Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»
Анна Новицкая
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»
Цель. Развитие связной речи.
1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях); обобщающее понятие «Зимующие птицы«.
2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
3. Учить самостоятельно составлять короткие рассказы о зимующих птицах с опорой на схему
. 4. Закреплять умение делить слова на слоги.
5. Активизировать и расширять словарь по теме «Зимующие птицы«.
6. Развивать внимание, мышление память.
7. Воспитывать любовь и заботу к птицам.
Материал. Предметные картинки с изображением зимующих птиц (воробей, синица, ворона, сорока, голубь, дятел, сова, клест, свиристель, сорока); схема описательного рассказа, карточки с изображением птиц и их корма, диск с записью голосов птиц.
Наблюдение за птицами во время прогулок.
Чтение рассказов и стихотворений о птицах.
Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц.
Изготовление кормушек, подкормка птиц на участке.
Ход занятия
1. Оргмомент. Психогимнастика.
— Ребята, какое сейчас время года? — Зима.
-Какая погода зимой на улице? — Снежная морозная, ветреная холодная.
Давайте покажем, как мы с вами замерзли на улице, съёжились. А теперь давайте друг на друга подуем теплым воздухом отогреемся и
расслабимся. Ведь мы мороза не боимся.
2. Воспитатель загадывает загадки (ответы детей сопровождает показом картинок с изображением птиц):
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать.
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-чирик». (Воробей.)
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени. (синичка).
Эта птица всем знакома —
Важно ходит возле дома,
Кар-Кар -Кар вдруг закричит
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её. (ворона).
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел.)
Всю ночь летает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
Со спины черным-черна,
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи,
Хоть кого увидит — вмиг
Клюют рябины грозди
Так нарядны и ярки
На головках хохолки.
Что за птица, мороза не боится
Хоть снега лежат везде
У нее птенцы в гнезде.
Воспитатель. Назовите этих птиц одним словом.
Дети. Зимующие птицы.
Воспитатель. Почему мы их так называем? (Ответы детей.)
Дети. Эти птицы остаются с нами зимовать и не улетают в теплые края.
Воспитатель. Когда мы видим разных птиц на улице, как узнаём каждую из них, по каким таким признакам? Например, что это — синица, или, что это — сорока.
Дети. По их внешнему виду.
3. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о любой понравившейся птице с опорой на схему.
Д. и. «Расскажи о птице.»
1. Название птицы.
2 .Какая по цвету и размеру.
4. Отличительные признаки.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
5. Подбор слов – действий. Игра «Скажи кто, как кричит».
Давайте присядем на ковер и отдохнем. Слушаем голоса птиц.
Выставляется символ слов — действий. Включается фонограмма с голосами птиц.
— Скажите, как птица свой голос подает, что делает?
Дети:- Это синички. Они тинькают.
— Это совы. Они ухают. Это голубь. Он урчит.
— Это вороны. Они каркают. Это клест. Он клекает.
— Это сорока. Она стрекочет.
Что еще птицы делают? –Дети: прыгают, летают, скачут, вьют, клюют, спят.
6. Дети делятся на компании. (по частям тела птиц)
Д. и. «Засели птиц в домик»
Воспитатель. Вам нужно заселить птиц в свой домик по количеству окошек. (по слогам). У каждой компании есть набор карточек с изображением зимующих птиц которые нужно правильно заселить в свой домик.
Воспитатель. Зима – очень трудное время года для птиц особенно если она морозная и снежная, как мы уже с вами говорили. Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью.
Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети. Можем сделать кормушки, подкармливать птиц.
Воспитатель. Правильно птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду, везде можно устроить для птиц столовую.
А чем можно покормить птиц?
7. Давайте пройдем на свои места и поиграем с вами в игру Покорми птиц» (дети должны выполнить задание на листочках провести линию от птиц к их любимому корму.)
8. Итог. Оценка деятельности детей.
— О каких птицах говорили? (о зимующих)
— Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.
Сегодня мы с вами пойдем на прогулку, возьмем с собой кормушки, корм, развесим их на деревьях и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм. И скажут вам огромное спасибо по птичьи.
Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.
Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимующие птицы», в старшей группе Цели: воспитывать бережное отношение к птицам. Задачи: Развивающие:.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. На тему: «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Цели: познакомить детей с названиями домашних птиц, внешним видом, образом.
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие у нас птицы — гости» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» 1. Тема: Зимующие птицы. 2. Цель занятия: Обучение описательному связному высказыванию. 3. Задачи: Образовательные: Формировать, уточнять.
