Рубцов листья осенние анализ стихотворения 6 класс

Человек и природа. Н Рубцов «Осенние листья. В горнице

Просмотр содержимого документа
«Человек и природа. Н Рубцов «Осенние листья. В горнице»

Тема. «Человек и природа. Николай Рубцов. «Листья осенние», « В горнице».

Тип урока — комбинированный

ФОРМА УРОКА — творческая мастерская.

Урок проводится в режиме личностно ориентированной технологии и технологии сотрудничества.

Методические приемы: презентация, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, творческий комментарий и анализ поэтического текста, работа в группах, творческая работа (мини-сочинение в жанре эссе).

Оборудование: компьютер, выставка книг Н Рубцова, рабочие листы для учеников.

Задача урока: формирование коммуникативной компетентности на основе анализа поэтического текста и создание собственного текста.

-постижение поэтического мира Н. М. Рубцова; анализ стихотворения «Листья осенние», « В горнице».

-активизация и совершенствование речевой деятельности учащихся в процессе чтения и анализа лирического произведения;

-развитие навыков постижения и восприятия стихов Рубцова, соотнесения их со своими внутренними представлениями; творческого мышления и творческих способностей;

-воспитание любви к поэзии, к родному краю, чувства ответственности за его судьбу; обращение к общечеловеческим ценностям — духовности, нравственности, свету, добру, красоте, которыми наполнена поэзия Рубцова.

2. Целеполагание и мотивация.

– Любите ли вы поэзию? А для чего, по-вашему, люди читают стихи? Есть ли в классе такие ребята, кто пишет или пробовал писать стихи?

– Конечно, ребята, кому-то поэзия близка, кто-то стихи читать не очень любит, предпочитая им прозу. Сегодня мы познакомимся со стихами Н. М. Рубцова — человека, который не мыслил своей жизни без поэзии, одного из лучших поэтов 2 половины 20 века. Наша тема — «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова».

3. Опрос домашнего задания

А. Актуализация знаний и умений.

«Здесь мне легче дышится…» 1. Повторение информации о жизни и творчестве Н. М. Рубцова, во время которого заполните двухчастный дневник. (опережающее домашнее задание — рассказ о поэте)

Б. «Звезда полей» — чтение наизусть

В. Аналитическая беседа (параллельная работа в листах)

– Какими чувствами проникнуто ст-е? (грусти, тревоги, горечи – любви к родной земле, счастья сознавать свою принадлежность к ней, любования красотой, необъятностью просторов)

– Нарисуйте самую яркую картину, которая представилась вам в процессе чтения.

– Название – сильная позиция текста, оно помогает понять основную мысль.

– Подумайте над сочетанием слов «звезда полей». В чем смысл названия ст-я? (символ Родины, ее красоты, неповторимости, значимости для каждого человека; соединение земного и небесного, вечного и преходящего, надежду на спасение и боль одиночества; символ тепла родной земли, которая лечит, греет душу)

– Что необычного в этом сочетании? (с одной стороны — звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень Звезда — это элемент небесного. Звезда — небесное светило, небесное тело. Поле — это земное, это простор русской деревни. Одновременное указание на неразрывную связь всего сущего и местонахождение этой связи..)

– Какова основная мысль ст-я? (счастье для лирич. героя — мир и покой всего человечества)

– Отметьте художественные приемы, которые помогают автору передать эмоции:

олицетворение (смотрит в полынью)

метафора (сон окутал родину мою, золото осеннее, зимнее серебро)

эпитеты (мгла заледенелая, тревожные жители, приветливый луч)

повторы (звезда полей, она горит, горит, горит)

риторическое обращение (Звезда полей! + восклицат. интонация в 3 строфах)

4. Основная часть.

