Пастернак осень сказочный чертог презентация

Борис Пастернак «Золотая осень»
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе «Поэтическая тетрадь. Б. Пастернак «Золотая осень»»

Скачать:

Вложение Размер
pasternak.pps 1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Поэтическая тетрадь Б.Л. Пастернак. «Золотая осень». 4 класс подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ с Красное Гревцова С.А.

Чуть слышно дерево поёт… Дивясь такому случаю, Медведь раскачивать начнёт Виолончель певучую. Когда ты ходишь по лесам – И ты тропинкой узенькой Приди к сосне, послушай сам Лесную эту музыку. (П. Комаров.)

Борис Леонидович Пастернак Родился 10 февраля 1890 г. в известной московской семье. Отец, Леонид Осипович Пастернак, академик, преподаватель Училища живописи. Мать – пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. Борис начал заниматься литературой в 22 года. Блестяще закончил философское отделение историко-филологического отделения Московского Университета.

Книги Б. Пастернака Книга стихов «Близнец в тучах» «Поверх барьеров» «Сестра моя – жизнь.» Сборник «Темы и вариации». «Девятьсот пятый год» «Лейтенант Шмидт» Проза Повесть «Детство Люверс» «Охранная грамота» Роман «Доктор Живаго»

Чертог – пышное, великолепное здание или дворец.

Каталог – составленный в определённом порядке перечень каких — нибудь однородных предметов (книг, экспонатов, товаров)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения направлен на развитие у учащихся ИКТ компетентности.

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе.

Цель деятельности учителя: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе; показать красоту, образность поэзии Б.

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный.

Тема: «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать поэтические произведения; обогащат.

Данном конспекте урока литературного чтения 4 класса по теме «Б. Л. Пастернак «Золотая осень»» написаны все этапы урока, в соответствие с требованиями ФГОС НОО (организационный мом.

Источник

Борис Пастернак «Золотая осень»
презентация урока для интерактивной доски по чтению (4 класс) на тему

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе.

Скачать:

Вложение Размер
boris_leonidovich_pasternak.pptx 2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Борис Леонидович Пастернак 10 февраля 1890 – 30 мая 1960 Русский писатель п оэт п ереводчик обладатель Нобелевской премии

Будущий поэт родился в творческой семье. Отец Леонид Осипович Пастернак – художник, академик Петербургской Академии художеств. Мать Розалия Исидоровна Пастернак – пианистка. У Бориса был брат Александр и сёстры Жозефина и Лидия.

Основную часть жизни Б.Л.Пастернак прожил в поселке Переделкино Московской области, где сейчас его дом-музей.

Борис окончил гимназию с золотой медалью. После ряда колебаний отказался от карьеры музыканта и композитора. В 1908 г. поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета. В 1912 году изучал философию в Марбургском университете, в Германии.

С детства будущего литератора окружают друзья родителей – художники, музыканты, писатели. Среди гостей бывают Л.Н. Толстой, В.А. Серов, другие представители российской творческой элиты. В детстве Бориса профессионально обучают живописи. В тринадцатилетнем возрасте Борис Пастернак серьезно увлекается музыкой, изучает теорию, пробует сочинять, посвящает музыкальным занятиям очень много времени и даже готовится в будущем стать композитором. Это длится шесть лет, после чего музыка оставляется Пастернаком навсегда.

1913 год -первая публикация. Пять стихотворений Пастернака напечатаны в альманахе «Лирика».

Перв ы й сборник стихотворений Бориса Пастернака появился в 1914 году и имел название “ Близнец в тучах »

Роман «Доктор Живаго» — вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию .

Источник

Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Б. Л. Пастернак. Золотая осень»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Б.Л. Пастернак
«Золотая осень»
Литературное чтение 4 класс УМК «Школа России»

Описание слайда:

1. Как стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мама?

2. Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Согласен ли ты с тем, что она была хорошей матерью? Объясни.

3. Почему стрижата остались одни? Как писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные?

4. Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?
Повторение

Описание слайда:

1. Как стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мама?
Стрижонок вылупился из яйца в темной норке, а потом уснул под крылом мамы-стрижихи. Когда он проснулся, мамы не было, но вокруг было много млышей-стрижат — его браьтев и сестер. Стрижата стали звать маму: «Скрип!» Мама вернулась и напоила первого стрижонка. Скрип обижался, когда мама заботилась и о других стрижатах, но он понял, что маму не разжалобить писком. «. мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других. Понял стрижонок, какая у них серьезная и строгая мама. Ее не разжалобишь писком». Мама хотела научить стрижонка, что нужно думать не только о себе, но и о своих близких.
2. Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Согласен ли ты с тем, что она была хорошей матерью? Объясни.
Стрижих растила стрижат одна, потому что их папу убили мальчишки. «Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям». Стрижиха волновалась за детей, воспитывала их.
3. Почему стрижата остались одни? Как писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные?
Когда на стрижей напал сокол, стрижиха пыталась отвлечь его, и сокол схватил ее и унес. Но стрижи не бросили ее птенцов. Ночью к стрижатам прилетал вожак Белое брюшко и согрел их своими крыльями. Днем другие стрижи кормили и поили сироток.
У стрижей много врагов: «страшный быстрый сокол, клюватая ворона, черная гадюка». Когда им угрожала опасность, все стрижи вылетали из своих норок и набрасывались на врага: «Дружно налетали стрижи, все как один».
4. Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?
Вожак Белое брюшко взялся обучить стрижат летать. Он вытолкнул Скрипа из норки, и стрижонку пришлось растопырить крылья и лететь. Остальные стрижи «погнали его от норки всей стаей, навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу». «А если я упаду?» — с ужасом подумал он. Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его над водой, над берегом, над лесом». Так Скрип научился летать. «И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился над рекой, над лесом».
Ответы:

Описание слайда:
Описание слайда:

Крупнейший русский поэт XX века, прозаик, мастер перевода, лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 г.
Пастернак
Борис
Леонидович
(1890 – 1960)

Описание слайда:

Пастернак Борис Леонидович
В 1890 г. в Москве в семье художников Леонида и Розалии Пастернак родился будущий поэт.
Кроме Бориса в семье ещё было трое детей. В гимназию Борис пошёл в 1901 году сразу во второй класс и окончил её с золотой медалью.
В доме часто устраивались музыкальные вечера, на которых бывали знаменитые художники, писатели. С раннего возраста он хорошо рисовал и так же проявлял музыкальную одаренность. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства, музыки, литературы. Разносторонние интересы и связи семьи очень рано сказались на его склонностях.

Описание слайда:

В 13 лет серьёзно увлекся музыкой. Известен как автор нескольких сонат.
Учился в Московском и Марбургском университетах. Много путешествовал. Первые стихи поэта были напечатаны в начале 1913 года. Борис Леонидович много и плодотворно писал.

Многие отмечали его необыкновенную способность передавать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через изображение картин природы. Вот вам, пожалуй, и пейзаж души Пастернака.
– Борис Леонидович представит нам душу русской золотой осени в стихотворении « Золотая осень».
ДАВАЙТЕ ПОПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ СМЫСЛ СТРОК, НАПИСАННЫХ ДРУГИМ ПОЭТОМ…

Описание слайда:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё — природы храм…
С.В.Смирнов

Описание слайда:

Как вы думаете, почему поэт
отождествляет понятия
ХРАМ – ПРИРОДА?
Таинства в природе совершаются ежеминутно.
Только внимательный и любящий природу человек может увидеть, понять эти изменения и поделиться с другими своими мыслями и чувствами.
Именно таким человеком был Борис Пастернак.

Описание слайда:

Борис Леонидович Пастернак
Золотая осень

Описание слайда:

Чертог —
большое, пышное,
великолепно убранное
помещение (дворец).

Описание слайда:

Просека —
очищенная от
деревьев
узкая полоса
земли в лесу.

