Лариса саломатина у природы нет плохой погоды
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
– О каких занятиях людей вы узнали?
Д. Люди пашут, боронят и засевают озимые поля. Свозят хлеб в риги, сушат его и молотят, затем везут на мельницу. Женщины готовят на зиму пряжу. Справляют праздники, ходят в театры, концерты, собрания.
VI. Работа над содержанием текста
Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа «Осень».
У. Прочитайте текст еще раз и подумайте, на какие две части можно было бы разделить текст.
Учащиеся читают текст.
Д. Текст делим на две части. В первой части описывается жизнь крестьянина осенью в деревне, во второй – жизнь в городе.
У. Чем же занимается крестьянин ранней осенью или «бабьим летом»?
Д. Пашет, боронит и засевает озимые поля; затем убирает хлеб.
У. Это очень важная работа осенью. Как вы думаете, а в наше время занимаются люди этой работой?
У. Раньше, конечно, хлеб убирали по-другому. Сейчас с помощью машин хлеб убирается иначе. Рассмотрим последовательность работы по уборке хлеба по тексту Ушинского.
Д. Люди свозят хлеб с полей в риги, сушат в овине, молотят, складывают в мешки и везут на мельницу.
Учитель показывает иллюстрации по уборке хлеба в наши дни.
У. Как пишется имя существительное моло. ба ?
Д. Молотьба – от слова молотить .
У. Чем еще занимается крестьянин осенью?
Д. С топором в руках поправляет что-нибудь в своем хозяйстве.
У. Чем занимаются женщины?
У. Потом долгими зимними вечерами будут они вязать теплые вещи. А кто из вас умеет вязать?
– Только ли работой занят крестьянин?
Д. Он и веселится.
У. Какие праздники устраивались в деревне?
Д. Крестьянские свадьбы.
У. Почему именно осенью в деревнях праздновали свадьбы?
Д. Дел меньше и собран урожай.
У. Да, действительно, «сильно поработал мужичок за лето, надобно ему и отдохнуть». Как описывает осень в городе Ушинский?
Д. Осень в городе заметна. Моросит мелкий, холодный дождик. Повсюду грязь и лужи, все мокро кругом.
У. Как выглядят крыши домов?
Д. С них каплет вода.
У. Обратите внимание на глагол каплет – не капает . Это тоже правильная форма, как и глагол. Как говорит о заборах Ушинский?
Д. Измокшие заборы смотрят уныло.
У. Как Ушинский олицетворяет, одушевляет заборы?
Д. «Смотрят уныло».
У. Как вы думаете, почему?
Д. Он хотел показать, как все уныло и скучно осенью, даже заборы (неодушевленные предметы) загрустили.
У. Подберите синонимы к слову измокшие .
Д. Вымокшие, промокшие .
У. Измокшие – это разговорная речь. Как ведут себя галки?
Д. Носятся стаями.
У. Почему автор использует именно глагол «носятся», а не «летают»?
Д. Он показывает, как стремительно летают галки.
У. Как меняется жилище людей?
Д. В комнатах становится темно и глухо. Моют окна и вставляют двойные рамы.
У. Какую особенность подчеркивает Ушинский, когда говорит об улице?
Д. На улице стало тихо.
У. Как вы думаете, почему?
Д. На улице грязь и слякоть, все сидят дома. Не слышно шума и пенья птиц, работ на поле, песен, шума и гама.
У. Да, жизнь к концу осени замирает. Да еще ветер по вечерам нагоняет тоску, завывая в трубах.
VII. Упражнение в склонении существительных
У. Обратите внимание на словосочетание «не слышно шума». Определите склонение имени существительного шум .
Д. Второе склонение.
У. Просклоняйте его.
– Какой падеж в данном словосочетании у существительного шум ?
У. Вернемся к отрывку рассказа «Лес и степь» Тургенева. Найдите в нем два предложения, в которых употребляется существительное шум .
Д. Ветра нет. ни шума.
– И ничто кругом ему не мешает – . ни шуму.
У. В чем дело? Почему разные окончания? Нет ли ошибки? Есть ли окончание -у у существительных мужского рода второго склонения?
У. В чем же дело? Что это за падеж?
Д. Это родительный падеж.
