НОД по экологии «Жизнь животных осенью в лесу»
Инна Лопатина
НОД по экологии «Жизнь животных осенью в лесу»
Жизнь животных осенью в лесу. Старший возраст.
Цель : развивать интерес к объектам природы, расширять кругозор детей и представления об изменениях в жизни зверей осенью, развивать речь,обогащать словарный запас детей, развивать грамматический строй речи. Воспитывать чувство заботы о животных.
1. Какое сейчас время года?
Осень ранняя, золотая или поздняя?
Как называется месяц?
2. Как вы думаете, нам людям хорошо живется осенью? (ответы детей)
-есть теплый дом, одежда, продукты
А как живется в лесу осенью животным, как вы думаете? (ответы детей)
3. Сегодня я расскажу вам, чем же заняты животные в лесу осенью.
Медведь. Он, одет в теплую шубу, неповоротливый, косолапый готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит уютную берлогу. Медведь боится мороза, поэтому и спит всю зиму в берлоге. Острыми когтями отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель он готовит себе в яме. Сворачивается калачиком и спит до весны.
Ежик по – своему заготавливает подстилку. Он кубарем катается по траве и накапливает листву на свои иголки. Затем несет он свой матрац из листьев в свою нору под корнями дерева. На зиму он запасов не делает. Когда наступают холода, забирается он в свой домик и спит до весны.
А вот белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи, желуди – зимой все пригодится. Белки очень хозяйственные. У нее в лесу кладовочки есть. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. Еще найдет, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белка делает много запасов, за зиму даже сама не съедает. Очень трудолюбивая.
Целый день я все скакала, осенью ведь дел немало
Выбрать на зиму дупло, чтобы было в нем тепло,
Застелить его ковром- теплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу собираю мягкий мох,
А орешек если встречу, в кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке я грибочек разыщу, то зимою приходите- непременно угощу.
Лист осенний облетает, льется с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите, я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый- серенький, пушистый.
Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Как вы думаете, о каких животных идет речь? (лиса, заяц, волк, кабан, олень).
Всем им щедрая осень дарит теплые пушистые шубки. В таких шубках можно пережить морозы.
— кто меняет шубку? (лиса, заяц)
Лиса свою шубку меняет на более пушистую, красивую, теплую. На лапках появляется густая шерсть, хвост становится пушистым. Летом у лисы корма много. Это и лягушки, и ящерицы, и мышки, и птенцы. А вот зимой только мышки спасают лису от голода. (Заранее подготовленный ребенок делает маленькое сообщение о жизни лисы в лесу)
Волку тоже нужен пушистый хвост. Он спит зимой прямо на снегу и своим хвостом прикрывает нос и лапы. Цвет своей шубы волк не меняет, но шерсть его становится гуще. И запасов волк не делает, помогают ему выжить сильные быстрые ноги, острые зубы.
Про жизнь волка в лесу нам расскажет Артем (ребенок заранее подготовил рассказ о жизни волка в лесу)
Труднее всего в лесу осенью и зимой приходится, как вы думаете, кому?
Конечно, зайцу. У зайца нет своего домика, прячется он где придется, всего боится. И врагов у него полным-полно. Спасает его шубка неприметная. Летом серая зимой белая. Глаза косые не случайно, заяц видит спереди, сзади и по сторонам. Чуткий но и уши тоже выручают зайца. Кормится заяц по ночам, так безопаснее. Любит полакомится веточками молодых деревьев.
Физминутка «Мы сейчас в лесу»
Дети встают в круг. В центре круга один ребенок с закрытыми глазами.Дети ходят по кругу и произносят следующие слова:
Рома, мы сейчас в лесу,мы зовем тебя : АУ, Рома глазки открывай, кто позвал тебя узнай.
4.Вторая часть НОД дидактические игры:
Игровое упражнение «Какие» на подбор прилагательных к слову животные.
(травоядные, злые, большие, добрые, маленькие, хитрые)
Игра «Кто кем был?» когда был маленьким
Медведь был….медвежонком белка была… заяц был…
Ежик был… волк был… барсук был.
