Плещеев уж небо осенью дышало

Стихотворение и анализ «Уж небо осенью дышало…»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Краткое содержание

Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» – лишь небольшая часть из обширной панорамы русской природы, изображенной в романе «Евгений Онегин». Поэт описывает скучную картину поздней осени – конец октября. Пасмурное небо, затянутое тучами, моросящий дождик, – все пропитано духом осени. Солнышко пока еще греет, но в нем уже нет летней блистательной яркости, и оно все раньше скрывается за горизонтом, дни становятся короче.

Осенний туман. Фотография

Слышится шум опадающих листьев, поля покрываются густым туманом. Усиливает скучное настроение караван улетающих на юг гусей. Все говорит о наступающем увядании. Приближается ноябрь…

Анализ

История создания

Пейзажную зарисовку «Уж небо осенью дышало…» А.С. Пушкин написал в селе Михайловское, в 1824 году, в свет оно вышло вместе с пятой главой романа «Евгений Онегин» в 1828 году. Поэт создавал его в свою самую любимую пору, но не «золотой осенью», когда, по его словам, ему работалось особенно легко и плодотворно, а в преддверии ноябрьских холодов. Произведение можно назвать лирическим отступлением из четвертой главы романа «Евгений Онегин», которое стало самостоятельным стихотворением.

Стихотворение относится к реалистическому направлению в литературе. По жанру же оно настолько соответствует всем канонам классической пейзажной лирики, что его можно сравнить с живописной картиной художника.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб. Чередование рифмы – мужская – женская. Последние две строки имеют парную рифму.

В стихотворении автор широко использует средства художественной выразительности. Эпитет «лесов таинственная сень» указывает на то, что в густом лесу многое может быть скрыто от глаз, слышатся лишь таинственные шорохи веток, листвы. Когда же листья «с печальным шумом» опали и лес обнажился – исчезла и таинственность. Небо Пушкин сравнивает с человеком, его дыханием, применяя олицетворение «уж небо осенью дышало».

Определение «гусей крикливых караван» говорит о том, что своим криком гуси прощаются с летом и тем местом, откуда им предстоит длинное путешествие в теплые края.

Для того, чтобы читатель представил себе звуки природы, автор использует прием, называемый аллитерацией, когда повторяются согласные звуки, создающие звуковой образ. В этом стихотворении Пушкин удачно использовал чередование звуков «с-ч-ш-ж» — «С пеЧальным Шумом обнаЖалась».

Большую роль в стихотворении играют глаголы. Здесь они выступают в качестве олицетворений: туман «ложился», ноябрь «стоял», небо «дышало», пора «приближалась». Благодаря этому приему, образ природы не кажется неподвижным, а продолжает жить, дышать и двигаться, несмотря на общую картину увядания.

Проблематика и основная идея произведения

А.С. Пушкин очень талантливо описал совсем не располагающее к поэзии время года – позднюю осень. Пасмурный день поэт изобразил так, что угасание природы вызывает у читателя не меньшее восхищение, чем ее расцвет.

Автор показывает, что чудесными могут быть не только весна, лето, зима или «золотая осень». Несмотря на опавшие листья , наступление холодов, отлет птиц, природа остается такой же величественной и прекрасной. Главная мысль стихотворения – любовь к природе родного края, умение увидеть в ней нечто необыкновенное, независимо от времени года.

Источник

Уж небо осенью дышало…

Автор: · Опубликовано · Обновлено

Читать отрывки про осень из «Евгения Онегина» — «Уж небо осенью дышало…»,
«Октябрь уж наступил…», «В тот год осенняя погода…»

Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Октябрь уж наступил…

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

В тот год осенняя погода…

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Источник

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Шедько Татьяна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Конспект занятия по РАЗВИТИЮ РЕЧИ

в подготовительной группе.

Тема: Разучивание стихотворения

А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

МБДОУ – д/с №2 «Соловушка»

Подготовила воспитатель

подготовительной к школе группы

Программные задачи: продолжать учить детей заучиванию стихотворения при помощи мнемоталицы. Разучить отрывок из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…» Закреплять представления детей о характерных признаках осени.

Продолжать знакомить детей с приметами осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.

Развивать мышление, память, связную речь, воображение.

Воспитывать уважительное отношение друг дуг в ходе выступления товарища.

Материалы и оборудование: портрет А. С. ПУШКИНА, мнемотаблицы, иллюстрация осени.

