Пьеса осенью с майкапара

Природа и музыка: Осень

ПРИРОДА И МУЗЫКА

Осень

Самуил Майкапар. Осенью
Цезарь Кюи. Осень (на стихи А. Плещеева)

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать настроения музыки.

П е д а г о г. Каждое время года по-своему прекрасно. Осень радует нас красотой деревьев, полей, удивительными сочетаниями цветов: зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, серый, бордовый. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.

Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень. Он писал:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы…

Осенью природа словно затихает. Если весной всё приходит в движение — распускаются листья, бегут ручьи, слышится гомон птиц, то осенью природа как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Листья, весной свежие, молодые, даже клейкие, за лето запылились, стали большими, тяжёлыми, начали опадать. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны.

Когда смотришь на увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: и истома, нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Грустно смотреть на опавшие листья, оголившиеся деревья. Если сравнить время года с временем дня, то весна — это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето — это середина дня, а осень — сумерки, вечер, конец дня.

Сейчас я сыграю вам пьесу С. Майкапара «Осенью». Какое настроение передано в этой музыке? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Грустное, жалобное.

П е д а г о г. Да, музыка звучит тихо, жалобно, застыло, неторопливо. Природа словно замерла перед сном.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.

(Пьеса звучит повторно).

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать средства выразительности, изобразительность музыки.

П е д а г о г. Как называется эта пьеса? (Исполняет «Осенью» С. Майкапара.)

П е д а г о г. Да, а какое настроение выражено в музыке?

Д е т и. Грустное, нежное, накрапывает дождик.

П е д а г о г. Да, музыка печальная. Она изображает картину унылого осеннего пейзажа. Каждая фраза заканчивается остановкой, звучит неуверенно, тихо, грустно, удивлённо (исполняет фрагмент). А вот и дождь пошёл (исполняет фрагмент, 17-25-й такты). Вы услышали отрывистые, низкие, сумрачные звуки, напоминающие капли дождя. Он моросит себе тихонько и нагоняет тоску.

Мелодия пьесы напоминает русскую песню — привольную, печальную. В ней можно найти сходство и с колыбельной – она размеренная, неторопливая, спокойная, ласковая (исполняет фрагмент). В ней есть встречающиеся в колыбельных остановки, слышатся баюкающие интонации (исполняет 13-15-й такты).

Природа засыпает под лёгкие порывы ветра (играет 9-16-й такты), лениво, неярко светит солнце, шумит дождь. (Исполняет вторую половину пьесы.)

Замечательный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение, в котором передано созвучное этой музыке настроение тоски, уныния, рождённое картиной осени:

Осень

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали,
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится.
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад.
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь — поневоле
Тяжело, хоть плачь!
Смотришь — через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

(Пьеса звучит повторно).

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения с похожими названиями, различать оттенки настроений, выразительные интонации.

П е д а г о г. Вам уже знакома пьеса С. Майкапара «Осенью». Это инструментальная музыка написана для фортепиано. Давайте сравним эту пьесу с вокальным произведением, написанным для голоса с аккомпанементом, имеющим похожее название — «Осень». Эта песня сочинена русским композитором Цезарем Антоновичем Кюи на стихи поэта А. Плещеева. Чем похожи эти произведения? (Исполняет пьесу и песню.)

Д е т и. Они грустные, печальные, жалобные.

П е д а г о г. Да, в обоих произведениях выражено чувство сожаления, грусти, вызванное картиной увядающей, унылой осени, как и в этом стихотворении Константина Константиновича Романова:

Последней стаи журавлей
Под небом крики прозвучали.
Сад облетел. Из-за ветвей
Сквозят безжизненные дали.

Давно скосили за рекой
Широкий луг, и сжаты нивы.
Роняя листья, над водой
Грустят задумчивые ивы.

В красе нетронутой своей
Лишь озимь зеленеет пышно,
Дразня подобьем вешних дней.
— Зима, зима ползёт неслышно!

П е д а г о г. А как меняется настроение в песне Ц. Кюи «Осень»? (Исполняет её.)

Д е т и. Сначала она тихая, печальная, потом звучит громче, с волнением.

П е д а г о г. В песне две части, два куплета. Начинается она вступлением. Мелодия в нём словно застыла, звучит на одной ноте. (Играет вступление.) Мелодия самой песни тоже словно притягивается к этому звуку, возвращается к нему, звучит монотонно, создаёт унылое настроение (исполняет фрагмент мелодии).

