Птицы осенью старшая группа развитие речи

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»

Анна Новицкая
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы»

Цель. Развитие связной речи.

1. Закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях); обобщающее понятие «Зимующие птицы«.

2. Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.

3. Учить самостоятельно составлять короткие рассказы о зимующих птицах с опорой на схему

. 4. Закреплять умение делить слова на слоги.

5. Активизировать и расширять словарь по теме «Зимующие птицы«.

6. Развивать внимание, мышление память.

7. Воспитывать любовь и заботу к птицам.

Материал. Предметные картинки с изображением зимующих птиц (воробей, синица, ворона, сорока, голубь, дятел, сова, клест, свиристель, сорока); схема описательного рассказа, карточки с изображением птиц и их корма, диск с записью голосов птиц.

Наблюдение за птицами во время прогулок.

Чтение рассказов и стихотворений о птицах.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц.

Изготовление кормушек, подкормка птиц на участке.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика.

— Ребята, какое сейчас время года? — Зима.

-Какая погода зимой на улице? — Снежная морозная, ветреная холодная.

Давайте покажем, как мы с вами замерзли на улице, съёжились. А теперь давайте друг на друга подуем теплым воздухом отогреемся и

расслабимся. Ведь мы мороза не боимся.

2. Воспитатель загадывает загадки (ответы детей сопровождает показом картинок с изображением птиц):

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать.

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем «Чик-чирик». (Воробей.)

И полоска шарфика

У желтогрудой птички

По имени. (синичка).

Эта птица всем знакома —

Важно ходит возле дома,

Кар-Кар -Кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её. (ворона).

Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица — почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь.)

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел.)

Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова.)

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи,

Хоть кого увидит — вмиг

Клюют рябины грозди

Так нарядны и ярки

На головках хохолки.

Что за птица, мороза не боится

Хоть снега лежат везде

У нее птенцы в гнезде.

Воспитатель. Назовите этих птиц одним словом.

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель. Почему мы их так называем? (Ответы детей.)

Дети. Эти птицы остаются с нами зимовать и не улетают в теплые края.

Воспитатель. Когда мы видим разных птиц на улице, как узнаём каждую из них, по каким таким признакам? Например, что это — синица, или, что это — сорока.

Дети. По их внешнему виду.

3. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о любой понравившейся птице с опорой на схему.

Д. и. «Расскажи о птице

1. Название птицы.

2 .Какая по цвету и размеру.

4. Отличительные признаки.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

5. Подбор слов – действий. Игра «Скажи кто, как кричит».

Давайте присядем на ковер и отдохнем. Слушаем голоса птиц.

Выставляется символ слов — действий. Включается фонограмма с голосами птиц.

— Скажите, как птица свой голос подает, что делает?

Дети:- Это синички. Они тинькают.

— Это совы. Они ухают. Это голубь. Он урчит.

— Это вороны. Они каркают. Это клест. Он клекает.

— Это сорока. Она стрекочет.

Что еще птицы делают? –Дети: прыгают, летают, скачут, вьют, клюют, спят.

6. Дети делятся на компании. (по частям тела птиц)

Д. и. «Засели птиц в домик»

Воспитатель. Вам нужно заселить птиц в свой домик по количеству окошек. (по слогам). У каждой компании есть набор карточек с изображением зимующих птиц которые нужно правильно заселить в свой домик.

Воспитатель. Зима – очень трудное время года для птиц особенно если она морозная и снежная, как мы уже с вами говорили. Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью.

Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети. Можем сделать кормушки, подкармливать птиц.

Воспитатель. Правильно птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки на балконе, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду, везде можно устроить для птиц столовую.

А чем можно покормить птиц?

7. Давайте пройдем на свои места и поиграем с вами в игру Покорми птиц» (дети должны выполнить задание на листочках провести линию от птиц к их любимому корму.)

8. Итог. Оценка деятельности детей.

— О каких птицах говорили? зимующих)

— Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.

Сегодня мы с вами пойдем на прогулку, возьмем с собой кормушки, корм, развесим их на деревьях и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм. И скажут вам огромное спасибо по птичьи.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Конспект интегрированного занятия «Зимующие птицы» в старшей группе Конспект интегрированного занятия на тему: «Зимующие птицы», в старшей группе Цели: воспитывать бережное отношение к птицам. Задачи: Развивающие:.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. На тему: «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Цели: познакомить детей с названиями домашних птиц, внешним видом, образом.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие у нас птицы — гости» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» 1. Тема: Зимующие птицы. 2. Цель занятия: Обучение описательному связному высказыванию. 3. Задачи: Образовательные: Формировать, уточнять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы».Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 лет Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД «Зимующие птицы» для детей 3-4 лет. ЦЕЛЬ: обобщение знаний.

Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Зима. Зимующие птицы» для детей с ОНР (подготовительная группа) Тема: «Зима. Зимующие птицы» Цель: развитие связной речи. Задачи: — расширять и активизировать словарь; — подбирать слова действия.

