Планирование прогулок с детьми осенью
Вера Семёнова
Планирование прогулок с детьми осенью
1. Наблюдение за деревьями на участке. Обратить внимание детей на ствол, ветки, листья,их отличительные особенности: «дерево высокое, ветки толстые и тонкие листья не достать — высоко». Предложить потрогать ствол.У одних деревьев он тонкий: можно обхватить руками, а у других — толстый. Понаблюдать за тем, как ветер раскачивает дерево. Познакомить с названием дерева — берёза (клён).
Послушать, как шелестит листва; походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат. Сбор опавших листьев, уточняя наиболее яркие цвета их окраски.
Продолжать знакомить с понятием «листопад», листья большие и маленькие, зелёные, жёлтые, красные.
2. Подвижная игра «Колокольчик»
Цель: учить выполнять движения по сигналу, менять движения, быть внимательными, Дети стоят в кружочке. У одного ребёнка в руке колокольчик.Воспитатель:
«Я бегу, бегу, бегу,
В колокольчик я звоню.
Колокольчик Тане дам
И на место стану сам»
3. Перешагивание через кирпичики, кубики, камешки, веточки.
Цель — развитие внимания, координации движений.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Цель: поддерживать инициативу каждого ребёнка, поощрять общение детей со взрослым и другими детьми.
5. Сюжетно — дидактическая игра с куклой «Накормим куклу».
Цель — учить детей разыгрывать несложный сюжет, воспроизводить несколько последовательных действий, показать использование предметов — заместителей.
6. Подвижная игра «Лохматый пёс»
Цель — приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал «Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет».
1. Наблюдение за автомобилями. Обратить внимание на основные части автомобиля.
Цель — развивать внимание, учить различать и называть основные части автомобиля.
2. Трудовые поручения. Предложить собрать упавшие веточки,упражнять в различении величины веточек: длинные и короткие (толстые — тонкие).
Цель — приучать детей выполнять поручения.
3. Индивидуальные игры с мячом.
Цель — учить катать мяч двумя руками воспитателю, друг другу.
4. Игры с природным материалом (вынести корзину с шишками, желудями, камешками и др.):
а). Рассматривание и сравнение шишек, желудей.
Цель — развитие тактильного восприятия, активизация речевых высказываний детей (шершавая, гладкий, тяжёлый, лёгкий, большой, маленький).
б). Выкладывание по контуру предметов,знакомых детям: грибок, кораблик, дом и т. п.
5. Подвижная игра «Догоните меня»
Цель: развивать у детей умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление и изменять его в зависимости от ситуации, приучать бегать в разных направлениях.
Развивать внимание и выдержку.
6.Самостоятельная деятельность детей: игры с песком, природным материалом.
Цель — обогащать представления детей о свойствах и качествах песка, развивать простейшие конструктивные навыки, поощрять общение друг с другом.
1. Наблюдение за птицами (воробьи, голуби).
Цель: учить узнавать птицу, называть части тела, вызывать желание заботиться о них. Обратить внимание, как чирикают воробьи,предложить послушать стихотворение:
«В гнезде воробушки живут
И утром только лишь встают
Чирик — чирик — чик
Так весело поют»
2. Игра «Что я закопала в песок?»
Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.
3. Сбор листьев. Нанизывание листьев на прутик.
Цель: развитие внимания, мелкой мускулатуры пальцев рук; учить различать листья по цвету, величине.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Цель — поощрять общение друг с другом, в играх с сюжетными игрушками выполнять 2-3 последовательных действия.
5. Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч».
Цель: приучать детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать четверостишье и убегать только тогда, когда будет произнесено последнее слово. «Мой весёлый, звонкий мяч, Ты куда умчался вскачь? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой!
7. Индивидуальная работа по развитию движений с малоподвижными детьми.
Цель — поощрять двигательную деятельность ребёнка.
1. Наблюдение за погодой. Ветреный день. Обратить внимание детей на деревья, кусты, траву. «Ветер дует, срывает листья, гонит тучи, всюду лужи, холодно».
Цель — формирование представлений о сезонных изменениях, учить устанавливать простейшие связи.
2. Трудовые поручения. Сгребание опавших листьев в кучи (маленькие и большие, уборка листьев с площадки.
Цель: привитие элементарных трудовых навыков.
3. Игра с листочками — упражнение «Подуй на листок». Цель — учить выполнять дыхательные упражнения.
4. Самостоятельная деятельность детей с игрушками и пособиями, а). Постройки из песка с использованием печаток и втыкалочек. б). Сюжетно-дидактическая игра с куклами «В гости к кукле Кате», «Поездка в лес».
Цель — закреплять (учить) умение действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом, развивать чувство симпатии друг к другу, доброжелательное отношение.
5. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».
