Рыбы осенью для детей

Как зимуют рыбы?

С наступлением зимы в водоемах происходят большие изменения, которые влияют на поведение подводных обитателей. Снижается температура воды. Постепенно уменьшается светлый период суток. Затем водоемы закрываются ледяным покровом, сверху его заваливает снег — освещенность падает еще сильнее. Долгие 4 месяца подводные обитатели существуют в условиях холода, дефицита кислорода и полутьмы. В период зимовки у рыб резко снижается активность, практически полностью прекращается потребление пищи, замедляются процессы роста, снижается частота сердечных сокращений, замедляются реакции на раздражители, скорость обмена веществ в организме замедляется и поддерживается за счет накопленных летом жировых запасов.

Зимовальные ямы

Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжелый период. Многие виды теплолюбивых рыб, таких как лещи, карпы, лини, уже в октябре-ноябре собираются в огромные стаи и отправляются в зимовальные ямы. Здесь они проводят около 3 месяцев практически без движения, как сельди в бочке! У тех рыб, которые находятся в самом низу, даже образуются пролежни на брюхе.

При этом рыбы одного вида и возраста зимуют вместе и большими скоплениями. Если яма небольшая, то в ней устраиваются абсолютно одинаковые особи! Ученые-ихтиологи объясняют эту загадку природы тем, что массовое скопление рыб одного вида и возраста обеспечивает им оптимальные условия для зимовки, потому что процессы обмена в организме рыбы при этом менее интенсивны, чем было бы, если бы рыбы зимовали в одиночку. Кроме того, так рациональнее используется слизь, которую рыбы выделяют в качестве изолирующего средства.

Читайте также:  Парка мужская лето осень

А вот сомы пристраиваются повыше, около зимовальных ям – на выходах из глубин, границах ям и повышений дна. Это объясняется тем, что в самой яме уже спустя месяц после образования ледяного покрова кислородный режим резко изменяется в худшую сторону, что сомы не переносят.

Как зимуют хищные рыбы

Рыбы-хищники в зимовальные ямы не прячутся. Но и обитателей таких ям почему-то не трогают, хотя могли бы таким образом на всю зиму обеспечить себе сытое существование. В большинстве своем щуки, окуни и судаки охотятся за теми рыбами, которым ледовый панцирь над головой нипочем и они не уходят на зиму с привычных мест обитания — это окунь, плотва, уклейка, верховка и ерш.

С появлением ледового покрова меняется поведение хищных рыб. Хищных рыб разделяют по отношению к свету: так, окунь — это сумеречно-дневной хищник, щука – сумеречный, судак – глубокосумеречный.

В начале зимы подо льдом создается полутьма, которая “на руку” сумеречным хищникам. И тогда они в первые дни установления ледового покрова устраивают своим жертвам кровавую бойню. Этот жор хищника называют “перволедок”.

А вот для налима именно зима является благоприятным временем года. Теплая летняя вода его угнетает. При температуре выше 15-16°С налим перестает питаться и впадает в спячку, забившись в береговые норы, под крупные камни или коряги, а при температуре 27°С погибает. Лишь осенью, когда вода в реках заметно остывает, он пробуждается и начинает интенсивно откармливаться. Охотиться налимы предпочитают ночью. Молодые налимы питаются зоопланктоном, а годовалые переходят на «рыбную диету». Когда грянут трескучие морозы и реки покроются толстым слоем льда (в ноябре-декабре на севере или в декабре-феврале — в умеренной зоне), налим становится еще более активным и приступает к размножению, выметывая свою икру на каменистых участках дна.

Читайте также:  Как подстригать вейгелу осенью

Миграция рыб

Некоторые рыбы умеренных и арктических широт не желают зимой менять привычный для них образ жизни. Они предпочитают перебраться в более теплые воды. Хамса, обитающая в Азовском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Черное море и там зимует, погружаясь на глубину до 100-150 м. Именно во время зимовальной миграции азовской хамсы начинается промысел этой рыбы. Каспийская сельдь зимой откочевывает на юг, где вода теплее.