У. Но такая форма слова употребляется только в разговорной речи и в текстах художественных произведений. Получается, что эта падежная форма тоже устарела, как и некоторые слова целиком. Нормативной, основной формой родительного падежа остается окончание -а . К примеру, добавить сахара , а не сахару ; вышел из леса , а не из лесу . Но есть такие устойчивые выражения, которые закрепились в русском языке. В них сохраняется окончание -у в родительном падеже у существительных второго склонения. Например, «с глазу на глаз», «не до смеху», «со страху», «час от часу не легче». Ребята, объясните, что означают эти выражения?
Дети выполняют задание.
– В текстах классиков нам будет встречаться и такая форма родительного падежа. Будьте внимательны! Но вы в своей речи старайтесь использовать имена существительные мужского рода в родительном падеже только в правильной форме с окончанием -а .
VIII. Работа над содержанием текста (продолжение)
У. Чем же занимаются люди в городе, если на улице даже шума нет?
Д. Ходят в театры, на концерты, на собрания.
У. Было ли в то время радио, телевидение?
У. Просклоняйте существительные театр и кино и сравните.
Дети выполняют задание в тетрадях, а двое учеников – у доски для дальнейшей проверки.
У. Что вы можете сказать о существительном кино ?
Д. Существительное кино не изменяется по падежам.
У. Назовите еще несклоняемые имена существительные.
Д. Пальто , бюро , шоссе .
У. Кто из вас любит ходить в театры, кино, читать книги? Чем вы занимаетесь осенью, особенно в дождливую, холодную погоду?
Выслушиваются ответы детей.
– Как вы думаете, почему, казалось бы, все дела переделаны, народ развлекается, а все это «идет вяло»?
Д. Грязь кругом и холодно.
У. Чего все ждут?
У. Что произойдет, когда веселый снег ляжет на улицах?
Д. Все проснется и зашевелится.
У. Почему Ушинский называет снег «веселым»?
Д. Потому что все будет кругом белым-бело, настроение улучшится. Снег будет играть бриллиантовыми искорками.
У. Прочитайте последнее предложение. Как описана приближающаяся зима, что изменится?
Д. В домах станет тепло. Снег заблестит. Бодро побежит лошадка. Разрумянятся лица людей.
У. Все кругом станет весело. Почему Ушинский сказал, что зимняя русская жизнь весело покатится?
Д. Он сравнил жизнь с движением саней, то есть жизнь будет протекать не уныло и вяло, как осенью, а весело и бодро. Все будут кататься на санях, дети играть в снежки.
У. О чем мы с вами прочитали текст?
Д. О занятиях людей осенью.
У. К какому типу относится данный текст?
Д. Тип текста – описание.
У. Какова главная мысль текста?
Д. Главная мысль – все ждут прихода зимы.
У. Какие предложения использует Ушинский в своем рассказе?
Д. Повествовательные, кроме последнего.
У. Почему последнее предложение восклицательное?
Д. Оно выражает радость, восторг в ожидании предстоящей зимы.
У. Прочитайте любой абзац на выбор с соответствующей интонацией.
Дети выполняют задание.
Звучит запись бубенцов русской тройки. Дети имитируют движения, погоняющие лошадку.
Х. Упражнение в распознавании склонений имен существительных и определении их падежей
У. Запишите в тетрадь предложение.
Работы у крестьянина осенью заметно убывает.
– Определите, в единственном или во множественном числе употребляется существительное крестьянин ?
Д. В единственном числе.
У. В единственном числе, но в функции обобщенного обозначения всего крестьянского сословия. Определите склонение существительного крестьянин .
Д. Это слово второго склонения.
У. В первых двух абзацах говорится о занятиях крестьянина. Найдите предложения, в которых употребляется имя существительное крестьянин .
Дети выполняют задание.
– Спишите предложения в тетрадь и определите падеж имени существительного крестьянин . В каком значении употребляется родительный падеж?
Д. Указывает объект действия.
У. Как веселится крестьянин на свадьбе?
Д. Везде варят пиво, толпы людей ходят из избы в избу, из деревни в деревню.
У. Определите падежи этих существительных.
– Чем похожи словосочетания?
У. Предлог из означает откуда , в – куда . Что это за падежи с вопросами откуда? и куда ?
Д. Родительный, дательный, винительный, творительный.