Цель — учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Дидактическая игра «Составь деревце» (младшая группа) Цель: учить составлять модель березы, ели, знать и называть названия деревьев, выделять в строении дерева ствол, ветви, листья, хвоинки,.
«Сравнения дерева с кустарником». Конспект занятия в младшей группе Сравнения дерева с кустарникомЦели: Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие существенные признаки.
Источник
Картотека прогулок «Осень»
Наталья Дрепина
Картотека прогулок «Осень»
Карточка № 1 (осень)
Наблюдение. Обратить внимание на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать какие из цветов знакомы детям.
П/Игра «Вейся венок».
Цель – научить детей водить хоровод.
Воспитатель рассказывает что на полянке выросли цветы (дети). Подул ветерок, цветы начали шалить и разбежались по поляне.Приходит девочка и говорит : «Вейся, венок! Завивайся, венок!» дети должны образовать круг. Все вместе водят хоровод и поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.
С/Ролевая игра «Шоферы»
Труд. Собрать семена растений.
Карточка № 2 осень
Наблюдение за прохожими в осенней одежде. Развивать предпосылки наблюдательности, интереса к взаимосвязи явлений природы и жизни людей. Люди надевают более теплую одежду — куртки, головные уборы, увеличивается кол-во предметов одежды — перчатки, шарфы. Спросить, почему мы и прохожие так одеваются. При рассматривании акт-ть в речи названия предметов одежды, закреплять названия основных цветов. Спланировать это наблюдение еще раз в дождливую погоду, привлечь внимание к зонтикам, непромокаемой обуви, поднятым капюшонам. Рассмотреть одежду детей. В группе провести дид. упр. «Оденем куклу на прогулку«, подобрав предметы одежды, которые наблюдали.
С/Ролевая игра «Путешествие на корабле»
П/Игра «Вейся венок».
Цель – научить детей водить хоровод. Подул ветерок, цветы начали шалить и разбежались по поляне.Приходит девочка и говорит : «Вейся, венок! Завивайся, венок!» дети должны образовать круг. Все вместе водят хоровод и поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.
Труд. Собрать семена растений. Подмести беседку.
Карточка № 3 осень
Наблюдение. Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей как листья падают к земле. Уточнить что листья легкие, поэтому летят медленно.
П/Игра «Поймай цветок»
Цель – развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры – дети пытаются поймать листок висящий на веточке или летящий по воздуху.
С/Ролевая игра «Шоферы»
Труд. Собрать букет из листьев.
Карточка № 4 осень
Наблюдение за явлениями первых заморозков. Развивать сенсорные способы познания природных явлений — характер поверхности, температура льда. показать иней на траве, кирпичной стене, сетке ограды. Вызвать чувство удивления, восхищения своеобразием природных явлений. Формировать предпосылки логических умозаключений — замерзание воды в лужах связать с холодной погодой. Позволить порезвиться, попрыгать в мелких замерзших лужах, послушать как хрустит, шуршат, позванивают разлетающиеся льдинки.
С/Ролевая игра «Путешествие на корабле»
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре водящий с завяз. глазами)
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
(останавливаются, крутят водящего)
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать
(приседают, водящий ищет)
Труд. Собрать красивые листья для поделок.
Карточка № 5 осень
Наблюдение за осенними листочками. Развивать у детей способность к наблюдению листопада, подводить детей к самостоятельному выводу — листочки падают, потому что стало холодно. Активизировать в речи глаголы — падают, опадают, облетела. Вызвать эстетический отклик на красоту осенних деревьев, создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву.
П/Игра «Где вы были?»
Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили
Как вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали
(приседают, собирают грибы)
А вы глазки помогали?
Мы смотрели, да искали
(Смотрят из-под руки, поворачиваются влево, вправо)
Труд. Сбор природного материала для поделок.
Карточка № 6 осень
Наблюдение за облачным небом. Развив. Элементарных представлений — облака летят высоко-высоко, облака большие, могут менять форму, цвет. Побуждать замечать простейшие взаимосвязи — наличие ветра и движение облаков. Воспитывать интерес к данному явлению природы, развивать воображение (догоняют друг друга, как будто играют, столкнулись, изменили форму, на кого стали похожи и пр.) Предложить игры с вертушками, побегать с вертушками, которые подарили старшие дети.
С/Ролевая игра «Кондитерская»
Цель – учить детей бегать дуг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать дуг другу и не толкать впереди бегущего.
Ход игры: На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним.
Труд. Подмети участки освещенные солнцем
Карточка № 7 осень
Наблюдение. Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, или серое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (закрыли солнце)
Цель – научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Ход игры –дети встают в круг и со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся. ПУХ» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.
