Подготовительная группа описание картины осень

Составление описательного рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в подготовительной группе

Венера Богданова
Составление описательного рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины

И. С. Остроухова «Золотая осень»

• Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.

Воспитывать у них Цель: Обучение детей составлению описательного рассказа по картине.

• Продолжать обучать детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.

• Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем. Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.

• Развивать образную речь детей при описании природы. Поощрять высказывания детей.

любовь к природе и развивать эстетический вкус

Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения; совершенствовать монологическую речь детей, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально, узнавать образы осенней сказки в звуках музыки, стихах, картине художника. Обогащать словарь детей.

Интеграция образовательных областей:

«Чтение художественной литературы»

Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Закрепить знания детей об осенних месяцах.

Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности; приобщать к изобразительному искусству.

Развивать у детей способность эмоционально воспринимать музыку.

Приобщать к музыкальному искусству.

Оборудование: репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень», музыкальная запись произведений из альбома А. Вивальди «Осень»

Цель образовательной ситуации:

Учить проникновению в картину, развивать фантазию и воображение детей, создавая необходимое настроение.

Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её достоинства, делиться впечатлениями.

Воспитывать интерес к дальнейшему рассматриванию пейзажа.

Вызывать у детей эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлений природы.

Развивать у детей воображение, творчество, умение видеть в живописи средства выразительности – цвет от яркого до темного, форму от мелкой до крупной.

Активизировать словарь: зеленоватые, золотистые, узорчатые.

Произведения изобразительного искусства: репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке признаков осенней природы. Экскурсия в сквер. Рисование осеннего дерева (березы, клена). Рассматривание иллюстраций и картин (разных художников)осенние пейзажи.

Содержание образовательной ситуации:

— Здравствуйте ребята, нам в группу подарили новую книжку, в ней я нашла интересное стихотворение – загадку, об одном из видов искусства. Сейчас я вам ее загадаю, а вы попробуйте отгадать, о каком виде искусства в ней говорится?

Если видишь на картине

Или ель и белый иней,

Или чад и облака,

Или снежная равнина

Или поле и шалаш, —

Обязательно картина

— Правильно пейзаж, а кто рисует пейзажи? (Пейзажи рисуют художники -пейзажисты).

— Мы с вами знаем, что изображение природы, леса, луга, реки, моря, написанные художником, называются — пейзажем. Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться изобразить и выразить своё отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как её увидел только он один. То особенное, что ему открылось, и что он вложил в привычные очертания деревьев, снега, неба, художник передает в своей картине.

— Сегодня я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Толстова «Осень».

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

— Какие строчки из стихотворения особенно вам понравились? Почему именно эти?

— Поэты и писатели словом передают красоту осени. Вы услышали сейчас стихотворение об осени, ясно себе представили осеннее утро, золотую листву, гонимую ветром. А художники передают красоту осени на полотне, красками. Мы с вами рассматривали много иллюстраций и картин об осени, а сейчас перед нами репродукция картины художника И. С. Остроухова «Золотая осень».

— Что вы видите на картине? Что изображено на переднем плане? Посмотрите внимательно и скажите, что самое яркое на ваш взгляд в картине? (Деревья) Какие деревья? (Клен и береза) Какое время года изображено на картине? (Осень) Посмотрите внимательно и скажите, что самое яркое в картине? (осенние листья). А что можно сказать об этих листьях? Какие краски использовал художник? (Листья клена и березы, они не просто желтые, они словно светятся; листья устлали всю землю). Да, среди желтых листьев клена и березы есть и другие литья. Какие они? (Вверху они зеленоватые, а внизу и на земле много красноватых, коричневых, и оранжевых листьев). Вы почувствовали, что от этих листьев нам становится теплее. Почему? Ведь художник изобразил ранее утро, солнце еще не взошло, а от этих листьев светло. (Желтый цвет – яркий, теплый, он ярко выделяется на темном фоне земли, черных стволов). Как вы думаете, что художник хотел этим нам рассказать? (Осень красивое время года, осень — золотая пора). Посмотрите на землю, какими красками воспользовался художник, рисуя землю? (Краски все темные). А почему темные? (Прошел дождь, земля сырая, земля вся в тени). А что так радует глаз, когда мы смотрим на землю? (Листья. Они лежат разноцветным ковром). Да, листья устлали землю разноцветным ковром. Здесь и желтые, и зеленые, и коричневые, и красноватые листья. Посмотрите, как художник выписывает каждый листок. На темном фоне земли они видны четко, естественно. А что вы видите дальше в глубине картины? (Деревья, покрытые желтыми листьями, сороки на тропинке, кусты). А как вы думаете почему сороки опустились вниз на тропинку? (Раннее утро. Кругом тихо. Птицы никого не боятся.) Какое настроение передает художник в своей картине? (Грустное, печальное). Почему грустно смотреть на опавшие листья, пожелтевшие деревья? (Природа прощается с летом).