Предшествующая работа. Знакомство с писателем, чтение произведений о осени, разучивание примет о осени, проведение наблюдений за осенними изменениями в природе, использование мнемотехники в работе с детьми.

Словарная работа: «таинственная сень» — лиственный покров деревьев, обнажалась – лишаться покрова, караван — группа птиц, следующая друг за другом.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

— Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно (солнечно) и холодно, а в нашей группе тепло, светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

— Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

2. Основная часть.

— Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком вы узнаете,отгадав загадку:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы? Осень. (показ осенний картинки).

Воспитатель: — Какая бывает осень?

Ответы. А какие вы знаете осенние месяца? (ответы детей).

— А знаете, как осенние месяца назывались в старину?

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?

(потому что в это время поспевают ягоды рябины).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

— Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».

1. На смену лету пришла

2. Люди осенью одеты

3. Моросит мелкий…

4. По небу гуляют серые

5. Часто дует холодный…

6. Листья на деревьях стали…

7. С деревьев падают…

8. Птицы улетают…

9. Зайчик меняет серую шубку на …

10. Солнце греет слишком…

11. Школьники идут с портфелями…

Вы знаете все приметы осени.

Многие поэты писали об осени, а сегодня мы послушаем, как А. С. Пушкин описывает осень в своём произведении «уж небо осенью дышало…»послушайте:

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора…»

— Вы обратили внимание, какое оно? ответы. Как я его читала? Каким голосом?

— Вы услышали паузы? Прежде, чем мы будем учить мы отдохнем, сделаем большой круг, чтобы не мешать.

Физ. минутка. «Листики»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю снова сели.

— Послушайте стихотворение.

— Почему Александр Сергеевич говорит в стихотворении небо осенью дышало?

(потому, облака низко, влажный воздух осенью)

«Уж небо осенью дышало

«Уж реже солнышко блистало…»

-Почему? –потому что сквозь тучи не пробиться солнцу

«Короче становился день…»

Ночь становится длиннее, а день короче.

«Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…»

— Как это понять? — Листья с деревьев в лесу осыпаются, т. е. в лесу листопад. — Почему с печальным шумом? Как вы думаете? Верно, потому что деревья прощаются с листьями, своей красотой. В чем красота деревьев? В листьях.

«Ложился на поля туман…»

— Туман — явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.

«Гусей крикливых караван тянулся к югу…»

«Приближалась довольно скучная пора;(дети ищат самостоят.

— Почему осень считают скучной порой?

-Как объяснить стоял ноябрь уж у двора? К октябрю приближался завершающий месяц осени — ноябрь.

— Предлагаю прочитать наше стихотворение, с помощью картинок, каждая картинка подсказка описывает какое — то предложение из стихотворения,

Например:читаю первое предложение: уж небо осенью дышало…

— Какая картинка может подойти к нашему предложению? Я ее вешаю первой.

— Уж реже солнышко блистало какую картинку мы подберем к этой строчке Саша? Верно? Почему? Повесим ее куда? И так д.

— По картинкам прочитаю я, а вы запоминаете.

Кто из вас хочет прочитать стихотворение?

3 часть. Рефлексия.

— Молодцы, ребята! — Что понравилось больше? Какие слова новые узнали? Что было сложно? Что хочется сейчас сделать?

-Мне понравилось, как вы ответственно подошли к заучиванию стихотворения А. С. Пушкина, вы выразительно последовательно рассказывали стихотворение. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Конспект занятия «Уж небо осенью дышало» с детьми 4–5 лет Тема ООД: «Уж небо осенью дышало». Цель: Развитие у детей интереса к детской художественной литературе через решение задач из образовательных.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Конспект организованной образовательной.

Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект к занятию по развитию.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила» Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных методов заучивания. Программные задачи: Образовательная:.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Уж небо осенью дышало» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Уж небо осенью дышало» Цель: создание рисунка на тему «Осень» с использованием.

Разучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали» с детьми подготовительной к школе группы Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой.

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» Технологическая карта Дата проведения: 25 Сентября 2019г. Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Развитие речи Тема: .

Технологическая карта занятия «Разучивание стихотворения Т. Новицкой «Вскрываются почки» Технологическая карта «Лирическое стихотворение» Тема: разучивание стихотворения Т. Новицкой «Вскрываются почки» Цель: Учить детей выразительно.

Занятия в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Цель: Заучивание стихотворения Е. Благинина «Шинель» Задачи: Образовательные: *Продолжать обогащать знания детей о Великой отечественной.

Источник

Читайте также:  Нитрофоска для смородины осенью
Оцените статью