Пушкин). 2) Вот наняли музыкантов, а чем платиь?3) Передняя. Ломберный столик. 4) Очень уж шумят у нас в классах. 5) Позволь мне дать на прощанье один совет.. 6)Хотя всё-таки денег нет (А. П. Чехов). 7) Напишешь – не сотрёшь, выпустишь – не поймаешь . 8) Снявши голову, по волосам не плачут (Пословицы). 9) Ждали со дня на день конца навигации (К. Федин).

Не ты один. И ей всю ночь не спится.

Она полна машин, полна афиш, витрин,

Не спит столица. (Л. Мартынов)

Нарастающий свист первых бомб заглушил слова. Рвануло где-то близко, с потолка посыпалась штукатурка, и горячей волной подняло с пола кирпичную пыль. Вокруг всё грохотало. Тугой гул, нарастая, приближался. И тотчас же волна взметнула пыль, вздрогнули стены. Взрывной волной перевернуло пулемёт. Вмиг всё заволокло дымом и гарью. Снова грохнуло рядом, с дверного свода посыпались кирпичи. (Б. Васильев)

Работа по пунктуации

Изучение типов односоставных предложений полезно совместить с работой по пунктуации. Учащиеся знают, что простые предложения, соединённые союзами а, но, и , отделяются друг от друга запятой в составе сложного предложения. Это даёт возможность работу над видами односоставных предложений проводить на примерах сложносочинённых предложений, в состав которых входят односоставные предложения.

В каждом простом предложении выделите грамматические основы. Определите типы предложений по наличию главных членов. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1) Ему передали вызов в штаб и он поспешил выехать. 2) Старшая сестра пользовалась в семье уважением и с ней обычно не спорили. 3) Его здоровье было сильно подорвано и пока о работе не приходилось думать. 4) Первое препятствие и он падает духом. 5) Каникулы и нам хочется в лагерь. 6) Уже светло и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

Работа по развитию речи

Безличные предложения особенно распространены в художественных текстах, что объясняется выразительность этих синтаксических конструкций: лаконично и ярко они помогают изобразить состояние природы, окружающей героев обстановки, ощущения человека, его душевное состояние. Безличные предложения позволяют сделать повествование более лиричным. Можно использовать отрывки из художественных произведений, позволяющие определить роль безличных предложений в тексте.

Важно использовать задания, связанные с конструированием безличных предложений:

Используя образцы, составьте безличные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом в неопределённой форме со значением невозможности чего-либо, желательности чего-либо или резкого приказания.

Образец: 1) Цвести. – Не цвести цветам поздней осенью. 2) Доплыть. – Только бы доплыть до берега! 3) Построиться. – Построиться в две шеренги!

1. Догнать. 2) Опаздывать. 3) Увидеть. 4) Побывать на юге. 5) Купить футбольный мяч. 6) Не отставать.

Эффективно задание – построить высказывание на лингвистическую тему. Можно предложить план:

1. Какие бывают предложения по наличию главных членов?

2. Какие бывают типы простых предложений с главным членом сказуемым?

3. Какие предложения называются безличными?

4. Каковы способы выражения глагола-сказуемого в безличных предложениях?

5. Что обозначают безличные предложения?

6. Каковы особенности функционирования безличных предложений в речи?

Можно предложить задания творческого характера:

Напишите начало одного из рассказов на следующие темы: «Зимним утром», «Летний вечер», «Осень в лесу», употребляя безличные предложения, указывающие на состояние природы и человека. Постарайтесь выразить своё настроение.

Напишите статью в газету о бережном отношении к природе. Подберите заглавие, составьте план. Стремитесь к тому, чтобы язык статьи был живым и выразительным. Используйте различные типы простых предложений по наличию главных членов.

— Составьте небольшой текст, используя безличные предложения, обозначающие : 1) состояние природы; 2)состояние человека; 3) необходимость, возможность чего-либо.

— Рассмотрите репродукцию картины художника А. А. Рылова «В голубом просторе». Составьте пять предложений: неопределённо-личное, назывное, двусоставное и два безличных.

