- Викторина по произведению Ивана Алексееича Бунина «Холодная осень». учебно-методический материал по литературе (10 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Тестовые задания по рассказам И.А. Бунина из сборника «Тёмные аллеи»
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Урок литературы по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»
Викторина по произведению Ивана Алексееича Бунина «Холодная осень».
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
8 вопросов попроизведению Ивана Алексеевича Бунина «Холодная осень».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_proizvedeniyu.docx | 13.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по произведению
Ивана Алексеевича Бунина «Холодная осень».
- Какое событие привело к войне? Об этом известии отец героини прочитал в московской вечерней газете.
- Когда лирический герой был объявлен женихом?
- Бунин пишет: «Это было трогательно и жутко…» Что он имеет в виду?
- Чьи слова: «Ничего, милый друг. Всё-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя.»
- Как ответила лирическая героиня на вопрос жениха: «Если меня убьют, ты всё-таки не сразу забудешь меня»?
- Когда и где убили жениха лирической героини?
- Какую рифмованную фразу, издеваясь, произносила торговка, сдававшая весной восемнадцатого года лирической героине подвал на Смоленском рынке?
- Определите героя. «Человек редкой, прекрасной души, пожилой военный в отставке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагаю Вашему вниманию вопросы квикторине по романам И.А.Гончарова «Обломов» и М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города», изучаемым в 10 классе. Данная викторина проводится с целью проверки зна.
В презентации представлен материал по структуре сочинения, дан план к сочинению по теме «Образ Герасима», ориетировочные вопросы, на слайды выведены и предполагаемые ответы. Кроме того, данная п.
Творческая работа посвящена анализу повестей в творчестве видного коми писателя Ивана Григорьевича Торопова.
Лирическое произведение о красоте русской зимы и встречи Рождества.
Жизнь И.С.Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во время парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телефона и телеграфа.Более полувека Тургенев находился в центре общес.
Викторина представлена в форме интерактивной игры «Своя игра".
11 вопросов по произведению Ивана Алексеевича Бунина «Братья».
Источник
Тестовые задания по рассказам И.А. Бунина из сборника «Тёмные аллеи»
Литература, 11 класс
Тестовые задания по рассказам И.А.Бунина из сборника «Тёмные аллеи»
Вариант №1 (по рассказу «Тёмные аллеи»)
Отметьте знаком + правильное утверждение:
«… в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником».
«Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на молодую цыганку».
Хозяйку звали Татьяна.
«Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?»
Героя звали Николай Алексеевич.
Героиня простила своего возлюбленного.
«Одно тебе скажу: я был счастлив в жизни. »
«Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова».
«Баба — ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост даёт», — подумал герой.
Рассказ был написан в 1939 году.
Вариант №2 (по рассказу «Холодная осень»)
Отметьте знаком + правильное утверждение:
«На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины матери…»
«В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт».
Отец сказал: « Удивительно ранняя и холодная осень!»
«Я надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером».
«Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции».
«И вот прошло с тех пор целых двадцать лет».
«Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве…»
«Я не занималась торговлей…»
Героиня вышла замуж за пожилого военного и уехала в Екатеринодар.
Рассказ был написан в 1944 году.
Вариант №3 (по рассказу «Чистый понедельник»)
Отметьте знаком + правильное утверждение:
Героиня рассказа училась на курсах, никогда их не пропускала.
«Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке мой кучер — от Красных ворот к храму Христа Спасителя: она жила против него».
Герой был родом из Псковской губернии.
«В Прощёное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера».
Героиня часто ходила в кремлёвские соборы.
На «капустник» Художественного театра герой не поехал.
«Царь-девица, Шамаханская царица», — так назвал героиню Качалов.
Героиня решила уехать в Тверь.
Она позвала с собой возлюбленного.
Герои будут вместе.
Вариант №4 (по рассказу «Кавказ»)
Отметьте знаком + правильное утверждение:
«Приехав в Москву, я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником».
Герои хотели уехать на отдых в Крым.
В Москве в это время была прекрасная погода.
«В большом купе первого класса, которое я заказал заранее, шумно лил дождь по крыше».
