Конспект занятия по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе «Осень»
Шамсутдинова Флюра Рафаиловна
Конспект занятия по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе «Осень»
Конспект занятия по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе
Тема: «Осень»
уточнить, закрепить и расширить представления детей об основных приметах осени;
активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме;
продолжать развивать словообразовательную функцию речи;
учить составлять рассказ об осени с опорой на схему;
развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;
воспитывать любовь к осенней природе.
Оборудование: картинка с изображением времени года «Осень», картины с изображением времен года, опорные схемы примет осени, мяч, картонные желтые листья, схема для составления рассказа по осенним приметам, панно.
Ход занятия
Упр. «Назови ласково»
птица-птичка ветка-веточка и др.
2. Сообщение темы занятия
«Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда это бывает?» (Осенью)
Сегодня мы поговорим об осени.
3. Беседа по теме
После, какого времени года наступает осень?
Что делают люди в садах, на огородах и полях осенью? (Осенью люди убирают урожай овощей и фруктов).
Назовите осенние месяцы.
Повторение названий осенних месяцев.
4. Повторение названий времен года
5. Д/и «Подбери признак»
Что можно сказать об осени, какая она? (Осень — золотая, нарядная, хмурая, холодная, ранняя, красивая, дождливая и т. д.).
Какая природа осенью? (Осенью природа красивая, желтая, нарядная, яркая и т. д.).
6. Приметы осени
Вспомним и назовём приметы осени.
Как светит осенью солнце? (Солнце осенью светит мало, не греет).
Какое небо? (Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь).
Какая погода осенью? (Погода осенью холодная, дует ветер).
Что происходит с деревьями, травой? (На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает).
Что происходит с птицами осенью? (Птицы улетают на юг).
Что происходит с животными? (Звери готовятся к зиме).
7. Д/и «Скажи со словом «Осенний»
Ветер, небо, погода, аллея и др. (Осенний ветер, осеннее небо и др.)
8. Объяснение и понимание переносного значения слов («Золотая осень», «Поздняя осень», «Золотой ковер» (из листьев, «Золотые листья»).
9. Пальчиковая гимнастика
ОСЕННИЙ БУКЕТ
Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдно загибают пальчики на руке,
начиная с большого.
Будем листья собирать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальчики на руке,
листики тополя, листья осины, начиная с большого.
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и
10. Д/и «Подходит-не подходит» (с желтыми листьями)
Поиграем с осенними листьями.
Я буду называть слова. Если слово подходит к осени, то поднимите осенние листья.
Опадают, тает, хмурая, расцветают, холодная, теплеет, жарко, улетают, зеленеют, поспевают, желтеют
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх
Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть. Приседаем, руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. Идём по кругу с высоким подниманием
12. Упр. «Какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь?-дождливая,
…дождь-дождливая,. холодно-холодная, пасмурно-пасмурная, сыро-сырая, хмуро-хмурая, солнечно-солнечная, ясно-ясная…
13. Упр. «Скажи по образцу»
Наступил осенний день-наступили осенние дни.
На дереве желтый лист-на дереве желтые листья.
Плывет серая туча-плывут серые тучи.
Идет холодный дождь-идут холодные дожди.
Дует сильный ветер-дуют сильные ветра.
Висит теплая куртка-висят теплые куртки.
Летит птичья стая-летят птичьи стаи.
14. Д/и «Исправь ошибки» (по осенним приметам)
Скажите, что я говорю об осени правильно, а что неправильно.
Осенью солнце светит ярко? (Солнце осенью светит мало, не греет).
Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь.
Погода осенью теплая? (Погода осенью холодная, пасмурная, дождливая).
На деревьях листья зеленые и опадают? (На деревьях листья желтеют, вянут и опадают).
Птицы прилетают с юга? (Птицы улетают на юг).
15. Составление рассказа-описания об осени (по схеме)
Осенью солнце светит мало, не греет. Погода холодная, ветреная. Небо покрыто темными тучами, часто моросит дождь. На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает. Птицы улетают на юг, туда, где тепло. Звери тоже готовятся к холодной зиме. Заяц меняет свою серую шубку на белую.Белка припасает на зиму: орехи, грибы. Медведь ложиться спать в берлогу на всю зиму.
16. Итог занятия
О чём мы сегодня говорили? В какие игры мы играли?
17. Оценка деятельности детей
Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы.
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.
Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В., «ЦРР — Детский сад №224»,.
Конспект игры-занятия по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Тема: «Заседание интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания детей пройденного материала.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «ПОДСОЛНУХ» Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.
Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Образовательная область: речевая.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята» Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «овощи и фрукты» Елена Владимирова Цель: Уточнение представлений о.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом!» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом» Цель: познакомить детей со стихами об осени; приобщать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича» Ход занятия 1. Организационный момент. Л-д: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Вы согласны, тогда отправляемся в страну.