В этой песне слова очень тесно связаны с музыкой, мелодия откликается на каждое слово. В стихах и в музыке чувствуется уныние, грусть:

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.

Аккомпанемент, как и мелодия, почти не движется, лишь нижние звуки (басы) сползают вниз (исполняет фрагмент аккомпанемента).

На слова «Вянет и желтеет травка на лугах» мелодия поднимается вверх и грустно поникает, словно и впрямь изображает вянущую травку. (Исполняет 13-16-й такты.) На слова «Только зеленеет» появляются «свежие» гармонические звучания (исполняет фрагмент).

Второй куплет песни более взволнованный, трепетный, беспокойный. Музыка очень красива! (Исполняет фрагмент.) Мелодия снова кружится вокруг одного звука, но теперь она поднимается выше, становится взволнованнее. На слова «Зашумели воды быстрого ручья» мелодия поднимается высоко, а сопровождение становится ярким, бурным, встревоженным (исполняет фрагмент). Это самое напряжённое звучание в песне — её кульминация. После неё музыка опять успокаивается, становится унылой, грустной, поникает, звучит с сожалением (исполняет окончание песни).

В пьесе «Осенью» С. Майкапара настроение музыки почти не меняется. Пьеса звучит печально, тоскливо. (Исполняются оба произведения.)

Нарисуйте дома картины осенней природы, которые представились вам, когда вы слушали музыку. (На занятии могут быть использованы репродукции картин осенних пейзажей, перекликающиеся по настроению со звучащей музыкой и контрастные ей.)

Рекомендации по исполнению

С. Майкапар. Осенью. Печальный, заунывный характер пьесы создаётся спокойным темпом, певучей мелодией, мерным ритмом. Важно услышать движение мелодии к вершинам и линию басов, что поможет объединить фразы, избежать статичности исполнения. Темп не должен быть медленным. Счёт на две доли, а не на четыре, помогает играть с ощущением движения. Необходимо слышать гармоническую красочность. Во второй половине пьесы звуки мелодии в басу изображают дождик, звучат тревожно, сумрачно. Мелодию в правой руке важно объединить фразировкой. Педаль, в начале пьесы запаздывающая, во второй части почти отсутствует.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 14 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Кюи. Осень, в исполнении младшего хора ДШИ при колледже Московской консерватории, mp3;
Майкапар. Осенью, в фортепианном исполнении Елены Филоновой, mp3;
3. Сопроводительная статья — конспект занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Источник

Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С. М. Майкапара для детей старшего дошкольного возраста

Елена Курлович
Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С. М. Майкапара для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Приобщение детей к творческому наследию композитора С. М. Майкапара.

Задачи: 1. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкальных произведений.

2. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Портрет С. М. Майкапара, музыкальная шкатулка, детские маленькие игрушки, книга сказок, фотографии Петербургской консерватории.

Негромко звучит «Вальс» С. Майкапара. Дети входят в зал, садятся.

Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, чтобы услышать музыку, посвящённую вам – детям. Написал её композитор Самуил Моисеевич Майкапар. (Показ портрета. Рисунок1.) Самуил Майкапар родился более ста сорока лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.

Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. (Рисунок2. Рисунок3.) тал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» — была любимая игра детворы.На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.

Игра «Бирюльки» в современном варианте

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Послушайте одну из них «Пастушок» (Исполнение)

Пастушок – маленький мальчик, который ярким, солнечным днём вышел на летний, цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш свирели звенит над лугами. В середине миниатюры мелодия звучит взволнованно, тревожно, а затем вновь солнечно и радостно.Давайте мы эту пьесу оркеструем: когда музыка будет звучать светло, радостно – сопровождать её будут звонкие треугольники. А если вы услышите тревожные, взволнованные нотки – сопровождать их будет тремоло тамбуринов, маракасов и бубнов.

Оркестровка пьесы «Пастушок»

Также Самуил Майкапар писал музыку, посвящённую природе, временам года. Что такое «пейзаж», вы все отлично знаете. (Ответы детей) Сейчас для вас прозвучит пьеса «Весною». В ней можно услышать голоса пробуждающейся после зимней спячки природы. Это и звон ручейков, оживлённые птичьи трели. Музыка светлая, нежная, прозрачная, совсем как свежий весенний воздух.

