По картинке ранняя осень

По картинке ранняя осень

Автор: Шаталова Антонина Вячеславовна

Организация: МКДОУ БГО Детский сад№1 комбинированного вида

Населенный пункт: Воронежская область, г. Борисоглебск

Цель: обучение составлению рассказа по картине

Задачи:

  • развитие связной речи;
  • уточнение и расширение словаря по теме «Ранняя осень»;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Все ребята усаживаются за столы и слушают внимательно воспитателя.

— Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад? (хорошим).

— У вас всегда бывает хорошее настроение? (Да).

— Как можно догадаться какое у человека настроение? (По глазам, по разговору).

— Правильно, о настроении можно узнать по-разному.

2. Основная часть.

— Интересно, а сможете ли вы узнать о настроении поэта по его стихотворению? Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

— О каком времени года рассказал нам поэт А.С.Пушкин? (Об осени).

— С каким настроением, с какими чувствами писал он это стихотворение? ( Восхищение, нежность, грусть, уныние.).

— Какими словами он определил свое настроение? ( Очей очарованье, краса, пышное увяданье, унылая пора, прощальная краса).

— А как вы думаете с помощью рисунка можно выразить свое настроение? а).

Правильно, по рисункам также можно догадаться о настроении художника, о его чувствах, мечтах. И давайте мы сейчас с вами рассмотрим репродукцию картины

3. Рассматривание картины М. Пишвановой «Ранняя осень».

— Ребята, посмотрите внимательно на картину. Кого вы там видите? (Детей).

— Куда пришли дети? (В лес).

— Почему вы думаете, что дети пришли в лес? (Нарисовано много деревьев и грибы).

— Как нужно относиться к животным, которые живут в лесу? Можно ли их ловить и брать с собой домой? (Животных трогать нельзя. И не только в лесу. Они дикие животные и должны жить на воле).

— А что делает мальчик, изображенный в центре? (Он хочет погладить ежика).

— Что делает мальчик, который стоит слева? (Хочет позвать к себе белочку).

— Что делают девочки? (Собирают листочки).

— Какое время года изображено на картине? (Осень).

— Как вы догадались? (Трава почти засохла, дети одеты в курточки и шапки. На деревьях листья желтые и оранжевые).

— Почему осень на картине можно назвать золотой? ( Потому почти все листочки на картине желтого цвета, как золотые).

— Какие деревья вы видите на картине, и какими стали листья на них? (Береза, рябина, клен, дуб. На березе желтые листья, на рябине- оранжевые, на клене- красные, на дубе –бурые).

4. Коллективное составление план рассказа.

— Ребята, посмотрите на картину и подумайте, сколько частей будет в нашем рассказе? (Две).

— С чего вы начнете свой рассказ? (С описания осени).

— Как опишите осень? Что расскажете о деревьях?

— Какие подберете слова, чтобы рассказать о лесе?

— О чем будете рассказывать дальше? (О детях).

— Что вы скажете о мальчике, который изображен в центре?

— Что можно сказать о мальчике, который стоит слева?

— Что вы расскажете о девочках?

— Конец рассказа придумаете самостоятельно.

5. Подготовка к рассказу по картине.

— Ребята, у вас есть немного времени, чтобы посмотреть еще раз на картину и подготовить свой небольшой рассказ.

6. Рассказ по картине.

Наступила осень золотая. Листья на березе стали желтыми, на рябине — оранжевыми, на клене- красными, на дубе- бурыми. В лесе появилось много грибов, и созрела рябина.

Дети пришли в лес за грибами. Они одеты в курточки и шапочки. Один мальчик увидел ежика и захотел его рассмотреть. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки собирают ветки дуба и клена. Около пенька стоит корзина с грибами, которые собрали дети.

  1. Рассказы детей.
  2. Заключительная часть.

Молодцы, ребята. Хороший рассказ у вас получился.

— А как называется картина, по которой мы составляли рассказ?

Источник

Наблюдаем признаки осени вместе с детьми

После лета все вокруг начинает готовиться ко сну. Появляются первые признаки осени – становится холоднее, листья и травы желтеют, а небо часто хмурится. Важно подмечать происходящие изменения в природе и рассказывать о них ребенку с раннего детства. Это развивает наблюдательность и интерес к окружающему миру.

