Почему время года осень назвали осенью

Почему осень назвали Осенью? И кто придумал названия временам года

Названия временам года придумали давным-давно. Сами времена года получили названия, тесно связанные с состоянием растительного царства. «Весна» , или «ярь» , — это дословно «ясное, светлое, теплое время года» . «Лето» в переводе с санскрита — «знойная, жаркая пора» . «Осень» буквально значит «время желтых и красных листьев» , а «зима» — «время падающих снегов» .
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Происхождение слова «зима» от др. -русск. , ст. -слав. зима (др. -греч. χεῖμών).
Общеславянское слово индоевропейского характера. Первоначальное значение — «время дождей». Образовано, вероятно, с помощью суффикса -ma от глагола (восстанавливаемая форма) g’hei — лить (о дожде) . Ср. хетт. he(i)us — дождь, греч. cheima — зима.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Слово «весна»
Происходит от праславянской формы, от которой в числе прочего произошли: др. -русск. , ст. -слав. весна (др. -греч. ἔαρ), русск. , укр. весна́, сербохорв. вѐсна, словенск. vȇsna, чешск. vesna, польск. wiosna. Древняя индо-европейская основа, ср. лит. vasarà «лето» , латышск. vasara, греч. ἔαρ, лат. vēr, др. -исл. vár «весна» , др. -инд. vasantás «весна» , vasar «рано» , авест. vaŋri- «весной» , арм. garun «весна» .
http://arbitr.msk-arbitr.ru/fasmer/p097.htm

Слово «лето»
Происходит от ст. -слав. лѣто (др. -греч. χρόνος, ἔτος, ἐνιαυτός).
Возможно, родственно др. -гутнийск. laþigs «весной» , шв. диал. låding, låing «весна» , i lådigs «прошлогодней весной (прагерм. *lēþ-), ирл. laithe «день» (*lati-). Кроме того, lětо сближали со ст. -слав. лѣѬ, лити «лить» ; ср. лит. lytùs, lietùs «дождь» . Трубачев добавляет: Махек считает исходным *lětо (vermę), родственное лат. laetus, первонач. «прекрасный» , т. е. lětо = «прекрасное (время) «, ср. нов. -греч. καλοκαίρι «лето» от καλός «прекрасный» , καιρός «время» .
http://arbitr.msk-arbitr.ru/fasmer/p361.htm

Читайте также:  Прогулка наблюдение за птицами осенью старшая группа

Происхождение слова «осень»
др. -русск. осень, ср. : сербск. -церк. -слав. ıесень (др. -греч. φθινόπωρον, укр. о́сінь (род. п. о́сени) , болг. есента́, сербохорв. jе̏се̑н, до̏ jесени, словенск. jesȇn, чешск. jeseň, словацк. jeseň, польск. jesień. Родственно др. -прусск. assanis «осень» , готск. аsаns ж. «жатва» , др. -в. -нем. аrаn, аrn «урожай» . Далее сближают с греч. ὀπώρᾱ «конец лета, жатва» из *ор᾽ + оsаrā «после жатвы» .
http://arbitr.msk-arbitr.ru/fasmer/p470.htm

Есть еще версия, что слово «осень» происходит от ОВСЕНЬ — сын (ипостась) Бога солнца Ра. Его время от осеннего равноденствия 23 сентября до зимнего солнцестояния.
http://softoroom.net/lofiversion/index.php?t13931.html

Полностью согласен с Сергеем Севастьяновым.

Лишь добавлю, что мы имеем дело с базисной лексикой (с регулярным чередованием звуков), включающей, в том числе:

осень (русск.), ɪесень (ц. -сл.), есента́ (болг.), jesień [йесень] (польск.), assanis [ассанис] (прусск.), и т. д. — осень — «позднее», «конечное» время года; время жатвы, сенокоса, сбора урожая, переработки овса; время года, когда скошенная летом трава «осенивается», т. е. становится «сеном» (готовым продуктом на корм скоту):

sen [сен] (шв., дат.), sein [сейн] (норв.), seinn [сейнн] (исл.) — поздний; sent [се (й) нт] (шв., дат., норв.), seint [сейнт] (исл.) — поздно;

zenn- (хетт.) — кончать, заканчивать;

son [сон] (тур., азерб.), соң, соңғы (казахск.) — последний, конечный, конец;

sonbahar [сонбахар] (тур.) — осень;

sonuç [сонуч] (тур.), жинау (казахск.) — жатва, уборка урожая;

сено (русcк., болг., серб.), сѣно (ц. -сл.), сíно (укр.), sijeno [сиено] (хорв.), seno [сено] (чешск.), siano [сиано] (польск.), sаnо [сано] (кашуб.) — сено;