Труд. Помети участки освещенные солнцем
Карточка № 8 осень
Наблюдение. Послушать как шуршат на ветру листья, понаблюдать как в ветреную погоду движутся облака. Обратить внимание на то, что ветер стал холоднее.
С/Ролевая игра «Путешествие на корабле»
ЦЕЛЬ: Разаитие ловкости.
ХОД ИГРЫ: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, «жужжат»» Появляется взрослый — «медведь»— и говорит:
Мед у пчел унесет.
«Пчелки» летят в определенный угол комнаты — «улей». «Медведь», переваливаясь, идет туда же. «Пчелки»говорят:
— Этот улей — домик наш.
Уходи, медведь, от нас!
«Пчелки» машут крыльями, прогоняя «медведя», «улетают» от него, бегая по комнате. «Медведь» ловит их.
Труд. Собрать разлетевшиеся от ветра листья
Карточка № 9 осень
Наблюдение за цветущими растениями на осенней клумбе (перечислить).Развивать у детей представления о растениях: цветы не только очень красивые, они живые, растут, радуются солнышку.Демонстрировать детям зависимость жизни растений от тепла и света: если взять цветочек в группу, он будет долго-долго жить в тепле. Развивать у дет. способность чувствовать красоту и выражать свое отношение мимикой, жестом, словом. сразу после наблюдения выкапывается кустик цветов для посадки в группе.
Цель – научиться перепрыгивать через скакалку.
Ход игры – водящий в центре круга ведет скакалку, дети должны перепрыгивать через нее, кто не успел – становиться водящим.
Труд. Собрать семена ноготков.
Карточка № 10 осень
Наблюдение за осенними листочками. Развивать сенсорное восприятие и эмоциональный отклик (восхищение, радость) на разнообразие красок, форм и размеров опавших листьев. Побуждать узнавать и называть листочки, рябины (как перышки, березы, находить деревья, с которых они слетели. После наблюдения собрать листочки в букеты — самые большие, самые маленькие, листочки желтого цвета, листочки красного цвета
С/Ролевая игра «Поварята»
Изготовление «еды» из мокрого песка и угощение друзей.
П/Игра «Поймай грибок»
Цель упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации.
Ход игры:
Меж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап.
Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.
Воспитатель: «Кто нашел его друзья?»Дети: «Это Я, Я, Я!»
Дети «грибники» стоят в парах лицом друг к другу, взявшись за руки, и ловят «грибы» (заключить в свой круг)
Труд. Собрать и разложить по коробочкам природный материал.
Карточка № 11 осень
Наблюдение. Обратить внимание на одежду людей (плащи, куртки, сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты. Уточнить название и назначение предметов одежды.
П/Игра «Поймай грибок»
Цель упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации.
Ход игры:
Меж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап.
Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.
Воспитатель: «Кто нашел его друзья?»Дети: «Это Я, Я, Я!»
Дети «грибники» стоят в парах лицом друг к другу, взявшись за руки, и ловят «грибы» (заключить в свой круг)
Труд. Собрать разлетевшиеся от ветра листья
Карточка № 12 осень
Наблюдение. Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник. Цель – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркнуть значимость труда для всех.
С/Ролевая игра «Дворники»
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор убирает
И дорожки разметает.
Цель – научиться перепрыгивать через скакалку.
Ход игры – водящий в центре круга ведет скакалку, дети должны перепрыгивать через нее, кто не успел – становиться водящим.
Труд. Сделать из сухой травы веник.
Карточка № 13 осень
Наблюдение. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в его работе. Показать орудия труда дворника, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели.
П/Игра «По ровненькой дорожке»
Цель – научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, раз – два, раз – два.
(«пружинка» на двух ногах с продвижением вперед)
Ой камни, ой камни, бух упали в яму.
(присесть на корточки)
Раз – два, раз – два, вылезли из ямы
С/Ролевая игра «Шоферы»
Труд. Собрать крупный мусор
Карточка № 14 осень
Наблюдение. Уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле. Обратить внимание на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы. Отцвели цветы.
С/Ролевая игра «Шоферы»
П/Игра «Мы веселые ребята».
Цель – научить детей ходить и бегать в рассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.
Ход игры;
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три – лови!
Ловишка ловит детей.
Труд. Собрать семена цветов.
Карточка № 15 осень
Наблюдение. Обратить внимание на белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы — это иней. От солнца он тает, почва становиться твердой.
П/Игра «Мой веселый звонкий мяч».
Цель – научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Ход игры:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Труд. Убрать сухую траву грабельками.
Карточка № 16 осень
Наблюдение. Научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Выйдя на прогулку можно встретить проходящих мимо домашних животных (кошку, собаку). Закрепить названия частей тела, обратить внимание что шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животное покрывается более густой и теплой шерстью.