Описание слайда:

Венец новобрачной —
головной убор в виде венка или короны.

Описание слайда:

Лик —
внешний вид, образ человека.

Описание слайда:

Флигель —
небольшой дом во дворе большого здания.

Описание слайда:

«Осень. Сказочный чертог…»

Описание слайда:

«Просеки лесных дорог…»

Описание слайда:

«Залы вязов, ясеней, осин…»

Описание слайда:

«В жёлтых клёнах флигеля…»

Описание слайда:

«И закат на их коре оставляет след янтарный…»

Описание слайда:

«Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный…»

Описание слайда:

«И зари вишнёвый клей
Застывает в виде сгустка»

Описание слайда:

«…сокровищ каталог перелистывает стужа»

Описание слайда:

Какова тема произведения?
В чём же заключено главное переживание автора?

Описание слайда:

Исаак Левитан «Золотая осень»

Описание слайда:

Илья Остроухов «Золотая осень»

Описание слайда:
Описание слайда:

1. Поразмышляй, почему поэт воспринимает осень, как «сказочный чертог»?

2. Найди эпитеты и сравнения, которые использует Пастернак для создания картины осени.

3. Рассмотри репродукцию. Ответь на вопросы в «Рабочей тетради» и составь рассказ по картине.

Описание слайда:

Ответ:
1. Поразмышляй, почему поэт воспринимает осень, как «сказочный чертог»?
Чертог — это пышное, великолепное помещение. Осенью природа поражает своей красотой, она как будто в сказочном уборе, поэтому поэт воспринимает ее как сказочный чертог.

2. Найди эпитеты и сравнения, которые использует Пастернак для создания картины осени.
Эпитеты: сказочный чертог, позолоте небывалой, золотой обруч, вишневый клей, древний уголок, под подвенечной прозрачной фатой.
Сравнения: словно в золоченых рамах; как на выставке картин; липы обруч золотой — как венец на новобрачной.

3. Рассмотри репродукцию. Ответь на вопросы в «Рабочей тетради» и составь рассказ по картине.
На картине В. Борисова-Мусатова «Осенняя песня» мы видим осенний пейзаж. Березы в пожелтевшей листве склонились над водой. Поле и лес вдали еще зеленые. Синее небо отражается в глади реки. Картина создает настроение покоя и умиротворения, возникает ощущение тишины и спокойствия.

Описание слайда:

Домашнее задание
Учебник с. 114 – 115, выучить наизусть

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Б. Л. Пастернак. Золотая осень»

Источник

Литературное чтение «Б.Л. Пастернак. Золотая осень». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Цели урока:

  • развитие навыка правильного, осознанного чтения вслух;
  • развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, выразительности;
  • развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умению видеть их
  • иносказательную выразительность;
  • воспитание внимания к языку художественного произведения.

Оборудование: презентация к уроку, толковые словари, словари “настроений”.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

Ход урока

I. Оргмомент. Введение в тему занятия. (Слайд 2)

Учитель: Сегодня в очередной раз мы открываем с вами “Поэтическую тетрадь” — раздел нашего учебника чтения. Давайте узнаем, с чем нам предстоит познакомиться, чему научиться.

(Дети изучают первую страницу раздела, где перечислены его цели и задачи).

Дети: Мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов XX века.

У. Чему нам предстоит научиться?

Д. Мы будем учиться определять в стихотворении настроение и чувства поэта.

У. В этом нам будут помогать словари настроений. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что до этого нам не встречалось понятие “лирическое стихотворение”.

Вам следует узнать, что в лирическом стихотворении, даже если оно описывает картины природы, на первом месте стоит его автор, его мысли, чувства, душевные переживания.

Василий Андреевич Жуковский, друг и наставник А.С.Пушкина, даже сравнил лирику с пейзажем души.

— Что такое пейзаж?

Д. — Это описание природы в художественном произведении.

У. – Как тогда вы понимаете выражение “пейзаж души”?