А. Прочтение ст-ний « Осенние листья», «

Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья,
Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья,
Как, встрепенувшись,
Веселью он вновь предавался, –
Выстрел беспечный
В дремотных лесах раздавался.
Ночью, как встарь,
Не слыхать говорливой гармошки,
Словно как в космосе,
Глухо в раскрытом окошке,
Глухо настолько,
Что слышно бывает, как глухо…
Это и нужно
В моем состоянии духа!
К печке остывшей
Подброшу поленьев беремя,
Сладко в избе
Коротать одиночества время,
В пору полночную
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной,
Сладко, вдыхая
Ромашковый запах ночлега,
Зябнуть порою
В предчувствии близкого снега…
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья…
Вот он и кончился,
Сон золотой увяданья.

Дата создания: 1969 г.

Б. Анализ стихотворения Рубцова «Листья осенние»

В о п р о с ы для беседы:

– Каково настроение лирического героя в этом стихотворении? От чего оно

– Какова цветовая гамма стихотворения?

– Есть ли в этом стихотворении цветовые образы? Какие?

– Какие эмоции вызвало в вас это стихотворение?

Тема-неизбежного увядания природы.

Идея-Душевные муки лирического героя.

Основная мысль-картины природы соотносятся с душевным состоянием лирического героя.

Эпитеты-родные угодья,дремотных лесах ,говорливой гармошки, раскрытом окошке,Ромашковый запах , близкого снега. Метафора-Сон золотой увяданья,Не слыхать говорливой гармошки,Глухо в раскрытом окошке,Сладко в избе,По лесам зароптали березы. Повторения-Сон золотой увяданья.

Пейзажная лирика занимает значительное место в наследии Рубцова. По мнению литературоведов, его индивидуальная творческая манера формировалась под влиянием произведений признанных мастеров описаний природы – Майкова, Фета, Есенина, Тютчева. При этом важнейшую роль у Николая Михайловича играет осенняя тема с ее классическим мотивом неизбежного увядания природы. Ей он посвятил ряд стихотворений, в их числе – «Осенние этюды», «По холодной осенней реке…», «Последняя осень», «Осень! Летит по дорогам…», «По мокрым скверам проходит осень…». К этому своеобразному осеннему циклу относится и произведение «Листья осенние», написанное в 1969 году и включенное в сборник «Сосен шум». В нем картины природы соотносятся с душевным состоянием лирического героя, у которого приход осени вызывает не только грусть, но и провоцирует философские размышления. «Золотое увядание» он воспринимает не как обычное местечковое явление, а как процесс, разворачивающийся в масштабах мироздания. Рубцов показывает героя сначала, как всадника, мрачно объезжающего родные угодья и развеселившегося только после беспечного выстрела, сделанного, скорей всего, не в охотничьих целях, а исключительно забавы ради.

Затем он оказывается в доме, где тепло и уютно. Деревенская изба в стихотворении выступает в роли самого безопасного места, центра покоя. Ее образ относится к основным образам поэзии Рубцова и восходит к мифологическим архетипам, русскому фольклорному творчеству. Пребывание в избе дарит умиротворение, столь необходимое в печальную осеннюю пору лирическому герою. Обратите внимание, с какой любовью и нежностью поэт описывает, по-видимому, ничем особо не примечательный деревянный дом, каких много в каждой деревне. В нем сладко спится «на сене под крышей чердачной», царит «ромашковый запах ночлега», горят в печке поленья. Изба – идеальное укрытие, в котором можно спастись от внешнего мира и от того самого увядания, упомянутого в первых строках стихотворения. В ее стенах не страшно одиночество, перестает пугать глухая тишина за окном. Засыпая, герой слышит ропот пробудившихся берез, словно «почуявших гибель живых созданий». Здесь происходит последнее в тексте нагнетание. Завершается произведение провозглашением окончания «сна золотого увядания». Вероятно, имеется в виду прощание с осенью, на смену которой приходит зима.

В. Работа над ст-нием «В горнице моей светло» Н. Рубцова

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Дата создания: 1965 г.

В о п р о с ы для анализа:

– Как образ звезды воспринимается вами в этом стихотворении?

– Каким вы увидели внутренний мир лирического героя?

