Ранняя осень чудесная неповторимая пора года
Тема. Причастный оборот. Его роль в предложении. Выделение запятыми причастных оборотов (после определяемого существительного). Правописание гласных в окончаниях причастий. Построение предложений с причастным оборотом. Интонационное оформление предложений с причастным оборотом. Синонимия сложных предложений и простых предложений с причастным оборотом.
Тема. Причастный оборот.
Цель: развитие мыслительной, речевой, творческой деятельности учащихся, ознакомление с причастным оборотом, выделением его запятыми, ролью в предложении, формирование навыков выразительного чтения предложений с причастными оборотами; воспитание любви к родной природе.
Задачи. Узнавание причастий и причастных оборотов, применение в речи предложений с причастными оборотами и синонимичных им сложных предложений.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: Г.И.Блинов, В.А. Антохина «Сборник диктантов по орфографии и пунктуации». – М.: «Просвещение», 1986
«Материалы для тематического оценивания учебных достижений учащихся. Русский язык» — Х.: «Ранок», 2003
Раздаточный материал (27 экземпляров текста)
Ф – «Материалы для тематического оценивания учебных достижений учащихся. Русский язык». – Х.: «Ранок», 2003 – с.77, 79, 81
Т — Г.И.Блинов, В.А.Антохина «Сборник диктантов по орфографии и пунктуации». – М.: «Просвещение», 1986 – с.98
1. Текст «Прощание с летом»
Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом. Доносится аромат первой опавшей листвы.
Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоенная ароматом увядающей травы, плывёт серебристо-сизая паутина. Остро чувствуется, как все обласкано нежным прощальным теплом солнца: каждый песчаный пригорок, заваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, березовый лист, тронутый первой позолотой.
Каждый человек встречает осень по-своему.
2. Орфографический анализ текста.
Объяснить правописания выделенных слов.
3. Составление словарного диктанта.
Составить словарный диктант на правописание падежных окончаний причастий.
Увядающей травы, увядающим цветком, об отцветающем кустарнике, желтеющему листку, опадающим листьям, на замерзающем озере, всемогущей природой, приближающегося холода, позолоченным ковром, о позолоченном ковре.
4. Пунктуационный анализ текста.
Выписать из текста предложения с причастными оборотами, объяснить постановку знаков препинания.
1. Ранняя осень в лесных урочищах
2. Неповторимая пора года:
а) аромат опавшей листвы, увядающей травы;
б) серебристо-сизая паутина;
в) прощальное тепло солнца.
3. Каждый человек встречает осень по-своему.
6. Коммуникативно-ситуативное упражнение.
Поделись чувствами, которые испытываешь, когда наступает пора прощания с летом.
7. Стилистический анализ текста.
Определите стилистическую принадлежность текста.
Какова стилистическая роль причастий?
(причастие способствует точности, сжатости, лаконичности речи. Умелое использование причастий дает возможность выразительно передавать детали, живописно рисующие действие, способствует динамике рассказа, усиливает образность художественного повествования. Причастия вносят в высказывание элемент книжности.
8. Творческое задание.
Записать эпитеты, олицетворения, сравнения, которые можно использовать, описывая осенний лес, где возможно употребить причастия.
Позолоченные клены, опадающие листья, шуршащая поземка, моросящий дождь.
Лес шумит, листья шепчутся, природа засыпает, холода наступают.
Листва горит, как огонь. Туман стелется, как дымка.
9. Задание для одаренных детей.
Продолжить текст, рассказать о том, какие чувства вызывает осень у тебя.
Использовать причастие и причастные обороты.
Каждый человек встречает осень по-своему. Меня в эту пору тянет в лес, расцвеченный яркими красками.
Смотришь на желтеющие березы, горящие алой листвой осины и клены, на дубы, все еще пытающиеся сохранить зелень, и понимаешь, как прекрасна родная природа, чувствуешь, как душа наполняется любовью и нежностью.
Я думаю, что только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с летом.
2.Составить предложение из двух данных, заменяя одно из них причастным оборотом. Составить схемы предложений.
3.Составить предложения с причастными оборотами, устно заменить их синонимичными сложными предложениями.
Автор разработки: Карнейчик Ирина Ивановна
Выставить рейтинг разработки урока:
Просмотров: 1283 | Загрузок: 150 | Комментариев: 0
Источник
Раздельное написание не с деепричастиями
I. 1. Листва берез висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. (Пауст.) 2. Кто-то не спеша шел по аллее. (Ч.) 3. Левинсон слушал, не вмешиваясь. (Фад.) 4. Тихо и уютно в музее. Можно не спеша пройтись по светлым комнатам с крашеными иолами, не торопясь рассматривать экспонаты. (Чешк.) 5. Эти звезды кругом точно все собрались, не мигая, смотреть в этот сад. (А. Фет.) 6. Кто вас, детки, крепко любит, кто вас нежно так голубит, не смыкая ночью глаз, все заботится о вас? Мама дорогая! (Плещ.)
