- Анна Ахматова — Перед весной бывают дни такие: Стих
- Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (А. Ахматова)
- История создания
- Жанр, направление и размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Средства художественной выразительности
- Перед весной бывают дни такие (Ахматова)
- Примечания
- Стихотворение и анализ «Перед весной бывают дни такие…»
- Краткое содержание
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы и настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
Анна Ахматова — Перед весной бывают дни такие: Стих
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой
В раннем творчестве А. Ахматовой редко встречались описания каких-то конкретных вещей. Поэтесса большей частью изображала свой внутренний мир, который был насыщен фантастическими мечтами и надеждами. Немалая часть произведений была посвящена вымышленным любовным образам, не имеющим никакого отношения к действительности. За это Ахматову часто упрекали знакомые и близкие, так как знали о ее непогрешимой верности мужу. Близкая подруга поэтессы Н. Чулкова предложила ей написать стихотворение в жанре пейзажной лирики, чтобы проверить свои творческие силы. Ответом Ахматовой и стало произведение «Перед весной бывают дни такие…» (1915 г.).
Поэтесса с честью выдержала предложенное испытание. Ее стихотворение написано с большим художественным мастерством. Собственно пейзажу отводится первая часть произведения. В нем изображены последние дни уходящей зимы. Ахматова не случайно выбрала это пограничное состояние природы. Многие поэты с восторгом описывали первые приметы весны. Для внутреннего мира поэтессы гораздо важнее тот момент, когда природа как бы замирает перед своим пробуждением. Снег еще даже не начал таять, поэтому земле не тягостно его бремя («отдыхает луг»). Противоречивый эпитет «весело-сухие» подчеркивает, что деревья уже готовятся к весеннему движению соков, которое вот-вот начнется. Первый «теплый ветер» уже сменил жестокие холодные порывы. Он еще не насыщен весенними ароматами, но приносит значительное облегчение.
Во второй части описаны ощущения самой героини, вызванные этим состоянием природы. Во всем организме появляется удивительная легкость. До бурного всплеска жизненных сил еще далеко. Природа дает всем существам небольшую передышку, чтобы скинуть с себя накопленный за зиму груз и подготовиться к стремительному весеннему пробуждению. В это время можно освободиться от тяготящих мыслей и переживаний, очистить душу для новых радостных впечатлений. Поэтому героиня утверждает, что «дома своего не признаешь». Все окружающее она воспринимает в совершенно новом свете. Ахматова символически сравнивает такое состояние с надоевшей песней, которая поется по-новому.
Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…» доказывает мастерство Ахматовой в несвойственном для нее жанре пейзажной лирики. Поэтесса не только удачно описала интересное состояние природы, но и напрямую связало его с человеческими ощущениями и мыслями.
Источник
Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (А. Ахматова)
Автор: Guru · 29.07.2018
А. Ахматова — величайшая поэтесса 20 века. Она многим запомнилась своей непримиримостью к тем, кто предаёт Родину, и своим патриотизмом. Для многих читателей Анна Андреевна – творец лишь гражданской лирики, но это далеко не так. Это виртуоз своего дела, в ее творчестве не только патриотические стихотворения, но и глубоко лирические, возвышенные и лёгкие…
История создания
В 1915 году в свет вышло необычное для Анны Ахматовой стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Мало кто ждал от нее обращения к подобной теме — пейзажная лирика. Ни для кого не секрет, что Анна Андреевна всю жизнь настоятельно просила называть себя именно поэтом, а не поэтессой, чтобы не выделяться из общества, в котором преимущественно она находилась.
Одной из немногих ее подруг была жена Чулкова, владельца собственного литературного салона, Надежда. На одном из вечеров за непринуждённой беседой две дамы долго спорили, может ли поэт быть великим и талантливым, если обращается лишь к одной теме. Этот риторический вопрос Ахматова приняла как вызов, неверие в ее талант. В этот же вечер Анна Андреевна пообещала издать стихотворение, в котором не будет обращения к типичным для ее репертуара темам. Так и случилось, в 1915 году литературный салон Чулковых «услышал» новое произведение Ахматовой. После этого никто больше не мог даже на мгновение усомниться в ее даровитости.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» нетипичное для лирики Анны Андреевны, но отлично оно лишь по теме, в остальном автор не изменяет себе. Стихотворение написано в традиционном для поэтессы направлении — акмеизм, который исповедует ясность в выражении мысли и верховенство смысла, а не поэтичной красочности.