«Замороженная рыба»

А если водоем мелкий, непроточный и зимой промерзает насквозь? Такие озера есть в Арктике. Их обитатели — обыкновенный карась и черная рыбка даллия с наступлением зимы зарываются в ил. Когда такие водоемы промерзают до самого дна, рыбы часто оказываются вмерзшими в лед. Но их выносливость к низким температурам поражает. Даже находясь в ледяном плену, рыбы не погибают — если только не промерзнут жабры и жидкие среды организма. Весной, когда водоемы оттаивают, даллия оживает и за короткое полярное лето успевает откормиться и оставить потомство.

Бывает и такое.

В экваториальных водоемах, где никогда не бывает зимы, рыбы могут быть активными в течение круглого года. Однако у некоторых из них в зимние месяцы тоже начинаются проблемы. Только связаны они, конечно, не с похолоданием, а, наоборот, с невыносимой жарой и засухой. Некоторые тропические рыбы зарываются в ил и засыпают. Это помогает им переносить жару и связанный с ней недостаток кислорода.

Если карась и даллия — самые морозостойкие пресноводные рыбы, то маленькая рыбка из рода карпозубиков — Cyprinodon macularius (ципринодон макулярис), обитающая на юге Северной Америки, — рекордсмен по выдерживанию наиболее высокой температуры воды. Она обитает и умудряется не свариться в горячих источниках Калифорнии, температура воды которых — 52°С! Для справки: в воде с такой температурой невозможно сколько-нибудь длительное время удержать руку.

Источник

Как зимуют рыбы

Даже человек, обеспечивший себе наиболее комфортные условия существования, чувствует влияние сезонности на собственный ритм жизни, что уж говорить о живых существах, обитающих в дикой природе? Они вынуждены приспосабливаться к сезонным колебаниям температуры, и делают это вполне успешно, причем каждый по-своему. Даже рыбы отдельных видов зимуют по-разному: одни в это суровое время практически не теряют активности и вполне могут стать объектами ловли, другие впадают в состояние, близкое к анабиозу, уходят на большие глубины и практически перестают питаться.

В этой публикации мы познакомимся с механизмами приспособления к суровым зимним условиям, присущими наиболее распространенным представителям пресноводной ихтиофауны. Этот вопрос интересен не только с точки зрения общего развития: начинающему рыболову наверняка будет небезынтересно знать, охота на какую рыбу в этот сезон может стать результативной, а о каких трофеях лучше и вовсе забыть до весны. Надеемся, что наши рекомендации помогут повысить ваши шансы на солидный улов даже по самой суровой зиме.

Особенности сезонного поведения пресноводной рыбы

Цикл жизни всех видов рыб имеет ярко выраженную сезонность, выражающуюся в крайней зависимости от температурного режима, насыщенности воды кислородом, доступности кормовой базы.

По весне, после схода льда, большинство представителей пресноводных видов отправляется на нерест. После зимы рыба особенно голодна, а сил на продолжение рода требуется много, поэтому икромету предшествует весенний жор, когда рыбалка становится особенно успешной. Через неделю-другую после нереста наступает еще один всплеск жора, не столь интенсивный.

Лето – наиболее благоприятная пора в жизни рыбы: температура воды благоприятна, корма предостаточно, но сильная жара вынуждает представителей пресноводной ихтиофауны сменить график активности. В это время рыба лучше всего ловится по зорьке (утром или вечером), а иногда даже ночью.

По осени рыба сменяет рацион питания: даже мирные виды начинают тяготеть к животной пище, делая запасы белка на холодный период. Клев становится совершенно непредсказуемым, смещаясь то к утренним часам, то к обеду.

Зима – самое непростое время. Насыщенность воды кислородом подо льдом падает, особенно в местах, где отмирает водная растительность (продукты гниения отнюдь не очищают среду), а понижение температуры снижает активность рыбы (помним, что все представители ихтиофауны являются хладнокровными).