С/Ролевая игра «Шоферы»
П/Игра «Мыши водят хоровод».
Цель – научить детей двигаться в соответствии с текстом, менять направление движения, ориентироваться в пространстве.
Ход игры – выбирается водящий «кот Васька», остальные «мыши». «Мыши» не слушаются, бегают, пищат, «кот» ловит «мышей».
Тише мыши, не шумите, кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька кот, разобьет ваш хоровод!
Вот проснулся Васька кот, разбежался хоровод!
Труд. Подмести веранду.
Карточка № 17 осень
Наблюдение. Попросить найти общие признаки и отличия между кошкой и собакой. Выяснить, бояться ли дети животных или нет. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак.
П/Игра «Кошка и мышки».
Цель – научить имитировать звуки издаваемые мышками, бегать легко, как мышки.
Ход игры – выбирают «кошку», остальные дети «мышки».
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка
(«мышки» выбегают из домика, бегают пищат)
Кока глазки открывает
И мышат всех догоняет:
Труд. Собрать мусор
Карточка № 18 осень
Наблюдение. Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти больше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.
С/Ролевая игра «Магазин»
цель – научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.
Ход игры. Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде.
Труд. Покормить птиц.
Карточка № 19 осень
Наблюдение. Вспомнить, что есть зимующие и перелетные птицы. Обратить внимание на подготовку птиц к отлету. Первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые остаются.
П/Игра «Перелет птиц»
Цель – научить детей бегать в рассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Ход игры – дети «птицы» собираются на одной в беседке.
По сигналу «ПОЛЕТЕЛИ!» «птицы разлетаются по всей площадке. По сигналу «БУРЯ!» — летят в беседку.
Труд. Покормить птиц.
Карточка № 20 осень
Наблюдение. Рассмотреть стоящий по близости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать сколько дверей. Вспомнить, какой общественный транспорт знают дети.
С/Ролевая игра «Шоферы»
цель – научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.
Ход игры. Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде.
Труд. Очистить дорожки. Подмести веранду.
Карточка № 21 осень
Наблюдение. Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег?
П/Игра «Летает, плавает, бегает».
Воспитатель называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображают полёт птицы.
С/Ролевая игра «Шоферы»
Труд. Очистить дорожку от снега
Карточка № 22 осень
Наблюдение за сорокой. Развивать общие представления о
сороке, замечая ее забавные повадки — скачет, смешно выбрасывая вперед одну ножку, шумно перепархивает, покачивает длинным хвостом. Воспитывать ласковое, дружелюбное отношение к живым существам, выражая его в словах «сорока-белобока».
С/Ролевая игра «Магазин»
П/Игра «Мыши водят хоровод».
Цель – научить детей двигаться в соответствии с текстом, менять направление движения, ориентироваться в пространстве.
Ход игры – выбирается водящий «кот Васька», остальные «мыши». «Мыши» не слушаются, бегают, пищат, «кот» ловит «мышей».
Тише мыши, не шумите, кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька кот, разобьет ваш хоровод!
Вот проснулся Васька кот, разбежался хоровод!
Труд. Очистить дорожку от снега
Картотека прогулок на осень (вторая младшая группа) Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за стрекозой (бабочкой) – формировать у детей бережное отношение к насекомым, воспитывать умение видеть.
Картотека прогулок в младшей группе ___ Октябрь. Прогулка 1 Наблюдение за солнцем Цели: — вырабатывать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло;.
Картотека прогулок в младшей группе Уборка снега на участке. Рассматривание сухого песка. Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок Ход: Рассматривание.
Картотека прогулок в подготовительной группе Октябрь Прогулка 5 Наблюдение за смородиной Цель: продолжать знакомить с ягодным кустарником черной смородины. Ход наблюдения Растет.
Картотека прогулок в средней группе Средняя группа Октябрь Прогулка 2 Наблюдение за погодой Цели: * обращать внимание на то, как изменилась природа; * учить сравнивать.
Картотека прогулок в средней группе Карточка №1 Воспитатель отмечает вместе с детьми, что солнце ярко светит и греет, небо чистое, ветер слабый, тепло. Дети должны привыкать.
Картотека прогулок в старшей группе Октябрь Прогулка 2 Наблюдение за подорожником Цели: * знакомить с лекарственным растением — подорожником; * развивать познавательную активность.
Картотека весенних прогулок в младшей группе Картотека весенних прогулок в младшей группе Прогулка. Наблюдение за небом. Цели: продолжить знакомство с различными природными явлениями;.
Картотека зимних прогулок Зима Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями. Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет,.
Картотека прогулок осенью в средней группе Прогулка 1: Наблюдение за деревьями на участке. Учить называть деревья, узнавать их по листве и коре. Труд: сбор песка в песочницу. Воспитывать.
Источник