Осенью дует сильный холодный ветер

Русский язык

Контрольные и проверочные работы за I четверть

2-й класс

Диктант

Цель работы – проверить умение применять пройденные правила: правописание имен собственных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн; умение переносить слова.

Дует сильный ветер. Небо в тучах. Весь день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Под елью в траве уснул ежик. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.

1. Подчеркните в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

2. Разделите для переноса слова: теплые, уснул.

Оля Яшина и Юра Чудин жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Пёстрые дятлы стучали по дубу. Они искали себе пищу под корой. Ребята часто ходили гулять в рощу. С ними был пёс Рыжик.

Слова для справок: у рощи, пёстрые, себе.

1. Подчеркните в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.

2. Укажите количество звуков и букв в словах: Юра, гулять.

Контрольное списывание

Цель работы – выявить умение списывать с рукописного текста, находить границы предложения и правильно оформлять предложение.

Чудесный летний день мальчики бегут на речку у воды шумят камыши волны тихо плещутся Боря Чайкин закинул удочки показались две большие щуки щуки хороши

Работа над предложением, текстом

1. Составьте текст обучающего изложения по вопросам.

Летом лес был зеленый. Осенью березы стали желтыми. Осины покраснели. Маленький клен стал похож на букет цветов. Все листья у него разные: зеленые, желтые, красные, коричневые.

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какой был лес летом? (Зеленый.)

2. Какими стали осенью березы? (Желтыми.)

3. Что произошло с осинами? (Покраснели.)

4. На что похож маленький клен? (Букет цветов.)

5. Какие у него листья? (Зеленые, желтые, красные, коричневые.)

Слова для справок: у него.

2. Составьте 3–4 предложения на данную тему, используя опорные слова.

Осенью, льет, деревья, дождь, ветер, листья, птицы.

3. Дополните незаконченные предложения подходящими по смыслу словами.

В зарослях кустарника . .

3-й класс

Диктант

Цель работы – проверить сформированность навыка правописания безударных гласных в корне слова, разделительного мягкого знака, звонких и глухих согласных на конце слова.

Вариант 1

На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковер из пестрых листьев. Ласточки и соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи.

Слова для справок: утренний, затянет.

1. В четвертом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

2. Слова осенний, тропинки разберите по составу.

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

Слова для справок: барсук, барсучонок, перекатывались.

1. В четвертом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

2. Разберите по составу слова: зверек, маленький.

Цель работы – выявить умение списывать с рукописного текста, находить границы предложения и правильно оформлять предложение.

1. Найдите границы предложений. Спишите текст, расставив знаки препинания.

2. В словах травинки, листочки выделите корень.

На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки.

Работа над предложением, текстом

1. Текст обучающего изложения по коллективно составленному плану.

В гнезде были птенчики ласточки. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Он упал в кусты. Ласточка кружилась над ним. Она жалобно кричала. Помочь птенчику мать не могла. Это увидел Петя. Мальчик осторожно вытащил птенчика из кустов. Потом Петя положил его в родное гнездо.

1. Птенчик выпал из гнезда.

2. Ласточка не может ему помочь.

3. Петя возвращает птенца в родное гнездо.

2. Закончите текст.

Представьте, что вы с товарищами пошли в осенний лес собирать грибы. Вдруг тишину осеннего леса нарушили какие-то звуки. Вам потом удалось узнать, кто это был. Составьте текст. Начните так:

Однажды осенью я с друзьями пошел в лес за грибами. В лесу было тихо. Вдруг раздались странные звуки. Мы притаились….

3. Составить и записать несколько предложений на следующие темы:

а) Вот и лето пролетело.

Наступил учебный год.

в) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

4-й класс

Диктант

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

В осенние дни готовились к отлету журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Темным и мрачным стоит в эту пору лес.
Еще темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Все засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!

Слово для справки: взойдет.

1. Найдите предложение с однородными членами.

2. Выпишите из текста по два примера на каждую указанную орфограмму. Буквы-орфограммы подчеркните:

– безударные гласные в корне слова;
– непроизносимые согласные.

Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины. Точно белые красавицы, глядят в воду кудрявые березки. На светлых полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.

Слова для справок: точно, каждым.

1. В восьмом предложении подчеркните главные члены предложения. 2. Укажите части речи в последнем предложении.3. Запишите, как называется лес из одних осин, елей, дубов.

Контрольное списывание

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы, выписывать указанные части текста.

1. Прочитайте текст. Найдите две орфографические ошибки. Спишите текст в исправленном виде.

