Природные явления осенью старшая группа

«Осенние изменения в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

В данном материале предлагается, как на прогулке можно закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени, о зависимости растений, животных от условий внешней среды.

Скачать:

Вложение Размер
проведение прогулки 26.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Осенние изменения в природе»

Цель : Формирование обобщённого представления детей об осени.

Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени, о зависимости растений, животных от условий внешней среды. Развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль,развивать воображение ,обогощать словарь детей. . Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим. Упражнять в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов). Развивать подвижность.

Оборудование и материалы : осенние листочки с разных деревьев по количеству детей, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Осени, мячи, лупа, султанчики, флюгер, корзина, мешочки для метания, детские метёлки, ведёрки, совочки, выносные игрушки (мячи, машинки, бадминтон, мелки, куклы, песочные наборы, скакалки, кегли…),

Описание хода прогулки:

Восп-ль: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Как такое время года зовётся? (осень)

Восп- ль: Да, это осень. Кто расскажет стихотворение об осени. (дети рассказывают знакомые стихотворения)

Восп- ль: Ребята, а какие приметы осени, вы знаете? ( стало холодно, желтеют и опадают листья, облака осенью серые, тяжёлые, наполненные дождём, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают на юг, зимующие — перебираются поближе к людям…)

Восп- ль: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?(ясная)

Почему? (ярко светит солнце, нет дождя)

Давайте подышим свежим, осенним воздухом (дыхательное упражнение).

Назовите осенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц?

Правильно, октябрь. Октябрь в народном календаре называли- листобой, мокрохвост, грязник, свадебник. Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев. Говорили в народе: «Если листопад пройдёт скоро, надо ждать крутой зимы». Названия мокрохвост и грязник напоминают о частых дождях. А свадебником в старину называли, потому, что именно в октябре все сельскохозяйственные работы были уже закончены- и на Руси праздновались свадьбы.

Восп- ль: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр?

( осенние опавшие листья)

Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят)

Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)

Восп- ль: Осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад)

Дидактическая игра «С какого дерева листок» ( в кругу- с мячом)

С дуба –… дубовый,

С липы — … липовый,

С рябины — … рябиновый,

С тополя — … тополевый,

С осины — … осиновый,

С клена — … кленовый,

С березы — … березовый,

С ольхи — … ольховый.

Дидактическая игра «Найди пару»( дети под музыку бегают , кружатся словно листочки и находят себе пару, обьясняя с какого дерева у них листочки)

Исследовательская деятельность : Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)

Скажите, а при каком природном явлении можно наблюдать сильный листопад? (при ветре)

Давайте определим направление и силу ветра.( с помощью султанчиков и флюгера)

Воспитатель замечает на деревьях кормушки

Восп- ль: Что это, ребята? (кормушки)

Для чего они нужны? ( для подкормки птиц)

Чем можно покормить птиц? ( семечками, кусочками хлеба, зерном)

Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (стало холодно)

Как называют таких птиц? ( перелётные)

А назовите перелётных птиц?

Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами?

Назовите зимующих птиц?

Да ребята, зимующие птицы осенью стараются быть ближе к жилью человека, чтобы им было тепло и сытно, давайте и мы с вами покормим птиц, прилетающих на участок.

Восп- ль: Ребята, а сейчас давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.

Подвижная игра: «Перелёт птиц»

После игры воспитателю передают конверт с письмом.

Восп- ль: Ребята нам пришло письмо. Оно от Царицы Осени, давайте его прочтём.

«Здравствуйте дорогие ребята. Совсем скоро у вас будет Осенний бал, я собираюсь к вам на праздник и приготовила себе красивый наряд, а вас хотела попросить сделать мне венок из осенних листьев. Заранее спасибо и до встречи на Осеннем балу. Золотая Осень».

Восп- ль: Ребята , давайте соберём красивые осенние листья в корзину, чтобы в группе сплести венок для Осени.(дети собирают)

А может мы попробуем составить венок из листьев на асфальте.

«Составь венок» – узор на асфальте из опавших листьев.

