Односоставные предложения разных видов
Односоставные предложения разных видов.
Односоставными называются предложения, у которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена.
Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).
Пахло милым тлением осени — предложение односоставное, так как в нем один главный член — сказуемое, выраженное глаголом в безличном значении; это безличное предложение.
Люблю грозу в начале мая — предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно-личное предложение.
Славная осень — предложение односоставное, так как в нем один главный член — подлежащее, это предложение назывное.
Схоронили его за Москвой-рекой — предложение односоставное, так как в нем один главный член — сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно-личное.
Возьмемся за руки, друзья! — предложение односоставное, так как в нем один главный член — сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.
1. Записать предложения под диктовку, подчеркнуть грамматические основы, указать типы односоставных предложений.
2. Определить вид односоставных предложений.
Нет войне. Было сыро и холодно. Весна. Цыплят по осени считают. Идите скорее сюда! Не спеши. Газеты еще не приносили. Хлестало в стекла дождиком косым. Воротись, поклонись рыбке! Люблю грозу в начале мая.
3. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.
Майский полдень. Топот и фырканье.
Расскажите мне что-нибудь веселенькое.
В газетах бранят его очень.
На этот вопрос нельзя ответить сразу.
Дождя уже не было слышно.
Ему стало стыдно за человечество.
Мне уже было скучно спорить и хотелось спать.
4. « Преобразуй предложение» — двусоставные в односоставные.
Я хочу научиться играть на баяне.
Мама всю ночь не спала.
Диктор сообщил по радио о новом эксперименте учёных в космосе.
В 20 веке учёные изобрели радио.
Москва встречала участников велопробега.
Комната была чистая и уютная.
Ёлка в этом году была особенно весёлая, праздничная.
Лекция была скучная.
Вчера я хорошо работал.
5. Словарная работа: «Четвертый лишний».
Горевший, войдя, читая, получив;
Сорванные, светлеющие, высушенные, интересные;
Искупавшись, спотыкаясь, изучив, преодолев;
Идти не спеша, читать лежа, работать молча, открывая что-то необъяснимое.
6. Заполните таблицу предложенными примерами.
Хорошо в зимнем лесу! Не плачь попусту. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло. Морозное январское утро. Тротуары заливают асфальтом. Пашню пашут – руками не машут.
7. Выпишите только односоставные предложения, подчеркните в них грамматическую основу.
Я помню время золотое.
Жалею потерянное время.
В окно кто-то постучал.
В окно постучали.
Водой затопило котлован.
Вода затопила котлован.
Водой затопили котлован.
Есть время подумать.
Нет времени на раздумья.
У меня нет ни одной свободной минуты.
Ни одна минута не проходила без дела.
Не теряйте ни минуты.
У меня было время для размышлений.
У меня не было времени для размышлений.
8. Определите вид односоставных предложений. Запишите № предложений в соответствующую графу таблицы.
1. Принимайте гостей!
2. Ломали старый деревянный дом.
3. Бездонную бочку водой не наполнишь.
4. Нельзя мне жить без друга.
5. Вопли чаек, плеск разбивающихся волн.
6. Рисую солнечное утро.
7. От реки тянет свежестью.
8. Холодная весна. Холодный резкий ветер.
9. За опоздание будете наказаны.
10. От добра добра не ищут.
11. На небе зажгли лампу в пятьдесят свечей.
12. Всё небо заволокло облаками.
13. Без волненья, без заботы не жди радости от работы.
14. Что новенького в газетах пишут?
15. Чему смеётесь? Над собой смеётесь!
16. Пашню пашут – руками не машут.
17. Мне по ночам не спится.
18. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.
19. На балконе соседней дачи зажгли свет.
20. Вот парадный подъезд.
9. Выпишите грамматические основы сложных предложений, в состав которых входят односоставные, расставьте знаки препинания. Нарисуйте схему (выберите из указанных ниже).
- Мне было жутко в холодном и сыром лесу и я поспешил домой.
- Вспыхнул костёр и все стали сушиться.
- Деревья шумят и колышут ветвями на ветру.
- В окно постучали и я выглянул на улицу
- Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.
- Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
- Ребята вышли из леса и направились к дому.
- Безветрие и всё небо залито краской.
- Пароход причалил к пристани и мы сошли на берег.
Схемы: а) [назывное], и [двусоставное].
б) [безличное], и [двусоставное].
в) [безличное], и [безличное].
г) [двусоставное], и [безличное].
д) [неопределённо-личное], и [двусоставное].
1. Укажите неверное утверждение.
A) Односоставное предложение может быть распространенным.
Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.
B) Назывные предложения имеют один главный член предложения — подлежащее.
Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.
2. Укажите верное утверждение.
Односоставное предложение — это предложение, в котором:
А) опущено подлежащее,
Б) опущено сказуемое,
В) нет второстепенных членов предложения,
Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.
3. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:
A) существительным в именительном падеже
Б) глаголом в форме 1-го или 2-го лица
B) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени
4. Дайте характеристику предложения. Радостно видеть дружные всходы.
Б) односоставное безличное
5. Найдите определённо-личное предложение.
А) Как чувствуешь себя?
Б) Умную голову почитают смолоду.
6. Найдите неопределённо-личное предложение.
А) На бога надейся, а сам не плошай.
Б) Цыплят по осени считают.
Г) Во дворе строят детскую площадку.
7. Найдите обобщённо-личное предложение.
А) Слушай меня внимательно.
Б) Какое счастье!
В) По рогоже золотом не шьют.
Г) Хочется петь от радости!
