- Стихотворение и анализ «Уж небо осенью дышало…»
- Краткое содержание
- Анализ
- История создания
- Размер и средства художественной выразительности
- Проблематика и основная идея произведения
- Уж небо осенью дышало…
- Уж небо осенью дышало…
- Октябрь уж наступил…
- В тот год осенняя погода…
- Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
- Ход занятия:
Стихотворение и анализ «Уж небо осенью дышало…»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Краткое содержание
Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» – лишь небольшая часть из обширной панорамы русской природы, изображенной в романе «Евгений Онегин». Поэт описывает скучную картину поздней осени – конец октября. Пасмурное небо, затянутое тучами, моросящий дождик, – все пропитано духом осени. Солнышко пока еще греет, но в нем уже нет летней блистательной яркости, и оно все раньше скрывается за горизонтом, дни становятся короче.
Осенний туман. Фотография
Слышится шум опадающих листьев, поля покрываются густым туманом. Усиливает скучное настроение караван улетающих на юг гусей. Все говорит о наступающем увядании. Приближается ноябрь…
Анализ
История создания
Пейзажную зарисовку «Уж небо осенью дышало…» А.С. Пушкин написал в селе Михайловское, в 1824 году, в свет оно вышло вместе с пятой главой романа «Евгений Онегин» в 1828 году. Поэт создавал его в свою самую любимую пору, но не «золотой осенью», когда, по его словам, ему работалось особенно легко и плодотворно, а в преддверии ноябрьских холодов. Произведение можно назвать лирическим отступлением из четвертой главы романа «Евгений Онегин», которое стало самостоятельным стихотворением.
Стихотворение относится к реалистическому направлению в литературе. По жанру же оно настолько соответствует всем канонам классической пейзажной лирики, что его можно сравнить с живописной картиной художника.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб. Чередование рифмы – мужская – женская. Последние две строки имеют парную рифму.
В стихотворении автор широко использует средства художественной выразительности. Эпитет «лесов таинственная сень» указывает на то, что в густом лесу многое может быть скрыто от глаз, слышатся лишь таинственные шорохи веток, листвы. Когда же листья «с печальным шумом» опали и лес обнажился – исчезла и таинственность. Небо Пушкин сравнивает с человеком, его дыханием, применяя олицетворение «уж небо осенью дышало».
Определение «гусей крикливых караван» говорит о том, что своим криком гуси прощаются с летом и тем местом, откуда им предстоит длинное путешествие в теплые края.
Для того, чтобы читатель представил себе звуки природы, автор использует прием, называемый аллитерацией, когда повторяются согласные звуки, создающие звуковой образ. В этом стихотворении Пушкин удачно использовал чередование звуков «с-ч-ш-ж» — «С пеЧальным Шумом обнаЖалась».
Большую роль в стихотворении играют глаголы. Здесь они выступают в качестве олицетворений: туман «ложился», ноябрь «стоял», небо «дышало», пора «приближалась». Благодаря этому приему, образ природы не кажется неподвижным, а продолжает жить, дышать и двигаться, несмотря на общую картину увядания.
Проблематика и основная идея произведения
А.С. Пушкин очень талантливо описал совсем не располагающее к поэзии время года – позднюю осень. Пасмурный день поэт изобразил так, что угасание природы вызывает у читателя не меньшее восхищение, чем ее расцвет.
Автор показывает, что чудесными могут быть не только весна, лето, зима или «золотая осень». Несмотря на опавшие листья , наступление холодов, отлет птиц, природа остается такой же величественной и прекрасной. Главная мысль стихотворения – любовь к природе родного края, умение увидеть в ней нечто необыкновенное, независимо от времени года.
Источник
Уж небо осенью дышало…
Автор: · Опубликовано · Обновлено
Читать отрывки про осень из «Евгения Онегина» — «Уж небо осенью дышало…»,
«Октябрь уж наступил…», «В тот год осенняя погода…»
Уж небо осенью дышало…
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Октябрь уж наступил…
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
В тот год осенняя погода…
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Источник
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Шедько Татьяна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Конспект занятия по РАЗВИТИЮ РЕЧИ
в подготовительной группе.
Тема: Разучивание стихотворения
А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
МБДОУ – д/с №2 «Соловушка»
Подготовила воспитатель
подготовительной к школе группы
Программные задачи: продолжать учить детей заучиванию стихотворения при помощи мнемоталицы. Разучить отрывок из произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…» Закреплять представления детей о характерных признаках осени.
Продолжать знакомить детей с приметами осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.
Развивать мышление, память, связную речь, воображение.
Воспитывать уважительное отношение друг дуг в ходе выступления товарища.
Материалы и оборудование: портрет А. С. ПУШКИНА, мнемотаблицы, иллюстрация осени.
