Почему листья разноцветные только осенью для детей

Конспект занятия «Осенние разноцветные листья» (вторая младшая группа)

Светлана Дерова
Конспект занятия «Осенние разноцветные листья» (вторая младшая группа)

1. закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев;

2. учить детей обследовать предмет;

3. активизировать понятие – листопад, обогащать эмоционально – чувственную и познавательную среду детей

4. воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

коробки с засушенными листьями березы, клена;

листья из цветной бумаги, картона;

кукла – Осень,

картинка осеннего клена,

вазы с букетами осенних листьев березы и клена,

ваза с веткой дерева,

нарисованное дерево «Клен»

• беседы об осени

• наблюдения в природе

• чтение стихотворений об осени

• рассматривание картин и иллюстраций об осени;

• целевые прогулки к березе, клену

• сбор листьев, обследование и изготовление букетов из кленовых листьев

изготовление поделок воспитателя с детьми и родителями с детьми: гирлянды, панно, поделки из природного материала.

Ход занятия.

Разминка: (посередине группы)

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг

Мы плечиками чик-чик

Повернись вокруг себя,

Руки кверху все подняли

Заниматься нам пора.

(садятся дети на стульчики)

Воспитатель: Дети кто-то принес нам подарок. Мы узнаем, если отгадаем загадку. Слушайте внимательно!

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

Дети: Осень

Воспитатель: Правильно, подарок нам прислала осень – очень красивое время года. Какими стали листья?

Дети: желтые, красные, зеленые.

Воспитатель: Как называют осень ещё осень?

Воспитатель: Правильно дети. Осенью желтый, золотой цвет самый главный. Вот и зовут золотая осень.

Воспитатель: За окошком так красиво

Это осень в сад пришла

Все деревья нарядила

Всем одежки раздала

Воспитатель: Что же нам осень прислала?

Дети: Листья

Воспитатель: Как, одним словом назвать листья?

Дети: разноцветные.

Воспитатель: На что похожи листики клена? На пальцы. Это листики клена! С какого дерева эти листики?

(Дети вместе с воспитателем рассматривают листья, которые лежат в коробке)

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья

Красный, желтый, золотой

Как хорош ты лист цветной.

Воспитатель: Где мы такие листья видели?

Дети: Собирали на прогулке

Воспитатель: Вспомните, мы их срывали с дерева или собирали с земли?

Конечно, собирали с земли, ведь листья без надобности не следует рвать, деревце надо беречь, жалеть. Как листики оказались на земле?

Дети: Осенью листья меняют свой цвет и опадают. Это явление в природе называется листопад.

Воспитатель: Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат

Скоро голым станет сад.

(Раздача листиков под шум ветра)

Воспитатель: Возьмите по одному листочку в каждую руку. Какого цвета листья? А у тебя?

Дети: желтые, красные, зеленый, разноцветные.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения под музыку с листьями. В конце упражнения подбросить листья вверх, устроить листопад.

Воспитатель: Хорошо, теперь надо убрать листья, чтобы было чисто и аккуратно. Подвижная игра «Собери листики в букет»

(Дети садятся на свои места.)

Воспитатель: Дети, посмотрите в окно, как поменялась погода?

Дети: стало холодно, листья падают, желтеют, идут дожди.

Воспитатель: Правильно. Птицы улетают на юг. За окном стало хмуро, наше любимое теплое солнышко спрятали темные тучи. А когда тучки начинают плакать, появляются большие лужи. Но осень принесла нам не только ветер, тучи и дождик. А еще осенью люди убирают урожай овощей, фруктов.

Воспитатель: Давайте приклеим листики на наше осеннее дерево.

Коллективная работа «Осеннее кленовое дерево»

Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилась ваша аппликация!

На этом наше занятие окончено.

«Осенние листья». Аппликация в технике «Витраж» Увидела на страницах любимого Мааам очень интересный мастер-класс Светланы Даваевой и очень захотелось сделать с детьми такие же витражи,.

«Осенние листья». Рисуем в нетрадиционной технике «Рисуем в нетрадиционной технике» Тема:»Осенние листья» Програмное содержание. Учить детей работать в технике «набрызг». Воспитывать аккуратность.

Коллективная работа детей «Осенние листья». Аппликация в технике торцевания Аппликация в технике торцевание. Для занятия нам понадобится: заготовленные листики из бумаги (которые мы поделим на две половины, гофрированная.

Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе «Осенние листья» Тема: ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ Цели: — закрепить знания о богатстве, разнообразии природного мира; — способствовать освоению и использованию разнообразных.