Осень и ее признаки

Полную картину об осени и ее признаках дает осенний лес. Он наполнен приятными грибными запахами, под ногами шуршит листва, потихоньку исчезают с виду насекомые, и птицы улетают в теплые края. Хорошо, если ребенок сможет все это наблюдать воочию – пощупать, понюхать, рассмотреть. Но если такой возможности нет, о происходящих изменениях в природе можно рассказать, используя наглядные примеры.

Описание осени:

  • становится холоднее;
  • птицы улетают на юг;
  • листья на деревьях желтеют и опадают;
  • часто стоит дождливая и ветреная погода;
  • ночи становятся длиннее, а дни короче;
  • люди собирают урожай овощей и фруктов.


С дошкольниками старше 5 лет рекомендуется изучать не только обобщенные изменения в природе, но и последовательные, по месяцам:

  1. Сентябрь. Раньше первый осенний месяц называли Хмурень, потому что его характерные признаки – это хмурое небо и пасмурная погода. Это пора бабьего лета и грибных дождей. Время, когда нужно брать с собой зонтик и обувать резиновые сапоги. Ранней осенью птицы готовятся лететь на юг и сбиваются в стаи. В лесу становится тише, а листья только начинают желтеть.
  2. Октябрь. Месяц Грязник. Практически все листья в середине сезона становятся желтыми, или как говорят, покрываются золотом (золотая осень). Ветер шумит листвой и срывает ее с деревьев. Оказавшись на земле, она пропитывается запахом сырости. В эту пору можно собрать удивительной красоты гербарий, корзинку грибов, каштаны для поделок в детский сад и школу.
  3. Ноябрь. Второе его название – Листогной. Листва вся сорвана и устилает землю. Лес стоит пустой и мокрый. Уже заметно похолодало, и нужно надевать не только куртку, но и шапку, варежки и шарф. Поздней осенью уже случаются первые ночные морозы, и утром опавшие листья часто покрывает иней. Со дня на день выпадет снег, и природа уйдет на трехмесячный покой.


В школьном возрасте наступление сезона дети учатся понимать отдельно по живой и неживой природе.

  • Живая природа (животные, насекомые, растения).

Осенние признаки: поспевание яблок, тыквы, корнеплодов, грибов; пожелтение и опадение листьев; сбивание птиц в стаи и отлет в теплые края; закупоривание муравейников на зимовку.

  • Неживая природа (небо, тучи, ветер, земля, погодные явления).

Распознать осень можно по заметному похолоданию, сырому и пронизывающему ветру, дождливой погоде. Земля становится мокрой и холодной, пачкает сапоги. Небо опускается ниже, оно часто затянуто серыми облаками. В середине осени утром часто наблюдаются туманы, а поздней осенью – иней.

Осень в картинках:

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок усвоил материал, попросите его назвать 3 признака осени и нарисовать рисунок осенней тематики.

Как отличить осень от других времен года?

Основной признак осени – это золотой лес. Только в это время года деревья будто раскрашивает невидимый художник. А еще все живое готовится к долгому зимнему сну. Медведи, белки, бурундуки, мыши, пчелы, ежи и муравьи делают запасы еды.

Чем отличается осень от других времен года (в картинках):

Как рассказать об осени интересно?

Наблюдать за изменениями природы не только познавательно, но и интересно для детей. Если проявить смекалку, можно организовать десятки увлекательных занятий и игр по теме. Это и загадки, и стихи об осенней поре, и проба урожая. Для закрепления материала полезно использовать задания с картинками.

Примеры:

    • Дидактическая игра «признаки осени» с карточками. Для проведения необходимы следующие материалы: силуэт дерева, карточки с признаками разных времен года. Взрослый предлагает найти среди них осенние картинки и прикрепить их к дереву.
    • Подвижная игра. Дети делятся на команды по 5-6 человек. Перед каждой командой ставится коробка с осенними и летними картинками. Игроки выстраиваются в шеренги, по одному как можно быстрее находят нужные карточки, бегут и прикрепляют их прищепками к натянутой веревке. Затем передают эстафету следующему игроку из команды – и так пока не сыграют все участники. Группа, которая справилась быстрее, поднимает руки. В конце дети обсуждают развешанные признаки осени и называют новые.