Предлагаю поделиться на подгруппы по 4-5 детей и составить венок из листьев.

Самостоятельная организация подвижных игр детьми ( по желаниям и предложениям детей)

Труд «Уборка листьев на групповом участке».

С детьми идем на ту часть участка, где будем убирать. Раздаю детям грабли, метелки, ведра.

Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово:

— «Труд украшает человека»,

— «Без труда нет добра»,

— «Игра игрою, а дело делом».

Давайте распределим, кто, чем будет заниматься.

Восп- ль: Ну что же , ребята, я думаю мы славно потрудились, собрали осенние листья, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.

Игры детей с выносным материалом по интересам.

А пока дети играют воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по ФИЗО (подбрасывание вверх и ловля мяча 2 руками — Богдан.Ш., Оля К., метание мешочка вдаль- Аня И., Соня С.- отработать силу броска)

Итог: Ребята , наша прогулка подходит к коцу и я предлагаю вспомнить, о чём мы с вами сегодня говорили?

В какие игры играли?

Что больше всего вам понравилось?

А вспомните, что мы обещали сделать для Осени?

Да, ребята, сплести венок, сейчас мы в группе подсушим листочки, а после тихого часа сплетём все дружно венок для Золотой Осени,чтобы на нашем празднике она была самой красивой.

А вам за плодотворную работу Осень приготовила сюрприз- осенние дары-яблоки- угощайтесь на здоровье!

Источник

Конспект НОД по окружающему миру «Осенние изменения в природе»

Ольга Кельцына
Конспект НОД по окружающему миру «Осенние изменения в природе»

— Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

— Активизировать словарь по данной теме.

-Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

-Продолжать учить согласовывать движения с речью.

-Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

-Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

-Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.

-Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

Демонстрационный материал: сюжетная картинка «Осень», картинки с изображением осенних признаков, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение стихотворений об осени, разучивание стихотворений об осенних месяцах, грибах.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические: дидактические игры и упражнения

Ход занятия

1. Организационный момент.

У нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса.

Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь).

Послушайте стихотворение о Сентябре. (рассказывает ребёнок)

В сентябре еще не грустно:

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Ребята, сентябрь – это первый месяц осени, начало осени. Какие изменения в природе мы можем увидеть в это время? (Утро и вечер становятся прохладнее, выпадают росы, появляются утренние туманы)

На доску выставляются картинки с осенними признаками.

Это время называют ранняя осень. Сентябрь — месяц ещё тёплый. Особенно в начале месяца. В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов. Это время года – самая грибная пора.

На доску вывешиваются иллюстрации грибов. Дети рассказывают стихи о грибах.

Гриб я самый-самый лучший

И полезен я к тому же,

Всем на радость на столе

Забирай меня к себе!

Под березами расту,

Пью холодную росу.

Жду, когда за мной придешь

И в корзинке унесешь.

1-й. Мы задорные маслята

В мелких шапочках, с листом.

2-й. В наш лесок пришла не зря ты

Тоже мы с тобой пойдем!

Но будь осторожен в лесу можно, найти и ядовитые грибы. Они опасны для человека, а для лесных зверей могут служить лекарством.

Мой костюм, как флаг парадный,

Красный цвет заметишь ты.

Я приманка для незнаек

И храню в запасе яд,

Но грибник меня встречая,

Почему-то мне не рад.

Дети садятся на свои места.

А в народе Сентябрь называют — Хмурень, потому что погода начинает хмуриться и капризничать. Приглядись-ка к деревьям. Листья пожелтели, некоторые едва-едва, а некоторые совсем желтые и начали уже опадать. Пора одевать куртку и брать с собой зонтик, чтобы не промокнуть. Ведь осенью дождь не такой теплый, как летом.

Дидактическая игра «Один — много»

Ход: солнечный день — солнечные дни; красивое дерево-, хмурая туча-, серое облако-, холодный дождь-, сильный ветер-, птичья стая-, глубокая лужа-, резиновый сапог-…и т. д

А сейчас послушайте стихотворение об октябре. (рассказывает ребёнок)

Сеет дождик в октябре

В желтой кружатся листве

Осени тревоги.