σανός [sanόs; санόс] (гр.) — сено;

sanë [санё] (алб.) — сено;

siena, siens [сьена, сьенс] (лтш.), šienas [шьенас] (лит.) — сено;

széna [сена] (венг.) — сено;

hein, р. п. heina (эст.), hain [хайн] (юж. -эст.), āina [аайна] (ливонск.), einä [эйня] (водск.), heinä [хейня] (фин., ижорск.), heińü [хейню] (карельск.), heiń [хейнь] (чудск.), hii̯n [хиын] (вепсск.), suoidni [суойдни] (саамск.) — сено, трава;

hay [хей] (англ.), Hau [хау] (нем.), hey [хей] (исл.), høy [хёй] (норв.), hø [хё] (дат.), hö [хё] (шв.) — сено;

hows [хоуз] (лужицк.) — овес;

höst [хёст] (шв.), høst [хёст] (норв.), haust [хауст] (исл.) — осень (время жатвы, сенокоса);

ősz [öс] (венг.) — осень;

аsаns [асанс] (гот.) — жатва;

овес, овёс (общесл.); avena [авена] (лат.) — овес; avižà [авижа] (лит.), àuza [ауза] (лтш.) — овес; Ср. [avasám; авасам] (санскр.) — пища, питание;

овсень — устар. название месяца ноябрь — связанное с переработкой овса в этот период;

oat [оут] (англ.), ate, мн. ч. atan [ате, атан] (устар. англ.) — овёс; Ср. еда; англ. eat [ит]; нем. essen [эссен] — есть, вкушать;

autumn [отом] (англ.), autunno [ау тунно] (ит.), otoño [отоньё] (исп.), autono [аутоно] (порт.), autumnus, auсtumnus [аутумнус, ауктумнус] (лат.) — осень, вероятно время переработки овса (но этимология не выведена: ‘of unknown origin’ — «неизвестного происхождения» https://www.etymonline.com/word/autumn .

Ср., аналогично, осень как время жатвы, сенокоса, сбора урожая:

> Herbst [хербст] (нем.) — осень; harvest [ха (р) вест] (англ.) — урожай, сбор урожая, ранее также осень

herb [хёрб] (англ.), erba [эрба] (ит.), hierba [хьерба] (исп.), herba [херба] (лат.) — трава;

> saak, р. п. saagi [саак, сааги] (эст.) — урожай, улов (от saa(ma) [саа (ма)] (эст.) — получать, собирать)

sügis [сюгиз] (эст.), süküs [сюкюс] (юж. -эст.), si’gž, sü’kš [сигж, сюгж] (ливонск.), sütšüzü [сютшюжю] (водск.), syksy [сюксю] (фин.), süksü [сюксю] (ижорск.), sügüzü [сюгюзю] (карельск.), šügüz [шюгюз] (чудск.), sügüz [сюгюз] (вепсск.), čakča [чакча] (саамск.), śoks [шокс] (эрз.), śokśä [шокшя] (мокш.), šə̑že [шеже] (марийск.), siźi̮l [сизыл] (удмуртск.), sus [сус] (хант.) — осень.

Источник

Осень

Осень (родственно др.-прусск. assanis — «осень», гот. аsаns — «жатва» [1] , этимологически — «время жатвы»; по толкованию Даля — от «осенять» — затенять: наступление сумрака [2] ) — одно из четырех времен года, между летом и зимой. Осень — переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура окружающей среды.

Содержание

Календарная осень

Астрономическая осень

Астрономическая осень наступает позже календарной:

Календарная Астрономическая
Северное полушарие 1 сентября — 30 ноября [3] Осеннее равноденствие (22-23 сентября) — зимнее солнцестояние (21-22 декабря) [4]
Южное полушарие 1 марта — 31 мая [5] Осеннее равноденствие (20-21 марта) — зимнее солнцестояние (20-21 июня) [4]

По количеству поступающей на землю от Солнца энергии равноденствия должны быть серединой соответствующих сезонов. Но задержка в изменении температуры (вызванная физическими свойствами воды и земли) задерживает климатические сезоны относительно астрономических. Температурная задержка изменяется в зависимости от конкретного места, поэтому в одних культурах осеннее равноденствие расценивается как середина осени, а в других — как начало осени.

До XVIII века в Московском государстве осень (есень) продолжалась от 23 сентября до Рождества Христова — то есть до 25 декабря. В каждом времени года считалось по 91 дню и по полчетверти часа.

В старинных пасхалиях осень описывалась следующим образом:

Осень подобно жене уже старе и многочадне, овогда дряхлующи и сетующи, овогда же радующися и веселящися, рекше иногда скудота плод земных и глад человекам, а иногда весела сущи, рекше ведрена и обильна плодом всем и тиха и безмятежна; в ней жизнь человека.

В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта. [источник не указан 113 дней] С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.

