НОД для старшего дошкольного возраста «Поздняя осень»
Любовь Николаевна Машинская
НОД для старшего дошкольного возраста «Поздняя осень»
НЕПОСРЕДСТЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«Поздняя осень»
Интеграция о. о. : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Цель: закреплять и углублять представления детей о поздней осени; продолжать знакомить с народными приметами; развивать интерес к природным явлениям окружающего мира; учить взаимодействию в группах.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
— Про какое время года это стихотворение?
-Какие осенние месяцы вы знаете?
-Послушайте загадку. О каком месяце в ней говориться?
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
-Мы знаем разные периоды осени. Какие? Какая наступает осень с началом ноября?
На мольберте картина с изображением ранней осени и поздней.
-Посмотрите на картинки. Какая это осень? А это? Чем отличаются? Что вы можете сказать о поздней осени? Какие приметы назовете?
-Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней их уже нет.
-Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней листья под деревьями, опали.
-Ранней осенью мы собирали яблоки с деревьев, а поздней их нет.
-Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью овощей на огородах нет.
-Деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом.
-Какая погода поздней осенью?
-Какими становятся дни и ночи?
-Не даром в народе говорят «Осень- перемен восемь»
-Как одеваются люди в такую погоду?
Игра «Подбери одежду»
-Ноябрь это самый холодный осенний месяц, его можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь — это самое тёмное время года.
-Люди в старину этот месяц называли полузимник.
-Раньше люди наблюдали за изменениями в природе,и свои знания передали нам в виде пословиц:
Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
-Давайте эти пословицы и поговорки о поздней осени поместим в нашу коробочку крылатых выражений.
-Холодно и птицам. Что происходит с ними? Правильно, перелетные улетают в теплые края, а какие остаются с нами зимовать? (зимующие)
Игра «Найди зимующих птиц»
Без ног, а на большой скорости мчит и во все окна стучит (ветер.)
-Ветер что умеет делать? (выть, дуть, завывать, гудеть, бушевать).
На всех садиться, никого не боится (снег).
— А снежинки что делают? (летают, кружатся, падают, ложатся)
-Холодно не только людям, но и животным. Где они готовятся зимовать?
-Сейчас ребята превратятся в животных и расскажут о себе.
-Раз, два, три, ребят в лесных животных преврати!
Дети берут картинки и рассказывают от имени животного о подготовке к зиме.
Просмотр видео фильма на мультимедиа «Кто как к зиме готовиться?»
-Какое настроение у вас после просмотра фильма? Выберите подходящую карточку.
Конспект в средней группе. «Поздняя осень. Паучок и рябиновая ветка» ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. ПАУЧОК И РЯБИНОВАЯ ВЕТКА Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Художественное.
Стихотворение «Поздняя осень». Автор Светлана Фоминых. Стихотворение»Поздняя осень» является продолжением стихотворения «Снегопад в октябре».Как и сказки, и познавательные рассказы они входят.
Источник
Наблюдаем признаки осени вместе с детьми
После лета все вокруг начинает готовиться ко сну. Появляются первые признаки осени – становится холоднее, листья и травы желтеют, а небо часто хмурится. Важно подмечать происходящие изменения в природе и рассказывать о них ребенку с раннего детства. Это развивает наблюдательность и интерес к окружающему миру.
Осень и ее признаки
Полную картину об осени и ее признаках дает осенний лес. Он наполнен приятными грибными запахами, под ногами шуршит листва, потихоньку исчезают с виду насекомые, и птицы улетают в теплые края. Хорошо, если ребенок сможет все это наблюдать воочию – пощупать, понюхать, рассмотреть. Но если такой возможности нет, о происходящих изменениях в природе можно рассказать, используя наглядные примеры.
Описание осени:
- становится холоднее;
- птицы улетают на юг;
- листья на деревьях желтеют и опадают;
- часто стоит дождливая и ветреная погода;
- ночи становятся длиннее, а дни короче;
- люди собирают урожай овощей и фруктов.
