Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Осень»
Ирина Ильина
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Осень»
Цель:
Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– Закрепление представлений об осени и её приметах.
– Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень».
Коррекционно-развивающие:
– Развитие длительного плавного выдоха, мимические мышцы лица, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.
– Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Воспитательные:
– Расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.
– Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, инициативности.
Оборудование: сюжетные картины по теме «Осень», «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; аудиозаписи: звуки дождя и ветра, шум листвы; мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.
Логопед: Ребята, представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Мы идём по нему, а под ногами шуршат листочки.
Логопед включает аудиозапись с шумом листвы. Дети прослушивают аудиозапись, затем логопед предлагает детям самим изобразить шум листвы. Звучит спокойная музыка, дети выполняют скользящий шаг и произносят звук «Ш-Ш-Ш».
Упражнение на развитие координации речи с движением:
Ла-ла-ла – осень к нам пришла.
(Дети хлопают в ладоши.)
Ул-ул-ул – ветерок подул.
(Ритмично вытягивают руки вперёд, раздвинув пальцы, и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.)
Ила-ила-ила – листва в воздухе кружила.
(Вращают кистями поднятых вверх рук.)
Али-али-али – все мы осень ждали.
(Делают скользящие хлопки.)
2. Знакомство с темой. Отгадывание загадок.
Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскутками.
На клене – листья,
На рябине – кисти.
Целый день он шлепал, шлепал,
Ямы лужами заштопал.
Его весной и летом
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
3. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.
Листва шуршит [шшшшшшшшшшшш] (громко, тихо).
Ветер свистит [сссссссссссссссс] (громко, тихо).
Дождик капает [кап-кап-кап-кап] (громко, тихо).
Подуем на листочки (сильно, слабо).
Развития артикуляционной моторки. Упражнения:
– Для челюсти: открыть широко рот, затем закрыть (под счёт от 1 до 5).
– Для губ: «замочек» (зубы сомкнуты, губы раскрыты, улыбка – «трубочка»;
– Для языка: «вкусное варенье» — облизать губы языком по часовой стрелке (круговые движения); «часики» — движения языка вправо-влево.
4. Пальчиковая гимнастика «Осень» (Нищева Н.).
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал:
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладывают ладони на колени/стол/пол.)
Ветер бросил на тропинку.
5. Игра с мячом: «Назови ласково!»
Логопед: Осенью часто идет дождь. Как еще можно сказать про дождь? Что дождь делает? (капает, моросит, стучит по крышам, льёт). Что нужно взять с собой, когда идет дождь? (зонт). Как ласково назвать зонт? (зонтик). Ребята, а теперь мы с вами вспомним название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Хоровое проговаривание осенних месяцев.
Логопед: А сейчас у нас какой месяц? (сентябрь). Это ранняя или поздняя осень? (ранняя).
6. Игра «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.
Если дует ветер – ветреная.
Если на улице холодно, какая погода? – холодная.
Если пасмурно – пасмурная.
Если сыро – сырая.
Если хмуро – хмурая.
Если по небу плывут серые, тёмные облака – облачная.
Если солнечно – солнечная.
Если ясно – ясная.
7. Игра «Подбери признак»
Осень (какая) – … (холодная, дождливая, золотая, багровая, щедрая, красочная, разноцветная и т. д.).
8. Физкультминутка
Вдруг закрыли небо тучи
(Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий.
(Прыгают на носочках, держа руки на поясе)
Долго будет дождик плакать,
Разведет повсюду слякоть.
(Приседают, держа руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Идут по кругу, высоко поднимая колени.)
Поднимай повыше ноги.
9. Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?»
Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.
Логопед приглашает детей к наборному полотну и предлагает им встать полукругом, а на наборное полотно помещает картинку с наложенными изображениями листьев.
Логопед: Последняя сегодня игра – картинка-загадка «Что ты видишь?». Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.
Ответы детей (я вижу кленовый лист, я вижу берёзовый листок, я вижу дубовый листок и т. д.)
10. Итог занятия и оценка работы детей.
Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает каждого ребёнка.
План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Э]» в старшей группе с использованием компьютерных технологий Цели занятия: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить выделению ударного и безударного гласного звука в начале и середине.
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.
Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Осень. Деревья в наших лесах, парках» Тема: «Осень. Деревья в наших лесах, парках. Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно». Задачи: Коррекционно-образовательные:.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в подборе прилагательных.
Источник
Речевые игры на тему «Осень»
Галина Выхрыстюк
Речевые игры на тему «Осень»
Вот и наступила прекрасная пора – ОСЕНЬ!
Почаще обращайте внимание ребенка на изменения в природе с приходом осени.
Отправляйтесь на прогулку в парк и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. Гуляя по парку наблюдайте,прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц.
Помогите ребёнку запомнить приметы осени: — Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди. — Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают. — Начался листопад. — Исчезли насекомые. — Собираются в стаи и улетают на юг птицы. — Дни стали короче, а ночи длиннее. — С полей и из садов убирают урожай. — Люди стали теплее одеваться.
Во время прогулки обращайте внимание на отдельные детали окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой ребенка по коре дерева.
Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».
Поиграйте с ребенком в игры на тему «Осень», которые способствуют не только развитию речи, но и развитию памяти, внимания, мышления, воображения.
