Урок-экскурсия в 3 классе по теме «Приметы осени»
план-конспект по окружающему миру
Урок-экскурсия для учащихся 3 класса «ПРИМЕТЫ ОСЕНИ» (экскурсия в природу)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya_dlya_uchashchihsya_3_klassa_.docx | 103.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия для учащихся 3 класса «ПРИМЕТЫ ОСЕНИ» (экскурсия в природу)
Место проведения: парковая зона возле школы.
Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;
Формировать понятия об экологических пищевых цепях, положенных в основу жизни животного мира;
Развивать умение вести наблюдение за растениями и животными в осенний период;
Воспитывать любовь к природе родного края.
Планируемые результаты экскурсии:
• самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;
• смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии природы;
• интерес к исследовательской работе.
• контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,
• понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.
• находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические — анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• анализ и синтез, выведение следствий;
• умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;
• умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• рассказывать об изменениях, происходящих в природе осенью;
• характеризовать осенний месяц;
• знакомиться с осенними изменениями в растительном и животном мире,
• обобщить и привести в систему знания детей об осенних изменениях в природе,
• формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,
• расширить кругозор детей,
• вырабатывать правила поведения в окружающем мире.
Оборудование: инструкционные карточки, папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.
Полный сказок и чудес,
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться.
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи;
Ребята, послушайте, какие времена
Года описаны в этих отрывках?
«Солнце светит, но уже не так греет».
«Вечера все холоднее».
«Желтеют листья, сохнут травы».
Учитель. Какое время года описано?
Учитель. Почему грустное это время года?
Дети. Прошло лето становится холоднее, ты уже не можешь так беспечно гулять целыми днями, любоваться красотой цветов и зеленью листвы. Начало осени – тоже красиво, деревья в разноцветных уборах, но скоро полетит листва, и будет серо и холодно, пасмурно.
Учитель. А чем прекрасно это время года?
Дети. Мы можем собирать созревшие плоды. Сейчас в лесу еще красиво, разноцветный ковер под ногами. Пока еще солнечная погода.
Учитель. Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.
И так для чего мы идем на экскурсию?
Дети. Наблюдать за признаками осени.
Учитель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.
II. Непосредственное проведение экскурсии
Учитель. Какая погода сегодня? Посмотрите вокруг и вспомните первые признаки осени.
Дети. Пожелтение листьев, похолодание.
Учитель. Сравните летнее и осеннее время.
Дети. Летом теплее, осенью холодно, начались дожди.
Учитель. Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев?
Дети. Листья пожелтели, покраснели, но остались зеленые.
Учитель. Объясните причину пожелтения и опадания листьев у деревьев и кустарников.
Дети. Солнце дает меньше тепла и света, дни короче, поэтому растения не успевают поглощать большое количество питательных веществ.
Учитель. Замедляется процесс роста и фотосинтеза, листья желтеют и опадают. Деревья сбрасывают их, т.е. происходит защитная реакция у деревьев и кустарников на заморозки и на холод. Посмотрите на березу и ель. Какие отличия вы можете отметить.
Дети. Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья; Ель – хвойное, вечно зеленое дерево.
Ель является жемчужиной русского леса. У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, украшают их красивыми игрушками и подарками. Но особенно ель в лесу, на свободе зимой, когда тяжелые шапки белого, чистого снега висят на ее раскидистых ветвях – лапах. Высокие вершины украшены гирляндами шишек, которые расклеивают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. Ель – теневыносливое дерево. Древесина у ели великолепная, с шелковистым отливом, белая чуть с желтизной. Еловую древесину любят создатели музыкальных инструментов. Из еловой древесины делают мебель и бумагу.
В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья. Зацвела береза – началась настоящая весна.
Учитель. Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья. (Дети показывают)
А как изменились травяные растения?
Дети. Тоже пожелтели, засыхают.
Учитель. Цветут ли сейчас какие-нибудь растения?
Учитель. Так ли их много, как летом?