Работа по синтаксической стилистике

Необходимо показать учащимся, что безличные предложения отличаются особым разнообразием конструкций и их стилистическим применением в речи. Среди них есть такие, которые типичны для разговорной речи: Хочется есть! Больно! Не спится , и такие, которые характеризуются канцелярской окраской: Воспрещается без согласия усыновителей выдавать выписки из книг регистрации актов гражданского состояния . Есть лирические по эмоциональной окраске, излюбленные поэтами конструкции: И скучно и грустно, и некому руку подать. Встречаются безличные предложения, используемые в публицистическом стиле, предназначенные для обычной информации : Ответ надо искать всем заинтересованным организациям . В публицистике встречаются и эмоциональные безличные предложения, необходимые для усиления действенности речи: Стоя приветствовали болельщики чемпиона, и не было конца восторгам . Возможно использование безличных предложений в научном стиле: Известно, что…; Приходится признать, что…

При стилистической оценке безличных предложений важно показать , с одной стороны, возможность замены их другими конструкциями и , с другой стороны, полное отсутствие такой возможности. При возможности двоякого выражения мысли следует учитывать, что личные конструкции содержат элемент активности, проявления воли действующего лица, уверенности в совершении действия, тогда как безличным предложениям присущ оттенок пассивности, инертности.

Источник

АЛЕКСАНДР БЛОК. Первая любовь. Отроческие стихи (не вошедшие в Осн. Собр.)

Лето 1897 года. Живописное уютное местечко в Южной Германии. Курорт Бад-Наугейм,
куда юноша приехал с матерью и теткой. Первая любовь. Ему 16, ей 37.
Это была высокая статная темноволосая дама с тонким профилем, великолепными синими
глазами и протяжным чарующим голосом.
Ксения Михайловна Садовская.

Нелюбимая работа, неудачное замужество, трое детей. «Она первая заговорила со скромным
мальчиком, который не смел поднять на нее глаз, но сразу был охвачен любовью. Красавица
всячески старалась завлечь неопытного мальчика» (из воспоминаний тети А. Блока).
Рано поутру он бежал покупать для нее розы. Почти все время они проводили вместе: гуляли
по тенистым аллеям, катались на лодке, слушали музыку. И тут полились стихи, первые
настоящие стихи.

Мы были вместе, помню я.
Ночь волновалась, скрипка пела.
Ты в эти дни была — моя,
Ты с каждым часом хорошела.
Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки.
9 марта 1899

Образ любви, вскоре сменившейся другой, многолетней (к Любовь Дмитриевне Менделеевой),
долгие годы тревожил Блока.

Шли мы стезею лазурною,
Только расстались давно.
В ночь непроглядную, бурную
Вдруг распахнулось окно.
Ты ли, виденье неясное?
Сердце остыло едва.
Чую дыхание страстное,
Прежние слышу слова.
Ветер уносит стенания,
Слезы мешает с дождем.
Хочешь обнять на прощание?
Прошлое вспомнить вдвоем?
Мимо, виденье лазурное!
Сердце сжимает тоской
В ночь непроглядную, бурную
Ветер, да образ былой!
28 февраля 1900

* * *
Я шел во тьме дождливой ночи
И в старом доме, у окна,
Узнал задумчивые очи
Моей тоски. — В слезах, одна
Она смотрела в даль сырую.
Я любовался без конца,
Как будто молодость былую
Узнал в чертах ее лица
Она взглянула. Сердце сжаяо..
Огонь погас — и рассвело
Сырое утро застучалось
В ее забытое стекло.
15 марта 1900

В 1900 году между Блоком и Ксенией Садовской произойдет последнее письменное
объяснение. На этот раз унижалась она, и, в конце концов, назвав юношу «изломанным
человеком», она проклянет свою судьбу за то, что встретила его.

Шли годы и уносили все наносное, случайное, оставляя золото благодарной памяти.
Через 12 лет Блок еще раз вернется в Бад-Наугейм.

Все та же озерная гладь,
Все так же каплет соль с градирен.
Теперь, когда ты стар и мирен,
О чем волнуешься опять?