С дошкольниками старше 5 лет рекомендуется изучать не только обобщенные изменения в природе, но и последовательные, по месяцам:
- Сентябрь. Раньше первый осенний месяц называли Хмурень, потому что его характерные признаки – это хмурое небо и пасмурная погода. Это пора бабьего лета и грибных дождей. Время, когда нужно брать с собой зонтик и обувать резиновые сапоги. Ранней осенью птицы готовятся лететь на юг и сбиваются в стаи. В лесу становится тише, а листья только начинают желтеть.
- Октябрь. Месяц Грязник. Практически все листья в середине сезона становятся желтыми, или как говорят, покрываются золотом (золотая осень). Ветер шумит листвой и срывает ее с деревьев. Оказавшись на земле, она пропитывается запахом сырости. В эту пору можно собрать удивительной красоты гербарий, корзинку грибов, каштаны для поделок в детский сад и школу.
- Ноябрь. Второе его название – Листогной. Листва вся сорвана и устилает землю. Лес стоит пустой и мокрый. Уже заметно похолодало, и нужно надевать не только куртку, но и шапку, варежки и шарф. Поздней осенью уже случаются первые ночные морозы, и утром опавшие листья часто покрывает иней. Со дня на день выпадет снег, и природа уйдет на трехмесячный покой.
В школьном возрасте наступление сезона дети учатся понимать отдельно по живой и неживой природе.
- Живая природа (животные, насекомые, растения).
Осенние признаки: поспевание яблок, тыквы, корнеплодов, грибов; пожелтение и опадение листьев; сбивание птиц в стаи и отлет в теплые края; закупоривание муравейников на зимовку.
- Неживая природа (небо, тучи, ветер, земля, погодные явления).
Распознать осень можно по заметному похолоданию, сырому и пронизывающему ветру, дождливой погоде. Земля становится мокрой и холодной, пачкает сапоги. Небо опускается ниже, оно часто затянуто серыми облаками. В середине осени утром часто наблюдаются туманы, а поздней осенью – иней.
Осень в картинках:
Чтобы понять, насколько хорошо ребенок усвоил материал, попросите его назвать 3 признака осени и нарисовать рисунок осенней тематики.
Как отличить осень от других времен года?
Основной признак осени – это золотой лес. Только в это время года деревья будто раскрашивает невидимый художник. А еще все живое готовится к долгому зимнему сну. Медведи, белки, бурундуки, мыши, пчелы, ежи и муравьи делают запасы еды.
Чем отличается осень от других времен года (в картинках):
Как рассказать об осени интересно?
Наблюдать за изменениями природы не только познавательно, но и интересно для детей. Если проявить смекалку, можно организовать десятки увлекательных занятий и игр по теме. Это и загадки, и стихи об осенней поре, и проба урожая. Для закрепления материала полезно использовать задания с картинками.
Примеры:
-
- Дидактическая игра «признаки осени» с карточками. Для проведения необходимы следующие материалы: силуэт дерева, карточки с признаками разных времен года. Взрослый предлагает найти среди них осенние картинки и прикрепить их к дереву.
- Подвижная игра. Дети делятся на команды по 5-6 человек. Перед каждой командой ставится коробка с осенними и летними картинками. Игроки выстраиваются в шеренги, по одному как можно быстрее находят нужные карточки, бегут и прикрепляют их прищепками к натянутой веревке. Затем передают эстафету следующему игроку из команды – и так пока не сыграют все участники. Группа, которая справилась быстрее, поднимает руки. В конце дети обсуждают развешанные признаки осени и называют новые.
- На прогулке. На улице взрослый просит детей найти и показать признаки наступившей осени. Можно поделиться на 2 команды и обозначать найденные варианты яркими лентами (например, желтой для первой группы детей и красной для второй). Побеждают те игроки, которые отметят большее число правильных признаков.
- Игра «отметь признаки осени». Перед ребенком кладутся карточки с признаками разных времен года. Простым карандашом он помечает только те, которые характерны для осени. Пример:
В России первый признак осени – это еще спешащие на свой первый урок ученики. 1 сентября празднуется День знаний, и все школьники приходят нарядными. Природа обозначает приход осенней поры пожелтением крон берез, вязов, лип, появлением опят на полянках в лесу, парящей в воздухе паутиной. Весь мир вокруг постепенно преображается!