Размер стихотворения, пятистопный ямб, также типичен для Ахматовой. Вкупе с парной рифмой (АВАВ) создаётся ощущение легкого разговора с аудиторией.
Композиция
Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» невелико по объёму, оно содержит лишь 8 строк. Условно лирическое произведение можно разделить на 2 части.
- Первая часть подчинена конкретному описанию времени и состояния природы, которая и окружает лирического героя — «под плотным снегом отдыхает луг», «шумят деревья весело-сухие».
- Вторая часть состоит из описания чувств самого героя. Описываются лёгкость и непринужденность внутреннего мира человека, вера во что-то хорошее и светлое.
Образы и символы
Главный образ в стихотворении — природа, точнее, смена времен года. Вот-вот наступит весна, зима сдаёт свои позиции, и вся природа в ожидании чего-то иного и нового. Стоит отметить, что образ природы сложный. Окружающий мир у Ахматовой в данном произведении — не просто ландшафты, луга и леса, поля и пролески, это и лирический герой тоже.
Образ человека — будто бы часть образа природы в целом. Человек полностью разделает эту жажду жизни.
Темы и настроение
Основная тема стихотворения — перемена с приходом весны и в природе, и в сознании человека. Все живое только просыпается, пробуждается после длительного сна. Так и личность оживает после периода отчаяния или же уныния. С приходом весны она приобретает веру в светлое будущее, стремится к чему-то новому, неизведанному, приобретает огромную жажду жизни. Поэтесса будто бы советует читателям забыть привычное и старое бремя забот, и не бояться новых поворотов судьбы, чего-то непривычного.
Стоит отметить, что она отождествляет освобождение от зимнего сна природы с пробуждением человеческой души: у них все общее. «Тёплый ветер» и легкое тело — очень сильно связанные описания изменений. Окружающий мир и человек не существуют отдельно. Любое изменение за окном наталкивает личность на подобные метаморфозы.
Главная идея стихотворения «Перед весной бывают дни такие» — выразить чувства обычного человека, которые меняются в зависимости от изменений в природе. Автор указывает на невидимую связь окружающего мира и людей, обитающих в нем. Все, даже самые маленькие метаморфозы в погоде, личность принимает очень близко к сердцу, меняется вслед за солнечным лучом или каплей дождя. Если с весной на землю приходит нечто новое и свежее, то и у человека открывается новое дыхание, жажда жизни и порыв к свершениям.
Смысл произведения также выражает необходимость внутреннего расцвета. Многие из нас живут в застое рутины и пребывают в вечной зиме. Нужно уметь открыть свое сердце переменам и свежему ветру, иначе наша внутренняя гармония разрушится.
Средства художественной выразительности
Несмотря на достаточно маленький объём, стихотворение изобилует изобразительно-выразительными средствами. То, что бросается в глаза сразу — анафора. 4 строчки начинаются с «и». Поэтесса неслучайно прибегает к этому сильному приему — она усиливает впечатление читателей, которые намного сильнее чувствуют лирического героя, ведь ровно половина произведения начинается с одной и той же буквы. Человек инстинктивно обращает бóльшее внимание на эти строки.
Так же стоит отметить, что в начале стихотворения автор прибегает к использованию метафоры — «антология русской поэзии». Антология — некий сборник; Ахматова указывает на то, что данное произведение служит некоторым заголовком ко всей русской поэзии, ко всей пейзажной лирике.
Поэтесса использует очень броский эпитет — «весело-сухие» деревья. Ахматова вкладывает в этот эпитет глубокий смысл — природа, только начинающая пробуждаться от долгой зимы, ожидает некого обновления, приятной смены обстановки, из-за чего приходит в веселье. Особую образность создаёт приём олицетворение («отдыхает луг»). Этот приём помогает читателям легче понять то, как меняется природа и человек вместе с ней в преддверии весны.
Источник
Перед весной бывают дни такие (Ахматова)
Из сборника « Белая стая ». Дата создания: 1915, опубл.: «Северные записки» 1916, № 1, с. 32, с посв. Н. Г. Чулковой.. Источник: сайт: akhmatova.org [1] |
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.
Примечания
- ↑ Сверено по изд.: Анна Ахматова. Сочинения в 2 томах. Москва, «Художественная Литература», 1987.