Источник
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»
Людмила Литвинова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук умение рисовать наклонные пунктирные линии.
Материал: мяч, разрезные картинки, карточки с нарисованной тучкой из которой дождь нарисован пунктирными и сплошными линиями, листы бумаги, цветные карандаши,музыкальное сопровождение – Бетховен «К Элизе».
Ход занятия:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы детей (об осени)
Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.
— Ребята, что происходит с наступлением осени?
(Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. (Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.)).
3. Игра «Подбери действие».
— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист. (полные ответы детей)
(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
— За осенью идёт… (Зима)
— А после зимы… (Весна)
— После весны идёт… (Лето)
— А за летом наступает (Осень)
— Потом всё повторяется в природе.
— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.
(забегаем в группу под музыкальное сопровождение – Бетховен «К Элизе»)
(кружимся на ковре, я рассыпаю фрагменты картинок)
— Ветер затих, листочки опали. Ребята осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки. Давайте соберем их и посмотрим, что получится.
(дети берут по одному фрагменту и идут за столы, составлять картинки)
— Что получилось? (осень)
— Перед вами картинки, непростые, волшебные, в которых спрятались слова об осени. Придумайте красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете?
(печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная)
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте….
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.
Игра «Хорошо – плохо»
— В народе говорят: «Мигнула липа желтым листом – осень позвала» А
хорошо или плохо, что пришла осень?
Каждый ребенок строит предложение, начиная со слов «Хорошо, что
осень пришла, она…» или «Плохо, потому что осенью…»
Ребята, давайте подумаем, как можно узнать, какая погода нас ожидает
сегодня? Какая погода бывает осенью?
Когда идет дождь – дождливая,
Когда дует ветер – ветряная,
Когда холодно – холодная,
Когда пасмурно – пасмурная,
Когда сыро – сырая,
Когда хмуро – хмурая,
Когда ясно – ясная.
-Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды
вы знаете? (ранняя, золотая и поздняя).
Дует ветер нам в лицо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше
— А теперь —прочитает стихотворение А. С. Пушкина об осени
Двое детей читают стихи об осени.
— Давайте вспомним, какие бывают дожди осенью?
Рисование дождя штрихами.
– Посмотрите на карточки. Из первой тучки дождик моросит. Из второй дождик льет.
— Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.
— Нарисуем наклонные пунктирные линии, как показано на рисунке.
Воспитатель: — Послушайте рассказ и скажите,все ли в нем правильно:
Прошло лето и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки.Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
(Рассказ читается целиком, после чего дети называют в нем ошибки и несоответствия. Если же некоторые ошибки остались не замеченными, воспитатель читает каждое предложение отдельно.)
Воспитатель: — А еще мне хочется рассказать вам немного о названиях осенних месяцев. Вы их уже называли.Давайте еще раз вспомним: сентябрь, октябрь, ноябрь. А в народе с древних времен у этих месяцев есть и другие названия. Послушайте и попытайтесь объяснить их.
СЕНТЯБРЬ – хмурень (пасмурная погода, ревун (за ветры, златоцвет, листопадник.
ОКТЯБРЬ – мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.
НОЯБРЬ – полузимник, ледовый кузнец
10. Итог занятия (рефлексия)
– Что бы вы еще хотели узнать об осени?
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Осенние слова»
Каждый из вас должен сказать, по очереди, по одному красивому слову
об осени.
Конспект НОД по изобразительной деятельности рисование в подготовительной группе на тему «Золотая осень» Мастер-класс для родителей «Птица Счастье» Орг. Момент: Приветствие участников мастер-класса. Представление педагога. Любой человек мечтает.
Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в подготовительной к школе группе «Золотая осень» в технологии оттиска Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования в подготовительной к школе группе «Золотая осень» в технологии оттиска Ищенко О. А. Конспект.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Осень» Конспект НОД Тема: «Осень» Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа.
Конспект НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста «Осень» Цель: Формирование представления об осенних явлениях природы. Задачи: 1. Познакомить детей с характерными признаками осени. 4. Развивать речь.
Конспект занятия НОД в подготовительной группе по развитию речи «Осень» Цель: Закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках осени, учить находить их в природе. Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия по развитию речи на тему «Золотая осень» для подготовительной группы Тема: «Золотая осень!» Цели: -Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; -Активизировать глагольный словарь по данной теме.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Осень. Деревья» Конспект занятия в подготовительной группе. Развитие речи. Тема: «Осень. Деревья» Программное содержание: 1. Уточнить представление об.
НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Золотая осень» НОД по развитию речи в средней группе «День матери» Ход НОД Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня прогуляться по осеннему лесу. Хотите? За окном наступила уж осень, Цель: выделить.
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Поздняя осень» Муниципальное Дошкольное Учреждение №2 «Солнышко» НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему : «Поздняя Осень».
Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» Тема: «Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» Программное содержание: продолжать учить детей понимать пейзажную картину и.
Источник