Слушание пьесы «Весною»

А может кто-нибудь из вас знает стихотворение о весне и нам его прочтёт?

Чтение стихотворения о весне

Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей)Попробуйте отгадать эту загадку:

Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём –

Ищем, ищем – не найдём! (Роса, росинки)

У Самуила Майкапара есть пьеса с таким названием «Росинки». Давайте мы попробуем передать в движении лёгкость, прозрачность этих маленьких капелек-бусинок.

Музыкально-ритмическое упражнение «Лёгкий бег» на музыку С. Майкапара «Росинки»

Теперь нам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок. Но для того, чтобы туда попасть, необходимо произнести какое-нибудь заклинание или открыть маленькую волшебную музыкальную шкатулочку. Она то и приведет нас в мир сказок.

Звучит пьеса «Музыкальная шкатулочка»

Что вы можете сказать об этой музыке? (Ответы детей) Она как будто игрушечная. Звуки её очень высокие, лёгкие, звенящие. Напоминают игру крошечных колокольчиков, приглашающих нас в сказку. А в сказках много разных чудес и волшебства. Вот, например, «Семимильные сапоги». Как же композитор изображает их? Это большие скачки отдельных акцентированных звуков, размеренных и тяжёлых, будто гигантские шаги великана, преодолевающего огромные расстояния.

Слушание пьесы «Семимильные сапоги»

Следующую пьесу композитор назвал «Сказочка». У вас есть свои любимые сказки? (Ответы детей) Да, сказки бывают разными. Послушайте «Сказочку». Какими словами можно описать прозвучавшую музыку? (Ответы детей) Напевная мелодия звучит мягко, немного грустно.

Создаётся настроение лёгкой задумчивости. А может кто-то представил свой сюжет, слушая эту пьесу? (Ответы детей)

Сегодня, ребята, в нашей музыкальной гостиной мы прикоснулись к музыкальному наследию композитора С. М. Майкапара. Для вас звучали пьесы из детского фортепианного цикла «Бирюльки». Это и озорной «Пастушок» (Рисунок4. Рисунок5.)

и «Семимильные сапоги» (Рисунок9. Рисунок10.)

и «Музыкальная шкатулочка», и пьеса «Весною» (Рисунок6. Рисунок7.)

и маленькая «Сказочка» (Рисунок11.)

И я предлагаю вам пройти в нашу художественную студию «Радуга», и то, что вам больше всего запомнилось, понравилось выразите в своих рисунках. Желаю вам творческого подъёма и вдохновения!

Концерт «Осенняя встреча» для детей старшего дошкольного возраста, фотоотчет о проведении Наше дошкольное учреждение имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Мы осуществляем.

«История одной любви». Беседа-концерт с детьми старшего школьного возраста Автор: Ромахова Марина Геннадьевна, педагог по классу фортепиано ЦРТДЮ г. Крымска Цель: воспитание всесторонне развитой, гармоничной, духовной.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Князь Владимир» Актуальность: личность князя Владимира, историческое значение Владимира Святого для русского народа является непреходящим и актуальным и.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Кто создает кино?» Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть кино? (Ответы детей) А какие фильмы вам больше всего нравятся? Воспитатель: А вы когда-нибудь задумывались.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста с практической частью «Черное золото Югры» Беседа для детей старшего дошкольного возраста с практической частью «Черное золото Югры» Цель: Расширять представления детей о природных.

Дискотека по творчеству композитора В. Я. Шаинского Дискотека по творчеству В. Я. Шаинского (развлечение для детей подготовительной к школе группы) Дети входят в зал под музыку песни «Вместе.

Совместная деятельность с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, посвященная Дню космонавтики «Полет в космос!» Цель: — Доставить детям радость; — Формировать элементарные представления о космосе; — Воспитывать гуманное отношение. Задачи: 1. Расширять.

Тематическая неделя «По дорогам сказок» с детьми старшего дошкольного возраста Тематическая неделя «По дорогам сказок»» с детьми старшего дошкольного возраста Цели: обогащать и расширять знания детей о русских народных.

Тематическая неделя «Здоровье и спорт»» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: -Закрепить у детей знания о том, что такое здоровье и как его сберечь; развивать понимание значения гигиенических процедур, правильного.

Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «О дружбе и друзьях» Задачи: Воспитательная: — воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим друзьям. Развивающие:.

Источник

Читайте также:  Надо ли обрезать листья у пионов при пересадке осенью
Оцените статью