Н.Заболоцкий «Осенние пейзажи» (Анализ стихотворения, стиха)
Стихотворение Н.Заболоцкого является ярким примеров пейзажной лирики.Это произведение наиболее понятно для жителей нашей полосы, в плане климата, так как Заболоцкий является нашим соотечественником,он родился в Казани. Читая стихотворение,ты погружаешься в эту яркую, такую любимую природу. Я считаю,что тут преобладает гамма «осенних» цветов: золотой,красный,жёлтый,голубой. Здесь необычная композиция,на мой взгляд, автор поделил свое произведение на три части и каждой и них дал свое название. Обращая внимание на размер частей, можно сказать,что в первой и последней по одной строфе с восемью стихами в каждой, а вторая содержит целых двенадцать стихов.
Первая часть стихотворения носит название «Под дождем». Здесь бушует природа, преобладают темные тона. В данной строфе создаются три образа. Первый из них- зонтик,который оживает путем олицетворения («рвется», его сравнивают с птицей («точно птица»). Исходя из этого моно сделать вывод,что идет сильный дождь, и в этом мы убеждаемся ознакамливаясь со стихотворением далее.Лирический герой рисует образ дождя,так же используя олицетворение («шумит над миром и дымится»).
Мне очень интересной показалась используемая метафора («сырая хижина дождя»). Дальше мы узнаем,где находится сам лирический герой.Он стоит и мокнет под дождем,видимо, так сильно,что даже предполагает,будто бы «дождик на мгновенье» захотел с ним «слиться». Исходя из эпитетов «сырая»(хижина), «прохладных» (тел), а в первую очередь и самого названия строфы,у нас возникает картинка сильного дождя- бури,урагана, где посреди всего этого,стоит наш лирический герой. Читая,становится жаль его,ведь он насквозь мокрый, ему холодно.
Вторая строфа стихотворения называется «Последние канны». Можно сделать вывод,что главным образом в данной части произведения являются цветы, а именно- канны. В первых шести стихах мы видим описание того,как увядает природа. Снова описываются чувства лирического героя,путем олицетворения: небеса «медленно дышат на тело», туманы «ползут» по деревьям, а «фонтаны» умолкли в саду.С чем же это связано? На этот вопрос найдется ответ во втором стихе: «В осенние скрылось леса». Просто наступила осень . » Все то,что сияло и пело»,-так называет лирический герой животных,которые теперь спят или улетели в теплые края. В «небесах» уже вот-вот закончится тепло ,холодает. Мы узнаем,что из-за этого появляются туманы,но так как еще не сильно холодно,они лишь медленно передвигаются- «ползут». И среди всего этого засыпающего пейзажа мы видим канны. Они одни! В чем же их отличие? Почему так выделяются? это связано с тем,что они «пылают» на фоне увядающей природы,становятся еще более ярче и заметнее. Последние четыре стиха посвящены сравнению данных канн с орлицей, стоящей «на уступе скалы» в клюве которой, «огонь» шевелиться «выступая» из мглы.Так и в лесу: канны-огонь,который пылает в темноте, он остался один, больше нет никого.все увяли. Здесь используются деепричастные обороты: «вытянув крылья» орлица, огонь «выступая из мглы». Это нужно для более точного описания картины, «прорисовки»некоторых деталей.В данной строфе преобладает ярко-красный,даже огненный цвет на фоне темно-зеленого или даже черного,грязно0красного.В первой половине спокойный ритм,нейтрально-грустное настроение,но затем все изменяется: торжественное настроение,восхищение цветами.
Заключительная часть носит название «Осеннее утро».Мы знакомимся с новыми образами,которые продолжают нам описывать картину осени: влюбленные,речи которых умолкают; скворец-эпитет «последний»,и тот улетел на юг; метафора «силуэты багровых сердец»- листья клена,которые «целый день осыпаются. Все это повествует нам о наступающей вскоре зиме.Я считаю,что здесь в последних четырех стихах заключен главный смысл произведения: лирический герой сожалеет о том,что золотая осень,теплая осень подходит к концу.Он восклицает» Что ты очень наделала с нами!» ,используя обращение. Далее олицетворяется земля ,она «в красном золоте стынет» — вновь мы видим цветопись.Это говорит о том,что все листья опали и надвигается холод.Вновь довольно необычная метафора «пламя скорби свистит под ногами».Быть моет это ветер?Все говорит о том,что лирический герой не жаждет холода,он опечален наступление зимы.
Мне понравилось данное стихотворение своей необычной композицией,будто ббы картинки изменяются по щелчку. Но наибольшее восхищение вызвала у меня метафора: «сырая хижина дождя».Это великолепно! С такой точностью и при этом очень понятно описывается дождь. Но при всем этом,я не разделяю печали о наступлении зимы. Думаю,что каждое время года прекрасно по-своему
Источник
Николай Заболоцкий
ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ
Николай Заболоцкий
Мой зонтик рвется, точно птица,
И вырывается, треща.
Шумит над миром и дымится
Сырая хижина дождя.
И я стою в переплетенье
Прохладных вытянутых тел,
Как будто дождик на мгновенье
Со мною слиться захотел.
Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.
Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.
3. Последние канны
Все то, что сияло и пело,
В осенние скрылось леса,
И медленно дышат на тело
Последним теплом небеса.
Ползут по деревьям туманы,
Фонтаны умолкли в саду.
Одни неподвижные канны
Пылают у всех на виду.
Так, вытянув крылья, орлица
Стоит на уступе скалы,
И в клюве ее шевелится
Огонь, выступая из мглы.
Сентябрь (Сыплет дождик большие горошины. ) (+ Анализ)
Источник
Разбор стихотворения заболоцкого осенние пейзажи
Стихотворение Н.Заболоцкого является ярким примеров пейзажной лирики.Это произведение наиболее понятно для жителей нашей полосы, в плане климата, так как Заболоцкий является нашим соотечественником,он родился в Казани. Читая стихотворение,ты погружаешься в эту яркую, такую любимую природу. Я считаю,что тут преобладает гамма «осенних» цветов: золотой,красный,жёлтый,голубой. Здесь необычная композиция,на мой взгляд, автор поделил свое произведение на три части и каждой и них дал свое название. Обращая внимание на размер частей, можно сказать,что в первой и последней по одной строфе с восемью стихами в каждой, а вторая содержит целых двенадцать стихов.
Первая часть стихотворения носит название «Под дождем». Здесь бушует природа, преобладают темные тона. В данной строфе создаются три образа. Первый из них- зонтик,который оживает путем олицетворения («рвется», его сравнивают с птицей («точно птица»). Исходя из этого моно сделать вывод,что идет сильный дождь, и в этом мы убеждаемся ознакамливаясь со стихотворением далее.Лирический герой рисует образ дождя,так же используя олицетворение («шумит над миром и дымится»).
Мне очень интересной показалась используемая метафора («сырая хижина дождя»). Дальше мы узнаем,где находится сам лирический герой.Он стоит и мокнет под дождем,видимо, так сильно,что даже предполагает,будто бы «дождик на мгновенье» захотел с ним «слиться». Исходя из эпитетов «сырая»(хижина), «прохладных» (тел), а в первую очередь и самого названия строфы,у нас возникает картинка сильного дождя- бури,урагана, где посреди всего этого,стоит наш лирический герой. Читая,становится жаль его,ведь он насквозь мокрый, ему холодно.
Вторая строфа стихотворения называется «Последние канны». Можно сделать вывод,что главным образом в данной части произведения являются цветы, а именно- канны. В первых шести стихах мы видим описание того,как увядает природа. Снова описываются чувства лирического героя,путем олицетворения: небеса «медленно дышат на тело», туманы «ползут» по деревьям, а «фонтаны» умолкли в саду.С чем же это связано? На этот вопрос найдется ответ во втором стихе: «В осенние скрылось леса». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Просто наступила осень . » Все то,что сияло и пело»,-так называет лирический герой животных,которые теперь спят или улетели в теплые края. В «небесах» уже вот-вот закончится тепло ,холодает. Мы узнаем,что из-за этого появляются туманы,но так как еще не сильно холодно,они лишь медленно передвигаются- «ползут». И среди всего этого засыпающего пейзажа мы видим канны. Они одни! В чем же их отличие? Почему так выделяются? это связано с тем,что они «пылают» на фоне увядающей природы,становятся еще более ярче и заметнее. Последние четыре стиха посвящены сравнению данных канн с орлицей, стоящей «на уступе скалы» в клюве которой, «огонь» шевелиться «выступая» из мглы.Так и в лесу: канны-огонь,который пылает в темноте, он остался один, больше нет никого.все увяли. Здесь используются деепричастные обороты: «вытянув крылья» орлица, огонь «выступая из мглы». Это нужно для более точного описания картины, «прорисовки»некоторых деталей.В данной строфе преобладает ярко-красный,даже огненный цвет на фоне темно-зеленого или даже черного,грязно0красного.В первой половине спокойный ритм,нейтрально-грустное настроение,но затем все изменяется: торжественное настроение,восхищение цветами.
Заключительная часть носит название «Осеннее утро».Мы знакомимся с новыми образами,которые продолжают нам описывать картину осени: влюбленные,речи которых умолкают; скворец-эпитет «последний»,и тот улетел на юг; метафора «силуэты багровых сердец»- листья клена,которые «целый день осыпаются. Все это повествует нам о наступающей вскоре зиме.Я считаю,что здесь в последних четырех стихах заключен главный смысл произведения: лирический герой сожалеет о том,что золотая осень,теплая осень подходит к концу.Он восклицает» Что ты очень наделала с нами!» ,используя обращение. Далее олицетворяется земля ,она «в красном золоте стынет» — вновь мы видим цветопись.Это говорит о том,что все листья опали и надвигается холод.Вновь довольно необычная метафора «пламя скорби свистит под ногами».Быть моет это ветер?Все говорит о том,что лирический герой не жаждет холода,он опечален наступление зимы.
