Речевые игры на формирование лексико-грамматического строя речи на тему «Осень»
Наталья Шатовкина
Речевые игры на формирование лексико-грамматического строя речи на тему «Осень»
1. Игра с мячом “Скажи ласково”.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово (например «лист», а ребенок бросает мяч обратно и называет это слово ласково («листик или листочек»).
2. Игра на внимание «Бывает – не бывает»
Если взрослый говорит правильно, ребенок кивает головой, хлопает в ладоши или поднимает руки вверх. Если так не бывает – ребенок делает другой условный жест, например, прячет руки за спину.
Если это бывает осенью, то кивай головой, а если не бывает, то
поворачивай голову из стороны в сторону.
Дует сильный ветер.
Появляются почки на деревьях.
Дети катаются на санках.
Листья опадают с деревьев.
Под ногами шуршат листья.
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
4. Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
5. «Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
6. «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что) —. ;
школьники идут с портфелями (куда) —. ;
листья на деревьях стали (какими) —. ;
цветы на клумбах (что сделали) —. ;
птицы улетают (куда) —. ;
звери делают на зиму (что) —. ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что) —.
7. «Какой, какая, какие?» (Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом «осенний«)
Небо (какое) — осеннее,
ветер (какой) — осенний,
аллея (какая) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
8. «Исправь ошибки»
Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки.Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
9. «Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.
Долго шёл он в глушь лесную — поляну там искал… грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!
10. «Кого я вижу, что я вижу»
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры: Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг.Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку.Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» — и бросает мяч следующему.
11. «Объясните, почему…»
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить взрослый, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части.
Например: Мама взяла зонт… (идёт дождь)
Деревья сильно закачались… (дует ветер)
Стало очень холодно… (пошёл снег)
12. «Кто где живет?»
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Лиса живёт в норе.
Медведь зимует в… .
13. «Образуй слова»
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.
Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.
14. «Улетели птицы»
Цель:упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Нет (кого) – нет лебедя, утки … .
Нет (кого) – нет лебедей, уток … .
15. «Скажи одним словом»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют).
У дятла красная голова, поэтому его называют).
У вороны черные крылья, поэтому ее называют).
У дятла острый клюв, поэтому его называют).
«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.
Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру «Дом, в котором ничего нет»! Участника и победителя на ярмарке педагогических.
Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.
Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.
Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.
Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.
НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: — упражнять детей в подборе действий к предметам, — развивать логическое.
Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.
Источник
Конспект занятия по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе «Осень»
Шамсутдинова Флюра Рафаиловна
Конспект занятия по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе «Осень»
Конспект занятия по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе
Тема: «Осень»
уточнить, закрепить и расширить представления детей об основных приметах осени;
активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме;
продолжать развивать словообразовательную функцию речи;
учить составлять рассказ об осени с опорой на схему;
развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;
воспитывать любовь к осенней природе.
Оборудование: картинка с изображением времени года «Осень», картины с изображением времен года, опорные схемы примет осени, мяч, картонные желтые листья, схема для составления рассказа по осенним приметам, панно.
Ход занятия
Упр. «Назови ласково»
птица-птичка ветка-веточка и др.
2. Сообщение темы занятия
«Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда это бывает?» (Осенью)
Сегодня мы поговорим об осени.
3. Беседа по теме
После, какого времени года наступает осень?
Что делают люди в садах, на огородах и полях осенью? (Осенью люди убирают урожай овощей и фруктов).
Назовите осенние месяцы.
Повторение названий осенних месяцев.
4. Повторение названий времен года
5. Д/и «Подбери признак»
Что можно сказать об осени, какая она? (Осень — золотая, нарядная, хмурая, холодная, ранняя, красивая, дождливая и т. д.).
Какая природа осенью? (Осенью природа красивая, желтая, нарядная, яркая и т. д.).
6. Приметы осени
Вспомним и назовём приметы осени.
Как светит осенью солнце? (Солнце осенью светит мало, не греет).
Какое небо? (Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь).
Какая погода осенью? (Погода осенью холодная, дует ветер).
Что происходит с деревьями, травой? (На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает).
Что происходит с птицами осенью? (Птицы улетают на юг).
Что происходит с животными? (Звери готовятся к зиме).
7. Д/и «Скажи со словом «Осенний»
Ветер, небо, погода, аллея и др. (Осенний ветер, осеннее небо и др.)
8. Объяснение и понимание переносного значения слов («Золотая осень», «Поздняя осень», «Золотой ковер» (из листьев, «Золотые листья»).
9. Пальчиковая гимнастика
ОСЕННИЙ БУКЕТ
Раз, два, три, четыре, пять Поочерёдно загибают пальчики на руке,
начиная с большого.
Будем листья собирать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальчики на руке,
листики тополя, листья осины, начиная с большого.
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и
10. Д/и «Подходит-не подходит» (с желтыми листьями)
Поиграем с осенними листьями.
Я буду называть слова. Если слово подходит к осени, то поднимите осенние листья.
Опадают, тает, хмурая, расцветают, холодная, теплеет, жарко, улетают, зеленеют, поспевают, желтеют
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх
Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть. Приседаем, руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. Идём по кругу с высоким подниманием
12. Упр. «Какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь?-дождливая,
…дождь-дождливая,. холодно-холодная, пасмурно-пасмурная, сыро-сырая, хмуро-хмурая, солнечно-солнечная, ясно-ясная…
13. Упр. «Скажи по образцу»
Наступил осенний день-наступили осенние дни.
На дереве желтый лист-на дереве желтые листья.
Плывет серая туча-плывут серые тучи.
Идет холодный дождь-идут холодные дожди.
Дует сильный ветер-дуют сильные ветра.
Висит теплая куртка-висят теплые куртки.
Летит птичья стая-летят птичьи стаи.
14. Д/и «Исправь ошибки» (по осенним приметам)
Скажите, что я говорю об осени правильно, а что неправильно.
Осенью солнце светит ярко? (Солнце осенью светит мало, не греет).
Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь.
Погода осенью теплая? (Погода осенью холодная, пасмурная, дождливая).
На деревьях листья зеленые и опадают? (На деревьях листья желтеют, вянут и опадают).
Птицы прилетают с юга? (Птицы улетают на юг).
15. Составление рассказа-описания об осени (по схеме)
Осенью солнце светит мало, не греет. Погода холодная, ветреная. Небо покрыто темными тучами, часто моросит дождь. На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает. Птицы улетают на юг, туда, где тепло. Звери тоже готовятся к холодной зиме. Заяц меняет свою серую шубку на белую.Белка припасает на зиму: орехи, грибы. Медведь ложиться спать в берлогу на всю зиму.
16. Итог занятия
О чём мы сегодня говорили? В какие игры мы играли?
17. Оценка деятельности детей
Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы.
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.
Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В., «ЦРР — Детский сад №224»,.
Конспект игры-занятия по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Тема: «Заседание интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания детей пройденного материала.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «ПОДСОЛНУХ» Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.
Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Образовательная область: речевая.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята» Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «овощи и фрукты» Елена Владимирова Цель: Уточнение представлений о.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом!» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Сегодня так светло кругом» Цель: познакомить детей со стихами об осени; приобщать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича» Ход занятия 1. Организационный момент. Л-д: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Вы согласны, тогда отправляемся в страну.
Источник