Лиса была… лось был…
Волк, волчица, волчонок — это чья семья? (волчья)
Заяц, зайчиха, зайчонок …
Лиса, лис, лисенок…
Медведь, медведица, медвежонок
Еж, ежиха, ежонок…
Лось, лосиха, лосенок.
Барсук, барсучиха, барсучонок.
«Кто с кем живет» (составление предложения)
Волк живет с волчицей и волчатами (лиса, заяц, медведь, еж)
В заключении можно загадать загадки о животных.
Можно как вариант – зарисовка любого животного.
Итог : О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового узнали?
Дидактические игры по экологии Предлагаю Вам несколько игр по экологическому воспитанию для разных возрастов. 1. «Скорая помощь»(для детей средней группы) Цель: развивать.
Итоговое занятие по экологии Цель: Выявить уровень сформированности экологических знаний и представлений детей. Закрепить представления о признаках весны (прибавление.
КВН по экологии «Знатоки природы» Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней. Задачи: Развивать память, сообразительность,.
Занятие по экологии «Мир вокруг нас» Программное содержание: Познавательное развитие: 1. Формировать заботливое отношение к своему организму через систему знаний о вредных факторах.
Неделя экологии В нашей средней группе была проведена неделя экологии. Игры были направлены на знания экологических особенностей родного края. На занятиях.
НОД по экологии «Путешествие в осенний лес» НОД «Путешествие в осенний лес». Задачи: учить детей видеть сезонные изменения в природе, закрепить в речи дошкольников правила поведения.
Программа по экологии от 4 до 7 лет Пояснительная записка Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения.
Викторина по экологии «Русский лес» РУССКИЙ ЛЕС (викторина) Цель: проверить знания детей о деревьях, кустарниках, растительности леса. Оборудование: картины; плакаты; фонограмма;.
Занятие по экологии Предлагаю вашему вниманию цикл занятий по одному из направлений совместной деятельности детей и педагога – выращиванию растений от семени.
Занятие по экологии «Экскурсия в лес» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Занятие по экологии в подготовительной группе.
Источник
Конспект занятия-прогулки в подготовительной к школе группе «Изменения в жизни растений и животных в осеннее время»
Мария Талабаева
Конспект занятия-прогулки в подготовительной к школе группе «Изменения в жизни растений и животных в осеннее время»
Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений и животных в осеннее время.
1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.
3. Способствовать развитию связной речи, умению вступать в диалог.
4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
5. Активизировать двигательную активность детей.
6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.
8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.
Словарная работа: беляночка, белоокая, листопад, опад.
Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мешочки с песком, кегли, листья разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.
— беседы об осени, сезонных изменениях в природе;
— наблюдения за деревьями, кустарниками;
— экскурсии в парк;
— рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Золотая осень», «Осень», И Остроухов «Золотая осень».
— чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», Н. Сладков «Золотой дождь»; В. Бианки «Синичкин календарь»;
— заучивание наизусть: К. Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», Е. Трутнева «Улетает лето»;
— загадки о деревьях, о временах года;
— дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?», «На лесной тропинке», «На лесной опушке», «Как зовут тебя, деревце?»;
— продуктивная деятельность по тематике «Осень»;
— подвижные игры: «Кружатся листья, ведут хоровод», «Краски», «К дереву беги».
Ход прогулки
Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень).А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?
— В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета, но больше всего желтых.
— Листья переливаются на солнце как золото.
— Это очень красивое время года.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку.Послушайте загадку:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
И кудрява, и стройна,
Всем нам нравится она.
Дети. Это береза.
Воспитатель. Правильно!Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»
— Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.
— Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка, беляночка, белоокая красавица).
— Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).
— Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).
— Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, бледно-желтые, желтые в крапинку).
— Какого цвета они были летом? (Зеленые).
— Так почему же сейчас они золотисто-желтые?Дети: Наступила осень.
— Так береза готовится к зиме.
— Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.
Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом.Давайте послушаем их шелест:
Лишь осень золотая,
Лист опалит огнем, Березка облетает, Тоскует под дождем.