Осенним утром шел я по лесной тропинке. Под ногами хрустела трава, шуршали сухие листья. Взошло сонце. Березка, вся усыпанная капельками воды, загорелась и засверкала. Она переливалась всеми цветами радуги, как чудесная хрустальная люстра.
Я осторожно встряхнул деревце. Послышался легкий звон. Утренний марозец превратил капли воды в прозрачные ледяные хрусталики.
Вокруг искрились и переливались звонкие березовые люстры.

Работа над предложением, текстом

1. Изложение с языковым анализом текста.

Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его.
Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил кружку. Теперь каждый мог испить холодный воды. Заблестел ручеек. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.
Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.

2. Закончите текст.

Прочитайте начало текста. Продолжите текст так, чтобы получилось описание. Озаглавьте текст.

Прекрасен лес ранней осенью! Каких только красок здесь нет! …

3. Свободный диктант

Среди редких берез прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках. Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжелыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рев лесного богатыря. Страшно робкому зайчишке. Всё кругом желтое, а у него шубка уже побелела. Ждет бедняжка, когда выпадет снег.

Источник

Александрова «Русский родной язык» 3 класс с. 25, 26

9. Выпиши в тетрадь только те прилагательные и глаголы, которые подходят для описания дождя.

Прилагательные: редкий, короткий, холодный, живительный, теплый, быстрый.

Глаголы: идёт, льёт, шуршит, барабанит, шумит, моросит.

Придумай и запиши предложение про дождь. Используй выбранные тобой прилагательные и глаголы.

За окном шумит тёплый живительный дождь.

Утром на улице моросил холодный осенний дождь.

По крыше дома барабанил быстрый сильный дождь.

10. Николай Иванович Сладков описал дожди весенний, осенний и летний. В тексте пропущены эти слова. Прочитай внимательно текст. Вставь подходящие по смыслу слова. Объясни свой выбор. Спиши.

11. Сладком писал, что бывают еще особенные дожди — ребячьи. Придумай, какие это дожди. Напиши об этом небольшой текст.

Ребячьи дожди идут летом. На небе появится туча и пойдет крупный быстрый дождь. Капли сияют в солнечных лучах. Дети любят бегать под таким дождем босиком и без зонтиков.Сияющие брызги падают с неба и поднимаются от луж, когда по ни пробегают веселые дети.

12. Найди загадки о дожде, облаках, туче. Придумай свои загадки, используя подсказки.

По небу серая птица летела

Серебряные нити раскидала где хотела.

Серые птицы летали

Серебряные нити на землю кидали.

Сошлись два друга — мороз да вьюга.

1. Прочитай отрывок из книги Личутина «Дивись-гора». Выпиши в тетрадь «снежные» слова, которые тебе незнакомы. Как ты думаешь, что они могут означать?

Пороша — очень мелкий снег, как порошок.

Пурга — очень сильный снегопад, когда ничего не видно вокруг.

Буран — сильный снегопад с очень сильным ветром.

Снеговей — ветер, который дует во время снегопада.

Веялица — легкий ветерок со снегом.

Мокрядь — мокрый снег с дождём.

Снеговерть — это когда со всех сторон дует ветер со снегом.

Снежура — корка на сугробе из замёрзшего снега.

Крупа — твердые маленькие (как крупа) комочки снега.

Пух — большие пушистые снежинки.

2. Послушай текст. Как ты думаешь, почему автор выбрал такой заголовок для текста?

Автор выбрал такое название для текста, так как это снежный день со снегопадом. Весь день идет снег, вокруг все стало белым. Поэтому и день белый.

Здесь вы найдете ссылки на ответы к остальным заданиям из учебника «Русский родной язык» Александровой.

Источник

Зимний ветер: почему в холодный сезон особенно ощущается его интенсивность? (2 фото)

В последнее время климат на планете изменился достаточно сильно. И снег в мае в средних широтах – явление пусть не слишком частое, но и не из ряда вон выходящее. А почему дует ветер зимой и осенью значительно сильнее, нежели в теплый сезон, и чем это обусловлено?

Природа ветра

Ветер представляет собой движение воздушных масс, формирующихся на границе областей с различным давлением. Оно направлено в область низкого давления по причине необходимости компенсации этой разницы.

Собственно, сама эта разность возникает в силу различной степени прогревания воздуха в разных частях планеты. Чем теплее воздух, тем выше будет его давление. На полюсах прогревание идет менее интенсивно, и теплые воздушные массы движутся с экватора по направлению к ним. Но из-за вращения земного шара на ветер воздействует сила Кориолиса. Она представляет собой фиктивную силу вращающейся системы, отклоняющую любой объект вправо на севере и влево на юге. Чем больше будет скорость ветра, тем, соответственно, сильнее отклонение вправо. В связи с чем для средних широт характерен не южный, а западный либо юго-западный ветер.