II. 1. Метелица свирепо осадил жеребца перед самым носом мальчишки, едва не задавив его. (Фад.) 2. Ничего не соображая от ужаса Гаврик бросился вперед. (Кат.) 3. Отец велел, не останавливаясь в гостинице, ехать прямо на пристань. (Кат.) 4. Путешественники уснули у костра, не дожидаясь ужина. (Алд-Сем.) 5. Морская ширь полна движенья. Она лежит у наших ног. И, не прощая униженья, с разбега бьется о порог. (М.) 6. Они сидели, ничего не говоря, прислушиваясь к свистам и крикам, затихающим в отдалении. (Кат.) 7. Затем он [Петя] стал с жаром рассказывать о путешествии, не жалея красок. (Кат.) 8. Якутия — самое холодное место на земле, не считая Антарктиды. (В. Истомин.)
III. 1. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. (Гайд.) 2. Медсестра, негодуя, вбежала в палату. (В. Костин.)
Выпишите глаголы с не, деепричастия с не.
1. Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. (Т.) 2. Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестность. (С. Арутюнов.) 3. Егорушка быстро, не желая ни о чем думать, положил под голову узелок, укрылся пальто. (Ч.) 4. Метелица пошарил глазами, прислушался и, не найдя ничего подозрительного, бесшумно и быстро перемахнул через забор. (Фад.) 5. Не убив медведя, шкуры не продают. (Посл.)
У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять от старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же та кому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.
Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком — и все сошло. Степан даже не заболел. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования. (К. Паустовский) (109 сл.)
1. Безударные гласные в падежных окончаниях причастий.
2. Не с разными частями речи.
Чудесная палитра сентябрьского леса. Пурпурные и сиреневые листья чередуются с золотом кленов и яркой зеленью нестареющей крушины. Ночи холодные, а днем солнце успевает прогреть воздух. Пестрая карусель опадающих листьев оживляет эту незабываемую пору золотой осени. Мягкий цветной ковер ложится к подножию деревьев. Но ветерок — и понеслась шуршащая поземка по колеям дорог, поплыли расписное ладьи по воздуху, по лесным речкам, ручьям.
Однако не все растения смирились с осенью. Воспользовавшись дневным теплом, вторично зацвели одуванчик и ромашка. А по закраинам болот зажгла свои желтые розочки калужница.
Полны очарования короткие дни бабьего лета, когда лучи солнца посылают свой последний привет пустующим полям. Ночью осень серебрит инеем стерню, прихватывает ледяной корочкой лужи, а на рассвете в низинах и по лесным речкам разливаются молочные туманы (А. Калецкий.) (123 сл.)
1. Безударные гласные в окончаниях причастий.
2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Я и мир вокруг — эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенною камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом гор ном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.
Но все ли это понимают? Мимоходом сорванный цветок, сломанная ветка, работающий на холостом ходу грузовик, загрязненные частицами олова, ртути озера и реки, скомканные целлофановые пакеты под ногами, выброшенный на траву мусор… Такой мы оставляем на земле след.
Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех.
(А. Грибова) (125 сл.)
1. Н — нн в суффиксах страдательных причастий.
2. Буквы е — и в безударных окончаниях глаголов I и II спряжения.
3. Знаки препинания при однородных членах.
ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ
Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усы паны лесные дорожки.
Ранняя осень — чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоенном ароматом увядающей травы, плывет серебристо-сизая паутина. Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, сваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, тронутый первой позолотой березовый лист — все обласкано, покорено нежным прощальным теплом солнца.
Каждый человек встречает осень по-своему. Меня ранней осенью всегда тянет в расцвеченный яркими красками лес. На вечерней зорьке хорошо думается. Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом. (По В. Солдатову.) (99 сл.)
1. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.
2. Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени.
3. Гласные а — е перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях.
Вот вечереет летний день. Солнце уже за домом, за садом, пустой широкий двор в тени, а я лежу на его зеленой холодеющей траве, глядя в бездонное синее небо, как в чьи-то дивные и родные глаза…
Плывет и, круглясь, медленно меняет очертания, тает в этой вогнутой синей бездне высокое, высокое белое облако… Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте, в поднебесном пространстве…
Вот я за усадьбой, в поле. Только тут еще блещет низкое солнце. Вокруг меня, куда ни кинь взгляд, колосистые ржи, овсы, а в них, в густой чаще склоненных стеблей, затаенная жизнь перепелов. Сейчас они еще молчат, да и все молчит, только иногда загудит, угрюмо зажужжит запутавшийся в колосьях хлебный рыжий жучок. (По И. Бунину.) (125 сл.)
1. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий.
2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
3. Буквы е и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ
В старом парке, который начинается за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.
Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая.
Спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нем. Потом, не торопясь, похаживают по сверкающему снегу, чертят на нем замысловатые бороздки и следы крестики.
От слова «снег» птице название дано — «снегирь». И неспроста снегири — первые вестники зимы. (По Л Баркову.) (100 сл.)
1. Раздельное написание не с деепричастиями.
2. Запятые при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
1. Замените выделенные слова действительными причастиями настоящего времени. Правописание суффиксов объясните.
Конвейер, который движется автоматически; туча, которая неумолимо надвигается; комната, которая освобождается сегодня; скорость, которая превышает скорость звука; ученик, который решает задачу; продукция, которая славится своим высоким качеством; почки, которые распускаются под действием весеннего тепла.
2. Со словосочетаниями составьте предложения, употребив данное причастие в винительном или творительном падеже.
Движущаяся модель, выдающаяся писательница, стелющаяся трава.
3. В предложениях замените выделенные слова причастием с не, объяснив их правописание.
Нельзя переходить речку, которая еще не замерзла. На лесной поляне лежало сено, которое еще не высохло. На середине реки, которая не покрылась льдом, плавали гуси. Весь день шел снег, который не переставал ни на минуту.
4. В предложениях замените выделенные причастия подходящими по смыслу с частицей не.
После дождя, продолжавшегося два дня, установилась хорошая погода. Ученики, отсутствующие на занятиях, получили дополнительное задание. Читатели, задержавшие книги из библиотеки, получили замечание.
5. Замените выделенные слова подходящими по смыслу прилагательными на -ованный.
Журнал, в котором есть картинки; работник, который хорошо знает свое дело; сено, уплотненное под тяжестью.
6. Замените выделенные слова деепричастиями с не.
Ласточки без умолку щебетали. Снег шел беспрестанно всю неделю. Сельчане без устали работали в попе.
Источник
Урок русского языка в 9-м классе. Тема: «Сложносочиненные предложения» (закрепление изученного)
Тип урока: урок-практикум
Цели урока:
- Закрепить навыки пунктуации в сложноподчиненных предложениях.
- Научить школьников комплексному анализу текста. Выработать навыки построения своих высказываний на основе знаний о строении текста, необходимые для сдачи ЕГЭ.
- Обучить конструированию предложений по лирике русских поэтов.
- Воспитать любовь к природе.
Оборудование: тексты о природе, иллюстрации об осенней природе, мультимедийные средства.
Эпиграф: «Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын ее». (И.С.Тургенев)
Слово учителя.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Природа – это одно из самых главных богатств нашей Родины. Это и удивительные леса, поля, реки, это и диковинные животные. Природа дарит человеку удивительные минуты наслаждения. Общение с природой – это большая радость. Сегодня мы на уроке поговорим о красоте природы, которая волновала многих поэтов и писателей. На примерах их произведений мы закрепим знания, полученные при изучении сложноподчиненных предложений, при анализе текстов и построении своих высказываний.
Прощание с летом
(1)Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам.(2) В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпаны лесные дорожки.
(3)Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года.(4) В воздухе, напоенным ароматом увядающей травы, плывет серебристо-сизая паутина.(5) Остро чувствуется: каждый песчаный холмик, заваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, тронутый первой позолотой березовый лист – все обласкано, покорено нежным прощальным теплом солнца.
(6)Каждый человек встречает осень по-своему.(7) Меня ранней осенью всегда тянет в расцвеченный яркими красками лес.(8) На вечерней зорьке хорошо думается.(9) Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом.
1. Определить стиль, тип речи.
2. Определить тему, основную мысль.
3. Найти слова, употребленные в переносном значении. (Осень подкралась, плывет серебристо-сизая паутина, прощается природа).
– С какой целью их употребляет автор?
Выполнить задания А.
А1 Укажите ошибку в синтаксической характеристике 9-го предложения.
1) А – простое, распространенное
2) Б – сложноподчиненное
3) В – сложное, бессоюзное
4) Г – сложносочиненное.
Выполнить задание В
В1. Выписать обособленное определение из предложения(4).
В2. Выписать страдательное причастие из предложения (5).