(Ответы могут быть неоднозначными. Дети высказывают разные точки зрения)

— И чудесно, попробуем разобраться в этом сложном вопросе. А поможет нам в этом прекрасный русский поэт – Борис Леонидович Пастернак. (Слайд 3)

II. Беседа о поэте.

“Широко раскрытыми глазами, как ребенок, который все видит впервые, все чувствует, не как взрослые, которые ко всему привыкли, смотрел он на мир». [1] Борис Леонидович всю жизнь не уставал удивляться природе, миру, тайнам вселенной, не уставал ими восхищаться.

А.А. Ахматова одна из первых отметила эту его способность и сказала:

«Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил. «

Многие отмечали его необыкновенную способность передавать глубокие и тонкие человеческие чувства и мысли через изображение картин природы. Вот вам, пожалуйста, — пейзаж души!

Борис Леонидович сегодня представит вам душу русской золотой осени в стихотворении «Золотая осень».

III. Работа с текстом.

Вам, живущим в XXI веке, к сожалению, многие слова века минувшего становятся непонятны. Поэтому узнаем точное значение слов.

Слова появляются на экране, дети высказывают предположения, обращаются к словарю. (Слайд 5)

Сказочный чертог — большой, пышно, великолепно убранный дворец.

Просеки лесных дорог. Просека — полоса, узкая дорога, прорубленная в лесу.

У. Но если мы с вами окажемся в сказочном дворце, то такие просеки, как коридоры, проводящие нас из одной залы в другую.

Залы вязов, ясеней, осин.

У. Поэт перечисляет деревья. Если в этом лесном дворце целый зал вязов, то возможно это большая поляна с этими деревьями. А если зал ясеней? . осин?

Д. Это поляны с ясенями, осинами.

Венец на новобрачной.

У. Венец, дети, это буквально «венок». Но в церкви при венчании над невестой и женихом держат золотые короны-венцы.

Липа в стихотворении будет невестой, новобрачной в золотом венце.

Невестой предстанет перед нами и береза.

У нее, по мнению автора не просто лицо, а лик, как на иконах. А ее прозрачная листва сравнивается с «фатой подвенечной и прозрачной».

Слово погребенная происходит от слова погрести, то есть скрыть в чем-либо.

В чем скрыта осенью земля?

Д. — В листьях.

Флигеля — это небольшие, чаще нежилые домики — пристройки к большому дому.

Дети высказывают предположения.

Оказывается, это и не клей из вишни, и не клей малинового, вишневого цвета. На самом деле такой клей существует. Так называют желтоватую, клейкую смолу, которая выделяется из стволов плодовых деревьев, например, из вишни. Эта смола застывает, медленно растекается по стволу.

Последнее слово — каталог — список, перечень картин, музейных экспонатов, собранных в залах.

Казалось бы, какие разные слова собрал автор, чтобы описать золотую осень. Как они могут оказаться все в стихотворении? Для чего? Нам нужно разобраться.

Если мы посмотрим, как художники изображают золотую осень (И.И. Левитан, В.Д.Поленов, И.С. Остроухов), то увидим, что они пользуются яркими красками.

А какими средствами пользуется поэт?

Он тоже рисует, но рисует словами: эпитетами, сравнениями, олицетворениями.

Давайте послушаем, какую картину создал Б.Л. Пастернак. Вслушайтесь в стихи поэта: созвучны ли они настроению картин художников?

Учитель читает стихотворение, затем дети читают стихотворение про себя для дальнейшего более глубокого анализа.

У. — Какое же настроение испытывает автор, который как будто привел нас в осенний лес? От чего зависят его чувства?

Чтобы более точно ответить, перечитаем стихотворение более подробно.

Чтение 1 строфы. ( Слайд 16)

У. Если вы помните стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”, то в нем Осень “тихою вдовой вступает в пышный терем свой”. Она одна, грустна. А у Бориса Леонидовича Пастернака что для всех открывает Осень?