В Ирландии, согласно национальной метеорологической службе (Met Eireann), осенними месяцами являются сентябрь, октябрь и ноябрь. [6] Однако в Ирландском календаре, который базируется на древних кельтских традициях, осенними считаются август, сентябрь и октябрь. [7]

Климатическая осень

В средних широтах Европейской России осень можно условно разделить на пять подсезонов. [8]

1 подсезон — начало осени (длится с конца августа до второй половины сентября). Начинается с появления первых жёлтых прядей в кронах берёз, лип и вязов, а заканчивается он тогда, когда число расцвеченных и зелёных листьев становится примерно равным. В лесах появляются опенки, а в воздухе — летающая паутина, тенетник. Продолжает охлаждаться вода, но в больших водоёмах это происходит неравномерно, начиная с верхнего уровня.

2 подсезон — золотая осень (конец сентября — середина октября). В течение него листва на деревьях всё сильнее желтеет — хлорофилл прекращает свою работу. Кочевые птицы, живующие на севере, начинают откочёвывать к югу. Все холоднокровные животные из-за низких температур впадают в анабиоз.

3 подсезон — глубокая осень (вторая половина октября — начало ноября). Этот период характерен в первую очередь отлётом перелётных птиц. Птицы отлетают постепенно, реагируя на снижение среднесуточной температуры. В этот период включается отопление — в городах начинается отопительный сезон. Быстро охлаждаются приземный воздух и вода, обитатели которых проявляют всё меньше активности. Возможен первый снег.

4 подсезон — предзимье (первая половина ноября). Этот предпоследний осенний подсезон, характерной особенностью которого является листопад. Ночные заморозки становятся постоянными, и при переходе температуры через 0 вода в черенке листа замерзает, и он обламывется — листопадный лес остаётся в итоге без листьев. В предзимье начинается ледостав на водоёмах, выпадает снег, однако ещё не ложится.

5 подсезон — первозимье (вторая половина ноября — начало декабря). Является подсезоном устойчивых снегопадов и формирования временного снежного покрова, первых дневных морозов. Средняя температура начинает переходить через нулевую отметку. Начинаются первые метели. Завершается первозимье переходом в полноценную зиму после формирования постоянного снежного покрова, и установкой климатической зимы.

Природа осенью

Осенью, в преддверии зимы и заморозков, у листопадных растений (деревьев, кустарников) листья меняют цвет, опадают, вскоре деревья остаются голыми (без листьев).

Источник

Беседа про осень

Маргарита Арапова
Беседа про осень

— Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

— Уточнить приметы осени, напомнить детям название осенних месяцев.

Материал: картины с изображением осенних пейзажей, аудиозапись музыки П. И. Чайковского, ноутбук (показ презентации)

— учить детей называть характерные приметы и признаки осени.

— развивать внимание, мышление, память через игры.

— воспитывать любовь к природе

Ход беседы

Дефектолог Здравствуйте, ребята. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

У избы помоет крышу,

Отведет в берлогу Мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы ее тихонько спросим:

«Кто ты?» И услышим …

Дети. Осень.

В группе развешены картины с изображением осеннего пейзажа.

Дефектолог Ребята посмотрите на картины что там изображено? (Показ картины)

Дети. Осенний пейзаж.

Дефектолог А что такое пейзаж, объясните, пожалуйста?

Дети. Картина, на которой изображена природа, называется пейзаж.

Дефектолог Какое время года изображено на картине?

Дети. Осень.

Дефектолог. Дети, а какие еще времена года вам известны?

Дефектолог Молодцы, правильно. А сейчас назовите осенние месяцы.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. А вы любите осень? А почему? За что?

А по каким приметам и признакам вы определили, что на картине изображена осень, а не другое время года?

Осенью холодает, солнце греет мало.

Часто идут дожди, дует холодный, сильный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают

Исчезают насекомые, замерзают водоемы, происходят изменения в жизни животных.

Дефектолог Молодцы, хорошо. А теперь мы поиграем

Дефектолог Какая погода бывает осенью, если идет дождь?

Если дует ветер?

Дефектолог Если на улице холодно, какая погода?

Дефектолог Если пасмурно

Дефектолог. А когда опадают листья, как это явление называется? Можете мне сказать?

Дефектолог Молодцы, правильно, это сложное слово, в нём спрятались два простых,

маленьких слова: листья, падают.

Дефектолог. Дети, а что вы можете рассказать о птицах и животных осенью?

Дефектолог А что делают осенью люди, чем они занимаются?

Дети. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Заготавливают их на зиму.

Дефектолог Молодцы, хорошо! Ребята, а как вы думаете, осень – это какое время года, грустное или веселое?

Дети. Осень – грустная пора.