Дети. Цветущих растений очень мало.
Учитель. А что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом?
Дети. Они улетают, потому что становиться холодно и очень мало корма.
Учитель. Обратите внимание, что перед отлетом очень многие птицы собираются в стаи. Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени?
Дети. Насекомых стало меньше. Они в основном на пригретых местах, так как им нужно тепло.
Учитель. Насекомые прячутся на зимнюю спячку. Мы с вами обсудили состояние живой природы, а что можно сказать о не живой природе?
Дети. Меньше стало солнечного тепло, похолодало. Поэтому произошли изменения и в живой природе.
2. Работа в группах, фиксация результаты работы в инструкционных карточках
Учитель. Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание.
Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали?
Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски.
Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день (холодный, теплый, слабый, сильный). Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало.
Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте. какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью.
По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие грибы вы собирали сами? Под какими деревьями их находили. Назовите известные вам съедобные и не съедобные грибы.
Учитель. Давайте соберем красивые листочки, семена, шишки и другой природный материал, чтобы сделать из него поделки.
Учитель. Что мы узнали на экскурсии. За чем наблюдали? Какие моменты запомнились больше всего?
III. Послеэкскурсионная работа
Творческий отчет детей по результатам исследований на экскурсии:
— ответы на вопросы в классе по группам.
— творческая выставка «Дары осени».
- Описание специфики методики работы в процессе реализации этапа непосредственного проведения экскурсии.
Доминирующими методами являются исследовательские, практические, так как дети самостоятельно наблюдают и выявляют признаки весны, фиксируют результаты работы в инструкционных карточках. Групповая работа проводится на этапе непосредственного проведения экскурсии. Организуется исследовательская работа в звеньях. На первом этапе каждое звено получает практическое задание, обсуждает план его выполнения, а на завершающем этапе группы делают творческий отчет.
- Соблюдение техники безопасности в процессе экскурсии.
Во время экскурсии учащийся обязан:
• соблюдать программу, маршрут, график проведения и установленный порядок проведения экскурсии;
• соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать установленную руководителем группы форму одежды;
• соблюдать правила безопасности в конкретных природных и погодных условиях;
• соблюдать правила дорожного движения и пользования транспортом;
• соблюдать местные традиции и обычаи;
• бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.
• покидать место расположения группы;
• трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;
• пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;
• трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных;
• пить воду из водоемов без соответствующей обработки;
• без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;
• без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным;
• выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.
3. Предоставление фотоматериалов экскурсионной деятельности.
Источник
Народные приметы осени для детей 2- 3 класса
Народные приметы осени для детей 2 — 3 класса
Жизнь наших предков в давние времена была тесно связана с природой. Передавая свои наблюдения из поколения в поколение они собрали огромное количество народных примет. Длинная, суровая зима — испытание для людей и природы. Поэтому так часто русские народные приметы осени связаны с предсказанием о том какая будет зима, когда она придет, какая будет погода — теплая или холодная, снежная или без снега.
Основой народных предсказаний являются — поведение птиц и животных; листопад; урожай рябины, шишек, орехов и желудей; дождь и солнце в определенные периоды. Многие народные осенние приметы переросли в поговорки, порой их трудно отличить.
Эта страница создана в помощь детям школьника 2 -3 класса, которые на уроках окружающего мира активно изучают данную тему, создавая проекты про времена года.
Русские народные приметы об осени для школьников
Теплая осень — к долгой зиме.
Гром в сентябре — к теплой осени.
Большой урожай рябины — к большим морозам.
Гуси полетели – скоро выпадет снег.
Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.
Бабье лето ненастно — осень сухая, бабье лето сухое — осень мокрая.
Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень.
Много желудей на дубе — к лютой зиме.
Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
Если орехов много, а грибов нет — зима будет снежная и суровая.
Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы.
Октябрьский гром — к белоснежной зиме.
Большие муравьиные кучи — к суровой зиме.
В лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет, а низко — так малы снега будут.