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы».Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 лет Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД «Зимующие птицы» для детей 3-4 лет. ЦЕЛЬ: обобщение знаний.
Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Зима. Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа) Тема: «Зима. Зимующие птицы» Цель: развитие связной речи. Задачи: — расширять и активизировать словарь; — подбирать слова действия.
Источник
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» » Осень.Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по речевому развитию «Осень.Перелетные птицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.pereletnye_ptitsy.docx | 25.25 КБ |
osen.pereletnye_ptitsy.docx | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»
Конспект открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию
«Осень. Перелетные птицы».
(старший дошкольный возраст 6-7 лет)
Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа)
Цель : закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.
— закрепить представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.
— закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;
— закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;
— совершенствовать грамматический строй речи;
— развитие интереса к представителям живой природы;
— развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;
— пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.
— воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц.
Воспитатель: — Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам.
— Здравствуй, солнце золотое! (вытянуть руки вперёд)
— Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)
— Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора! (протягивают друг другу ладошки)
— Улыбнёмся всем гостям! Пожелаем им добра! (улыбнуться гостям, поклониться).
Раздается звук пришедшего электронного письма.
Воспитатель: — Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто его прислал. Видеописьмо от Незнайки «Здравствуйте, ребята! Пришел я сегодня в лес, а здесь совсем тихо и пусто. Да и деревья совсем другие. Что произошло? Может быть, наш лес заколдовал злой волшебник? Я сделал несколько фотографий, вы сможете мне объяснить, что произошло с природой?».
Воспитатель на слайде показывает картинки с изображением осенних явлений в природе (деревья с желтыми листьями, хмурое серое небо, пожелтевшая трава, стаи птиц, улетающие в теплые края).
Воспитатель: — Ребята, скажите, что изображено на этих фотографиях? (признаки осени в природе)
Дети:- Время года осень.
Воспитатель: — А какие признаки осени вы еще знаете?
Дети: — (исчезли насекомые, стало холоднее, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее и т.д.)
Воспитатель: — Ребята, вы сказали, что птицы улетают в теплые края. А почему они это делают?
Дети — (потому что становится холодно, нечего кушать).
Воспитатель: — А все ли птицы улетают в теплые края?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: — Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?
Дети:- (ласточки, скворцы, кукушки, жаворонки, дрозды).
Воспитатель: — А почему? Чем питаются эти птицы?
Дети: — Они едят насекомых.
Воспитатель: — Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? (насекомоядные)
— Вслед за насекомоядными птицами улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.
— Как вы думаете, а с чем это связано?
Дети: — ( это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду).
Воспитатель: — Правильно. И таких птиц называют — водоплавающие.
— Послушайте внимательно и скажите, какие два слова прячутся в слове –водоплавающие .
Дети: — (плавать в воде)
Воспитатель: — Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём, у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят, летят, как попало, стаей.
На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие.
В: Назовите перелетных птиц.
Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полета птиц).
— А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки ( картинки отгадки вывешиваются на доске для игры «Кто улетел?»
1. Кто эта птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает . (Кукушка)
2. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад — вперед по пашне скачет,
А зовется птица. ( Грач)
3. Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков домой таскает
Да трещит весь день… (Скворец)
4. Спереди — шильце,
Сверху — черное суконце,
А снизу — белое полотенце. (Ласточка)
5. Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль)
— Давайте еще раз назовем всех птиц на доске.
Игра «Составь слово» Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)
Паша — Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)
Амина- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)
Максим — Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)
Артем – Первый звук (К),последний(А) (Кукушка)
Соня –Первый зыук ( Л), последний(А)
Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто улетел?».
Правила игры: воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы, дети открывают глаза и называют птицу, которой не стало. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Изображение убранной птицы возвращается назад, затем убирается уже другая птица.
— Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами поиграем.
Подвижная игра «Улетает, не улетает»
(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.
Игра «Скажи, какой, скажи какая». — Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
Ласточка — у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
Грач — у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)
У гуся длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)
У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)
Цапля — у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)
У цапли длинные ноги. Она. (Длинноногая)
Воспитатель — Ребята, скажите, что могут делать птицы?
Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»
(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют).
Дидактическое упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений).
Воспитатель — А теперь, ребята, попробуйте закончить предложение.
Первыми улетают на юг ласточки, потому что …
За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…
Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…
Птиц нужно любить и охранять, потому что…
Снова электронное письмо от Незнайки «Спасибо, ребята. Я все понял. Вы сегодня молодцы! Вы много рассказали о перелетных птицах. Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути!» (на слайде отлет птиц).
Итог. Ребята давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах.Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?
Источник