Дефектолог. Ребята вот и подошла к концу наша с вами беседа. Понравилась вам она?

О каком времени года мы с вами говорили? Что интересного узнали? Какую музыку мы слушали?

Дефектолог Молодцы, очень интересно было вас слушать. Спасибо вам.

Источник

Конспект занятия «Осень как время года»

косякова юлия
Конспект занятия «Осень как время года»

Осень как время года.

Программное содержание. Сформировать у детей обобщеное представление об осеннием сезоне по следующим признакам. :1. Меняется погода:становится все холоднее,чаще идут дожди;день становится короче,солнце греет слабее. 2.Изменяется растительность:листья на деревьях и кустарниках желтеют и опадают;увядают травянистые растения;созревают плоды и семена. 3.Животные готовятся к зиме:перелетные птицы улетают на юг,зимующие-приблежаются к жилью человека;насекомые исчезают,прячутся;заери запасают корма,утепляют норы,готовятся к спячке,линяют.

Материал к занятию:календарь природы,стихи об осени.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение А. С Пушкина»Уж небо осенью дышало».Спрашиаает детей о чем оно. Говорит,что сегодня они должны рассказать об осени все,что знаютОбращяют внимание на календари природы,вывешенные одни под дркгим в порядке месяцев. Спрашивает у детей,когда заполняли верхний (сентябьский)календарь,когда-средний (октябрьский,когда нижний (ноябрьский).Говориь,что по этим календарям можно рроследить,какие изменения произошли осенью.Вопросы:»Какая погода была в конце сентябоя (октября,ноября?Как она менялась?Как это видно из календарей?»После ответов детей подготовится ответ изменений погоды осенью. Воспитатель с помощью вопросов помогает детям рассказать,как изменилась живая природа:»Что произошло с деревьями и кустарниками за три месяца?Как это видно из календарей?Как менялся покров земли?Как это отмечено в календарях?

Затем воспитатель обсуждает с детьми состояние животного мира осень.Вопросы:»Что произошло с насекомыми?Когда исчезли они?Как видно из календарей?Изменился ли состав птиц на участке?Куда исчезли скворцы,ласточки идр. ?Какие птицы чаще стали появляться на участке?Почему?»После ответа детей воспитатель подводит итог об изменених в живой природе осенью,которые можно проследить по календарям. Предлагает рассказать,какие изменения наступают в жизни лесных зверей осенью,назвать все главные признаки осени по порядку,чтобы можно было понять,что такое осень.

Если дети затрудняются дать развернутое определение осени,то воспитатель дает его самОсень-это такое время года,когда в природе все меняется:день становится короче,солнце греет слабее,становится холоднее с каждым днем,часто идут дожди,небо пасмурное,хмурое. Листья желтеют и опадают,вянут цветы и травы. Насекомые прячутся в опавших листьях,под корой. Перелетные птицы улетают на юг,зимующие-переселяются поближе к жилью человека.Звери в лесу готовятся к зиме:запасают корма,линяютутепляют норы,готовятся к спячке».Прелагает 1-2 детям повторить это обобщение.

В заключение занятия дети читают стихотворентя Е. яТрутневой «Осень»,А. Толстого»Осень».

Фотоочерк «Весна — прекрасное время года!» Природа весной — это особый мир, который поражает своей необыкновенностью. За короткие три весенних месяца природа успевает пережить огромные.

Конспект интегрированного занятия «Осень, осень в гости просим» для средней группы Конспект интегрированного занятия для средней группы Тема: «Осень, осень в гости просим!» Воспитатель: Щепкина Т. В. Цель: Создание условий.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Осень золотая, время урожая» (старшая группа) Конспект интегрированной образовательной деятельности «Осень пора золотая, осень пора урожая» (старшая группа) Легошина Мария Александровна.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе Тема: «Осень, осень в гости тебя просим» Цель: • Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе. • Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих.

Оформление стола «Время года» В моей группе есть очень интересный уголок. В нём стоит столик с коричневой шторкой. Это стол называется «Время года». На нём, в соответствии.

Осень — прекрасное время года. Оформление младшей группы Осень – прекрасное время года. Деревья одеваются в разноцветные наряды и радуют глаз. В процессе познания природы не только формируются.

Осень — удивительное время года Осень! Сколько всего в этом слове! Тепла, солнца, золота, торжественности, величия, спокойствия. Сколько грусти и печали, счастья и любви.

Фотоотчет «Осень — замечательное время года» Осень- замечательное время года. Как красиво на улице, ведь и правда деревья оделись в яркий наряд. Листья золотые падают, летят, Листья.

Панно «Мне нравится любое время года» Чтобы воспитать в детях любовь к родной природе, мы сшили панно со сменными деталями на липкой ленте. Мы постарались показать всю красоту.

Источник

Оцените статью