– Какими чертами русского национального характера наделен лирический

– Действительно, лирический герой в этом стихотворении делится самым

сокровенным. Он просто распахивает душу, раскрывая свой внутренний мир. И

мы видим, какими обычными радостями, повседневными заботами живет этот

человек. Ему много не надо для счастья, для души.

Анализ стихотворения Рубцова «В горнице»

«В горнице» – самое известное стихотворение Рубцова, ставшее его визитной карточкой. Не в последнюю очередь популярности способствовало то, что текст положен на музыку. Более того – нередко происходит путаница. Песню на стихи Николая Михайловича, написанные в начале 1960-х годов, часто принимают за образец русского фольклора. Ничего удивительного в этом нет. В рассматриваемом произведении используются традиционные для народного творчества образы, его отличает напевность, особая душевность, искренность.

Ключевое настроение стихотворения в некоторой степени заявлено еще в названии. Горница – не просто комната в доме. Традиционно так именовалась самая красивая комната, где принимались гости, собирались все члены семьи. Слово это происходит от прилагательного «горний», то есть духовный, небесный. В первом четверостишии появляется образ звезды, характерный для творчества Рубцова и олицетворяющий надежду, высокие идеалы, судьбу. Идущий от нее свет – свет духовный. Потом появляется матушка лирического героя, в молчании приносящая воду. Завершается первое четверостишие многоточием. Далее становится понятно, что описанная картина – это прекрасные воспоминания героя о прошедшем давно детстве. При помощи начальных четырех строк воспроизводится атмосфера уюта, умиротворенности. Читатель настраивается на спокойный лад. Песенные интонации словно убаюкивают его.

Во второй строфе настроение меняется. Место светлых воспоминаний занимает не слишком радостная действительность. Герой рассказывает о красных цветах, увядших в садике, почти сгнившей лодке на речной мели. Первый образ – автобиографичен. Рубцов писал, что со смертью матери в его памяти навсегда остался связанным «удивительно красивый алый цветок». В третьей строфе не случайно возникает ива – традиционный для русской лирики символ печали. Под ней, не забывая о любимой матушке, герой намерен начать восстановление собственной жизни. Он собирается поливать цветы, думать о своей судьбе, мастерить новую лодку. Да, смерть, приносит горе, но и после нее необходимо найти в себе силы, чтобы продолжать жизненный путь.

«В горнице» – глубоко личное стихотворение, в котором Рубцов не побоялся раскрыть читателям душу, поделиться болью от потери близкого человека и светлыми детскими воспоминаниями. В этой искренности – еще один секрет невероятного успеха произведения.

Литературовед В. Кожинов заметил, что в стихах Рубцова есть нечто особенное. Это нечто, неуловимое на первый взгляд, особенное — душа, духовность, которой проникнута лирика Рубцова.

4. Первичное закрепление учебного материала.

Какой вам представляется душа поэта и человека Н. М. Рубцова?

Чем, по вашему мнению, своеобразны стихи поэта?

Чему они могут научить современного читателя?

Прочитайте высказывания литературоведов о стихах поэта. Отметьте то, которое вам показалось наиболее значимым.

– Некоторые исследователи называют лирику Н. Рубцова «поэзией света». И

это не случайно. Поэт верит в счастливый завтрашний день, его душа тянется к добру, к совершенству, к счастью. Поэтическое слово Рубцова простое,

искреннее, проникновенное. Природа для поэта – это та живительная сила,

которая защищает человека, наполняет его сердце новыми силами, успокаивает душу, отвлекает от невзгод и жизненных проблем. Связь с природой такая тесная, что она способна врачевать душу. Известный литературный критик Вадим Кожинов писал: «Рубцов показал, что издревле основой жизни человека является единство с Божественными силами природы. Поэтический мир Рубцова проникнут любовью, светом и красотой, лишен какой-либо назидательности или нарочитости, задушевный, прекрасный и естественный, как сама Природа. Он жил в Природе, она – в нем». Предлагаю закончить урок высказыванием, начало которого вы можете

выбрать сами. Оно перед вами:

1. Жизнь поэта – это.