Длинная паутина летит — к не скорому снегу.
Много шишек на соснах и елях — к холодной зиме.
Дождливые дни в сентябре – весь январь в серебре.
Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.
Если в зайцах много жиру, то зима будет суровая.
Если кроты к осени натаскивают в свои норы много жнивья или соломы — зима предстоит холодная».
Если лист с дерева не чисто падает (то есть частично остается на ветках) — будет холодная зима и знойное лето.
Если лист с дерева ничком ложится, когда опадает, — к урожаю на будущий год.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Если луга опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы долго не отлетают, а зайцы долго не белеют, то осень будет протяжная и ветреная. (Тенетник — это осенняя паутина, летающая по воздуху)
Если на деревьях лист желтеет снизу, то ранний сев озимых хорош, если с верхних сучьев — хорош поздний сев озимых.
Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Если осенью падает много звёзд, на следующий год будет неурожай.
Если первый снег нападает так, что свесится с крыш, то он стает.
Если рано опали листочки – рано начнутся зимние денёчки.
Если с дерева лист не чисто спадает — будет холодная зима.
Если снег выпадает осенью, когда деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.
Как рябины много — так дождливая осень, мало рябины — значит, осень сухая будет.
Калина созрела, а листья на ней зеленые — осень будет теплая.
Когда в лесу много рябины — осень будет дождливая, мало — сухая.
Кошка мордочку прячет — на холод.
Кроты и мыши делают большие запасы — к суровой и снежной зиме.
Куры начинают линять рано осенью — к теплой зиме.
Лещина родила обильно — зима будет богата на снега и морозы.
Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо — морозы наступят не скоро.
Много запасов у белки в дупле – к лютой зиме.
Много орехов, а грибов нет — зима будет снежная и суровая.
Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
Много снега с осени — весной будет дождливо.
Много шишек на сосне – зима холодная втройне.
Много ягод рябины — к дождливой осени и холодной зиме.
Неурожай на шишки ели, сосны, кедра — к мягкой зиме.
Обильные шишки внизу на ели — морозы будут ранние, вверху — зима будет короткая.
Орехов много, грибов мало — зима будет снежная и суровая.
Осенний иней – к сухой, солнечной погоде.
Осенью птицы летят низко — к холодной зиме, высоко — к теплой.
Осенью расцвели шиповник, одуванчик, горох на грядке — к долгой теплой осени.
Осенью серенько, так жди красного денька.
Осенью шерсть у зайцев побелеет — скоро настанет зима.
Паутина стелется по растениям — ждите суровой зимы.
Поздний грибок — поздний снежок.
Поздний отлет птиц на зимовку предвещает позднюю осень и мягкую зиму.
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Появились комары поздней осенью — к мягкой зиме.
Птицы низко летят – дожди к нам хотят.
Пчелы к осени леток улья залепляют воском, оставляя чуть видное отверстие, — зима будет холодная; оставляют леток открытым — теплая.
Раннее опадание листвы — к ранней зиме.
Ранний первый снег — к ранней весне.
Рано осенью много снега – ждите раннюю весну.
Рябина, калина, черная бузина созрели рано — ждите жестокой и снежной зимы.
Строгой зиме быть, если птица дружно в отлет пошла.
Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.
Урожай на орехи, а грибов нет, зима будет снежная и суровая.
Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.
Осенние приметы — какая будет зима?
Богатый урожай рябины предвещает суровую зиму.
Большое количество желудей на дубах — быть зиме холодной.
В октябре дуб и береза опадают в разное время — жди холодной зимы.
Выпадение снега до опадания всех листьев предвещает лютую зиму.
Если с деревьев лист не чисто опадает — будет холодная зима.
Кожица на луковках тонкая — зима будет мягкая, кожица толстая и грубая — зима суровая.
Комары поздней осенью — к тёплой зиме.
Листья осенью долгое время не опадают с деревьев — холодная зима
На луке много шелухи и она толстая — к холодной зиме.
Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студеной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя будет.
Источник