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Дни листки календаря

Что же происходит в природе в октябре? (Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай)

На доску выставляются картинки с осенними признаками.

Это время называют средняя осень. Или золотая осень. Как вы думаете, почему так говорят (начинается листопад, с деревьев опадают листочки)

Дид. игра «Чьи листья»

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и тд.)

А почему насекомые начинают пропадать (большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро)Почему птицы начинают улетать? (становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края икать себе пропитание и тепло)

В народе Октябрь называют — Грязник, потому что золотую осень начала октября сменяют дожди второй половины месяца.

А сейчас послушайте стихотворение о ноябре. (рассказывает ребёнок)

В ноябре и дождь и снег,

Лес стоит весь мрачный.

Знает каждый человек,

Что ноябрь — невзрачный.

В ноябре деревья спят

Прибит дождём осенний сад.

Дождик кончится. Потом,

Покроет снег своим ковром.

Что же происходит в природе в ноябре? (опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди вспахивают поля, засевают озимые)

Это время называется поздняя осень.

В народе Ноябрь называют — Листогной, потому что опадают последние листья и природа готова к зиме.

Теперь вы знаете, то красавица-осень бывает разная. Давайте назовём, какая и когда она бывает.

Дидактическая игра «Подбери действие».

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний листочек.

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Насекомые осенью- прячутся, исчезают.

Люди осенью – убирают урожай, утепляются, пашут поля.

Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Под музыку дети имитируют действия «листочков» — музыка играет, листочки летают, музыка останавливается – листочки опадают.

Молодцы, ребята. А теперь давайте отгадаем загадки и вспомним осенние приметы и явления природы.

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

только не душистые.

Он холодный, проливной,

По пятам бежит за мной.

Убегаю — только хуже,

Потому что всюду — лужи!

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Видно стало далеко.

Неизвестно, где живёт.

Налетит, деревья гнёт.

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник — и не уймешь.

По небесам ораваю

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем.

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ранним утром во дворе

Лед улегся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Ребята, многие века народ примечал, какие изменения в каждое время года происходят в природе и сочинили много поговорок на тему осень. Давайте и мы с вами сейчас с ними познакомимся.

Знакомство с поговорками

«От осени к лету поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина. Осень – запасиха, зима – прибериха. Холоден сентябрь, да сыт.

Подведение итога занятия.

Итоговое занятие в старшей группе за первый квартал «Осенние изменения в природе» Конспект итогового занятия по окружающему миру на тему: «Осенние изменения в природе.» Программное содержание: закрепить знания детей.

Конспект НОД по окружающему миру «Добрый злой ветер» Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Добрый — злой воздух» Курган 2018г. Цель НОД: закреплять.

Конспект НОД по окружающему миру «Елочка-красавица» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ёлочка-красавица» Программные задачи: Показать особенности строения хвойных.

Конспект НОД по окружающему миру «Перелетные птицы» Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы» Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: «лететь.

Конспект НОД по окружающему миру «Полезные витамины» «Полезные витамины» Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей об отличительных особенностях овощей и фруктов, о том,.

Конспект НОД по социализации во второй младшей группе «Коленька и Оленька» Конспект НОД по окружающему миру (социализация) во 2 младшей группе «Коленька и Оленька» Цели и задачи: познакомить детей с куклами – Колей.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Сезонные изменения в природе» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Сезонные изменения в природе» Цель: -расширять представления детей о сезонных изменениях.

Сценарий осеннего утренника для первой младшей группы «Осенние изменения в природе» Осенний утренник для 1 младшей группы. Программное содержание. Закреплять представление детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать.

План-конспект занятия по окружающему миру для детей 4–5 лет «Осенние изменения у животных и у человека» План – конспект по окружающему миру для детей 4-5лет Дата проведения: 4 неделя октября Тема недели: Воспитатель: Тимошкина Б. А. Цель: Формирование.

Источник

Читайте также:  Про осень про дорожку
Оцените статью