Героиня уверена, что муж поедет за ней.
«Из Геленджика и Гагр она послала ему по открытке, написала, что ещё не знает, где останется».
Супруг героини не искал её.
Повествование ведётся от лица героини.
Рассказ заканчивается гибелью мужа героини.
Рассказ написан в 1937 году.
Вариант №1 (по рассказу «Тёмные аллеи»)
Вариант №2 (по рассказу «Холодная осень»)
Вариант №3 (по рассказу «Чистый понедельник»)
Вариант №4 (по рассказу «Кавказ»)
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: 123382060851
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
В Калифорнии детей учат молиться ацтекскому богу
Время чтения: 1 минута
Московский международный салон образования начнется 6 октября
Время чтения: 1 минута
Российские студенты стали чемпионами мира по программированию
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок литературы по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
Морозова Елена Ивановна, МОАУ СОШ № 5
Языковые средства выразительности в художественном тексте (на примере рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»)
Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
Выяснить, как речевые средства работают на выражение авторской идеи.
Методы: аналитическая беседа; анализ.
Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее
будут выражены его мысли. Богатство языка — это богатство мыслей.
Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
«. неуловимая художественная точность, изумительная изобразительность. как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок изображения. предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, но совсем бесплотной»
1.. На фоне «музыки П. И. Чайковского «Сладкая грёза» (ученица читает 1 -ю часть рассказа.)
Учитель. Давно и прочно утвердилось мнение о Бунине, как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились те черты русской литературы, которые сам писатель считал «драгоценнейшими» — неуловимая художественная точность, изумительная изобразительность. как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной.
Именно изобразительность считал Бунин отличительным признаком подлинно — художественного произведения.
Именно о выразительности бунинского слова , о языковых средствах пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
4.0братимся к эпиграфам. Прочитаем эпиграфы.
— Какова основная мысль этих высказываний? Запишите тему урока, выберите эпиграф.
— О чём рассказ?( 0 любви.)
— Что вы знаете об истории написания, времени?
( Рассказ был написан в 1944 году. Входит в цикл «Тёмные аллеи».Этот цикл
является центральным в творчестве Бунина. Примечательно, что все рассказыэтого цикла о любви. Все 38 новелл объединены одной темой – темой любви.Любовь делает жизнь бунинских героев значительной.
— Обратимся к названию рассказа.
( Это неточное воспроизведение строчки фетовского стихотворения без
Ученик читает стихотворение.
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
— Если рассказ о любви, то почему Бунин не назвал его иначе, не связал
название со словом «любовь»?
( Название рассказа — метафора одиночества немолодой уже героини («осень
жизни»), но в то же время — это желанная для неё пора, идеальная ситуация:
возвращение в осень 1914 года, уход в вечность.
-Найдите в тексте подтверждение этому.. . .да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный вечер.
.. . И это всё, что было в моей жизни,- остальное ненужный сон.)
— Докажите теперь своими словами, что всё остальное ненужный сон.
Грустным рефреном, повторяющейся фразой, звучат слова жениха героини «Ты поживи, порадуйся. » И мы видим, что живёт героиня всего один вечер.
— Какова композиция рассказа?
Экспозиция около полутора месяцев: первая половина июня до 19 июля 1913г.Показываются события, прдшествующие завязке.
Основная часть Вечер в сентябре, утро отъезда героя(пауза- ме-
сяц). Смерть героя — его уход из жизни и «прерывание» жизни героини.
Финал тридцать лет тягостного существования героини.
Возвращение из фабульного настоящего (1944г.) к «началу» — воспоминание о Ницце 1912г.
Обратимся к экспозиции.
— Что в начале рассказа показалось вам странным?
( Бунин умышленно не называет имена героев.)
— В первой части рассказа, так же, как и во всём рассказе автор использует
реалии. Найдите их.
( Начало войны, .. .жила в Москве, уехала в Екатеринодар, отплыли из
Новороссийска в Турцию. Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж,
-Можно провести параллель между героиней и самим писателем, на
долю которого выпало немало лишений: скитания, потеря родины, тоска.