У. Откуда – вопрос только родительного падежа. Здесь точно не ошибетесь. А вопрос куда ? – в разных падежах. Как быть в этом случае?
Д. Смотреть на предлог.
У. Каким членом предложения являются имена существительные в винительном падеже?
У. Определите падеж имени существительного пиво в предложении: Везде варят пиво.
Д. Винительный падеж.
– Как вы думаете, был ли крестьянин доволен жизнью? Кто, по-вашему, лучше жил – крестьянин или горожанин?
Выслушиваются ответы детей. Учитель показывает иллюстрации с изображениями домов крестьянина и горожанина.
– Выпишите все имена существительные в единственном числе в три столбика (по склонениям).
Дети записывают слова в таблицу :
– Какой можно сделать вывод?
Д. Больше всех использованы имена существительные второго склонения.
ХI. Итог занятия
У. Как же проводили осеннее время во времена Ушинского богатые и бедные? Что нового вы узнали сегодня на занятии?
– Вот и подошли к завершению наши занятия по разделу «Уж небо осенью дышало». Жалко прощаться с осенью, но впереди нас тоже ждет много интересного: и «Прогулки в зимний лес», и «Новогодние праздники», и «Трескучие морозы», и «Мороз Иванович», а помогут нам в этом замечательные тексты русских классиков.
ХII. Домашнее задание
У. Ребята, как вы думаете, как связан этот отрывок из рассказа Константина Дмитриевича Ушинского с пословицей «Сделал дело, гуляй смело»? Напишите дома рассказ на тему этой пословицы.
Примечание. Рассказ (отрывок) взят из книги: Ушинский К.Д. Рассказы и сказки / Сост. и предисл. Вл. Муравьева. М.: Детская литература, 1986. 159 с. С. 52–53.
После завершения цикла занятий по разделу I целесообразно провести «Праздник осени». На празднике могут быть проведены:
1) конкурс стихов об осени;
2) конкурс лучших сочинений об осени (тематические уроки и факультативные занятия);
3) выставка поделок из природного материала «Дары осени»;
4) конкурс «Осенние именинники»;
5) выставка книг (произведения об осени: стихи и проза) как классиков, так и современных писателей и поэтов;
6) инсценирование рассказов об осени;
7) песни про осень;
8) конкурс на лучшее блюдо из продуктов осеннего урожая;
9) конкурс рисунков об осени (с занятий факультатива).
Во время проведения 11 занятий (во внеурочное время) желательны экскурсии и прогулки в лес, парк.
Праздник позволяет подвести итог как занятиям факультатива, так и урокам природоведения, литературного чтения, русского языка.
Источник
ПЧЕЛА И МУХИ
(К.Ушинский)
Рис. И.Кузнецова Позднею осенью выдался славный денёк, какие и весною на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями.
Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.
— Как вы глупы со своим весельем, — сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. — Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод, и нам всем придётся пропасть.
— Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? — отвечали мухе весёлые пчёлки. — Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето много припасено мёду.
МУЖИК И МЕДВЕДЬ
(русская народная сказка о обработке А.Н.Толстого)
Рис. И.Кузнецова Мужик поехал в лес репу сеять.
Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушёл в дуброву.
Репа выросла крупная.
Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
Рис. И.Кузнецова
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, а мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повёз в город продавать.
Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок?
Мужик дал ему репу.
Рис. И.Кузнецова Медведь как съел:
—А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь.
Приехал жать, а уж медведь его дожидает:
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь.
Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увёз домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
ОСЕНЬ
(К.Ушинский)
Рис. И.Кузнецова
Уже с 9-го июля начинает понемногу убавляться день и прибавляться ночь. 11-го сентября день снова равен ночи(по новому стилю день осеннего равноденствия – 23 сентября). Это день осеннего равноденствия и начало осени.
С этого числа ночь всё увеличивается и к 12-му декабря становится втрое длиннее дня. В это время солнце едва покажется на небе и спешит спрятаться; в 9 часов утра ещё темно; в 3 часа после обеда надобно уже зажигать свечи.
Рис. И.Кузнецова
Облака почти не сходят с неба, и это уже не красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами или высоко бегущие по небу серебристыми барашками: небо застилается всё ровной пеленой свинцоватого цвета.