Однако это не значит, что с любимым хобби нужно прощаться до весны: зимующая рыба далеко не всегда находится в состоянии пассивности. В глухозимье, особенно при экстремально низких (от -20 о С) температурах и сильному ветру, на водоеме действительно делать нечего: скорее всего, ничего не поймаете, а обморозиться можете запросто. А вот по первому и последнему льду, в периоды оттепелей и по устойчивому морозцу при солнечной погоде шансы на хороший улов велики.

Варианты зимовок

Как говорилось выше, рыба приспосабливается к суровым холодам и подледному образу жизни по-разному:

  • Полная пассивность. Ярчайшим представителем этой группы является признанный чемпион по выживаемости, карась. Эта рыба попросту зарывается в ил и замирает до самой весны, не питаясь вообще.
  • Зимовальные ямы. Это глубоководные участки, куда уходят на зиму теплолюбивые рыбы, преимущественно представители семейства карповых (собственно карп, лещ, густера, сазан и так далее).
  • Нерест. Большинство пресноводных рыб, обитающих в пресноводных водоемах нашей страны, нерестится по весне, реже – летом, а представители семейства лососевых откладывают сие действо на осень. Но есть одна рыба, неподвластная общей «моде» – налим устраивает брачные игрища именно в это суровое время, в покрытых льдом водоемах.
  • Миграция. Эта особенность характерна для ряда представителей семейства лососевых, правда, в море они уходят не на зимовку, а вообще для жизни, возвращаясь в родные реки только для нереста.
  • Сохранение активности. Многие хищники продолжают барражировать по водоему, достаточно активно питаясь не впавшей в спячку мелочью: собственными отпрысками, уклейкой, плотвой, ершом, бычком и так далее.

Холодный сезон для мирной рыбы

Мирная рыба, в большинстве своем, более теплолюбива, нежели хищник. Золотой стандарт зимовки мирной рыбы – это уход на глубинные участки и впадение в состояние практически полной пассивности.

Готовиться к зимовке представители семейства карповых начинают еще осенью, активно пополняя запасы энергии путем перехода на белковый рацион. Еще одной приметой наступающего сурового времени является характерная слизь, покрывающая чешую толстым слоем: она служит как для терморегуляции, так и защиты. Ученые полагают, что именно запах этой слизи вкупе с полной неподвижностью потенциальной добычи отпугивает хищников – как ни странно, рыбу, стоящую в ямах, они не трогают. Иначе все мирное поголовье было бы истреблено за несколько холодных сезонов.

С наступлением морозов карпы, сазаны, лини, густера и прочий мирный народ начинает сбиваться в стаи и уходить на глубину. Некоторые зимовальные ямы служат прибежищем для тысяч разновозрастных и разновидовых особей, впавших в оцепенение!

Рыба экономит энергию, выходя из ям крайне редко или вовсе не оставляя прибежище. Наиболее часты выходы из ям во время оттепелей или устойчивой солнечной погоды, когда рыба отогревается, поднимается выше и выходит на кормление. Показательно, что мелкие особи проявляют большую активность: крупный карп может простоять всю зиму без движения – накопленные запасы жира вполне это ему позволяют.

Плотва, красноперка, уклейка и прочая небольшая рыбешка тоже зимует стайками, но активность проявляет гораздо сильнее. Небольшие размеры побуждают периодически восполнять запасы энергии, что способствует большей мобильности и прожорливости. Например, ловля плотвы на удочку с мормышкой – один из самых продуктивных видов рыбалки в это суровое время. В качестве прикормки и дополнительной приманки активно применяется мотыль. Дело в том, что именно речной рачок-бокоплав (мормыш) и мотыль являются основой зимнего пищевого рациона мирных обитателей наших водоемов.

Особенности зимовки хищников

Большинство хищников по зиме активности не теряет, впадая в оцепенение лишь по глухозимью, в самые суровые морозы. Лед, покрывающий водоем, создает освещение, подобное сумеркам, столь любимым пресноводными хищниками. Налим и вовсе уходит на нерест по зиме, теряя активность с потеплением.

Кормовая база для хищников вполне достаточна – хватает мелочи, не ушедшей на весь сезон льда на глубину. Основой пищевого рациона щуки, судака и окуня-горбача остается рыба, не впавшая в оцепенение на всю зиму, что делает особенно продуктивной ловлю на жерлицы-живцовки, вертикальные блесны и воблеры.