Игра «Чудесный мешочек»Задачи: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.Атрибуты: Мешочек, муляжи или натуральные овощи и фрукты. Ход игры:Взрослый показывает мешочек и говорит:
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Ребёнок складывает в мешочек овощи и фрукты. Далее берёт из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достаёт. После этого разделяет по группам «Овощи», «Фрукты».
Игра «Какой сок? Какое варенье?»
Задачи: Совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: Корзина, картинки фруктов.
Ход игры: Ребенок берет овощ или фрукт из корзинки, называет его и говорит, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта или овоща.Например: «Это яблоко. Из него получается яблочный сок», «Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д.
Игра «С какого дерева лист?»
Задачи: Совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев и осенние листья этих деревьев (берёзы, тополя, дуба, клёна, осины, рябины,
Ход игры: Листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Ребенок должен
разложить листья на своё дерево.
Игра «Какой лист?»
Задачи: Совершенствовать знания различать листья деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: В корзине листья различных деревьев. Ребенок достает листок, говорит, с какого он дерева и образуют прилагательное.Например: «Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист».
Игра «Хлопай в ладоши»
Задачи: Закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,
находить их на картинках, развивать слуховое внимание.
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или
фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы, которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
Источник
Конспект занятия по развитию речи «Осень» в подготовительной группе
Татьяна Бойкова
Конспект занятия по развитию речи «Осень» в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Цели: Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
2. Систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Дети:Это осень!
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.
И сейчас я вас приглашаю на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Беседа по слайдам (9 шт.).
– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
— Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
– Какие листья на деревьях? – Желтые.
– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-
Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк)
— Кто еще хочет что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые)
— Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)
— Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)
— А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)
— А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
— Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки)
— Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки.
– Осенью холодно или тепло?
Воспитатель: Я хочу поиграть с вами. Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете. На смену лету пришла (осень) Осенью опадают (листья) Дует холодный (ветер) Стелиться (туман) В лесу растут (грибы) Моросит мелкий (дождик) Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч) Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края) — Молодцы! Вы правильно закончили предложения!
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем-физминутку проведем.
— Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
. — Повторим еще раз, теперь запоминайте движения.
Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели (машут ладошками)
— Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т. д.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери действие».
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
— За осенью идёт… (Зима)
— А после зимы. (Весна)
— После весны идёт. (Лето)
— А за летом наступает (Осень)
— Потом всё повторяется в природе.
— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
— Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Воспитатель: — А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное,
Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые, Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное)
Воспитатель:А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)
Лист (Что делает) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают) — улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает) – тучи разгоняет,
Воспитатель: Игра «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)
Осенью дни пасмурные, …. (серые, унылые)
Осенью часто погода бывает холодной…. (ветреной, дождливой)
Осенью настроение грустное…. (печальное, тоскливое)
Осенью дожди частые, …. (холодные, проливные)
Небо покрывают серые тучи, …. (темные, дождливые)
В начале осени бывают ясные дни, …. (безоблачные, светлые)
Поздней осенью на улице холодно, …. (пасмурно, ветрено)
Воспитатель: Проведем физминутку
Воспитатель: Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.
1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)
2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
3. Сидит бабушка на грядках,
Вся она в заплатках,
А заплатку оторвешь-
Заплачешь и уйдешь. (Лук)
4. Уродилась на славу,
Кругла, бела, кудрява.
Кто очень любит щи,
Меня в них отыщи. (Капуста)
5. Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)
6. Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа. (Груша)
7. Кто всю ночь по крыше бьет,
И бормочет, и поет,
8. Без рук, без ног,
А окна открывает? (Ветер)
Воспитатель:. Молодцы! Все загадки отгадали. Сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).- Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, вспомнили очень много. Перечислили много признаков осени. А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто)
А теперь обратите внимание на ваши столы. На них лежат листочки. Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь. Обведем пунктирные линии-соберем листочки в кучу.
Воспитатель: Молодцы,ребята,так славно потрудились.
«Игра ДА или НЕТ»
— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?
Конспект логопедического занятия по развитию речи с детьми подготовительной группы с ТНР «Осень к нам пришла» Виноградова Татьяна Сергеевна учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 1 компенсирующего вида, Россия, Санкт-Петербург Конспект логопедического.
Конспект логопедической НОД в подготовительной группе по развитию речи «Осень» Конспект логопедической НОД в подготовительной логопедической группе по развитию речи на тему «Осень» Тип НОД: закрепление ранее приобретенных.
Конспект совместной деятельности по развитию связной речи «Осень» в подготовительной группе Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 Московского района Санкт-Петербурга Конспект совместной.
Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе Тема: Осень. Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы. Задачи: Обучающие: — Обобщение представлений.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Осень спросим» Конспект занятия по развитию речи Туманова Наталья Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень дивная пора» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень дивная пора» Задачи: — Продолжать учить детей составлять описательный рассказ.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Золотая осень» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема. «Золотая осень» Цель: Формировать у детей представления о природных явлениях,.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в осень» Тема : «Путешествие в осень» Задачи: 1. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога, побуждать детей к участию в беседе.
Конспект занятия по развитию речи «Осень» в старшей группе Цели: 1. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления,.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень. Составление рассказа» Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Осень. Составление рассказа» Цель: развивать связную речь детей, активизировать словарный.
Источник