С конца августа в воздухе начинает холодеть. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и лёгкие морозы. Просыпаясь поутру, вы видите, как побелела трава или крыша соседнего дома. Ещё немного — и лужи, которых осенью довольно везде, начинают по ночам замерзать.
Мелкие осенние дождики совсем не похожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав и доставляя мальчику удовольствие высоко запустить бумажного змея.
Лист на деревьях начинает кое-где желтеть ещё в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на берёзе, всё ещё зелёной, появляются там и сям совершенно жёлтые, золотистые ветки: будто мертвящая рука осени схватила и измяла их мимоходом.
Первая распустилась берёза, она же первая начинает желтеть. С каждым днём всё больше и больше становится жёлтых листьев. Ещё два-три дня — и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство: крутя в воздухе лёгкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю.
Рис. И.Кузнецова
Поля мало-помалу пустеют, даже копны хлеба уже свезены, и только высокие стога сена, обнесённые плетнём, остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, и пожелтевшая, перезревшая трава, где её оставили, клонится к земле и как будто просит снега.
Одна только озимь подымается ровным, зелёным бархатом. Но этим молодым, запоздавшим побегам суждено скоро погибнуть. Зато корешки хлебов сохранятся невредимо под снегом и весной выглянут снова на божий свет зелёными стебельками.
Всё глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Ещё пройдёт несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснёт на целую зиму.
Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают; они чувствуют приближение осени, и ранний отлёт этих птичек предсказывает раннюю зиму.
Потом потянутся с севера на юг длинные вереницы журавлей, уток и гусей. С криком, то длинной цепью, то углом, с передовым впереди, улетают от нас летние гости. Леса редеют, затихают и пустеют; только тяжёлая мокрая ворона каркает, усаживаясь на обнажённую ветку, да галки с отчаянным криком носятся стаями.
Вот уж и деревья стоят все голые, только на рябине висят её красные гроздья, дожидаясь мороза. Пусто, глухо и в полях и в лесах. Земля, почернелая, грязная, пропитанная дождём, смотрит уныло под свинцовым небом: хоть бы снег поскорее закрыл её неприятную наготу. Появляется и снег; но долго ещё он не может удержаться и, оставшись иногда на несколько часов, снова исчезает.
Рис. И.Кузнецова
Работы у крестьянина осенью заметно убывает; но всё же он не остаётся без дела. В начале осени нужно пахать и боронить и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги; телеги, спрятавшиеся под тяжёлыми снопами, скрипят по всем дорожкам.
Свезши хлеб, надобно его сушить в овине, а потом молотить. Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах. Намолотивши зерна, крестьянин складывает его в мешки и спешит на мельницу.
Если же он не молотит и не сидит на мельнице, дожидаясь очереди, то, наверное, с топором в руках поправляет что-нибудь около своей избы. Женщины мочат и потом треплют коноплю, чешут лён и приготовляют себе прядево на долгие зимние вечера.
Но всё же осенью работы, сравнительно с летом, гораздо менее, и крестьянин спешит повеселиться. Осенью праздников много: крестьянские свадьбы устраиваются всегда в эту пору года, когда дела меньше и всякого добра много. Везде варят пиво, и весёлые, подгулявшие толпы ходят в гости из избы в избу, из деревни в деревню. Сильно поработал мужичок за лето: надобно же ему отдохнуть и повеселиться.
В городах тоже заметна осень. Без зонтика, шинели и калош нельзя выглянуть на улицу. Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода. Нога скользит по обмокшему камню. Рис. И.Кузнецова Лужи и грязь повсюду. Измокшие заборы смотрят уныло. Галки носятся стаями и, спихивая одна другую, усаживаются на крестах. Везде моют окна и вставляют двойные рамы. В комнатах становится темно и глухо.
Уличного шума не слышно; а по вечерам свистит и завывает в трубах ветер, нагоняя тоску. Но зато осенью же начинаются в столицах и больших городах театры, концерты и собрания.
Только всё это идёт как-то вяло, пока весёлый снег не забелеет на улицах и не ляжет санная дорога. Тогда всё проснётся и зашевелится. Яркий огонёк затрещит в печи, дым столбами подымается из труб, снег заблестит бриллиантовыми искорками, бодро побежит лошадка, сани заскрипят, разрумянится и лицо старика: весело покатится зимняя русская жизнь!
Источник