  • На прогулке. На улице взрослый просит детей найти и показать признаки наступившей осени. Можно поделиться на 2 команды и обозначать найденные варианты яркими лентами (например, желтой для первой группы детей и красной для второй). Побеждают те игроки, которые отметят большее число правильных признаков.
  • Игра «отметь признаки осени». Перед ребенком кладутся карточки с признаками разных времен года. Простым карандашом он помечает только те, которые характерны для осени. Пример:

В России первый признак осени – это еще спешащие на свой первый урок ученики. 1 сентября празднуется День знаний, и все школьники приходят нарядными. Природа обозначает приход осенней поры пожелтением крон берез, вязов, лип, появлением опят на полянках в лесу, парящей в воздухе паутиной. Весь мир вокруг постепенно преображается!

Источник

Алгоритм «Осень»

Автор: admin · 15 марта, 2019

Описываем Осень.

Будем составлять рассказ, опираясь на мнемотаблицу. Мнемотаблица – это карточка, схема с изображениями, смотря на которую ребенок понимает, о чем нужно рассказать и в какой очередности.

Смотря на эту карточку, ребенок понимает, что, и о чем надо говорить:

  1. Нужно рассказать о погоде: какое солнце, какое небо, какая температура на улице, и какие особенности данного сезона.
  2. Что особенного происходит в осенний период, какой растительный мир.
  3. Как в это время года одеваются люди.
  4. Как ведут себя птицы.
  5. Как ведут себя животные.
  6. Какие работы делают на улице люди в это время года.
  7. Чем забавляются дети осенью.
  8. Поведение насекомых.

Наступила осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце уже не поднимается высоко, и не так сильно греет. Часто идут дожди, поэтому на дорогах лужи. Все чаще дует холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. В это время года с полей и огородов люди убирают урожай.

На улице все холоднее, и люди одеваются теплее. Теплые куртки, плащи, шапки и шарфы. Обувают сапоги и ботинки. Берут с собой зонтик, если вдруг пойдет дождь.Не слышно пение птиц. Птицы готовятся к зиме. Строят гнезда. А перелетные птицы улетают в теплые края. Они улетают, потому что осенью становится холодно и им нечего есть.

Животные осенью в лесу, тоже готовятся к зиме. Они делают запасы. Меняют летние шубки, на зимние.

Взрослые собирают урожай овощей и фруктов, на полях, садах, огородах.

Дети гуляют в осенних парках, собирают букеты из листьев. Ходят с родителями в лес за грибами. Катаются на велосипеде и роликах.

Насекомые готовятся к зиме. В лесах больше не видно насекомых. Так как они забираются в укромные места и впадают в спячку.

Скачать алгоритм «Осень»

Осень. Рассказы по картинкам. Наглядно-дидактическое пособие.

Серия наглядно-дидактических пособий «Рассказы по картинкам» предназначена для развития связной речи у детей 3—7 лет.

Источник

Наблюдаем признаки осени вместе с детьми

После лета все вокруг начинает готовиться ко сну. Появляются первые признаки осени – становится холоднее, листья и травы желтеют, а небо часто хмурится. Важно подмечать происходящие изменения в природе и рассказывать о них ребенку с раннего детства. Это развивает наблюдательность и интерес к окружающему миру.

Осень и ее признаки

Полную картину об осени и ее признаках дает осенний лес. Он наполнен приятными грибными запахами, под ногами шуршит листва, потихоньку исчезают с виду насекомые, и птицы улетают в теплые края. Хорошо, если ребенок сможет все это наблюдать воочию – пощупать, понюхать, рассмотреть. Но если такой возможности нет, о происходящих изменениях в природе можно рассказать, используя наглядные примеры.

Описание осени:

  • становится холоднее;
  • птицы улетают на юг;
  • листья на деревьях желтеют и опадают;
  • часто стоит дождливая и ветреная погода;
  • ночи становятся длиннее, а дни короче;
  • люди собирают урожай овощей и фруктов.


