- Приметы осени — 25 народных примет про осень
- Приметы про осень – народные осенние поверья
- Осенние приметы и поверья про осень
- Как интересно рассказать детям об осени, используя народные приметы?
- Приметы как часть фольклора
- Осенние приметы
- Природа
- Листопад
- Поведение птиц и животных
- По месяцам
- Народная мудрость и дети
- Конспект занятия по ФЦКМ «Приметы осени»
- Ход занятия:
- Прикреплённые файлы:
Приметы осени — 25 народных примет про осень
Приметы про осень – народные осенние поверья
К чему трава осенью вырастает чрезмерно высокой. Что сулит, если нагрянут морозы, а снега не будет. К чему вокруг луны не видно четкого контура, к чему услышать гром в октябре, что будет если бракосочетание выпало в день почитания Казанской Божьей Матери, перепадающим на ноябрь, и другие 25 осенних поверий.
Осенняя пора – нелюбимый период для многих людей, ведь именно осенью дожди могут не прекращаться неделями, тучи не уходить с горизонта месяцами, закрывая солнце. Но так продолжается не все время. Порадоваться можно резкому потеплению, листопаду в сухую погоду.
Осенние приметы и поверья про осень
1. Услышать гром в октябре – к бесснежной зиме.
2. Ливни с громом в сентябре – к нескорому похолоданию.
3. Осенью первый снег выпал утром – к непродолжительному похолоданию, а если ночью – к затяжной зиме.
4. Не улетают перелетные птицы – хорошая примета, сулящая нескорое наступление холодов.
5. Дожди начнутся, если птицы летают почти над поверхностью земли.
6. В середине осени вблизи дома кучками собираются воробьи, синицы – к лютым морозам.
7. Ночью луна без очерченного контура виднеется – к непогоде.
8. Вечером виден красивый закат – к хорошей погоде на следующий день.
9. В последние осенние дни ветер сильный – плохая примета, предвещающая метель в первые дни декабря, обильный снегопад.
10. Масса куриных перьев во дворе валяется в первые осенние дни – к теплой зиме.
11. Если днем мало облаков на небе, то это значит, что будет холодно, но солнечно.
12. Рябина обильно уродила – к частым дождям, плохо – сухо будет.
13. Грибов мало, а орехов много в лесу – к затяжным и сильным морозам.
14. Листва на березе начинает желтеть на нижних ветвях – плохая примета, предрекающая позднее наступление весны.
15. Белоснежный покров не будет лежать до тех пор, пока с вишни все листики не опадут.
16. Пара, сочетавшаяся браком в день почитания Казанской Божьей Матери, перепадающим на ноябрь, будет жить в счастье долгие годы.
17. Если осень выдастся теплой, то зима будет затяжной.
18. Морозы при отсутствии снега – к засухе, неурожаю.
19. Увидеть летящего в небе лебедя – к снегопаду, гуся – к ливню.
20. Если грачи рано покинут насиженное место, значит, вскоре снег выпадет, морозы установятся надолго.
21. Ягоды калины и рябины рано созрели – к сильным холодам, согласно приметам.
22. Если в последние осенние дни комары появились – морозы будут мягкими, недолгими.
23. Подснежников весной много будет, если снег выпадет на мокрую почву и не растает при этом.
24. Часто выпадает иней в середине сезона – к солнечной и сухой погоде.
25. Трава невероятно высокой выросла – снега будет очень много.
Как только выглянет солнце, стоит воспользоваться моментом и обязательно прогуляться.
Источник
Как интересно рассказать детям об осени, используя народные приметы?
Приметы про осень связаны с урожаем и предстоящей зимой. Суровая зима с морозами и вьюгами – тяжелое испытание не только для людей, но и для природы. Поэтому так важно уметь отмечать признаки, по которым можно представить, каким будет зимний сезон. Ну а для детей наблюдение за природой – интересная игра, тренирующая память, внимание, логическое мышление.
Приметы как часть фольклора
Современная литература возникла на основе фольклора – устного народного творчества. Фольклор – это не только былины и сказки, лирические, дорожные и трудовые песни, небылицы и бывальщины. Есть в фольклоре и малые жанры: пословицы, поговорки, загадки, приметы – это все элементы эпоса.
Фольклор – душа народа, его генетика и культура. Невзирая на малый размер, приметы и пословицы считаются равноправными произведениями, потому что мудрость в них заключена в концентрированном виде.
Приметы – это конкретные сведения о причинно-следственных связях в природе и окружающей действительности. Они дают советы людям, как вести себя в той или иной ситуации. Приметы – это не суеверия, они содержат многолетние наблюдения, прогнозы, советы.
До изобретения письменности приметы устно передавались из поколения в поколение, позднее люди начали их записывать. Наши предки старались строго соблюдать их, чтобы избежать бед и неприятностей. Жизнь людей в те далекие времена была тесно связана с природой, от погоды зависел хороший урожай – самое важное для земледельцев. Люди внимательно следили за природой, запоминали все проявления погоды, за тысячи лет собрали огромное количество наблюдений. И сегодня эти предсказания остаются актуальными. Мы пользуемся ими, чтобы определить, какая погода ждет нас ближайшей осенью и будущей зимой.