Предшествующая работа. Знакомство с писателем, чтение произведений о осени, разучивание примет о осени, проведение наблюдений за осенними изменениями в природе, использование мнемотехники в работе с детьми.
Словарная работа: «таинственная сень» — лиственный покров деревьев, обнажалась – лишаться покрова, караван — группа птиц, следующая друг за другом.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
— Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно (солнечно) и холодно, а в нашей группе тепло, светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
— Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
2. Основная часть.
— Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком вы узнаете,отгадав загадку:
Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, скажите вы? Осень. (показ осенний картинки).
Воспитатель: — Какая бывает осень?
Ответы. А какие вы знаете осенние месяца? (ответы детей).
— А знаете, как осенние месяца назывались в старину?
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?
(потому что в это время поспевают ягоды рябины).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
— Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».
1. На смену лету пришла
2. Люди осенью одеты
3. Моросит мелкий…
4. По небу гуляют серые
5. Часто дует холодный…
6. Листья на деревьях стали…
7. С деревьев падают…
8. Птицы улетают…
9. Зайчик меняет серую шубку на …
10. Солнце греет слишком…
11. Школьники идут с портфелями…
Вы знаете все приметы осени.
Многие поэты писали об осени, а сегодня мы послушаем, как А. С. Пушкин описывает осень в своём произведении «уж небо осенью дышало…»послушайте:
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…»
— Вы обратили внимание, какое оно? ответы. Как я его читала? Каким голосом?
— Вы услышали паузы? Прежде, чем мы будем учить мы отдохнем, сделаем большой круг, чтобы не мешать.
Физ. минутка. «Листики»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
И на землю снова сели.
— Послушайте стихотворение.
— Почему Александр Сергеевич говорит в стихотворении небо осенью дышало?
(потому, облака низко, влажный воздух осенью)
«Уж небо осенью дышало
«Уж реже солнышко блистало…»
-Почему? –потому что сквозь тучи не пробиться солнцу
«Короче становился день…»
Ночь становится длиннее, а день короче.
«Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…»
— Как это понять? — Листья с деревьев в лесу осыпаются, т. е. в лесу листопад. — Почему с печальным шумом? Как вы думаете? Верно, потому что деревья прощаются с листьями, своей красотой. В чем красота деревьев? В листьях.
«Ложился на поля туман…»
— Туман — явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.
«Гусей крикливых караван тянулся к югу…»
«Приближалась довольно скучная пора;(дети ищат самостоят.
— Почему осень считают скучной порой?
-Как объяснить стоял ноябрь уж у двора? К октябрю приближался завершающий месяц осени — ноябрь.
— Предлагаю прочитать наше стихотворение, с помощью картинок, каждая картинка подсказка описывает какое — то предложение из стихотворения,
Например:читаю первое предложение: уж небо осенью дышало…
— Какая картинка может подойти к нашему предложению? Я ее вешаю первой.
— Уж реже солнышко блистало какую картинку мы подберем к этой строчке Саша? Верно? Почему? Повесим ее куда? И так д.
— По картинкам прочитаю я, а вы запоминаете.
Кто из вас хочет прочитать стихотворение?
3 часть. Рефлексия.
— Молодцы, ребята! — Что понравилось больше? Какие слова новые узнали? Что было сложно? Что хочется сейчас сделать?
-Мне понравилось, как вы ответственно подошли к заучиванию стихотворения А. С. Пушкина, вы выразительно последовательно рассказывали стихотворение. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Конспект занятия «Уж небо осенью дышало» с детьми 4–5 лет Тема ООД: «Уж небо осенью дышало». Цель: Развитие у детей интереса к детской художественной литературе через решение задач из образовательных.
Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова.
Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Конспект организованной образовательной.
Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект занятия по развитию речи «Разучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники Конспект к занятию по развитию.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила» Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень» с помощью разнообразных методов заучивания. Программные задачи: Образовательная:.
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Уж небо осенью дышало» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Уж небо осенью дышало» Цель: создание рисунка на тему «Осень» с использованием.
Разучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали» с детьми подготовительной к школе группы Ласточки пропали, А вчера зарёй Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой.
Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» Технологическая карта Дата проведения: 25 Сентября 2019г. Образовательная область: Речевое развитие Вид деятельности: Развитие речи Тема: .
Технологическая карта занятия «Разучивание стихотворения Т. Новицкой «Вскрываются почки» Технологическая карта «Лирическое стихотворение» Тема: разучивание стихотворения Т. Новицкой «Вскрываются почки» Цель: Учить детей выразительно.
Занятия в подготовительной группе по развитию речи «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Цель: Заучивание стихотворения Е. Благинина «Шинель» Задачи: Образовательные: *Продолжать обогащать знания детей о Великой отечественной.
Источник