Иль первой страсти юный гений
Еще с душой не разлучен,
И ты навеки обручен,
Той давней, незабвенной тени?
Июнь 1909

Через 12 лет был создан цикл стихов, посвященных Ксении Михайловне Садовской — К.М.С.

Так сложилось, что долгое время они жили в Петербурге по соседству, но ни разу
не встретились. Он ничего не знал о ее безрадостной судьбе, она — о его литературной
славе.

Одесса. 1919 год. Голод, разруха.
Похоронив мужа, старая (в то время ей было уже 65), нищая, одинокая женщина попадает
в психиатрическую клинику. Врач, лечивший ее, большой почитатель Блока, случайно
обращает внимание на полное совпадение инициалов своей пациентки с блоковской К.М.С.
На его вопрос, не она ли та самая К.М.С., которой Блок посвятил стихи, она открывает ему
свою тайну. Но врач все же не до конца ей верит. Однако после ее смерти в подоле платья
будут обнаружены засохшая роза и 12 писем поэта, перевязанных розовой лентой.

Отроческие стихи (не вошедшие в Осн. Собр.)

Всякий, кого коснется любовь,
становится поэтом.


I

A la très chère, à la très belle.
Baudelaire *

Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы!

Ни верный друг, ни брат, ни мать
Не знают друга, брата, сына,
Одна лишь можешь ты понять
Души неясную кручину.

Ты, ты одна, о, страсть моя,
Моя любовь, моя царица!
Во тьме ночной душа твоя
Блестит, как дальняя зарница.

Февраль — март 1898
________________________________
* Самой дорогой, самой прекрасной.
Бодлер (фр.)

Пора забыться полным счастья сном,
Довольно нас терзало сладострастье.
Покой везде. Ты слышишь: за окном
Нам соловей пророчит счастье?

Теперь одной любви полны сердца,
Одной любви и неги сладкой,
Всю ночь хочу я плакать без конца
С тобой вдвоем, от всех украдкой.

О, плачь, мой друг! Слеза туманит взор,
И сумрак ночи движется туманно.
Смотри в окно: уснул безмолвный бор,
Качая ветвями таинственно и странно.

Хочу я плакать. Плач моей души
Твоею страстью не прервется.
В безмолвной, сладостной, таинственной тиши
Песнь соловьиная несётся.

Пусть рассвет глядит нам в очи,
Соловей поет ночной,
Пусть хоть раз во мраке ночи
Обовью твой стан рукой.

И челнок пойдет, качаясь
В длинных темных камышах,
Ты прильнешь ко мне, ласкаясь,
С жаркой страстью на устах.

Пой любовь, пусть с дивной песней
Голос льется все сильней,
Ты прекрасней, ты прелестней,
Чем полночный соловей.

Ловя мгновенья сумрачной печали,
Мы шли неровной, скользкою стезей.
Минуты счастья, радости нас ждали,
Презрели их, отвергли мы с тобой.

Мы разошлись. Свободны жизни наши,
Забыли мы былые времена,
И думаю, из полной, светлой чаши
Мы счастье пьем, пока не видя дна.

Когда-нибудь, с последней каплей сладкой,
Судьба опять столкнет упрямо нас,
Опять в одну любовь сольет загадкой,
И мы пойдем, ловя печали час.

Ты, может быть, не хочешь угадать,
Как нежно я люблю Тебя, мой гений?
Никто, никто не может так страдать,
Никто из наших робких поколений.

Моя любовь горит огнем порой,
Порой блестит, как звездочка ночная,
Но вечно пламень вечный и живой
Дрожит в душе, на миг не угасая.

О, страсти нет! Но тайные мечты
Для сердца нежного порой бывают сладки,
Когда хочу я быть везде, где Ты,
И целовать Твоей одежды складки.

Мечтаю я, чтоб ни одна душа
Не видела Твоей души нетленной,
И я лишь, смертный, знал, как хороша
Одна она, во всей, во всей вселенной.