2. Поэтическое слово Николая Рубцова особенное.

3. Лирику Н. Рубцова называют «поэзией света», потому что.

4. Мне запомнились такие строки поэта.

5. Стихи поэта близки мне.

6. Основные мотивы творчества Н. Рубцова.

– В 1973 г. на могиле Рубцова установлен памятник. На нем — слова:

«Россия! Русь! Храни себя, храни!».

5. Рефлексия. мини-сочинение «Когда я читаю стихи Рубцова…» Его стихи лучатся добрым светом. Кайсын Кулиев

Источник

«Листья осенние» Н. Рубцов

Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья,
Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья,
Как, встрепенувшись,
Веселью он вновь предавался, –
Выстрел беспечный
В дремотных лесах раздавался.
Ночью, как встарь,
Не слыхать говорливой гармошки,
Словно как в космосе,
Глухо в раскрытом окошке,
Глухо настолько,
Что слышно бывает, как глухо…
Это и нужно
В моем состоянии духа!
К печке остывшей
Подброшу поленьев беремя,
Сладко в избе
Коротать одиночества время,
В пору полночную
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной,
Сладко, вдыхая
Ромашковый запах ночлега,
Зябнуть порою
В предчувствии близкого снега…
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья…
Вот он и кончился,
Сон золотой увяданья.

Дата создания: 1969 г.

Анализ стихотворения Рубцова «Листья осенние»

Пейзажная лирика занимает значительное место в наследии Рубцова. По мнению литературоведов, его индивидуальная творческая манера формировалась под влиянием произведений признанных мастеров описаний природы – Майкова, Фета, Есенина, Тютчева. При этом важнейшую роль у Николая Михайловича играет осенняя тема с ее классическим мотивом неизбежного увядания природы. Ей он посвятил ряд стихотворений, в их числе – «Осенние этюды», «По холодной осенней реке…», «Последняя осень», «Осень! Летит по дорогам…», «По мокрым скверам проходит осень…». К этому своеобразному осеннему циклу относится и произведение «Листья осенние», написанное в 1969 году и включенное в сборник «Сосен шум». В нем картины природы соотносятся с душевным состоянием лирического героя, у которого приход осени вызывает не только грусть, но и провоцирует философские размышления. «Золотое увядание» он воспринимает не как обычное местечковое явление, а как процесс, разворачивающийся в масштабах мироздания. Рубцов показывает героя сначала, как всадника, мрачно объезжающего родные угодья и развеселившегося только после беспечного выстрела, сделанного, скорей всего, не в охотничьих целях, а исключительно забавы ради.

Затем он оказывается в доме, где тепло и уютно. Деревенская изба в стихотворении выступает в роли самого безопасного места, центра покоя. Ее образ относится к основным образам поэзии Рубцова и восходит к мифологическим архетипам, русскому фольклорному творчеству. Пребывание в избе дарит умиротворение, столь необходимое в печальную осеннюю пору лирическому герою. Обратите внимание, с какой любовью и нежностью поэт описывает, по-видимому, ничем особо не примечательный деревянный дом, каких много в каждой деревне. В нем сладко спится «на сене под крышей чердачной», царит «ромашковый запах ночлега», горят в печке поленья. Изба – идеальное укрытие, в котором можно спастись от внешнего мира и от того самого увядания, упомянутого в первых строках стихотворения. В ее стенах не страшно одиночество, перестает пугать глухая тишина за окном. Засыпая, герой слышит ропот пробудившихся берез, словно «почуявших гибель живых созданий». Здесь происходит последнее в тексте нагнетание. Завершается произведение провозглашением окончания «сна золотого увядания». Вероятно, имеется в виду прощание с осенью, на смену которой приходит зима.

Источник

Читайте также:  Осенний наряд леса это
Оцените статью