Источник
Конспект НОД «Поздняя осень» в старшей группе
Наталья Лукьянова
Конспект НОД «Поздняя осень» в старшей группе
Образовательная область: развитие речи
Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;
Задачи: воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей. Обогащать словарный запас. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Упражнять детей в подборе синонимов (осенью небо серое, хмурое, пасмурное).
1. Дети входят, встают полукругом.
Ребята, послушайте загадку.
«Природа скинула наряды,
Стоят деревья без листвы,
Седые, плотные туманы,
К нам в этом месяце пришли!
Воспитатель: ребята, а ноябрь – это месяц какого времени года?
Ответ: поздней осени
Воспитатель: — правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года — осени. Обратите внимание на картину – «осенний лес» и подумайте, какая она бывает?
2. Игра «Опиши осень»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»
Дети садятся на свои места.
-На дворе поздняя осень, а как же называются осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь) — Какие изменения происходят в природе осенью?
Ответы детей: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, дует ветер, солнце светит, но не греет.).
3.Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три! (звучит музыка, дети проходят по группе, на полу лежат осенние листья).
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как вы думаете, что мы можем услышать в осеннем лесу?
Ответы детей: шуршат листья под ногами, хрустят ветки, хрустит лед, дует ветер и т. д.
Воспитатель: Вы ответили правильно, а теперь представим себя листочками.
Осенние листочки закружились,
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Все листочки в воздух он поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?
Ответы: Улетели в тёплые края
Воспитатель: Почему они от нас улетели?
Ответы: Стало холодно и голодно
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?
Воспитатель: Назовите этих птиц?
Ответы: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т. д.
Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют?
Воспитатель: Назовите зимующих птиц?
Ответы: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст.
Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери?
Ответы: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.
Игра «Помести птицу в свой дом».
Воспитатель: Ребята, где живут птицы?
Ответы: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т. д.
Воспитатель: Соедините линиями, какая птица, где живёт, поместите её в свой дом.
Воспитатель: Ребята, мы зашли в лес и сразу почувствовали, что деревья, птицы притаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может, мы станем ветки ломать и срывать кору, может мы взяли с собой рогатки и будем стрелять в птиц? Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья!
Сегодня мы с вами превратимся в художников, и попробуем нарисовать на листах бумаги знаки, которые бы обозначали то, что нельзя делать в лесу.
Дети выполняют работы.
Конспект беседы в старшей группе «Осень» Беседа «Осень» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательная: Учить устанавливать связи между продолжительностью.
Конспект логопедического занятия по теме «Поздняя осень» Конспект логопедического занятия Тема: «Поздняя осень» (фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств.
Конспект НОД по ознакомлению с природой и окружающим миром «Поздняя осень» (старшая группа) Конспект НОД «Поздняя осень» Старшая группа Чернуха Наталья Валериевна, воспитатель в МБДОУ № 40 «Катюша», АР Крым, г. Симферополь. Образовательные.
Конспект НОД по рисованию «Поздняя осень» в подготовительной группе Цель: Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит. Задачи: Развивать умение самостоятельно передавать в рисунке пейзаж.
Конспект НОД в старшей группе «Осень золотая» НОД рисование «Золотая осень» Программное содержание: Учить детей создавать осенний пейзаж, изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой.
Конспект ООД по аппликации для подготовительной группы «Поздняя осень» Цель: Закрепление знаний о поздней осени; Задачи: Закреплять представления детей о характерных признаках поздней осени; — учить находить.
Конспект занятия изостудии по технике рисования углем «Поздняя осень» Конспект занятия изостудии по технике рисования углем «Поздняя осень» Цель: Формировать у детей способности выражать восприятие окружающего.
Конспект занятия по познавательному развитию «Поздняя осень» для детей подготовительной группы КОНСПЕКТ ЗОНЯТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПЕ от 6-ти до 7-ми лет «Поздняя осень» Цель: Формирование знаний в области изобразительного искусства,.
Сценарий праздника в старшей группе «Осень, Осень, в гости просим» Цель: Расширять знания детей об изменениях природы с приходом осени. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи; умение развлекаться,.
Источник