Это произведение находится в общественном достоянии в России. Произведение было опубликовано (или обнародовано) до 7 ноября 1917 года (по новому стилю) на территории Российской империи (Российской республики), за исключением территорий Великого княжества Финляндского и Царства Польского, и не было опубликовано на территории Советской России или других государств в течение 30 дней после даты первого опубликования. Это произведение находится также в общественном достоянии в США, поскольку оно было опубликовано до 1 января 1926 года. Источник Стихотворение и анализ «Перед весной бывают дни такие…»Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И лёгкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. Краткое содержаниеИ. Крюков. Первые дни весны. 2018 В своём стихотворении Ахматова повествует о поре, когда практически закончилась холодная зима, и «на пороге» стоит молодая весна. В это время томительного межсезонья ещё повсеместно лежат рыхлые сугробы, но в воздухе уже ощутим аромат первых весенних деньков. Окружающий мир не спит: он вовсю жаждет обновлений. Поэтесса рассказывает о том, что «весело-сухие» деревья готовятся выпустить свои первые, нежные почки, ожидая подходящей для этого погоды. Вся природа словно бы стоит на временной паузе, готовясь к первым солнечным лучам и активному возрождению. Это тот самый исключительно важный момент, когда все осознают – зима завершилась! Ахматова в своём стихотворении талантливо выразила эмоции и переживания обычных людей, не владеющих красотой речевых оборотов. Новая жажда жизни и новые горизонты манят их в такие дни, которые «бывают перед весной». История созданияАхматова написала данное произведение весной 1915 г. В это время она находилась в родовом имении своего мужа Николая Гумилёва. Поблизости от дома Гумилёва проживала приятельница Анны Андреевны – супруга книгоиздателя, Надежда Чулкова. Известно, что в разгар одного из литературных вечеров между Ахматовой и Чулковой возник любопытный спор: Надежда утверждала, что истинно одарённый поэт обязан тренировать талант, охватывая своим творчеством любые темы. Подобным утверждением Чулкова откровенно намекала на некую «однобокость» стихов Ахматовой, чаще всего посвящённых любовно-чувственной сфере отношений между мужчиной и женщиной. Анна Андреевна с готовностью «приняла вызов» соседки по имению и, желая доказать свою способность писать на различные темы, создала данное произведение. Полученный шедевр можно смело считать восхитительным образцом пейзажной лирики, обогатившим творческую копилку поэтессы. Жанр, направление, размерПроизведение абсолютно нетипично для творчества Ахматовой, чаще всего предпочитающей исследовать чувственную сферу любовно-нравственных переживаний людей. Перед нами яркий образец пейзажной лирики, не способный оставить равнодушным ни одного читателя. Произведение написано в рамках литературного направления «акмеизм», исповедующего чёткость выражения мыслей и приоритет смысла, а вовсе не сентиментальную красочность. Поэтический размер – пятистопный ямб, который совершенно не типичен для поэзии Ахматовой. В сочетании с парной рифмовкой подобный стихотворный размер создаёт у читателей стойкое ощущение лёгкой беседы. КомпозицияПроизведение по объёму небольшое, оно включает в себя всего лишь восемь строк. С семантической точки зрения стихотворный текст можно разделить на две части:
Образы и символыС целью донесения до читательской аудитории основной идеи произведения, Ахматова создаёт следующие яркие образы:
Темы и настроениеОсновная тема произведения, которую поднимает поэтесса – это тема прихода ранней весны, и связанные с этим преобразования в окружающей природе. Читая стихотворение, мы понимаем: сама по себе природа не является основным объектом интереса для Ахматовой. Прежде всего, её интересует палитра эмоциональных человеческих переживаний, связанная с приходом весны. Именно весной, по мнению автора, появляется у людей ощущение полноты жизни, а значит, все привычные явления и предметы воспринимаются совершенно иначе. Настроенческий пафос произведения пронизан эмоциями трепетного ожидания, предчувствия счастья, надежды на прекрасное завтра. От стихотворных строк буквально исходит аура позитива и радости. Основная идеяКлючевая идея произведения заключена в следующем авторском утверждении: между человеком и окружающим миром существует прочная связь на генетическом уровне, разорвать которую никому не под силу. Поэтому даже незначительные перемены в природе тут же сказываются на самочувствии, психологическом состоянии, мировосприятии человека. По весне на землю приходит эмоция радостного предчувствия, значит, аналогичная эмоция рождается и в сердцах миллионов людей. Как правило, пользуясь глубинной генетической связью с природой, люди неосознанно чувствуют все грядущие в ней перемены. Средства выразительностиПроизведение может похвастаться яркими средствами художественной выразительности, несмотря на свой небольшой объём. В стихотворении имеются:
Источник |