Осенние приметы
Согласно современному календарю осень начинается 1 сентября. А вот наши предки считали началом осеннего сезона 2 августа – Ильин день. Этот народный праздник признавали днем перехода лета на осень.
Есть еще ряд праздников, тесно связанных с народными приметами:
- 7 августа – день Анны Зимоуказательницы, с этого дня в северных регионах России начинались утренние заморозки.
- 14 августа, на первый Спас, провожали лето.
- 29 августа – Иван Постный, осени отец крестный.
- Крестьяне замечали, что если 27 октября на дорогах будет грязь, то через 4 недели наступит настоящая зима.
Природа
Осень раскрасила деревья яркими желто-оранжевыми красками, но все чаще на небе появляются тучи, идут дожди, с каждым днем становится все холоднее. Люди наблюдали за погодой, чтобы понять, чего ждать от зимы и весны, каков будет урожай.
Осенняя погода говорила о следующем:
- Дождливое лето и теплая сухая осень обещали позднюю весну.
- Осенние заморозки, трава, поутру покрытая инеем, – к солнечной погоде, завершению дождей.
- Редкие, медленно плывущие по небу облака – к похолоданию.
- Большое количество метеоров – к плохому урожаю.
Яркие звезды предвещали хорошую сухую погоду. Если же они потускнели, крестьянин понимал, что времени на уборку урожая у него осталось очень мало.
Листопад
Наши предки обращали внимание на деревья, на особенности листопада:
- Если на березе первыми пожелтели нижние листья, весна будет поздней.
- Стремительное опадание листвы – к тяжелой, суровой зиме.
- Неторопливое изменение окраски листьев, равномерное осыпание – зима будет короткая и мягкая.
- Большое количество желудей в дубраве предвещает лютые морозы.
- Обильные кисти рябин – к дождливой осени.
- Красные ягоды калины в сочетании с зеленой листвой предвещают теплую осень.
- Пока на ветках вишни держатся листья, какими глубокими бы ни были сугробы, они все равно растают.
- Полностью оголенные ветви березы и осины предвещают урожайный год.
Многолетние наблюдения достоверно подтверждали, что запоздалое опадание листьев сулит серьезные морозы и поздний приход весны. Наши предки учитывали, какой стороной листья ложатся на землю – если лицевой, к холодам, если обратной стороной – к мягкой зиме.
Поведение птиц и животных
Люди давно заметили, что птицы и животные предчувствуют изменения погоды, начало прихода очередного времени года. Перелетные птицы заранее начинают готовиться к отбытию в теплые края, собираться в стаю.
Наблюдение за птицами породило следующие предметы:
- Если до праздника Покрова Святой Богородицы, который отмечают 14 октября, все птицы улетят на юг, пора ожидать приход снега и наступление холодов.
- Если птицы во время перелета поднимаются на большую высоту, зима будет холодная, если летят низко – ждите скорого окончания осени.
- Поздний отлет журавлей предвещает затяжную осень.
Люди поняли, что птицы заблаговременно готовятся к перелету, чтобы холода их не застали.
По месяцам
Каждая осенний месяц вносил изменения в природу, появлялись новые приметы.
Сентябрь земледельцы считали самым достоверным предсказателем:
- Мягкая паутина, летающая в воздухе, опутывающая травы и кустарники, обещала долгое тепло.
- Так же люди трактовали осенние грозы с громом.
- Утренние густые туманы пугали приходом болезней.
- Холодный сентябрь – к сухой весне без снега и дождей.
Для октября характерны дожди, грязь, сырость, первые заморозки и снег. Сухой октябрь обещал бесснежный январь, первый снег в октябре – начало настоящей зимы через 40 дней.
Ноябрь – самый тяжелый месяц в году с черными ночами, короткими днями. Деревья облетели, птицы улетели на юг. Большой снег в ноябре обещает хороший урожай зерновых, ясная сухая погода – неурожайный год.
О зимних приметах и о том, как интересно рассказать о них детям, читайте в статье «Народные приметы на урожай зимой».
Народная мудрость и дети
Фольклор – сказки, былины, пословицы, приметы и поговорки – имеет огромное значение для развития дошкольников и детей младшего школьного возраста. К сожалению, русский язык упрощается, многие слова и образы выходят из употребления, словарный запас оскудевает.
Знакомство с образцами народного фольклора полезно по следующим причинам:
- обогащает речь ребенка;
- улучшает образное мышление;
- помогает понять историю народа;
- облегчает изучение русского языка и литературы.
Именно малые формы народного творчества, такие как прибаутки, приметы, пословицы и поговорки, дети запоминают легче всего: они воспринимают их не только умом, но и чувствами.
Например, тема занятия – приметы, касающиеся поведения домашних животных, птиц и насекомых. Необходимо подготовить список примет и набор карточек с рисунками, среди которых ребенок выберет правильный ответ.
