- Краткий анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало…» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Размер, рифма и строфика
- 15. Художественное своеобразие произведения
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Стихотворение и анализ «Уж небо осенью дышало…»
- Краткое содержание
- Анализ
- История создания
- Размер и средства художественной выразительности
- Проблематика и основная идея произведения
- «Пушкинское слово» как средство художественной выразительности в лирическом стихотворении ” Уж небо осенью дышало…”
Краткий анализ стихотворения «Уж небо осенью дышало…» по плану
1. История создания
Фрагмент строфы из 4 главы романа Пушкина «Евгений Онегин», посвящённый наступлению осени, многими воспринимается как отдельное стихотворение.
Однако это часть большой панорамы образов русской природы, представленных в произведении.
Роман «Евгений Онегин» создавался на протяжении 7 лет: с 1823 по 1830 год. А над данным фрагментом поэт работал поздней осенью в 1824 года в Михайловском.
2. Литературное направление
Данный стихотворный фрагмент, как и весь роман, написан в реализме.
Образы привязаны к реалиям русской природы: туману, караванам улетающих гусей, скуке окружающего пейзажа. Они описывают не отвлечённый романтический мир, а вполне узнаваемый среднерусский пейзаж.
3. Род
Отрывок представляет собой небольшое, чисто лирическое произведение и может восприниматься как образец пейзажной лирики.
4. Жанр
Данный фрагмент является строфой романа за вычетом из неё первого четверостишия. Формально назвать его стихотворением нельзя.
Однако в том виде, в котором он попадает в учебники, текст воспринимается как законченное лирическое стихотворение из 10 строк.
5. Проблематика
Стихотворный отрывок не называет прямо, но косвенно затрагивает проблему отношения человека к смерти. Он посвящён постепенному приходу осени и чувствам, которые она вызывает.
6. Тематика
В стихотворении присутствует тема наступления осени. Постепенное угасание природы ассоциируется с умиранием. Время словно замедляет ход, природа готовится к зиме.
7. Идея
Идея стихотворения заключается в том, что осенью мир становится печальнее и тише. Гаснут краски неба и земли, люди и животные ищут тёплые укрытия.
Мир природы уже не кажется лучезарным, как весной и летом. Он таит в себе угасание, становится скучным и грустным.
8. Пафос
Пафос стихотворения заключается в том, что поэт способен любоваться даже печальной картиной осени. Пушкин с нежностью передаёт нам весть о том, как трогательно и величественно стареет тронутая ноябрём земля, любуется караванами гусей и желтеющими лесами.
9. Система образов
Фрагмент содержит пейзажные образы: «ложился на поля туман», «лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «гусей крикливых караван тянулся к югу». Все они складываются в единый образ осени.
Они помогают живо ощутить изменения, происходящие в природе осенью и сравнить их с собственными воспоминаниями об этом времени года.
10. Центральные персонажи
Явления природы опоэтизированы Пушкиным. Можно сказать, что главный персонаж фрагмента – сама осень.
Её образ складывается из других художественных образов. Величественный и тихий приход осени подчёркивается «печальным шумом» лесов, криками отлетающих птиц, постепенным угасанием солнца.
11. Лирический герой
Лирическим героем является сам автор.
Поэт называет это время года «довольно скучной порой», из чего можно понять, что ноябрь, в отличие от более ранней «золотой осени» не является любимым месяцем Пушкина.
12. Сюжет
Сюжет поэтического фрагмента складывается из описания нескольких явлений.
В первой строфе говорится об общих изменениях в мире: убыванию светового дня, ином качестве воздуха и света.
Вторая строфа описывает более конкретные детали пейзажа: листопад и отлёт птиц.
В двух итоговых строках заключён вывод о том, что приближается ноябрь.
13. Композиция
Композиция стихотворения – линейная.
- Завязка присутствует в первой строфе,
- развитие действия – во второй,
- а вывод – в итоговом двустишии.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение «Уж небо осенью дышало» написано четырёхстопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм.
Так как оно представляет собой фрагмент одной строфы романа, сохраняется рифмовка, характерная для «онегинской строфы».
В первом четверостишии рифмовка параллельная, во втором – кольцевая. Итоговое двустишие имеет парную рифму.
Схема рифм выглядит так: ААББ ВГГВ ДД.