Д. Сказочный чертог, то есть дворец.

У. Она одна в этом сказочном пышном дворце?

Д. Всякий, кто хочет полюбоваться этой красотой может пройти по дворцу, он открыт для обзора.

У. Да, пройти, чтобы залюбоваться, заглядеться на эту красоту.

— А почему просеки лесных дорог загляделись в озёра? Представьте, мы шли по длинному коридору, просеке в осеннем дворце и вышли к озеру. Какое чувство мы испытали?

Д. Удивление, восхищение, оторопь от неожиданности.

У. Говоря словами Пастернака “загляделись”. Почему?

Д. Очень красиво вокруг.

У. Как же поэту удается изобразить такую картину? С помощью каких сравнений он это делает?

Д. Лес сравнивается с чертогом.

У. Это прямое сравнение или скрытое? Тогда это скорее метафора.

— Какой еще прием использует автор?

Д. Олицетворение. Просеки загляделись в озера.

У. С каким настроением нужно читать эти строки?

Д. С восторженным, загадочным, счастливым настроением.

Дети читают, передавая настроение.

Чтение 2 строфы. ( Слайд 17)

У. Что открывается перед нами в осеннем дворце?

Д. Залы вязов, ясеней, осин.

У. Чем они украшены?

Д. Позолотой небывалой.

У. Какое еще необычное средство использует автор, чтобы “нарисовать”осенний лес?

Д. Лес сравнивается со сменяющимися залами.

У. А какие слова — “краски”, эпитеты использует поэт? Какие чувства испытывает герой, оказавшийся на это выставке?

Д. Возбужденное, возвышенное, торжественное.

У. Прочитаем эту строфу с нужным настроением.

Чтение 3 строфы. ( Слайд 18)

У. А теперь прочитаем, какие красавицы ожидают нас в этом сказочном дворце.

— Какой вы представили себе липу. березу?

Д. Они очень нежные, светлые, божественные.

У. Не каждый увидит в дереве образ человека, а Борис Леонидович видит не просто лица, а лики.

Какие сравнения он для этого использует?

Д. Обруч золотой — как венец на новобрачной. Листья, как фата- подвенечная, прозрачная.

У. Какое настроение, какие чувства испытывает герой стихотворения, увидевший этих красавиц?

Д. Возвышенное, мечтательное, нежное.

У. Прочитаем вместе с таким настроением.

Чтение 4 и 5 строф. ( Слайд 19- 21)

У. Кто из вас запомнил значение слов “погребенная земля”?

Д. Это земля, скрытая под листвой.

У. Как вы себе это представляете?

Д. Земли почти не видно, листья мягким ковром укрыли и канавы, и ямы. Все неприглядное сокрыто, сглажено.

У. Опустевшие, нежилые флигеля окружены кленами. На что это похоже?

Д. На картины в золоченых рамах.

У. С помощью каких слов поэту удалось “нарисовать” нам эту картину? Какие эпитеты он использует?

Д. . Погребенная земля. . Золоченые рамы.

У. Почему, читаем мы дальше, по осенним залам, по оврагам нельзя ступить так, чтобы об этом не стало известно всем?

Д. Листья шуршат.

У. Как поэту удалось предать звуки этой картины? Прочитайте.

Д. “Так бушует, что ни шаг под ногами лист древесный”.

У. И вот этот эпитет “лист древесный” возможно показывает, что листья стали уже очень жесткими. Они шуршат на земле, какие-то сучки трещат под ногами. Звуки гулко разносятся по всем залам сказочного чертога.

Какое настроение испытывает автор и тот, кто проходит по этим шуршащим листьям?

Д. Задорное, шаловливое, шумное.

У. Поэт продолжает знакомить нас со звуками сказочного чертога, но вместе с тем, показывает, что сказка подходит к концу.

Чтение 6 строфы. ( Слайд 22)

У. Что звучит в конце аллей? . Если мы переходим по залам сказочного чертога, как вы думаете, когда в залах может разноситься эхо?

