Праздник конец лета начало осени

Таинство августа – последнего месяца лета

Август. Последний месяц Белого Изобилия. Месяц, когда природа пышно цветет и преподносит нам свои дары.

Вроде бы все по-летнему: так же светит ярко солнце, то же небо, слегка подернутое дымкой пушистых облаков, та же сочная зелень. Но. Нет той душной летней жары. Уже осень на пороге. И август словно прощальный взгляд лета так глубок и нежен, полон бурных чувств с поволокой легкой грусти, ведь расставание всегда грустно, но надежда следующих встреч греет душу, тронутую печалью прощания. Август словно последнее свидание перед долгой разлукой, которое хочется запомнить, хранить в глубинах души, которое хочется еще растянуть, насладиться, окунаясь в нежность и тепло чувств.

И в августе издавна отмечается много древних праздников и обрядов.

Память народа до наших дней сохранила старинные обряды «языческой» Руси, связанные с самым знаковым месяцем – августом. Он имел для земледельцев важное значение – это окончание сенокосной страды, начало и конец жатвы, сбора урожая многих плодоносных растений.

На Руси август – месяц жатвы — именовался: «жнивень» или «серпень». Порой август называли «зарев», оттого, что с августа наступали холодные зори по утрам.

Знатоки древнерусской культуры и обрядовых традиций выделяют такие ритуальные действа, проводимые в те ушедшие в небытие времена:

1 августа. С этого дня в течение трех дней отмечали Дни Перуна, Бога молнии и грома. Также в этот день иногда проводился Праздник первого урожая, когда собирали зерновые культуры.

2 августа. Продолжались Дни Перуна, Бога молнии и грома. В этот день шли дожди с громом и молниями, иногда в ясные ночи наблюдался густой, почти сказочный, звездопад.

3 августа. Был магическим днем. Проводились ритуальные действия, направленные на управление погодой.

4 августа. День почитания богини Перуницы – супруги Бога Перуна.

5 августа. Тоже был магический день, колдуны, ведуны, ведьмы общались с духами «Огня» и «Молнии», проводились обряды, связанные с очищающей силой Огня.

6 августа. День огненных духов Молнии и Солнца. В этот день, по старинным поверьям, можно видеть шаровые молнии – символ Высших Огненных Сил.

7 августа. День милосердия. День помощи друг другу в сборе урожая, день, когда делились с сиротами и бедными благами и дарами Природы-Матушки.

8 августа. День почитания богини Макоши – богини Судеб. После полуночи могли гадать по холодной августовской воде.

9 августа. День защитных ритуалов от всякого зла, очищающую и охранную силу имели огонь и осиновые колья.

10 августа. Продолжали проведение защитных ритуалов. Старцы закладывали заклятие на предотвращение войны. На щитах воинов гравировали молнии для непобедимости в бою.

11 августа. Калинов день. В древней Руси калину считали воплощением великой Матери-Богини. В этот день калиновые ягоды имеют особую магическую силу. Калинов мост соединяет этот и потусторонний миры. В этот день маги переходили через этот мост в обоих направлениях.

12 августа. День, когда молоко становится святым и может уничтожить злых колдунов и черных ведьм.

13 августа. Продолжение усиления магической силы молока. Проводили заговоры от воров, вешали над дверью в избу пучки полыни и других магических трав, собранных в Полнолуние.

14 августа. День восхваления Богинь Природы и Стрибога. Пекли шулики – ритуальное печенье с маком и медом. Использовали в выпечке самосеянный мак – это тот мак, который вырос сам по себе, мак, посеянный Богами. Этим же маком обсыпают круг вокруг дома и ни одна враждебная колдовская сила не может пересечь этот круг. Проводились разные ритуалы против злых духов, привидений.

15 августа. Почитали коня, на котором скакал Бог Перун по небосводу.

16 августа. День духа Малинника-Вихревея.

17 августа. Семь духов сено гноят. Поэтому старались до этого дня стоговать сено.

18 августа. День магических обрядов. Вызывали силы Матери Земли и четырех стихий с четырех сторон света. Искали волшебные растения с 12 колосками.

19 августа. Спасы. У древних славян было много божеств-защитников, их называли Спасы. Главных Спасов было в общей сложности 19 их почитали с первого до девятнадцатого августа. А 19 августа всех Спасов почитали вместе.

23 августа. День почитания божества Триглав. Жгли три свечки в лесу.

24 августа. С этого дня наступали три Дня разгула призраков, скачут белые кони, вой, свист. В эти дни после сумерек не разрешалось выходить на улицу, развешивать на улице постиранное белье. Считалось, что, если не придерживаться поверий, то можно навлечь на себя болезнь.

25 августа. День разгула призраков, скачут белые кони, вой, свист

26 августа. День разгула призраков, скачут белые кони, вой, свист. Все три дня (24, 25. 26) маги могут вызывать духов, проводят ритуалы, связанные с духами.

27 августа. Особый День, когда подавалась ритуальная еда из овощей, фруктов и меда.

28 августа. День почитания Богини Матсвы — Матери всех богов и Вселенной, Великой Матери Миров.