15. Художественное своеобразие произведения
Большую роль играет в данном фрагменте звукопись. Помимо прямой передачи звуков осени (крикливые караваны гусей, печальный шум леса), поэт использует:
- ассонансы («у», «о», «ы», «и»)
- и аллитерации («ж/ш», «з/с», «к», «л»).
Все это прорисовывает мрачный, угрюмый фон картины, замедляет поэтическую речь, делая её неторопливой и таинственной.
Лексика стихотворения понятна современному читателю. Вместе с общелитературными поэт использует книжные слова («сень», «обнажалась», «уж»). Так он слегка приподнимает предмет изображения над обыденностью, подчёркивает величие осени.
Пушкин выстраивает предложения с прямым порядком слов, но иногда прибегает к инверсии («лесов таинственная сень»). Такая перестановка слов подчёркивает прелесть и поэтичность этого образа, заставляет обратить на него особенное внимание.
16. Средства художественной выразительности
Пушкин широко использует средства художественной выразительности.
Текст украшают эпитеты: «лесов таинственная сень», «с печальным шумом» и ёмкие определения с прямым значением «гусей крикливых караван», «довольно скучная пора».
Встречаются в нём и метафоры: «сень лесов», «солнышко блистало».
Важное место отведено олицетворениям: «небо дышало», сень лесов «обнажалась», туман «ложился», пора «приближалась», ноябрь «стоял». Благодаря их использованию, картина угасания не выглядит статичной. Даже умирая, природа живёт, движется и дышит.
17. Значение произведения
Стихотворение достоверно и точно описывает очень специфическое и, на первый взгляд, далёкое от поэзии время поздней осени.
Даже пасмурный ноябрь у Пушкина прекрасен. В угасании тоже есть своя прелесть.
18. Актуальность
Вечный мир природы наполняет нас радостью и печалью каждый раз, когда наступает то или иное время года. Именно поэтому стихотворение Пушкина о ноябре всегда будет актуальным.
19. Моё отношение
Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» кажется мне грустным и немного унылым, но, несмотря на это, в нём чувствуются любовь и внимание Пушкина к русской природе.
Оно западает глубоко в память и остаётся там навсегда. Пушкин очень тонко почувствовал и передал в своей поэзии переход от осени к зиме.
20. Чему учит
Данное произведение учит находить прекрасное во всём. Любуясь картинами осенней природы, Пушкин выбирает самые поэтичные стороны бытия и заражает читателя своим восторгом, жизнелюбием, наблюдательностью.
Так и хочется побродить вместе с поэтом по опушкам осеннего леса, полюбоваться паутинками на ветках и жёлтыми травами…
Пушкин учит нас любить жизнь во всех её проявлениях.
Источник
Стихотворение и анализ «Уж небо осенью дышало…»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Краткое содержание
Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» – лишь небольшая часть из обширной панорамы русской природы, изображенной в романе «Евгений Онегин». Поэт описывает скучную картину поздней осени – конец октября. Пасмурное небо, затянутое тучами, моросящий дождик, – все пропитано духом осени. Солнышко пока еще греет, но в нем уже нет летней блистательной яркости, и оно все раньше скрывается за горизонтом, дни становятся короче.
Осенний туман. Фотография
Слышится шум опадающих листьев, поля покрываются густым туманом. Усиливает скучное настроение караван улетающих на юг гусей. Все говорит о наступающем увядании. Приближается ноябрь…
Анализ
История создания
Пейзажную зарисовку «Уж небо осенью дышало…» А.С. Пушкин написал в селе Михайловское, в 1824 году, в свет оно вышло вместе с пятой главой романа «Евгений Онегин» в 1828 году. Поэт создавал его в свою самую любимую пору, но не «золотой осенью», когда, по его словам, ему работалось особенно легко и плодотворно, а в преддверии ноябрьских холодов. Произведение можно назвать лирическим отступлением из четвертой главы романа «Евгений Онегин», которое стало самостоятельным стихотворением.
Стихотворение относится к реалистическому направлению в литературе. По жанру же оно настолько соответствует всем канонам классической пейзажной лирики, что его можно сравнить с живописной картиной художника.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб. Чередование рифмы – мужская – женская. Последние две строки имеют парную рифму.
В стихотворении автор широко использует средства художественной выразительности. Эпитет «лесов таинственная сень» указывает на то, что в густом лесу многое может быть скрыто от глаз, слышатся лишь таинственные шорохи веток, листвы. Когда же листья «с печальным шумом» опали и лес обнажился – исчезла и таинственность. Небо Пушкин сравнивает с человеком, его дыханием, применяя олицетворение «уж небо осенью дышало».