Образцы примет, связанных с осенью, для игры:
- Кошка во время сна лапой прикрывает нос – к похолоданию. Кот чихает – к дождю, чешет за ушком – к снегу, приглаживает шерсть за ушами – к хорошей солнечной погоде, точит когти – к перемене погоды.
- Муравьи прячутся в муравейник и заделывают все ходы – к затяжным дождям.
- Муравьи осенью строят высокие муравейники – к холодной зиме.
- Комары, летающие поздней осенью – зима обещает быть теплой.
- Если пчелы заделывают леток в улье практически полностью – к холодной зиме, если отверстие большое – серьезных морозов не жди.
- Если собака легла на спину и раскачивается в разные стороны, ожидайте ветра, катается на спине – к приближающимся морозам, много спит – к холодам и ухудшению погоды.
Во время игры взрослый зачитывает вопросы, а задача детей – найти карточку с изображением животного или насекомого, которого касается примета. Знания, полученные в игровой форме, лучше запоминаются.
И для современного человека приметы остались актуальными подсказками. Они обогащают наш язык и знания о природе.
Источник
Конспект занятия по ФЦКМ «Приметы осени»
Ирина Гридчина
Конспект занятия по ФЦКМ «Приметы осени»
Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени.
1. Уточнять знания детей об осени, ее приметах, названиях осенних месяцев.
2. Учить наблюдать за природой, делать соответствующие выводы.
3. Развивать словарный запас детей по лексической теме «Осень».
4. Воспитывать бережное отношение детей в природе, желание заботиться о ней.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята., сегодня наше занятия я бы хотела начать с загадки
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень)
Сегодня мы с вами поговорим об прекрасном времени года об осени.
Скажите мне, а что такое осень (время года, лужи, листья, птицы улетают.
Посмотрите вот на эту картину внимательно, а я прочту вам рассказ, который называется «Осень»
На смену лету пришла (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели (разноцветный наряд). (Красные, желтые… листья горят на солнышке, а затем (падают, укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться… (по домам). Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края). Звери делают (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Осень длится три месяца. Скажите, как называются эти месяца по порядку? сентябрь (показ иллюстрации, потом наступит октябрь (показ иллюстрации, и последний месяц осени – ноябрь (показ иллюстрации).
Скажите, а что происходит осенью с природой (природа готовится ко сну). Сейчас я предлагаю немного отдохнуть, а потом поговорить об осенних приметах.
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его, друзья?
(Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я!
(Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)
В небе жаворонок пел.
(Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет,
(Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год.
(Дети стоя весело хлопают в ладоши)
Сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию и подробнее поговорить о приметах осени.
(Показ презентации «Осень»)
А сейчас выходите ко мне, я предлагаю вам немного поиграть
Дидактическая игра «Подбери слова».
Я буду говорить начало предложения, а вы должны закончить его.
Созревают (овощи, фрукты).
Вы молодцы! А сейчас я вам предлагаю вспомнить приметы осени и назвать их.
Рефлексия скажите а каком времени года мы с вами говорили? Что интересного происходит в природе осенью? Что вам больше понравилась на занятие?
Прикреплённые файлы:
osen_rllu5.pptx | 4442,67 Кб |
Конкурс чтецов «Приметы осени» в средней группе детского сада Конкурс чтецов в средней группе «Приметы осени». -Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на осеннем.
Конспект комплексной НОД по экологии в старшей группе «Приметы осени» «Приметы осени»(проводится в конце ноября, как заключительное по теме «Осень»). Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,.
Конспект музыкального занятия «Приметы весны» (подготовительная группа) Цель: Формировать ритмические способности детей. Обогащать музыкальные впечатления, вызывать эмоциональный отклик на весенние приметы. Задачи:.
Конспект занятия «Как мы искали весенние приметы» Как мы искали весенние приметы Цель: развивать у детей связную речь. Программное содержание: учить детей прилагательные к существительным.
Конспект занятия по развитию речи: «Приметы весны» (вторая младшая группа). Цели: -закреплять представления детей о весне, ее приметах; — продолжать знакомить с понятием «дикие животные», с названиями детенышей,.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень». Закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать.
Конспект занятия по речевому развитию с использованием интерактивных технологий «Весенние приметы» в средней группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Весенние приметы» в средней группе. Составила и провела вос-ль Павлова Н. В. Цель: систематизировать.
Конспект занятия «Приметы весны» Конспект открытого занятия «Приметы весны» (средняя группа) Задачи : продолжать знакомить детей с приметами весны, развитие грамотной,.
Конспект занятия в старшей группе «Приметы зимы» Программное содержание: Учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах. Изучать характерные признаки зимы.
Развлечение для детей средней группы «Приметы осени» (Под музыку «Осенние дорожки» муз. О. Поляковой дети входят в зал.) Ведущий: Осень спешит после жаркого лета, В красные, желтые листья одета,.
Источник