21 сентября 1898

Мрак. Один я. Тревожит мой слух тишина.
Всё уснуло, да мне-то не спится.
Я хотел бы уснуть, да уж очень темна
Эта ночь, — и луна не сребрится.

Думы всё неотвязно тревожат мой сон.
Вспоминаю я прошлые ночи:
Мрак неясный… По лесу разносится звон…
Как сияют прекрасные очи.

Дальше, дальше… Как холодно! Лед на Неве,
Открываются двери на стужу…
Что такое проснулось в моей голове?
Что за тайна всплывает наружу.

Нет, не тайна: одна неугасшая страсть…
Но страстям я не стану молиться!
Пред другой на колени готов я упасть.
Эх, уснул бы… да что-то не спится.

от 28 ноября 2020

Улочки тихого немецкого городка стали свидетелями первой любви поэта.

Лето 1897 года. Живописное уютное местечко в Южной Германии. Курорт Бад-Наугейм, куда юноша приехал с матерью и теткой.
Первая любовь. Ему 16, ей 37.
Это была высокая статная темноволосая дама с тонким профилем, великолепными синими глазами и протяжным чарующим голосом.
Ксения Михайловна Садовская.

Нелюбимая работа, неудачное замужество, трое детей. «Она первая заговорила со скромным мальчиком,
который не смел поднять на нее глаз, но сразу был охвачен любовью. Красавица всячески старалась завлечь
неопытного мальчика»
(из воспоминаний тети А. Блока).
Рано поутру он бежал покупать для нее розы. Почти все время они проводили вместе: гуляли по тенистым аллеям,
катались на лодке, слушали музыку. И тут полились стихи, первые настоящие стихи.

Мы были вместе, помню я.
Ночь волновалась, скрипка пела.
Ты в эти дни была — моя,
Ты с каждым часом хорошела.
Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки.
9 марта 1899

Образ любви, вскоре сменившейся другой, многолетней (к Любовь Дмитриевне Менделеевой),
долгие годы тревожил Блока.

Шли мы стезею лазурною,
Только расстались давно.
В ночь непроглядную, бурную
Вдруг распахнулось окно.
Ты ли, виденье неясное?
Сердце остыло едва.
Чую дыхание страстное,
Прежние слышу слова.
Ветер уносит стенания,
Слезы мешает с дождем.
Хочешь обнять на прощание?
Прошлое вспомнить вдвоем?
Мимо, виденье лазурное!
Сердце сжимает тоской
В ночь непроглядную, бурную
Ветер, да образ былой!
28 февраля 1900

* * *
Я шел во тьме дождливой ночи
И в старом доме, у окна,
Узнал задумчивые очи
Моей тоски. — В слезах, одна
Она смотрела в даль сырую.
Я любовался без конца,
Как будто молодость былую
Узнал в чертах ее лица
Она взглянула. Сердце сжаяо..
Огонь погас — и рассвело
Сырое утро застучалось
В ее забытое стекло.
15 марта 1900

В 1900 году между Блоком и Ксенией Садовской произойдет последнее письменное объяснение.
На этот раз унижалась она, и, в конце концов, назвав юношу «изломанным человеком», она проклянет
свою судьбу за то, что встретила его.

Шли годы и уносили все наносное, случайное, оставляя золото благодарной памяти.
Через 12 лет Блок еще раз вернется в Бад-Наугейм.

Все та же озерная гладь,
Все так же каплет соль с градирен.
Теперь, когда ты стар и мирен,
О чем волнуешься опять?

Иль первой страсти юный гений
Еще с душой не разлучен,
И ты навеки обручен,
Той давней, незабвенной тени?
Июнь 1909

Через 12 лет был создан цикл стихов, посвященных Ксении Михайловне Садовской — К.М.С.

Так сложилось, что долгое время они жили в Петербурге по соседству, но ни разу не встретились.
Он ничего не знал о ее безрадостной судьбе, она — о его литературной славе.