Определение «гусей крикливых караван» говорит о том, что своим криком гуси прощаются с летом и тем местом, откуда им предстоит длинное путешествие в теплые края.
Для того, чтобы читатель представил себе звуки природы, автор использует прием, называемый аллитерацией, когда повторяются согласные звуки, создающие звуковой образ. В этом стихотворении Пушкин удачно использовал чередование звуков «с-ч-ш-ж» — «С пеЧальным Шумом обнаЖалась».
Большую роль в стихотворении играют глаголы. Здесь они выступают в качестве олицетворений: туман «ложился», ноябрь «стоял», небо «дышало», пора «приближалась». Благодаря этому приему, образ природы не кажется неподвижным, а продолжает жить, дышать и двигаться, несмотря на общую картину увядания.
Проблематика и основная идея произведения
А.С. Пушкин очень талантливо описал совсем не располагающее к поэзии время года – позднюю осень. Пасмурный день поэт изобразил так, что угасание природы вызывает у читателя не меньшее восхищение, чем ее расцвет.
Автор показывает, что чудесными могут быть не только весна, лето, зима или «золотая осень». Несмотря на опавшие листья , наступление холодов, отлет птиц, природа остается такой же величественной и прекрасной. Главная мысль стихотворения – любовь к природе родного края, умение увидеть в ней нечто необыкновенное, независимо от времени года.
Источник
«Пушкинское слово» как средство художественной выразительности в лирическом стихотворении ” Уж небо осенью дышало…”
Урок по литературному чтению в 3 классе.
Тема: «Пушкинское слово» как средство художественной выразительности в лирическом стихотворении ” Уж небо осенью дышало…”
Цели урока:
1. познакомить с биографией великого поэта;
2. пробудить интерес к творчеству поэта;
3. раскрыть содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
4. развивать навыки выразительного чтения;
5. развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
6 воспитывать любовь к природе.
Задачи:
Образовательные:
— сформировать навык творческой деятельности и обеспечить настрой учеников на урок;
Развивающие:
— развивать интерес к художественному слову и умение выразительно читать,
формирование в классе здоровье сберегающего пространства;
включение в урок элементов оздоровительной направленности.
Воспитывающие:
— воспитывать: трудолюбие, способность к взаимопониманию, уважение к мнению товарищей, а также ответственность за выполнение коллективной работы; развивать практические потребности вести здоровый образ жизни.
Формировать У У Д:
Познавательные : учить строить высказывания в устной форме; развитие монологической речи обучающихся; учить передавать своё настроение при выразительном чтении стихотворений;
Личностные : учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; понимание предложений и оценок учителя, товарищей.
Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации.
Коммуникативные : развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения; приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование : Экран, проектор, учебник 3 класса «Литературное чтение» В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, рисунки к произведениям, портрет А.С.Пушкина, выставка книг автора, тексты для работы.
Методы : монологический, диалогический, исследовательский.
Использование современных технологий и методов обучения : проблемное обучение, метод проектов, использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках, приём ученики в роли учителя, метод организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный, наглядный метод, методы стимулирования обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха, практический метод и частично-поисковый, здоровьесберегающая технология представлена физминутками.
I. Организационный момент.
II. Речеведческая пятиминутка. (У каждого на партах текст.)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Учитель.
Прочитайте разной интонацией. О чем это стихотворение?
Прочитайте стихотворение про себя, найдите в тексте глаголы, выделите их карандашом. Прочитайте только глаголы.
Прочитайте стихотворение, выделяя голосом прилагательные .
Прочитайте стихотворение медленным темпом.
Прочитайте стихотворение выразительно по строчке: девочки, затем мальчики. Начинаем с девочек.
Молодцы! Откройте учебник на странице 81.
III. Учитель. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. (Великие русские писатели).
Как вы думаете, кого из русских писателей можно назвать «Великим» А.С. Пушкина (размышления).
Совершенно верно, А.С.Пушкин входит в нашу жизнь с раннего детства и остается на всю жизнь.
«Благословен и день, и час, когда с теплом родного крова впервые к каждому из нас приходит пушкинское слово…»
lV . Проверка домашнего задания: Вы были разделены на 3 творческие группы.