29 августа. День Хлеба и Даров Земли. Пекли первый хлеб из нового урожая. Поедание первого хлеба из свежемолотого зерна нового урожая – это магическое таинство, призывающее изобилие и богатство.

30 августа. Магические ритуалы в полях и лугах – на удачу и урожай в будущем году.

31 августа. Второй день почитания Перунова коня.

А теперь возвратимся к популярным в наши дни церковным праздникам, которые в народе называют Спасами. Августовские Спасы — время молитв и просьб, обращенных к Высшим Силам.

Каждый из трех Спасов связан с важным религиозным событием.

14 августа открывает чреду Спасов Медовый Спас, прозванный в народе Первым Спасом. В этот день принято заниматься медом, откачивать его, освящать в церквях и впервые вкушать этот сладкий и полезный дар Природы.

Медовый Спас – это не просто праздник меда, но и великое событие в православном мире, связанное с происхождением честных древ Животворящего Креста Господня и началом Успенского поста. У Медового Спаса есть еще одно название — Маковей, в честь булочек с маком, которые принято употреблять в этот день, ритуал, оставшийся с древних времен.

В день Медового Спаса у Господа просят защиты от зла и неприятностей, дарят близким именные иконки, а также радуются первому праздничному дню, несмотря на множество запретов. Мед наши предки использовали не только для того, чтобы лакомиться. Им исцеляли недуги, а также с его помощью привлекали в жизнь деньги и процветание. Каждый может провести обряд с медом, чтобы изменить жизнь к лучшему.

19 августа — Яблочный Спас, или Преображение Господне, — время для сбора яблок и их переработки. Большинство сортов созревают как раз к середине августа. На Яблочный Спас яблоки также относят в церковь для освящения и готовят лакомства с использованием этих ароматных фруктов.

Яблочный Спас связан с событиями, описанными в Евангелии. Иисус Христос отправился на гору Фавор, где молился с учениками, и им явились пророки Моисей и Илья. В ослепительном свете глас Божий назвал Иисуса возлюбленным сыном и завещал ученикам Христа слушать его.

В народе яблоки использовали также для того, чтобы привлечь в жизнь любовь и счастье, проводили заговоры и ритуалы.

29 августа завершает череду Спасов Ореховый Спас, прозванный также Третьим или Хлебным Спасом. Этот праздник приурочен к перенесению Нерукотворного образа Христа Спасителя.

По традиции на Третий Спас выпекают хлеб из муки нового урожая, готовят всевозможные лакомства и посещают церкви, чтобы освятить хлеба и другую выпечку. Успенский пост в это время уже окончен, поэтому на Ореховый Спас верующие могут употреблять мясную и молочную продукцию.

С 29 августа начинают сбор орехов, поспевающих в лесах. Их заготавливают, а также заговаривают, чтобы привлечь в дом благополучие и процветание.

На Руси вплоть до начала 20 века проводили в эти дни «Обжинки» или «Дожинки» — обряд завершения жатвы хлебов, который отмечается как правило: восточными славянами — 15 (28) августа.

Праздник включал в себя ритуалы, связанные с «дожиночным снопом», ритуал «завивания бороды», обливания жниц и праздничную трапезу.

На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой, то есть с добровольными помощниками. Заранее оповещалось, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно шли на «выжанку», имея в виду возможность несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работали с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывал настолько велик, что иные оставляли к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы.

Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить «дух поля», который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду». Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля, скрывающемся в последнем несжатом снопе.

Последний сноп — «именинник», он пользовался особым почётом: его наряжали или обвивали ситцевыми платками. Из колосьев сплетали венок для самой пригожей девушки из толоки и с песнями несли на «пир честной», называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину».

Если по пути домой встречался мужчина или хлопец, девушка снимала венок и надевала ему. Остальные прыгали вокруг и пели, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевала венок хозяину на голову. Все входили в хату, где уже ждал ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые.

28 августа отмечается еще один церковный праздник — «Успение Пресвятой Богородицы». Слово «успение» переводится со старославянского как «мирная кончина» или «сон».

Событие «успения» символизирует воссоединение матери Христа с Богом, ее переход от земной конечной жизни к вечному небесному существованию.

При этом ни одно из четырех Евангелий не содержит описания Успения Богоматери. В них вообще ничего не сказано о том, что было с Марией после Вознесения Иисуса. Некоторые сведения о ее земной жизни и смерти содержатся только в апокрифах — неканонических религиозных текстах, не входящих в состав Ветхого и Нового завета. Согласно им, Марии во время молитвы явился архангел Гавриил и сообщил ей, что скоро она предстанет перед Богом. Через три дня Богоматерь скончалась, простившись с близкими и апостолами, которые специально собрались с разных концов света в Иерусалиме, чтобы проводить ее.

Этот церковный праздник, видимо, тоже когда-то имел древние корни, основанные на земледельческих обрядах. В конце августа урожай собран и Мать-Земля (Богоматерь) отдыхает, отправляется в сон (Успение).

Какие же древние обряды были у саха в эти дни? К сожалению, ни память народа, ни этнографы прошлого особых заметок не оставили.