— Как вы думаете, о чем тоскует, печалится, грустит береза осенью?
Дети: Остались позади теплые деньки, стало холодно, приближается
поздняя осень, а за ней и зима.
— Очень часто идут дожди, дует холодный ветер.
— Облетают листья и кружатся от сильного ветра.
— Листья шелестят, словно прощаются с нами.
Воспитатель: Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.
— Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)
— Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).
— Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).
— Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они?
Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.
— Насекомые заснули до весны.
Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).
— А какую пользу приносит она людям?
Дети: Очищает воздух, выделяет кислород,
— Летом защищает нас от солнца, ветра,
— Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.
— Береза -лекарственное дерево.
Воспитатель: Правильно!Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость, отгоняет печаль и скуку. Недаром в народе ее называют «деревом жизни», «деревом необыкновенной доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас. И тогда ждите от нее только добра и помощи.
Особенно она благосклонна, по народным поверьям, к детям. Вы хотите подружиться с ней? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.
Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Стройная, белоствольная красавица издавна символ России — нашей
Родины. К ее трогательной красоте всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Давайте вспомним и расскажем о ней стихи. (Дети читают стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето».)
Стало вдруг светлее вдвое
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Должно быть, это
Улетает наше лето.
Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)
— А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.
— Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т. д).
— Конечно, нужно стараться поступать так, чтобы береза всегда была убранной, ухоженной и в любое время года радовала нас. Давайте поблагодарим березоньку за ее доброту.
Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).
— Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)
— А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют
почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.
— Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опад, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) — летите ко мне.Дети разбегаются и говорят слова:
Мы листочки, мы листочки, Мы на веточках сидели, Ветер дунул — полетели. Мы летали, мы летали. А потом летать устали! Перестал дуть ветерок -Мы присели все в кружок.Индивидуальная работа по развитию движений:
— прыжки на двух ногах между предметами;
— ходьба по канату приставным шагом с мешочком на голове. Самостоятельная деятельность детей.
Подведение итогов прогулки.
1. Кравченко И. В, Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. — М. : ТЦ «Сфера». 20Ю. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград, «Учитель», 2013.
2. Машкова СВ., Суздалева Г. Н.
3. Журнал. Дошкольное воспитание. 2011,№ 3, № 6.
4. Журнал. Дошкольное воспитание. 2012,№9.
5. Журнал. Здоровье дошкольника. 2011, №3.
Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.
Картотека проведения прогулки «Изменения в жизни растений и животных в осеннее время» в старшей группе Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениями Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения.
Конспект к образовательной ситуации по экологическому представлению детей в средней группе «Осень. Изменения в жизни животных» Образовательная область «Познавательное развитие» Развитие экологических представлений Образовательная ситуация (Осень. Изменения в жизни.
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Река — дом для животных и растений» в подготовительной группе Цели и задачи. 1. Уточнить представления детей о реке как сообществе растений и животных, в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Сезонные изменения в природе» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Сезонные изменения в природе» Цель: -расширять представления детей о сезонных изменениях.
Конспект ОД по познавательному развитию «Значение погоды и климата для жизни человека, животных и растений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе по ознакомлению с природой в повседневной жизни Посев семян редиса, репы, салата. Цель: уточнить представление детей о том, что овощи выращивают из семян; учить детей различать семена.
НОД по рисованию «Осеннее дерево» в подготовительной к школе группе 6–7 лет «Осеннее дерево» НОД по рисованию в подготовительной к школе группы 6-7 лет (нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование) «Осеннее.
План-конспект занятия по окружающему миру для детей 4–5 лет «Осенние изменения у животных и у человека» План – конспект по окружающему миру для детей 4-5лет Дата проведения: 4 неделя октября Тема недели: Воспитатель: Тимошкина Б. А. Цель: Формирование.
Конспект занятия в летнее время «Путешествие в мир диких животных» Конспект занятия «Путешествие в мир диких животных» летнее время Цели: Познакомить детей и заинтересовать миром животных. Воспитывать бережное.
Источник