Мастер-класс «Модуль «Осенние листья» Предлагаю вашему вниманию не сложную поделку своими руками. Модуль из осенних листьев. Необходимый материал для изготовления модуля: -Двусторонний.

НОД для детей раннего возраста «Осенние листья» Тема: Осенние листья Программное содержание: Художественное творчество: — вызвать у детей интерес к совместному творчеству – рисованию красками.

Конспект НОД по изодеятельности «Осенние листья» Задачи: Учить рисовать с натуры,передавать форму и окраску осенних листьев. Учить смешивать краски, для получение оттенков. Развивать творческое.

Осенние листья Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по центрам активности с детьми 4-5 лет Тема: Осенние листья Средства: букет.

Мастер-класс «Осенние листья» Сегодня мы украшали нашу группу. К нам пришла осень. Во время прогулки насобирали листьев. Подготовили гуашь, кисточки, воду. Дети выбирали.

План-конспект НОД «Осенние листья» План-конспект НОД «Осенние листья». Автор: Демина Екатерина Александровна Описание: Конспект занятия ориентирован на средний дошкольный.

Источник

Воспитание экологической культуры у дошкольников. Конспект занятия-беседы «Почему осенью листья окрашены в разные цвета»

Наталья Орлова
Воспитание экологической культуры у дошкольников. Конспект занятия-беседы «Почему осенью листья окрашены в разные цвета»

Программное содержание : Сформировать у детей обобщенное представления об осени как о времени года, когда заметно теплятся условия жизни для живых существ (укорачивается, день, становится холоднее, деревья оделись в различные цвета наряды.Растения приспособились к этим изменениям : лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замерзают, перелетные птицы улетают в теплые края.

-Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить,что в природе ничего не происходит случайно : опавшие литья нужны растениям зимой и осенью для утепления.

-Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить детей по знакам и рисункам календаря описывать,события природы.

Прогулки по парку, рисование, дидактические игры, календарь природы, загадки об осени,

стихотворения А. С. Пушкина » Осень » и другие стихи.

Рассматривание — беседы : репродукции картин на тему «Золотая осень » магнитофонная запись П. И. Чайковского » Времена года «.

Ход занятий:

Воспитатель : Дети послушайте стихотворение, не объявляя автора, выразительно читаю,

А. С. Пушкина «Осень «. » Унылая пора! Очей очарованье! «

Воспитатель: О каком времени года это стихотворение!

-А как охарактеризовать это явление природы поэт.

Воспитатель :Да, дети уже осень подходит,к концу идет, последняя неделя ноября -Ноябрь, какой по цвету месяц?

Дети : третий ; последний месяц осени.

Воспитатель :правильно,скоро наступит зима. Давайте с вами вспомним, нами прогулки в парк. Какие были деревья в парке.

Воспитатель :Правильно : береза желтые,дуб и клен : яркие красные и багровые.

А вы знаете, почему они все разные цветов вот послушайте.

Почему осенью листья приобретают разную окраску. Давайте вспомним,кому обязаны деревья и растения в наличии в них зеленого пигмента.

Воспитатель : правильно хлорофиллу. Но в листьях есть и другие вещества. Например, вещество ксаннтофил состоит из углерода,водорода и кислорода и придает листьям желтый цвет. Яркие красные, багровые оттенки придают листьям клена и дуба пигменты антицианиты. Летом эти пигменты не видны,мы видим только зеленый хлорофилл. С наступлением холодов питательные вещества, собранные в листьях деревьев, поступают в ветви и ствол. Так как зимой выработка питательных веществ прекращается, хлорофилл разлагается. С его исчезновением прочие пигменты, которые постоянно присутствовали, в листе становятся видимыми. И мы с вами наслаждаемся разнообразием окраски деревьев.

И потом листва начинает опадать из-за не хватки веществ. Осенний листопад очень важен в жизни леса. Опавшие листья служат хорошим удобрением, предохраняют корни от вымерзания. Дети давайте посмотрим на наш календарь природы,который мы вели 3 месяца осени.

-Какая погода была в сентябре.

-Дети теплая; редко шли дожди, день стал укорачивается.

-Как это видно из календаря?

-Стало теплее или холоднее?

Дети в конце идут дожди, появился туман, день стал короче. Из календаря видно, что становится холоднее с наступлением осени.

-Как погода изменилась в ноябре?

Воспитатель : А теперь давайте, сравним деревья и кустарники в сентябре, октябре и ноябре.

Дети : В сентябре — почти все деревья в листве, в октябре их уже меньше. В ноябре — их не осталось.

Воспитатель :Что стало осенью с насекомыми?

Дети : В начале осени они еще порхали,к концу осени начали прятаться,и готовится к зиме. -Правильно насекомых мы еще могли встретить в сентябре и в октябре, но из- за того,что с каждым днем стало холодать, они начали прятаться под листву деревьев в щели домов,чтобы перезимовать.