Д. Когда они опустели.

У. Эхо звучит у крутого спуска. Может быть, кто-то зовет нас? Для чего?

Д. Просит вернуться назад. Предупреждает об опасности.

У. И наше путешествие по залам завершается. Время замедляет свой ход, застывает, как смола. Кто помнит, что такое вишневый клей?

С одной стороны это скрытое сравнение. Как оно называется?

Д. Метафора.

У. “. Зари вишневый клей” Очень красиво! Небо на вечерней заре становится желтовато-оранжевым, как древесная смола, как вишневый клей, а солнце в нем как сгусток.

А с другой стороны, то, что было таким живым, застыло. Все опустело. И эхо окликает нас у крутого спуска.

Какое настроение звучит в этой строфе? Если вы чувствуете по-разному, то и ответы могут быть разными.

Для кого-то настроение станет волшебным, восторженным, таинственным при наблюдении этого заката.

А для кого-то настроение тревожное, задумчивое.

Можем ли мы до конца определить все мысли автора? Наверное, нет! Ведь каждый из вас чувствует по-своему. А что чувствовал Борис Леонидович Пастернак, когда писал это стихотворение, мы можем только догадываться.

“Где человек до конца понявший Пастернака? Пастернак – это тайнопись, иносказание, шифр”, — говорила русская поэтесса Марина Цветаева.

Но закончим чтение.

Прочитаем 7 строфу. ( Слайд 23)

У. Она начинается так же, как начинается само стихотворение. Но если вначале открывается сказочный чертог, то сейчас это “древний уголок старых книг, одежд, оружья”. Вокруг все древнее, ветхое, старое. На что это похоже?

Д. На музей.

— Осенний лес представился поэту старым замком, где жители – деревья в старинных одеждах.

У. А может быть, этот замок опустел. В нем никого нет, и вся красота остается на страницах каталога.

Кто же перелистывает страницы этого каталога? Кто остался в этом древнем уголке, в этом древнем замке?

Д. Только стужа.

У. Радость, восхищение, торжество сменились другим настроением. Каким?

Д. Настроением грусти, может быть даже потерянности или безысходности.

У. Прочитаем с таким настроением.

У. Стихотворение это очень созвучно настроению самого поэта. Оно было написано в то время, когда поэт завершил главную книгу, главный роман своей жизни. Непросто сложилась судьба этой книги и судьба самого поэта.

Книгой и восхищались, и отвергали ее. И поэтому сам поэт и радовался, и гордился, но и грустил, и переживал за судьбу своего творения.

Радость и торжество так близки в жизни с грустью.

И даже описывая осень, поэт показал нам чувства своей души, пейзаж своей души. В ней радость и грусть.

Сейчас вы прочитаете это стихотворение целиком.

В каком темпе вы будете читать? Нужно ли читать очень громко?

Д. Читать нужно спокойно, торжественно, голосом передавая радость и восхищение от встречи с осенью.

У. Но в последней строфе ваш голос передаст грусть оттого, что вся эта красота, так радовавшая нас, досталась только стуже.

Дети читают вполголоса вначале для себя. Затем выслушивается несколько вариантов прочтения стихотворения.

У. Что удачно было в чтении? Какие чувства ребята хотели донести до нас?

IV. Итог урока.

У. Борис Леонидович Пастернак оставил нам в наследство свои мысли, свои картины живой природы. Я напомню вам строки сказанные вначале: “. И вся земля была его наследством, а он ее со всеми разделил”.

Дома нужно будет научиться выразительно читать это стихотворение. Кроме того, рассмотрите репродукцию картины В. Борисова-Мусатова “Осенняя песня” на стр.115 и составьте с опорой на это стихотворение устный рассказ по этой картине.

Список использованной литературы.

  1. “Русская советская поэзия” . Под ред. Л.П. Кременцова. Ленинград: Просвещение. 1988.
  2. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002.

Источник

Читайте также:  Какие озимые культуры сажать осенью
Оцените статью