В3. Найти в предложении(8)существительное с чередующимся гласным звуком.
В4. Найти среди (6-9) предложений односоставное безличное предложение.
Переписать, вставить пропущенные знаки препинания, определить вид придаточных предложений.
Богата красками р..дная природа. Разумно ра..пределяет она их по временам года.
Люблю я п..ру увядания, когда что-то волшебно-сказочное в природе. В похолад..вшем небе заг..рается осеннее солнце, блекнут поля, в л..сах меняется окраска листвы.И какие это краски! Будто х..лодные пожары полыхают в березняках и осенниках. Открываются бе..крайние дали.
- Найти метафоры в тексте.
- Сделать словообразовательный разбор слов: похолодавшем, бескрайние, осинниках.
Прочитать отрывки из стихотворений русских поэтов об осени, определить вид придаточных предложений, составить их схемы.
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст.
С холоду щеки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать.
Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен и тих.
Вот дождь! Уж это не впервые:
Прольется – и уйдет из глаз…
Как эти ливни золотые,
Пугая, радовали нас!
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Учитель дополняет ответы учащихся. Вывод о поэтическом синтаксисе в лирике русских поэтов.
Написать сочинение-рассуждение по тексту.
Когда солнышко начинает ниже ходить по небу, в темном лесу просыпается бабушка с золотой косой. Эту бабушку зовут Осень. Она тихо идет зелеными лугами. Где остановится, там на траве остаются белые кристаллики льда. Люди утром говорят: «Заморозок»
Приходит Осень в сад. Дотронется золотой косой до дерева, и листья на нем становятся желтыми, красными, оранжевыми. А люди утром говорят: «Золотая осень» А днем Осень с золотой косой прячется в лесу, ждет ночи.
Учащиеся в качестве раздаточного (наглядного) материала получают таблицы-памятки:
Таблица №1. Приемы написания вступления
Прием | Пример |
1. Обоснование актуальности проблемы | Проблема, поднятая в тексте актуальна, т.к. |
2. Начало с ключевого слова текста | Осень …. Какая удивительная пора! |
3. Описание ситуации, аналогичной изображенной в тексте | Часто бывает так, что мы … |
4. Сообщение сведений об авторе текста или о его книгах | А. Сухомлинский – талантливый педагог |
5. «Рассказ» о впечатлении, которое произвел текст | Этот прочитанный текст заставил меня задуматься. |
Таблица №2. Приемы написания заключения.
Прием | Пример |
1. Риторический вопрос | Можно ли не любить природу? |
2. Восклицание | Как красива природа осенью! |
3. Высказывание | По-моему, осень – самое замечательное время года |
4. Яркие высказывания (пословицы, изречения известных людей) | Не любить природу – значит, не любить свою Родину. |
Возможные варианты сочинения-рассуждения
1. В этом тексте автор говорит о наступлении осени, о ее красоте. Называет образно осень бабушкой с золотой косой. Действительно, осень – это удивительная пора .С каждым днем изменяется природа. Еще вчера было тепло, а уже по утрам стали появляться заморозки. Деревья становятся особенно красивыми в своем желтом, красном наряде. Я тоже люблю осень, особенно раннюю. Люблю тихие солнечные дни, называемые в народе бабьим летом. Люблю опустевшие поля, курлыканье журавлей, хотя это время года навевает какую-то необъяснимую грусть.
Мне очень понравилось, как Сухомлинский описывает это время года, умело употребляя эпитеты, метафоры. Проблема любви к природе, которую поднимает автор, – одна из основных проблем в жизни человека. Природу надо любить и беречь.
2. Проблема любви к природе, бережного отношения к ней – одна из важных проблем в жизни человека. Автор этого текста обращает внимание на чарующую красоту золотой осени. Эта пора увядания, мне кажется, никого не может оставить равнодушным. Очень много стихов посвящено осени, каждый поэт находит удивительные, неповторимые эпитеты, метафоры для описания ее красоты. А Сухомлинский по-своему описал это время года, назвав осень бабушкой с золотой косой, которая прячется в лесу, ожидая ночи, чтобы к утру изменить природу. Я тоже очень люблю раннюю осень, восхищаюсь ее неповторимой, мимолетной красотой и хочу , чтобы люди не были равнодушными к природе, а берегли ее. Ведь все мы зависим от нее.
Любить природу – значит любить свою Родину.
Домашнее задание
Составить предложения по данным схемам о своем любимом времени года, чтобы получился связный текст.
[ глагол ], ( когда).
[ имя существительное ], (который)
(хотя),[ ]
( Для того чтобы ),[ ]
Источник