8. Найдите односоставное безличное предложение.
Б) У соседа ума не займёшь.
9. В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы.
А) Было душно. К придорожъю мёдом веяло с гречих.
Б) Страшно, что сил не хватит выдержать до утра
В) Кому-то не спится в прекрасном далеке.
Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.
10. Найдите односоставное назывное предложение.
Ф) Дрожит как лист на осине.
Б) Сильнее кошки зверя нет.
В) По росту одежду кроят.
Г) Какое дивное утро!
11. Это назывное предложение имеет указательное значение.
А) Вот старый глухарь с облинялым крылом в лесу завозился.
Б) Вот мельница. Она уже развалилась.
В) Вот капля дождя, как шляпка гвоздя,
Упала – и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий дождик запрыгал.
Г) Вот и домик виден на горе высокой.
12. В составе этого сложного предложения есть односоставное безличное.
А) Хрустел под ногами снег, и в воздухе звенели колокольчики.
Б) Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.
В) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
Г) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика.
Выписать из художественного произведения примеры односоставных предложений, определить вид.
Источник
Конспект урока русского языка на тему: «Виды односоставных предложений»
Конспект урока русского языка на тему: «Виды односоставных предложений».
Цель урока: Углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений.
Урок начинается с проблемной ситуации: объяснить, почему в предложениях: Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться.— перед союзом И необходима запятая. От проблемной ситуации переходим к мотивации работы над новой темой. Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.
ü Запишите под диктовку строфу из стихотворения С. Есенина:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
ü Сколько в этой строфе предложений?
ü Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
ü Чем отличаются эти предложения?
Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.)
ü Откройте учебники, прочитайте теоретический материал и ответьте на вопросы:
1. В чем различия между односоставными и двусоставными предложениями?
2. В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?
3. Какие предложения называются односоставными? Зачем необходимо «узнавать в лицо» односоставные предложения?
Итак, уметь «узнавать в лицо» односоставное предложение, которое может «наряжаться в разные костюмы», важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимичные типы предложений.
Составим опорный конспект по теме: «Виды предложений». Для этого прочитаем в учебнике, на какие группы делятся односоставные предложения по форме.
С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения? Запишем первую часть опорного конспекта:
Найди главный член предложения
Прочитайте в учебнике названия § 21-24. Какие бывают виды односоставных предложений?
Тип односоставного предложения определяется тем, чем выражен главный член предложения. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного. Отразите это в опорном конспекте.
В тетрадях ОК появляется запись.
Найди главный член предложения
назывное Определи, чем выражено сказуемое
глагол 1-го, 2-го л. глагол 3 л. мн. ч. –безличный глагол;
наст. (буд.) вр., наст.(буд.) вр., — личный глагол в
повелит. накл. мн. ч. прош. вр. безличном значении.
? ? ? ? ? ?
☺ ☺ ? ? — н. ф. глагола
я ты мы? вы? они? — вспомог. гл. + н. ф. гл.
определенно-личное неопределенно-личное — было (нул. св.) + нареч.
(о/л) (н/л) — было (нул. св.) + кр. прич.
Чтобы ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, проведем игру на внимание:
Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено: словом нет? Глаголом в форме мн. числа прошедшего времени? Кратким страдательным причастием в среднем роде? Глаголом 1 лица будущего времени? Неопределенной формой глагола? Наречием? Глаголом 3 лица мн. числа настоящего времени? безличным глаголом 3 лица будущего времени? Личным глаголом в безличном значении? Глаголом в повелительном наклонении? Словом не было? Глаголом в форме 2-лица настоящего времени?
Если в предложении только подлежащее?
Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в справочной тетради ОК (опорных конспектов) в следующем виде:
Пахло милым тлением осени — предложение односоставное, так как в нем один главный член — сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.
Люблю грозу в начале мая — предложение односоставное, так как в нем один главный член — сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно — личное предложение.
Славная осень — предложение односоставное, так как в нем один главный член- подлежащее, это предложение назывное.
Схоронили его за Москвой – рекой — предложение односоставное, так как в нем один главный член — сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно — личное.
Возьмемся за руки, друзья! — предложение односоставное, так как в нем один главный член — сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.
Запишем объяснительный диктант с грамматическим заданием.
Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.
сущ. Им. п сущ. Им. п.
1. Майский полдень. Топот и фырканье. (н)
2. Расскажите мне что-нибудь веселенькое.
4. На этот вопрос нельзя ответить сразу.
6. Ему стало стыдно за человечество.
8. Мне уже было скучно спорить и хотелось спать.
Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ буквами
н (назывное), о/л (опред.-личное), б/л (безличное).
1. Серое осеннее утро. Вот и станция.
Завершаем урок диагностической самостоятельной работой.- Определить тип односоставного предложения.
1. Люблю тебя, моя Россия!
2. В справочном бюро часто звонили.
5. В пальто тепло и сухо.
6. Не бывать тебе там.
1. Поражаюсь погоде, Маша!
2. В газетах пишут о выборах.
3. Вчера мне не здоровилось.
4. Москва. Красная площадь.
6. Не догнать тебе бешеной тройки.
Дидактический материал к следующему уроку подбирался с учетом ошибок, сделанных в работе, однако в продолжении следующих уроков усложняется не только содержание дидактического материала, но и приемы работы; все большее значение приобретают 2 аспекта: стилистическая роль каждого из типов односоставного предложения и односоставных предложений в составе сложного.
Домашнее задание: выучить опорный конспект, записать примеры односоставных предложений из повести «Ася».
Источник