Воспитатель: А что происходит осенью с птицами. Какие птицы изображены в нашем календаре. — Какие перелетные,а какие зимующие. Но все -таки осень — это красивое время года давайте вспомним листопад, помогайте мне, что еще можно вспомнить.

Дети : Осенние цветы, клумбы, фрукты, овощи в вазах и корзинках.

Воспитатель: Осень вдохновляла всех всегда по этому об осени написано много стихов и музыки, картин. Давайте вспомним, какие мы знаем стихи. (Как видел осень К. Бальмонт).Чтение стихотворения Ф. Тютчева.

Воспитатель : А теперь давайте дети снова окажемся в каждом месяце осени под музыку сопровождение П. И. Чайковского «Сентябрь «. Затем, выставка осеннего пейзажа — репродукции музыкальное сопровождение » Октябрь» П. И. Чайковского заключительная часть занятие рисование » Осень «. Музыкальное сопровождение П. И. Чайковского » Ноябрь «.

Перспективное планирование по образовательной области «Познание целостной картины мира» Подготовительная группа (часть 1) Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию перспективное планирование по образовательной области «Познание целостной картины мира».

Занятие с детьми 2 младшей группы «Время года — осень» Цель: Сформировать, закрепить и обобщить знания детей об осени по отличительным признакам осени. Показать красоту осенней поры. Воспитывать.

Источник

Желтые, красные, фиолетовые – как и почему листья осенью меняют цвет

Добавление статьи в новую подборку

«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…».

Прав был поэт – просто глаз не отвести от осенних рощиц и перелесков, когда более-менее однотонная зелень крон сменяется настоящим буйством красок. Золотые, лиловые, оранжевые, красные, фиолетовые и бордовые листья появляются на разных деревьях и в разное время.

В некоторых северных странах с обильной лесной растительностью (Канада, США, Скандинавия, Восточная Азия) даже существует особая разновидность туризма, именуемая «созерцанием листьев» и приносящая довольно большой вклад в экономику. По осени путешественников-эстетов возят по самым красочным уголкам страны, демонстрируя пейзажи, где огромные территории усыпаны золотом и багрянцем.

А порой даже в одной кроне одновременно сочетается несколько цветов. Почему так происходит? Неужели природе просто хочется нас «порадовать» перед наступлением монохромных холодов?

Разумеется, нет. Хотя такое многоцветье, безусловно, очень приятно любому взгляду, эволюционно процесс этот возник по совершенно другим причинам. «Виной» всему жизненный цикл растений, а «отвечают» за красочные преображения листьев особые пигменты. Давайте обо всем по порядку.

Растительные пигменты – что это и зачем нужны

Биологические пигменты – по-разному окрашенные вещества, входящие в состав тканей организмов.

Растительные пигменты выполняют множество функций. В первую очередь, они определяют окраску растений, важную для их приспособления к внешней среде. Так или иначе окрашенные венчики цветов привлекают для опыления тех или иных насекомых, яркие плоды становятся заметнее для птиц и других «поедателей», которые таким образом помогают распространять семена, некоторые пигменты помогают защищаться от ультрафиолетового излучения солнца, другие – предупреждают окружающих о ядовитости организма и т.д.

Одним из важнейших растительных пигментов является хлорофилл. Он придает зеленую окраску большинству растений. Хлорофилл – не просто «краска», он принимает непосредственное участие в важнейшем для растений процессе фотосинтеза, т.е. преобразовании энергии видимого света в энергию химических связей органических веществ (биосинтез). Говоря простым языком, именно благодаря процессу фотосинтеза растения растут и плодоносят.

Помимо хлорофилла, в растениях присутствуют и другие пигменты. Основные их группы:

  • Каротиноиды (каротин, ликопин, лютеин, виолоксантин, зеаксантин, неоксантин и др.) – наиболее распространенный класс биологических пигментов. Они придают растительным частям желто-красно-оранжевую окраску и являются дополнительными пигментами фотосинтеза. Бета-каротин служит предшественником витамина А (ретинол) и является мощным антиоксидантом.
  • Флавоноиды (антоцианы, флавоны, халконы, ауроны, катехины и др.) – у высших растений играют важную роль в метаболизме (в том числе, и в фотосинтезе), а «заодно» обуславливают бордово-пурпурно-синюю и розово-лиловую окраску цветов и листьев (иногда и желто-оранжевую). Многие являются мощными антиоксидантами.
  • Порфирины – азотсодержащие пигменты, участвуют в фотохимических процессах и обмене веществ. Помимо хлорофилла, в эту группу входит очень схожий с ним по строению и образуемый из него феофитин. Наглядно процесс превращения одного такого пигмента в другой вы можете наблюдать, когда готовите ярко-зеленые овощи в кислой среде – те становятся невзрачными темно-оливковыми.

