Поэт одушевляет осень как называется этот художественный прием
Укажите приём одушевления неживого, к которому автор прибегает в строках:
И только радуги в тумане
Вокруг неярких фонарей
Поведали тебе заране
О близости любви моей…
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10—16.
То были капли дождевые,
Летящие из света в тень.
По воле случая впервые
Мы встретились в ненастный день,
И только радуги в тумане
Вокруг неярких фонарей
Поведали тебе заране
О близости любви моей,
О том, что лето миновало,
Что жизнь тревожна и светла,
И как ты ни жила, но мало,
Так мало на земле жила.
Как слёзы, капли дождевые
Светились на лице твоём,
А я ещё не знал, какие
Безумства мы переживём.
Я голос твой далёкий слышу,
Друг другу нам нельзя помочь,
И дождь всю ночь стучит о крышу,
Как и тогда стучал всю ночь.
Каким термином обозначается образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении?
Образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении, обозначается термином «лирический герой».
Ответ: лирический герой.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
В третьей строфе стихотворения используются следующие художественные средства:
1) повтор: жила — жила, мало — мало (примеры лексического повтора);
2) звукопись: повторяются звуки О, Ж,Ч;
3) инверсия — непривычный порядок слов в предложении:
И как ты ни жила, но мало,
Так мало на земле жила.
Разве нет инверсии??
(О том, что лето миновало,/ Что жизнь тревожна и светла)
Как раз в приведённом Вами фрагменте прямой порядок слов: подлежащее + сказуемое.
«О том, что лето миновало,
Что жизнь тревожна и светла. » это ведь не анафора, а повтор. 1 строчка начинается с » о том», а вторая с «Что». Анафора-единоначатие.
Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?
Образ дождя — образ грусти, приближающихся неясных перемен. Неслучайно капли дождя сравниваются поэтом со слезами на лице возлюбленной. Это тоже предвестник чего-то нехорошего, смутно предчувствуемого, но ещё не различимого.
В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?
Стихотворение А. Тарковского можно сопоставить со стихами А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, для которых природа – это тоже отражение внутренней жизни человека, его мыслей и чувств.
Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью»:
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас
Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви:
Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало…
…Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова…
Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка − вот почему в любовной лирике часто возникают картины природы.
Источник
Средства художественной выразительности, тропы, стилистические фигуры
Средства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.
К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры.
Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.
Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.
Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др.
Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении.
Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным.
Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением).
Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, основанный на принципе смежности, замена слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.).
Гипербола – непомерное преувеличение.
Литота – непомерное преуменьшение.
Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл.
Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений.
Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других слов и выражений, считающихся неприличными или неуместными.
Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.
Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, градация, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, оксюморон.
Анафора – фигура, заключающаяся в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.
Эпифора – фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.
Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего.
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия.
Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова.
Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.
Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторические обращения часто встречаются в монологах.
Оксюморон – неожиданное соединение противоположных, казалось бы, несовместимых понятий («Барышня-крестьянка» – название повести А.С. Пушкина).
Троп в отрывке М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича. »:
«Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет».
Изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели
Средство художественной выразительности использовано в пословице «С миру по нитке – голому рубаха»
Средство художественной выразительности использовано в пословице «Все за одного, и один за всех»
Средство художественной выразительности использовано в пословице «Ученье – свет, а неученье – тьма»
Гипербола использована в поговорке
Троп, использованный в строках К.Д. Бальмонта:
«И почему так ландыш вдруг
Вздохнул, в траве бледнея?»
Троп, использованный П.Н. Васильевым в строке из стихотворения «Всадники»
«Кони, словно нагайки,
Вытянулись на бегу»
Изобразительно-выразительное средство языка, используемое автором «Слова о полку Игореве»: «борзые кони», «червленые щиты», «храбрая дружина», «златые шеломы»
Средство художественной выразительности образов-символов в характеристике князей «Слова о полку Игореве»: «солнца», «света», «соколов» и «тьмы», «туч», «галок», «черного ворона»
Стилистическая фигура, использованная М.Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри»: «А душу можно ль рассказать?»
Умирает мартовский снег, мы устроим ему весёлые похороны. Художественный приём, использованный в подчёркнутом словосочетании из стихотворения Б. Окуджавы, называется
«Краска стыда вся ушла на флаги». Троп, использованный в этой поэтической строке Иосифом Бродским, – это
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В данных поэтических строках М.Ю. Лермонтова использовано такое средство выразительности, как
В пословице «Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха» использовано такое средство художественной выразительности, как
Месяц упал в камыши. В данном предложении использован такой художественный прием, как
«Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх, стараясь обогнать друг друга». В этом отрывке из «Кладовой солнца» М.М. Пришвина использован такой художественный прием, как
«Брат нежный мой! Сестра моя!» В этой поэтической строке из стихотворения Марины Цветаевой «Так плыли: голова и лира. » использовано такое средство художественной выразительности, как
В пословице «Все за одного и один за всех» использовано такое средство художественной выразительности, как
«Звучал булат, картечь визжала». В данной строке стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» использован такой художественный прием, как
Постоянным эпитетом, характеризующим в русском фольклоре море и небо, является слово
«Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». В данных словах Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских») использован такой художественный приём, как
И почему так ландыш вдруг вздохнул, в траве бледнея?
В данных строках стихотворения Константина Бальмонта использовано такое средство художественной литературы, как
…любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
В данных пушкинских строках использовано такое средство художественной выразительности, как
«В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем». Троп, использованный Пушкиным в данном фрагменте, – это
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и бравой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой.
В этих пушкинских строках использована такая стилистическая фигура, как
Употребление слова в переносном значении, сопоставление предметов, явлений на основе сходства, скрытое сравнение – это
С миру по нитке – голому рубаха.
В данной пословице использовано такое средство художественной выразительности, как
Какой художественный прием использован в стихах А. Блока: «К ней прилегла в опочивальне / Ее сиделка – тишина»?
«Краска стыда вся ушла на флаги» – троп из стихотворения И. Бродского
Укажите, какой художественный прием использован в следующей строке стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо»: «Уж пламя жадное листы твои. ».
Укажите художественный прием, использованный Н. Черновой в строках: «То два крыла, пшеничных и ковыльных, / Ведут меня – и с ними я в ладу».
Аллегория – обязательный прием
Укажите художественное средство выразительности, используемое М. Цветаевой: «Брат нежный мой! Сестра моя!».
«Умирает мартовский снег, / Мы устроим ему веселые похороны». Художественный прием, использованный в подчеркнутом словосочетании из стихотворения Б. Окуджавы, называется
Назовите художественный прием, при помощи которого в русских былинах описывается чудесное оружие богатыря – булатный меч в 40 пудóв (пуд равен 16 кг).
Назовите средство создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер, может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
Источник