1 группа – историки. Работали вы по теме: « А.С.Пушкин – история России».
2 творческая группа – литературоведы. Работали по теме: «А.С. Пушкин — литературное наследие России».
3 группа работала по теме: «Мой А.С. Пушкин в искусстве». Сейчас каждая группа представит свою работу.
V. Выступление творческих групп.
1 группа. Ученик. 6 июня 1799 г . в семье небогатого дворянина родился мальчик, ставший величайшим русским поэтом и писателем – А.С.Пушкин. В семье Пушкиных кроме Саши воспитывались ещё двое детей: старшая сестра Ольга и брат Левушка.
2 ученик. Все дети в семье Пушкиных получили хорошее воспитание и образование: хорошо читали, рисовали, знали французский язык.
3 ученик. Родился Саша в Москве. До наших дней место рождения Пушкина (само здание) не сохранилось.
4 ученик. Из взрослого окружения особенную роль для Саши сыграли бабушка – Мария Алексеевна и няня – Арина Родионовна, которую он очень любил всю жизнь и ласково называл её «мамушка».
5 ученик. Третий человек, с которым Саша играл и ходил на прогулки, был Никита Тимофеевич Козлов – личный слуга семьи Пушкиных. Всю жизнь он сопровождал Александра Сергеевича. К сожалению, изображение Никиты Тимофеевича не сохранилось.
6 ученик. С 12 до 18 лет Саша обучался в Петербургском Царскосельском лицее. Прожил гениальный писатель и поэт не многим больше 37 лет, но оставил после себя богатейшее литературное наследство. Сегодня вряд ли найдется такой человек, который бы не знал хоть одного произведения великого Пушкина! Таким наша группа увидела А.С.Пушкина.
Учитель. 2 группу. 1 ученик. Наша группа работала по теме: «А.С. Пушкин — литературное наследие России» . Значение творчества А.С.Пушкина для русской литературы бесценно. Издания книг Пушкина выходят не только на русском языке. Его произведения переведены и издаются на большинстве языков мира. 2 ученик. (Выставка книг) . Чтобы собрать выставку книг Пушкина, наша группа обращалась за помощью к родителям в семейные библиотеки, школьную и городскую библиотеки.
3 ученик. Наша выставка книг будет работать 3 дня, каждый может с ней ознакомиться.
4 ученик. Также наша группа подготовила кроссворд и викторину по сказкам Пушкина (показ). На классном часе мы проведем викторину. Таким наша группа увидела великого А.С. Пушкина.
VI. Физминутка.
3 группа (Выставка рисунков).
1 ученик. Наша группа работала по теме: «Мой Пушкин в искусстве». Цель нашей работы – нарисовать рисунки по произведениям А.С.Пушкина. Вот что у нас получилось.
2 ученик. Мне кажется, наши рисунки объединяет одно настроение: сказочное, радостное. Читая сказки Пушкина, я представляю что-то волшебное, поэтому я нарисовала сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Это моя любимая сказка!
3 ученик. «У Лукоморья…» (четверостишие).
Эти строки мне полюбились еще с детского сада, поэтому мне захотелось отобразить их в своем рисунке.
4 ученик. Я нашел иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Их изобразил иллюстратор Иван Яковлевич Билибин. Они были использованы в мультфильме по этой сказке.
5 ученик. Мой Пушкин – поэт мечтатель, сочинитель. Я решила нарисовать несколько персонажей. Вот таким наша группа увидела великого Пушкина.
VII. Физминутка.
Vlll . Работа над стихотворением.
Учитель.
У каждого человека есть свое любимое время года, у Александра Сергеевича любимым временем года была осень. «И каждой осенью я расцветаю вновь», — писал великий Пушкин. Именно осенью были написаны его самые известные произведения. В старших классах вы познакомитесь с большим по объему произведением – романом «Евгений Онегин». Пушкин работал над ним долгие 7 лет и именно осенью он закончил писать этот роман. А сегодня мы познакомимся с отрывком из романа «Евгений Онегин».
— Закройте глаза и послушайте этот отрывок. (Исполнение учителя)
— Какое настроение передал нам А.С.Пушкин? (Работаем со словарем настроений).
— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Работаем со словарем чувств).
— Какие картины вы представили при слушании?
— Захотелось ли вам его перечитать?
— Прочитаем стихотворение еще раз. Откройте стр. 86.