О золотой осени у А. С.Пушкина есть прекрасное стихотворение:

….Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса

– Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отделенные седой зимы угрозы.

(При чтении подчеркнуть печальные интонации стихотворения).

— Как вы считаете, может это стихотворение описывает картину И. С. Остроухова «Осень»? Как вам кажется, что главное в картине? А как художник показал это главное? (Яркие листья на фоне темных деревьев, сырой земли, легкого утреннего тумана, в парке тихо, спокойно, после дождя все успокоилось, притихло. Деревья очень большие, листья резные, яркие и т. д.) А что красиво и приятно для вас, какие чувства вызывает у вас эта картина?).

— Посмотрите на картину еще раз, очень внимательно и прислушайтесь к себе, к своим ощущениям, а я вам пока расскажу о художнике Илье Семеновиче Остроухове, и о том что я чувствую, глядя на эту картину.

— Художник И. С. Остроухов родился в России. С детства он любил свой родной край, часто убегал в поле, в лес, любовался природой, замечал, как она просыпается весной, как на полях и лугах расцветают первые цветы, очень любил слушать пение птиц в лесу. Будучи уже взрослым, он часто уходил в лес, взяв с собой холст, краски, садился где-нибудь в укромном уголке и рисовал до позднего вечера. Однажды он забрел в дальний уголок леса. Вечером прошел дождь, воздух был свеж. Художника поразили два дерева,растущие рядом: береза и клен. Ничто не нарушало тишину уголка парка. Две белогрудые сороки опустились на дорожку, легкая голубизна утреннего тумана как бы смазывает рисунок листвы деревьев дальнего плана. На переднем плане ярко светится пышное золото клена, ветви которого пригибаются к земле, усыпая ее ковром своей листвы. Художник тщательно выписывает каждый резной листик, передает разнообразие оттенков – золотистых, зеленоватых, оранжевых, коричневых. Он любуется сам и предлагает нам любоваться красотой их узорчатой формы, богатством цвета, благородством соотношения глубокого черного цвета стволов, царственного багрянца листьев и травы.

— Ребята, мы рассмотрели интересную картину, послушали рассказ о художнике. А теперь скажите, о чем вам подумалось, о чем мечталось или вспомнилось, когда вы смотрели на картину? Чем понравилась вам эта картина? как бы вы назвали картину?

Дети. Золотая пора. Спокойная осень. Добрая Волшебница.

Восп. Физминутка. Когда я буду называть перелётных птиц вы машите руками, а если птица зимующая –садитесь на корточки. (ворона грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец)

— Ну а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев,и о листьях, и о погоде, и о небе, и о поляне, и о сороках.

На картине художник изобразил золотую осень. Тихо в лесу, природа засыпает. И всё таки, осенняя пора самая яркая и красивая. Деревья одеты в красивый наряд из ярко-жёлтых, золотых, оранжевых листьев. Листья кружатся, летят, и падают на землю, складываются в разноцветный ковер. На лесной тропинке сидят белобокие сороки. Сквозь деревья проглядывает осеннее холодное небо.

Воспитатель: — Какая же главная мысль этой картины? Я думаю,что художник хотел сказать: — Как прекрасна наша родная русская природа! Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь.

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные.

Конспект занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. Составление описательного рассказа «Осень» Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Тема: Составление описательного.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по развитию речи в подготовительной группе ТЕМА: «Составление описательного рассказа.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Составление описательного рассказа об игрушках по мнемотаблице» Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Составление описательного рассказа об игрушках по мнемотаблице» с использованием.

Конспект итогового занятия для подготовительной группы «Составление описательного рассказа по картинам «В лес за сказкой» Конспект занятия для подготовительной группы на тему: Составление описательного рассказа по картинам «В лес за сказкой» (итоговое, виды.

Конспект занятия по речевому развитию. Составление описательного рассказа на тему «Поздняя осень» МДОУ «Детский сад № 70 комбинированного вида» Конспект НОД по речевому развитию Подготовительная к школе логопедической группы №3 Составление.

Конспект занятия в средней группе «Составление описательного рассказа по игрушке» Конспект занятия в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке» Цель: Учить составлять описательный рассказ по вопросам.

Составление описательного рассказа по картине «Весна» в средней группе Коррекционно-образовательные цели: обучение составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины. Формирование словаря.

Составление описательного рассказа в подготовительной группе «Моя улица, мой дом» с опорой на мнемосхему Цель: Закреплять знания детей о том, на какой улице живет ребенок, умение рассказать какая улица, на которой он живет (название,.