С дошкольниками старше 5 лет рекомендуется изучать не только обобщенные изменения в природе, но и последовательные, по месяцам:

  1. Сентябрь. Раньше первый осенний месяц называли Хмурень, потому что его характерные признаки – это хмурое небо и пасмурная погода. Это пора бабьего лета и грибных дождей. Время, когда нужно брать с собой зонтик и обувать резиновые сапоги. Ранней осенью птицы готовятся лететь на юг и сбиваются в стаи. В лесу становится тише, а листья только начинают желтеть.
  2. Октябрь. Месяц Грязник. Практически все листья в середине сезона становятся желтыми, или как говорят, покрываются золотом (золотая осень). Ветер шумит листвой и срывает ее с деревьев. Оказавшись на земле, она пропитывается запахом сырости. В эту пору можно собрать удивительной красоты гербарий, корзинку грибов, каштаны для поделок в детский сад и школу.
  3. Ноябрь. Второе его название – Листогной. Листва вся сорвана и устилает землю. Лес стоит пустой и мокрый. Уже заметно похолодало, и нужно надевать не только куртку, но и шапку, варежки и шарф. Поздней осенью уже случаются первые ночные морозы, и утром опавшие листья часто покрывает иней. Со дня на день выпадет снег, и природа уйдет на трехмесячный покой.


В школьном возрасте наступление сезона дети учатся понимать отдельно по живой и неживой природе.

  • Живая природа (животные, насекомые, растения).

Осенние признаки: поспевание яблок, тыквы, корнеплодов, грибов; пожелтение и опадение листьев; сбивание птиц в стаи и отлет в теплые края; закупоривание муравейников на зимовку.

  • Неживая природа (небо, тучи, ветер, земля, погодные явления).

Распознать осень можно по заметному похолоданию, сырому и пронизывающему ветру, дождливой погоде. Земля становится мокрой и холодной, пачкает сапоги. Небо опускается ниже, оно часто затянуто серыми облаками. В середине осени утром часто наблюдаются туманы, а поздней осенью – иней.

Осень в картинках:

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок усвоил материал, попросите его назвать 3 признака осени и нарисовать рисунок осенней тематики.

Как отличить осень от других времен года?

Основной признак осени – это золотой лес. Только в это время года деревья будто раскрашивает невидимый художник. А еще все живое готовится к долгому зимнему сну. Медведи, белки, бурундуки, мыши, пчелы, ежи и муравьи делают запасы еды.

Чем отличается осень от других времен года (в картинках):

Как рассказать об осени интересно?

Наблюдать за изменениями природы не только познавательно, но и интересно для детей. Если проявить смекалку, можно организовать десятки увлекательных занятий и игр по теме. Это и загадки, и стихи об осенней поре, и проба урожая. Для закрепления материала полезно использовать задания с картинками.

Примеры:

    • Дидактическая игра «признаки осени» с карточками. Для проведения необходимы следующие материалы: силуэт дерева, карточки с признаками разных времен года. Взрослый предлагает найти среди них осенние картинки и прикрепить их к дереву.
    • Подвижная игра. Дети делятся на команды по 5-6 человек. Перед каждой командой ставится коробка с осенними и летними картинками. Игроки выстраиваются в шеренги, по одному как можно быстрее находят нужные карточки, бегут и прикрепляют их прищепками к натянутой веревке. Затем передают эстафету следующему игроку из команды – и так пока не сыграют все участники. Группа, которая справилась быстрее, поднимает руки. В конце дети обсуждают развешанные признаки осени и называют новые.

  • На прогулке. На улице взрослый просит детей найти и показать признаки наступившей осени. Можно поделиться на 2 команды и обозначать найденные варианты яркими лентами (например, желтой для первой группы детей и красной для второй). Побеждают те игроки, которые отметят большее число правильных признаков.
  • Игра «отметь признаки осени». Перед ребенком кладутся карточки с признаками разных времен года. Простым карандашом он помечает только те, которые характерны для осени. Пример:

В России первый признак осени – это еще спешащие на свой первый урок ученики. 1 сентября празднуется День знаний, и все школьники приходят нарядными. Природа обозначает приход осенней поры пожелтением крон берез, вязов, лип, появлением опят на полянках в лесу, парящей в воздухе паутиной. Весь мир вокруг постепенно преображается!

Источник

Читайте также:  Когда колоть гусей осенью
Оцените статью