Мне понравилось данное стихотворение своей необычной композицией,будто ббы картинки изменяются по щелчку. Но наибольшее восхищение вызвала у меня метафора: «сырая хижина дождя».Это великолепно! С такой точностью и при этом очень понятно описывается дождь. Но при всем этом,я не разделяю печали о наступлении зимы. Думаю,что каждое время года прекрасно по-своему
Источник
Николай Заболоцкий
Сентябрь (Сыплет дождик большие горошины…) (+ Анализ)
«Сентябрь»
Николай Заболоцкий
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Дата создания: 1957 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Сентябрь» 1 вариант
Трепетная любовь к родной природе появилась у Заболоцкого уже в раннем возрасте. Детские годы будущий поэт провел в Кизической слободе, что неподалеку от Казани, и в селе Сернур, расположенном в Вятской губернии. В юности Николай Алексеевич увлекся рисованием. Особенно нравилось ему творчество Брейгеля, Филонова, Шагала. Любовь к живописи позволила приобрести Заболоцкому бесценный навык – умение смотреть на окружающий мир глазами художника. В виду вышесказанного становится понятно, почему поэт сумел стать превосходным мастером пейзажной лирики. Тема природы была близка ему на протяжении всего творческого пути. Именно ей посвящено стихотворение «Сентябрь», датированное 1957 годом.
Рассматриваемый текст можно с некоторой долей условности разделить на две части. Первая – это начальная строфа. В ней мрачными красками рисуется сентябрьский пейзаж – льет дождь, «рвется ветер», даль затянута тучами. Такая картина способна даже самого веселого и оптимистичного человека вогнать в тоску. Впрочем, долго унынию Заболоцкий предаваться не собирается. Уже во втором четверостишии появляется просветление. Его олицетворяет первый луч, летящий в царство тумана и морока. Постепенно надежда на лучшее расцветает все больше и больше. Лирический герой верит, что «даль не навек занавешена». В конце сентября засияла орешина, которую поэт сравнил с зардевшейся девушкой, молодой царевной в венце. Под лучом света природа преобразилась, ожила, засияла. Она настолько чудесна, что достойна кисти живописца. Герой призывает его запечатлеть осенний пейзаж, используя золотую и гранатовую краски – главные цвета сентября. В начале стихотворения упоминается взъерошенный тополь, в середине – засиявшая орешина. Благодаря противопоставлению двух деревьев, у Заболоцкого получается передать смену погоды, превращение природы из буйной в спокойную.
Осеннее утро (Обрываются речи влюблённых…)
Можно предположить, что стихотворение «Сентябрь» – это не просто рассказ об осени. За описаниями пейзажей просматривается философская составляющая. Иногда так бывает, что человек не видит в собственной жизни просвета, угнетенный свалившимися на него несчастьями. Заболоцкий словно призывает верить – хорошее где-то близко, лучшее будущее обязательно наступит, нужно только найти в себе силы разглядеть первый луч, который подарит надежду, хотя бы немного рассеет сгустившуюся тьму.
Анализ стихотворения «Сентябрь» Заболоцкого 2 вариант
Николай Алексеевич Заболоцкий — мастер пейзажной лирики. В стихотворении «Сентябрь» он смотрит на начало осени не только как поэт, но и как живописец.
Стихотворение в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, у него случился кризис в семейной жизни, а жить ему остался всего один год. Он издал сборник «Последняя любовь», закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре». По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. В юности Н. Заболоцкий увлекался рисованием. Вот и в этом стихотворении он просит смелого художника схватить и передать красоту сентябрьских дней. Месяц начинается вполне по-осеннему: сыплет дождик, рвется ветер. Но вот наступает «бабье лето», последние недели или дни сентября: в царство тумана и морока первый луч летит. Значит, еще разойдутся тучи, станет прозрачным воздух, будет еще тепло и сухо. «Орешина, вспыхнув, засияла»: имеются в виду красная, желтая листва и побуревшие прицветники, окружающие каждый орешек.
Что ж, самое время браться за кисть и писать шедевр. «Золотой и гранатовой»: только такими красками можно передать очарование этого дерева. Поэт просит изобразить орешник метафорически, как молодую царевну. Чтобы она стала олицетворением осени и уходящего сентября: на заплаканном (дождями), беспокойно скользящей улыбкою (ветерком), вечно юную (перед наступлением настоящей, предзимней осени). Уже в первых строфах Н. Заболоцкий обращается к читателю на «ты» и в повелительном наклонении, но только чуть позднее становится ясно, что читатель должен быть еще и живописцем: нарисуй эту девушку мне. Он как бы советует читателю поспешить, не раздумывать. Уменьшительные суффиксы придают больше трепета этому произведению: дождик, деревце. Повторы: нарисуй, значит. Противопоставление: непогодь, нечистая даль и первый луч солнца, придающий всему вокруг мягкое сияние. Эпитеты: взъерошенный, зыбкою. Метафора: даль занавешена, большие горошины. Метонимия: царство. Множество сравнений: как арку из каменных плит, словно девушка, золотой, как огонь, словно деревце. Олицетворения: сыплет, рвется, закрывается тополь. Первая строфа построена на приеме инверсии.
Для зрелого творчества Николая Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.
Источник