— Найдите ещё реалии .(Война с Германией, убийство Фердинанда. )
Ученик. В рассказе слово война несёт тревогу. Хотя мы не видим военных
действий, но события диктуют нам ещё одну тему — тему мировой войны.
Масштабов войны нет, но её разрушительная сила ощутима.
Подтвердите текстом. (.. .приехал всего на сутки — проститься перед
отъездом на фронт, настал наш прощальный вечер; Если меня убьют.
Убили его через месяц. )
Назовите языковые средства в 1-й части рассказа.
Учащиеся находят выразительные средства, делают вывод.
( Для языка Бунина характерен устойчивый характер троп. Хрустальный звон, конфетное лицо, траурный. В рассказе это роковой мешочек, тайные мысли, прощальный вечер, шоколадный магазин. На основе использования драгоценных камней и самоцветов, слов серебро, золото — осыпанные блестящими звёздами, как блестят глаза! Золотой образок, сверкающей изморозью, ручками с серебряными ноготочками, золотыми шнурочками.)
Для данного рассказа характерно использование образных средств для обозначения «вещного мира», мира ощущений, создающих план вечного. (Подтвердите это текстом.)
(Мы в этот вечер сидели тихо. скрывая свои тайные мысли и чувства; Ну что же, если убьют, я буду ждать тебя там. .. .где-то там он ждёт меня с той же любовью и молодостью.
-Да, эти образы взаимодействуют с образами вечного мира, бытия, непостижимого человеку.
Для того, чтобы убедиться, что для многих бунинских произведений характерен образ мира вечного, давайте сравним стихотворение «В окошко из тёмной каюты. » и рассказ «Холодная осень».
Одно только звёздное небо,
Один небосвод недвижим,
Спокойный и благостный, чуждый Всему, что так мрачно под ним.
«.. .В саду, на чёрном небе, ярко.
«Потом стали обозначаться в свет-
леющем небе чёрные сучья, осы- панные минерально блестящими
В рассказе божественное великолепие мира противопоставляется хаосу, беспощадной власти рока. Используются повторы(Если меня убьют. . .А вдруг правда убьют? Ну что же, если убьют.
-Какая связь между 1 и 2-й частью рассказа?
(2- я часть начинается словом убили. Т.е. власть рока беспощадна.)
-Назовите эпитеты, подтверждающие это. (холодный, чёрный, равнодушный)
1. Анализируя природу и человека, мы говорим, что пейзаж повторяет состояние лирического героя. Подтвердите это текстом.
(Удивительно ранняя и холодная осень. — Тебе не холодно? Холод, холодный вечер ассоциируется с холодом в душах героев, предчувствием беды. Зимний вечер — смерть возлюбленного.
-Многообразие оттенков фиксируется при помощи эпитетов, сочетанием наречий с прилагательными (цветовые наречия). Найдите их .
Чистые ледяные звёзды, жаркая лампа, осенняя прелесть, минерально блестящие звёзды, по-осеннему.
Учитель.Рассказ построен на ассоциативных связях настоящего и прошлого, следовательно, он имеет пространственно — временную перспективу. Особенность её в том, что в эмоционально — оценочном плане настоящее и прошлое окрашены общим тоном взволнованности .(Могла ли я думать в те счастливые дни, чем некогда она(Ницца) станет для меня!). Героиня погружена в себя — в её внутреннем мире одинаково уживается прошлое и настоящее, одинаково живо переживаемое сейчас и тогда. Представление о стиле Бунина было бы далеко не полным, если бы мы ограничились только характеристикой образных средств. Ведь Бунин — один из тончайших русских стилистов.
— Итак, сделаем вывод о том, какие выразительные средства языка, какие приёмы использует И.А.Бунин.
Арсенал изобразительно-выразительных средств языка в рассказе «Холодная осень» исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
Звучит музыка. «Сладкая греза».
Домашнее задание. Написать рецензию на рассказ «Холодная осень».
Примерный план рецензии:
1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано).
2. История создания, замысел произведения.
3. Жанровое своеобразие произведения.
4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть).
5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении.
6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор.
7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем).
8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает).
9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении).
10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему).
11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему).
Источник