Одесса. 1919 год. Голод, разруха.
Похоронив мужа, старая (в то время ей было уже 65), нищая, одинокая женщина попадает в психиатрическую клинику.
Врач, лечивший ее, большой почитатель Блока, случайно обращает внимание на полное совпадение инициалов своей пациентки
с блоковской К.М.С. На его вопрос, не она ли та самая К.М.С., которой Блок посвятил стихи, она открывает ему свою тайну.
Но врач все же не до конца ей верит. Однако после ее смерти в подоле платья будут обнаружены засохшая роза и 12 писем поэта,
перевязанных розовой лентой.

Всякий, кого коснется любовь,
становится поэтом.


I

A la tres-chere, a la tres-belle.
Baudelaire *

Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы!

Ни верный друг, ни брат, ни мать
Не знают друга, брата, сына,
Одна лишь можешь ты понять
Души неясную кручину.

Ты, ты одна, о, страсть моя,
Моя любовь, моя царица!
Во тьме ночной душа твоя
Блестит, как дальняя зарница.

Февраль — март 1898
________________________________
* Самой дорогой, самой прекрасной.
Бодлер (фр.)

Пора забыться полным счастья сном,
Довольно нас терзало сладострастье.
Покой везде. Ты слышишь: за окном
Нам соловей пророчит счастье?

Теперь одной любви полны сердца,
Одной любви и неги сладкой,
Всю ночь хочу я плакать без конца
С тобой вдвоем, от всех украдкой.

О, плачь, мой друг! Слеза туманит взор,
И сумрак ночи движется туманно.
Смотри в окно: уснул безмолвный бор,
Качая ветвями таинственно и странно.

Хочу я плакать. Плач моей души
Твоею страстью не прервется.
В безмолвной, сладостной, таинственной тиши
Песнь соловьиная несётся.

Пусть рассвет глядит нам в очи,
Соловей поет ночной,
Пусть хоть раз во мраке ночи
Обовью твой стан рукой.

И челнок пойдет, качаясь
В длинных темных камышах,
Ты прильнешь ко мне, ласкаясь,
С жаркой страстью на устах.

Пой любовь, пусть с дивной песней
Голос льется все сильней,
Ты прекрасней, ты прелестней,
Чем полночный соловей.

Ловя мгновенья сумрачной печали,
Мы шли неровной, скользкою стезей.
Минуты счастья, радости нас ждали,
Презрели их, отвергли мы с тобой.

Мы разошлись. Свободны жизни наши,
Забыли мы былые времена,
И думаю, из полной, светлой чаши
Мы счастье пьем, пока не видя дна.

Когда-нибудь, с последней каплей сладкой,
Судьба опять столкнет упрямо нас,
Опять в одну любовь сольет загадкой,
И мы пойдем, ловя печали час.

Ты, может быть, не хочешь угадать,
Как нежно я люблю Тебя, мой гений?
Никто, никто не может так страдать,
Никто из наших робких поколений.

Моя любовь горит огнем порой,
Порой блестит, как звездочка ночная,
Но вечно пламень вечный и живой
Дрожит в душе, на миг не угасая.

О, страсти нет! Но тайные мечты
Для сердца нежного порой бывают сладки,
Когда хочу я быть везде, где Ты,
И целовать Твоей одежды складки.

Мечтаю я, чтоб ни одна душа
Не видела Твоей души нетленной,
И я лишь, смертный, знал, как хороша
Одна она, во всей, во всей вселенной.

21 сентября 1898

Мрак. Один я. Тревожит мой слух тишина.
Всё уснуло, да мне-то не спится.
Я хотел бы уснуть, да уж очень темна
Эта ночь, — и луна не сребрится.

Думы всё неотвязно тревожат мой сон.
Вспоминаю я прошлые ночи:
Мрак неясный… По лесу разносится звон…
Как сияют прекрасные очи.

Дальше, дальше… Как холодно! Лед на Неве,
Открываются двери на стужу…
Что такое проснулось в моей голове?
Что за тайна всплывает наружу.

Нет, не тайна: одна неугасшая страсть…
Но страстям я не стану молиться!
Пред другой на колени готов я упасть.
Эх, уснул бы… да что-то не спится.

Источник

Читайте также:  Женская туалетная вода осенью
Оцените статью