Известный этнограф Платон Слепцов подметил: «Летний цикл календарных обрядов представлен обрядами, выполняемыми во время сенокосных работ, которые посвящались духу-хозяйке местности. Приступая к сенокосу, совершали обряд «хадьымал таhаарыыта» (первая дорожка) и к концу сенокоса – «кыдама туерэхтиир» (гадание вилами для стогования)».

По рассказам стариков, в начале августа проводился обряд, посвященный Божеству Сюнг Дьаасын – Божеству Грома и Молнии, Великая сила таится в раскатах Грома и сверкании Молнии. Сюнг Дьаасын – это символ всеочищающего Небесного Огня, божественной искорки в каждом человеке. Как считают многие знатоки древних верований саха, Божества Небесные олицетворяли уровень духовного роста личности человека. В этом плане Сюнг Дьаасын — это и есть осознание человеком своей внутренней силы – сюр, ее укрепление, и определение важности каждого человека в этом Мире.

Именно лучинки из сраженного ударом молнии дерева использовались для обряда очищения – Арчы. Этот обряд проводился для очищения энергетики местности, помещений, дома, личных вещей, самого человека, домашнего скота. Только после обряда Арчы проводился обряд Алгыс – обряд Благословения.

Таково таинство августа – последнего календарного месяца лета. Ещё остался кусочек лета, дивного лета с пышной зеленью, изобилием цветов и с волшебной энергетикой.

Пусть последний месяц лета балует нас множеством солнечных и ярких дней. Пусть будет много-много мгновений, озаренных счастьем. Пусть самый лакомый месяц лета дарит чудеса и исполнение всех заветных мечтаний.

Источник

Осенины: история, смысл и традиции праздника

Многие народные праздники посвящались сезонным явлениям и событиям. И даже начало осени и прощание с летом удостоились отдельного торжества.

Осенины — серия праздников, которые отмечаются в начале осени. Осенняя пора издревле считалась праздничной. Сбор урожая и работа в поле были закончены, а погода позволяла проводить народные гулянья. В это время было принято веселиться, собирать гостей, накрывать стол и готовить все блюда из того, что преподнесла Земля в этом году. Именно в начале осени наступала пора свадеб и праздников.

Как и многие осенние праздники, Осенины отмечались в течение длительного времени. И, как многие народные праздники, кроме традиционной истории имеют еще и религиозную, православную составляющую.

История праздника

Праздник урожая начали отмечать еще в древней Руси. Осенины начинались 14 сентября, в Семин день, или в день Симеона Летопроводца. В этот день начинались проводы лета и встреча осени.

Вторые Осенины отмечались 21 сентября. В православии этот день тесно связан с Рождеством Богородицы. Таким образом, в этом празднике переплелись народные приметы и церковные традиции. Например, Пресвятой Богородице молились в этот день те, кто хотел завести ребенка, но не мог.

Последний, третий праздник Осенин отмечался 27 сентября и был связан с православным праздником Воздвижения Креста Господня. В этот день проводились крестные ходы, и существовал народный ритуал, когда для изгнания нечистой силы люди обходили дом с самодельными крестами, вырезанными или сложенными из веток рябины.

Традиции праздника

Одна из главных традиций в начале осени — это обновление огня. Весь старый огонь в доме гасили и зажигали новый. Традиция была связана с поверьем, что зажженный в Осенины огонь способен наполнить все вокруг новой энергией, а людям и животным — дать прилив новых сил.

В народе Осенины 21 сентября также называли «Пасекин день» или «День Луковой слезы». В эту дату было принято убирать пчел, а также с огорода собирали лук. Этот день считался окончательным, завершающим летние работы в текущем году. Было необходимо собрать урожай и подготовиться к зиме.

С Осенинами были связаны погодные приметы. Считалось, что если в этот день будет хорошая погода, значит, и остальная осень будет теплая.

По другой традиции, 21 сентября женщины просыпались рано утром и шли к реке, где они встречали Осенины. Самая старшая женщина стояла с хлебом, а девушки водили вокруг нее хороводы и пели песни. После этого хлеб скармливали домашнему скоту, чтобы у животных был приплод.

Молодые семьи, прожившие год вместе, приглашали на Осенины в гости всю родню. По традиции, гости проводили смотрины, проверяли, как молодая пара справляется с хозяйством. Невеста накрывала для гостей богатый стол. Девушка показывала, как она ведет хозяйство в доме, а юноша — во дворе.

С Рождеством Богородицы, православным праздником 21 сентября, также были связаны некоторые церковные традиции. В этот день верующие могли попросить Богородицу о здоровье, семейном благополучии, удаче и хорошем урожае на будущий год. Молодожены молились о рождении ребенка. Девушка, желающая зачать ребенка в этом году, накрывала богатый стол и созывала всех бедных, чтобы они помолились за здоровье ее будущих детей.

В старину чтили этот праздник и каждый год отмечали его весело, проявляли щедрость к своим гостям, благодарили Землю за полученный урожай, а самое главное — надеялись, что и в следующем году их будет ожидать достаток и благополучие. Удачи и успехов вам,

Источник

Читайте также:  Что носить с бежевой юбкой осенью
Оцените статью