Стихотворение лирическое — выражающее чувства и переживания, поэтому мы будем читать его медленно, вдумчиво, по строчке. (Читают сильные ученики по строчкам)
Уж небо осенью дышало,
— Как поэт говорит о небе? Как вы понимаете это выражение?
— Какое средство художественной выразительности использовал автор (олицетворение)
Попробуйте словесно нарисовать это небо. (небо стало серое, тусклое, низкое)
Уж реже солнышко блистало,
— Как Пушкин называет солнце? (Ласково)
— Что он говорит о нем?
— Что значит реже?
Подберите синонимы к слову блистало. (блестит, сияет, сверкает)
— Прочитаем следующую строчку.
Короче становился день,
— Что поэт хотел сказать нам этими словами?
— Что в этой строчке означает слово «короче»? Подберите синоним. (меньше)
— В каком темпе нужно читать эти строчки? (в медленном)
— Прочитайте эти 3 строчки выразительно.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
(Дать оценку. Ты читал медленно, красиво. Молодец!)
— Прочитайте следующую строчку.
Лесов таинственная сень
— О чем в этой строчке говорит Александр Сергеевич?
— Все ли нам понятно?
— Кто знает, что такое сень?
— Где мы можем узнать значение этого слова? (стр.218 словарик)
— Открываем, читаем, что означает слово «сень»?
— Сень – это покров. О каком покрове в стихотворении говорит Пушкин? (Покров осенних листьев)
— Какой эпитет использовал поэт? (таинственная)
— А почему сень таинственная?
— Прочитайте следующую строчку.
С печальным шумом обнажалась. (раздевалась)
— Кто может раздеваться? (человек)
— Какое художественное средство использовал Пушкин? ( олицетворение)
— Почему таинственная сень обнажалась с печальным шумом? (Жалко деревья терять красивую листву, свой покров).
— Печальный шум – это такое средство языковой выразительности ? (эпитет)
— Прочитайте следующую строку.
Ложился на поля туман.
— Какую картину представили?
— Кто может ложиться? (человек)
— Какое средство языковой выразительности использовал Пушкин? ( олицетворение)
— Прочитайте выразительно эти 3 строки:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
— Прочитайте следующие 2 строки до знака препинания двоеточия:
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
— Ребята, что такое караван? (Группа животных, идущих друг за другом).
— Говорили ли мы, что птицы летят караваном? А как летят птицы? (стаями, клином, косяком)
— Какое средство использует Пушкин. ( Метафора – переносное значение)
— Какой эпитет использует поэт, описывая гусей. ( эпитет «крикливых»)
— Почему гуси крикливые?
— А о чем они кричат, покидая родные края? (боятся отбиться от стаи, прощаются до весны с Родиной.)
Следующая картина. Читаем до точки запятой.
Приближалась довольно скучная пора;
— Почему Александр Сергеевич назвал позднюю осень «скучной порой»?
— Читаем последнюю строку:
Стоял ноябрь уж у двора.
— Что понимаем в последней строке?
— Что сообщил нам великий Пушкин?
— Ребята, внимательно посмотрите на стихотворение и скажите сколько в нем предложений. (1) Почему? (1 точка).
— Видите, насколько был талантлив Пушкин, уместив целую словесную осеннюю картину в 1 предложении. Как мы можем озаглавить это стихотворение? (Мнение учеников)
— В каком темпе мы будем читать это стихотворение?
l X.С/р. Чтение стихотворения про себя, расстановка пауз, логического ударения.
X. Игра в актеров. (Выразительное чтение стихотворения на фоне осеннего пейзажа у доски)
XI. Работа в печатной тетради. (Самостоятельно стр. 39 №1) (Проверка)
XII. Домашнее задание.
Заучивание стихотворения наизусть. (на партах листы с черно-белым осенним пейзажем, раскрасить пейзаж, согласно своему чувствованию этого стихотворения).
2. На уроке музыки вместе с учителем подобрать музыку к этому стихотворению. На следующем уроке будем читать это стихотворение под музыкальное сопровождение.
XI ll .Итог урока.
— Я узнал…
— Я научился…
— Я могу…
— Я хочу поблагодарить…
— Мое настроение…
X l V. Рефлексия «Звездопад».
Зеленая звезда – у меня все получилось…
Желтая звезда – я испытывал затруднения…
Красная звезда – мне было не интересно…
Улыбнитесь друг другу!
Источник