Источник

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» » Осень.Перелетные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект по речевому развитию «Осень.Перелетные птицы»

Скачать:

Вложение Размер
osen.pereletnye_ptitsy.docx 25.25 КБ
osen.pereletnye_ptitsy.docx 25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Искорка»

Конспект открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию

«Осень. Перелетные птицы».

(старший дошкольный возраст 6-7 лет)

Конспект занятия по развитию речи по теме «Осень. Перелётные птицы» (подготовительная группа)

Цель : закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.

— закрепить представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.

— закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;

— закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;

— совершенствовать грамматический строй речи;

— развитие интереса к представителям живой природы;

— развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

— пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

— воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц.

Воспитатель: — Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам.

— Здравствуй, солнце золотое! (вытянуть руки вперёд)

— Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)

— Улыбнёмся мы друг другу. Веселее, детвора! (протягивают друг другу ладошки)

— Улыбнёмся всем гостям! Пожелаем им добра! (улыбнуться гостям, поклониться).

Раздается звук пришедшего электронного письма.

Воспитатель: — Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто его прислал. Видеописьмо от Незнайки «Здравствуйте, ребята! Пришел я сегодня в лес, а здесь совсем тихо и пусто. Да и деревья совсем другие. Что произошло? Может быть, наш лес заколдовал злой волшебник? Я сделал несколько фотографий, вы сможете мне объяснить, что произошло с природой?».

Воспитатель на слайде показывает картинки с изображением осенних явлений в природе (деревья с желтыми листьями, хмурое серое небо, пожелтевшая трава, стаи птиц, улетающие в теплые края).

Воспитатель: — Ребята, скажите, что изображено на этих фотографиях? (признаки осени в природе)

Дети:- Время года осень.

Воспитатель: — А какие признаки осени вы еще знаете?

Дети: — (исчезли насекомые, стало холоднее, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее и т.д.)

Воспитатель: — Ребята, вы сказали, что птицы улетают в теплые края. А почему они это делают?

Дети — (потому что становится холодно, нечего кушать).

Воспитатель: — А все ли птицы улетают в теплые края?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: — Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Дети:- (ласточки, скворцы, кукушки, жаворонки, дрозды).

Воспитатель: — А почему? Чем питаются эти птицы?

Дети: — Они едят насекомых.

Воспитатель: — Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? (насекомоядные)

— Вслед за насекомоядными птицами улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

— Как вы думаете, а с чем это связано?

Дети: — ( это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду).

Воспитатель: — Правильно. И таких птиц называют — водоплавающие.

— Послушайте внимательно и скажите, какие два слова прячутся в слове –водоплавающие .

Дети: — (плавать в воде)

Воспитатель: — Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём, у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят, летят, как попало, стаей.

На столах разложены картинки с разными видами птиц, домик и самолет. Дети разбирают птиц по группам: перелетные – зимующие.

В: Назовите перелетных птиц.

Ответы детей: Аист, грач, ласточка, утки, гуси.

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )

Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)

Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)

И скворечник опустел (руки перед собой)

Аист крыльями полощет (взмахи руками)

Улетает, улетел (имитация полета птиц).

— А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки ( картинки отгадки вывешиваются на доске для игры «Кто улетел?»

1. Кто эта птица?

Никогда не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает . (Кукушка)

2. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад — вперед по пашне скачет,

А зовется птица. ( Грач)

3. Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков домой таскает

Да трещит весь день… (Скворец)

4. Спереди — шильце,

Сверху — черное суконце,

А снизу — белое полотенце. (Ласточка)

5. Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль)

— Давайте еще раз назовем всех птиц на доске.

Игра «Составь слово» Назовите перелетных птиц, которых вы видете на экране по первому и последнему звуку. (На экране появляются изображения некоторых перелетных птиц)

Паша — Первый звук [С], а последний [Ц] (Скворец)

Амина- Первый звук [У], а последний [А] (Утка)

Максим — Первый звук [Д], последний [Д] (Дрозд)

Артем – Первый звук (К),последний(А) (Кукушка)

Соня –Первый зыук ( Л), последний(А)

Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто улетел?».

Правила игры: воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы, дети открывают глаза и называют птицу, которой не стало. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль. Изображение убранной птицы возвращается назад, затем убирается уже другая птица.

— Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами поиграем.

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

Игра «Скажи, какой, скажи какая». — Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)

Ласточка — у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)

Грач — у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)

У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)

У гуся длинная шея. Значит, какой гусь? (Длинношеей.)

У грача чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)

Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)

Цапля — у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)

У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)

У цапли длинные ноги. Она. (Длинноногая)

Воспитатель — Ребята, скажите, что могут делать птицы?

Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»

(Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют).

Дидактическое упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений).

Воспитатель — А теперь, ребята, попробуйте закончить предложение.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что …

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…

Птиц нужно любить и охранять, потому что…

Снова электронное письмо от Незнайки «Спасибо, ребята. Я все понял. Вы сегодня молодцы! Вы много рассказали о перелетных птицах. Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути!» (на слайде отлет птиц).

Итог. Ребята давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о перелетных птицах.Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?

Источник

Читайте также:  Танец шопен осенний вальс
Оцените статью