Составление описательного рассказа «Поздняя осень» Конспект образовательной деятельности для детей 5-7 лет Тема: «Составление описательного рассказа «Поздняя осень» с элементами мнемотехники».

Источник

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень»

Oльга Евсеева
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень»

Тема: Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Золотая осень».

Задачи: Продолжать формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине;

Учить детей употреблять в речи сложноподчиненные предложения в описании природы.

Развивать устную речь, умение составлять связные монологические высказывания описательного рассказа.

Уточнять и расширять словарь по теме «Осень».

Улучшать общую моторику и координацию движений.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Предварительная работа. Экскурсии в осенний парк, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок на тему «Осень», чтение стихотворений, рассказов, загадок, наблюдение на прогулке.

Материалы: сюжетная картина по теме «Золотая осень», использование средств ТСО.

Дети под музыку «Осенние дрожки» (О. Полякова, В. Орлова) заходят в зал.

— Ребята, послушайте стихотворение

Плащ золотистый она надевает,

Теплое лето она провожает.

Птиц отправляет дожди и туманы.

— О каком времени года говорится в стихотворении?

— Сегодня мы поговорим с вами об осенней поре. Побываем в царстве золотой осени (присаживайтесь на стулья).

— Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

— Тучки солнце закрывают?

— Колючий ветер прилетает?

— Туманы осенью плывут?

— Ну а птицы гнезда вьют?

— А букашки прилетают?

— Звери норки закрывают?

— Птичьи стаи улетают?

— Солнце светит очень жарко?

— Можно детям загорать?

— Ну а что же надо делать?

(куртки, шапки надевать).

Молодцы, вы были очень внимательны.

1. Слетают с ветки золотые монетки (осенние листья).

Какие листья бывают осенью? (золотые, желтые, багряные, коричневые)

2. Без рук, без ног, а ворота открывает? (ветер)

Какой ветер осенью? (холодный, колючий, порывистый, принизывающий)

3. Сито большое, сито – голубое (небо) Какое небо осенью? (темное, облачное, серое, пасмурное, хмурое, покрытое тучами)

4. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним прочь бегут (дождь)

Дождь, какой осенью? (холодный, моросящий, мелкий, осенний)

Чем пахнет осень? (грибами, хвоей, прелыми листьями)

А сейчас пойдем на осеннюю полянку и отдохнем.

Физминутка под музыку «Осень наступила» О. Полякова, В. Орлова

— Ребята, обратите внимание какую красивую картину подарила нам осень.

Рассмотрим картину.

— Какое время года изображено на картине? (золотая осень)

— Как вы догадались? По каким приметам?

— Какие стоят деревья в лесу?

— Что же происходит с травой, цветами? (цветы вянут, трава желтеет)

— Что еще изображено на картине? (река)

— Что можно сказать о ней? (речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками).

— А кто стоит на берегу реки? (на берегу реки стоят рыбаки).

— Как одеты рыбаки?

— Что вы еще видите на картине? (птиц).

— Что делают птицы? (птицы собираются в стаи и прощальными криками улетают в теплые края).

— А что делают звери в лесу? (звери меняют шубки летнюю, на зимнюю).

— Посмотрите вдалеке за лесом деревня, там живут люди.

— Что делают люди осенью в деревне? (убирают урожай овощей и фруктов).

— В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами».

Послушайте мой рассказ

Наступила осень. Небо голубое и высокое, но часто появляются облака и тучи, моросит мелкий дождь. Трава постепенно желтеет, но еще много осенних цветов. Листья на березе совсем пожелтели, на осинке они стали красными, только елочки да сосны зеленые. Люди одеваются в теплые куртки, пальто, сапоги.Жизнь животных изменилась: еж залегает в зимнюю спячку до весны, зайчик меняет серую летнюю шубку на белую, зимнюю, чтобы спрятаться от лисы на снегу. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди убирают урожай в садах и огородах, делают осенние посадки и посевы.

— Я предлагаю составить свой рассказ по картине по картине.

— Ребята, нужно преобразить скучную осеннюю картину яркими нарядными красками.

— Мы будем маленькими художниками, передадим красоту осени в аппликации. Дети под спокойную музыку выполняют коллективную работу.

Итог. Возьмем эту картину на память о нашей встрече с золотой осенью.

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие игры и развлечения со словами, 2008

2.1000 загадок В. Г. Лысаков, 2006

3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. 2011

4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы, 2005

5. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Золотая осень. Часть 2», 2004

Перспективное тематическое планирование по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Перспективное тематическое планирование по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Дружба крепкая» сентябрь НОД.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Источник

Читайте также:  Васильев алексей художник осенние пейзажи
Оцените статью