В зимний сезон давление на полюсах достигает минимальных отметок, и, соответственно, ветер, не имея препятствий, дует сильнее. По мере приближения теплого сезона он становится слабее. Это упрощенная схема принципа, обуславливающего направление ветра. Помимо этого в процесс могут вмешиваться различные локальные факторы.

Источник

Осенью дует сильный холодный ветер

Осень задержалась. Долго не замерзали зыбкие болота и реки. Но вот осенние дожди миновали. Мороз сковал землю и воду. Ночью повалил хлопьями снег. Ранний снег лёг на ветки ели и яблони. Синичка оставила свой крохотный след на снежной скатерти. Чисто и бело кругом. Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Береги лес!

Слова для справок: нанесённые, ожоги.

Примечание. Учитель предупреждает детей о постановке запятой.

Весь август я ходил на работу через ржаное поле. С каждым днём поле хорошело. Наливались жёлтые усатые колосья. От тёплого легкого ветерка они качались в такт. Мне казалось, что по полю идут плотные литые волны. На самом краю поля росли две берёзки. Они словно отбежали от лесной опушки и грелись на солнце. Тропка пробегала рядом. Берёзки-сестрички шёпотом встречали меня ранним утром и провожали вечером. Русское поле и эти две молоденькие берёзки надолго остались у меня в памяти.

Слова для справок: словно.

Конец лета. Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лёг в душистое сено, дышал пряным запахом травы, смотрел на облака. Словно комочки облаков, в зелени рябины замелькали белые сорочьи бока. Сороки качались на гибких ветвях. Тут я заметил, что все птицы подлетают только к одной рябинке.

Я подошёл и попробовал ягоды со всех деревьев. Там, где сидели сороки, ягоды были сочными и сладкими. На других деревьях они оказались сухими и горькими. Вот так сороки!

Слова для справок: вышел, возвышалась, пряный, сорочьи, заметил.

Наступила ранняя осень. Погода стоит тёплая. Дождя не было, а утром трава покрыта блестящими капельками воды. Откуда же появилась вода? Уж не из воздуха ли эта роса? Она появилась, в самом деле, из воздуха. Ночи стали холодные. За ночь остыла земля. В воздухе всегда есть водяной пар. Коснувшись холодных предметов или растений, водяной пар превратился в капельки воды. Роса для растений полезна. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам.

(По В. Корабельникову)

Бежит через лесную полянку ёжик. Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. В кружки свились скользкие змейки. Трудно находить и жучков.

В осенние дни готовит хлопотливый ёжик жилище на зиму. Ночью и днём таскает он в нору мягкий мох, душистые листочки. Придёт зима. Накроет его нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом тепло ему.

Слова для справок: ящерки.

Поздняя осень уже не может удержать тепло. Холодный ветер далеко проник на юг. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Лес весь просвечивается. Мы подъезжаем к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся жёлтые листья. Они тихо шумят. Порой будто весна стоит в осеннем наряде. Все знают бруснику. Кустики её покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелёными.

Слова для справок: просвечивается, держатся.

Стояли осенние дни. Мы ехали лесом. Вдруг стало пахнуть гарью. Раздался треск. Зашумели вековые ели. По узкой полосе поползли горящие хвойные ветки. Наша лошадка быстро помчалась по дороге. Повозка запрыгала. Вот промчалась белка. Пробежали лоси. Пролетели с шумом лесные птицы. Блеснула змейка. Быстро запылала верхушка ёлки. Страшен огонь в лесу.

Слова для справок: стало, страшен.

Середина ноября. Стоит тёплая осень. Можно ещё за грибами сходить. На пустыре остались поздние цветы. Они удивительно красивы. Но на пороге уже вьюжная зима. Многие птицы становятся соседями человека. Масса ворон приходит в движение ещё до наступления холодов. Серая ворона на редкость осторожная. Зимний день начинается с поиска пищи. Сытая ворона не оставляет без внимания лишний кусок. Она спрячет его в осенние листья или под снег.

Слова для справок: становятся, внимание.

Наступила осень. Листья в лесу пожелтели. Ветер срывает их и разносит по воздуху. По небу плыли хмурые тучи. Плохо было бедному утёнку.

Раз вечером из-за леса поднялась целая стая больших птиц. Они были белые, с длинными стройными шеями. Птицы взмахнули своими широкими крыльями. Они полетели с холодных лугов за синее море.

Источник

Читайте также:  Осень опрыскать железный купорос
Оцените статью