В листьях разных «летних» растений единовременно присутствует большинство различных вышеперечисленных пигментов (кроме антоцианов) в различных соотношениях – в зависимости от вида и возраста растения, его жизненной фазы, даже места произрастания и текущей погоды (в первую очередь, температуры и освещения). Но именно хлорофилл в теплое время года количественно преобладает в листьях над всеми остальными пигментами, затмевая и перекрывая их цвета.

Что происходит с листьями осенью

Итак, всю весну и лето деревья растут, хлорофилл «работает», листья зеленеют. Что же происходит осенью?

А осенью растения готовятся к периоду покоя – световой день резко уменьшается, температура значительно падает, даже вода в грунте замерзает. Деревьям и кустарникам приходится сбрасывать листву – если бы они этого не делали, листья продолжали бы активное испарение на фоне прекращения всасывания воды корнями, и растения попросту бы засохли (по этой же причине точно так же деревья могут сбрасывать листья при сильной засухе в жаркий сезон).

Но перед осенним листопадом листва меняет цвет с зеленого на всевозможные оттенки золотого и красного – зачем и почему?

Дело в том, что пигмент хлорофилл очень чувствителен к свету и кислороду воздуха и легко разрушается. Если летом при ярком солнечном свете и длинном световом дне он так же легко восстанавливается, то осенью для этого условий нет. Более того – вода и питательные соки вообще перестают поступать к листьям, т.к. у их основания формируется пробковый клеточный слой (подготовка к листопаду). Сначала процесс идет медленно, но затем ускоряется.

В итоге хлорофилл разрушается и постепенно исчезает из палитры пигментов (теряя, в первую очередь, магний) и «на первый» план выходят ранее скрытые каротины и ксантофиллы, ответственные за желтую, оранжевую и красную окраску разной интенсивности. Параллельно с этим в листьях идет образование новых пигментов – антоцианов, ответственных за фиолетово-розово-сине-лиловые оттенки (а вот зачем именно это происходит, ученые пока сами не сильно разобрались; существует версия, что для фотозащиты на фоне потери магния). До последнего хлорофилл «держится» в жилках листа – часто те остаются зелеными, даже когда расположенные между ними ткани уже давно полностью изменили цвет.

Как мы уже упоминали, все эти процессы напрямую зависят от температуры и обилия света. В солнечные и сухие осенние дни при температуре около 0°C листва будет более насыщенных цветов. А если часто идет дождь и все время тепло и пасмурно, либо резко наступают холода, то листья будут тусклыми и невзрачными – желто-коричневыми.

У некоторых деревьев поздней осенью листья вместо разноцветных становятся одноцветными – бурыми и темно-коричневыми, как например, у дуба или каштана. Этот процесс обусловлен разрушением практически всех цветных пигментов, когда становятся заметными клеточные стенки из целлюлозы и лигнина, а также оставшийся самый стойкий пигмент танин из группы флавоноидов, более знакомый нам по окрашиванию чая и вина.

Почему же листья разного цвета могут присутствовать одновременно на одной и той же ветке?

Вы уже знаете, что осенью листва каждого вида растения окрашивается по-разному – смотря сколько и каких именно других растительных пигментов «пряталось» в летнее время «под хлорофиллом». Именно это процентное соотношение вкупе с разной скоростью протекания процессов разрушения хлорофилла, формирования антоцианов и освобождения других пигментов в каждом конкретном листочке и дает им свой неповторимый цвет.

А еще опавшие цветные листья (здоровые!) – прекрасное органическое удобрение, которое, распадаясь, «возвращает» в почву множество полезных веществ, скопившихся за время «жизни» листьев на дереве. А это – растительный белок, магний, калий, железо, кальций, азот, фосфор, сера. Вы удивитесь, но даже витаминов в покрасневших листьях плодово-ягодных культур зачастую больше, чем в тех же ягодах и плодах! А медленно разлагающиеся плотные части листовой пластинки (черешки и жилки) в процессе будут еще и дополнительно структурировать почву, улучшая ее качество.

Пока золотая осень в некоторых регионах еще в разгаре, самое время выйти с друзьями на природу, полюбоваться разноцветьем красок на деревьях и кустарниках, устроить осеннюю фотосессию, а то и пособирать опавшие яркие листья на пользу саду и огороду!

Источник

Читайте также:  Посадка черенков роз весной срезанных осенью
Оцените статью