Травяной окунь по-прежнему барражирует по всему водоему большими стаями, питаясь преимущественно мормышом и прочей живностью, которая попадается ему на пути. В связи с этим начинающим рыболовам рекомендуем попробовать себя в зимней охоте на «матросиков» с кивковой удочкой на мормышку (с подсадкой мотыля или «безмотылку»).

Наиболее продуктивным временем для рыбалки является начало и конец зимы. Впрочем, вездесущий, прожорливый и жадный окунь отлично ловится в течение всего холодного сезона, порой даже в самую неблагоприятную погоду.

В свете вышесказанного, сом выглядит неким изгоем из «дружного» отряда водных хищников: он входит в десятку наиболее теплолюбивых рыб и проводит зиму в блаженной пассивности. Обычно сомы сбиваются в небольшие группы (помним, что по лету они отшельничают на индивидуальных «квартирах») и залегают несколько выше ям, облюбованных мирной рыбой. Места залегания редко далеко отстоят от летних резиденций.

Сомы проводят в спячке всю зиму и не питаются, однако некоторые особо упорные рыболовы умудряются будить ленивых гигантов и привлекать их внимание пучками червей, а также силиконовыми приманками большого размера. Но обычно это бывает в местах с относительно теплой водой (например, в охладительных каналах электростанций).

Зимняя охота на отдельных представителей пресноводной ихтиофауны может быть весьма продуктивной, однако рекомендуем даже в пылу рыболовного азарта не забывать о собственной безопасности. Помните о необходимости проверки льда на прочность, а также одежде и обуви, предохраняющей от переохлаждения!

Источник

Беседа с детьми о рыбках

Яна Полякова
Беседа с детьми о рыбках

Описание материала: предлагаю воспитателям конспект познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста. Данная беседа расширит представления детей о рыбах, а загадки и занимательная викторина уточнят и закрепят полученные знания.

уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде, защитной окраске, повадках и местах обитания, способствовать закреплению полученных знаний о рыбах;

расширять знания детей о взаимосвязях в природе; развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка; воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле.

плавники, мальки, чешуя, аквариум, камбала, жабры, сом, щука, карась, ёрш, акула, икра.

рассматривание иллюстраций с изображением разных видов рыб, наблюдение за рыбками в аквариуме, беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов.

рыбки — жетоны, иллюстрации с изображением Русалочки, кораблика, краба, лягушки, энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Журчание ручья», «Шум моря»).

Ход беседы:

Улыбнитесь друг другу, сядьте красиво.

Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете,отгадав загадку:

Ходит город — великан на работу в океан. (Корабль).

Отправляемся на красивом сказочном корабле. У нас в гостях сегодня Русалочка. Она покажет нам дорогу в страну интересных созданий.

Кто живёт в этой стране, вы узнаете,отгадав загадку:

Блещет в речке чистой

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Кто живёт в этой стране? (Рыбки).

Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно.

А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке. 1 остановка «Встреча с умным крабом».

Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях — рыбах.

Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.

А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).

У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видетькаждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело.Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.

Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы — меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы — сабли напоминает саблю, а у нож — рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд.

Рыба — ёж покрыта длинными иголками. А рыба — землекоп любит покопаться в земле.

А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет)Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. Краб интересуется, как живут аквариумные рыбки? Давайте расскажем ему. (Ответы детей).

Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал! И мы подплываем к следующей остановке.

2 остановка «Встреча с лягушкой».

Лягушка приготовила для вас несколько заданий (за правильные ответы выдаются жетончики).

— Назовите все места, где обитают рыбы. (Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум).

— Назовите самую хищную рыбу. (Акула).

— Из чего выводятся мальки — детёныши рыб? (Из икры).

— Чем покрыта поверхность тела рыб? (Чешуёй).

Молодцы, справились с заданиями, а наш кораблик плывёт всё дальше, за Русалочкой.

А сейчас немного отдохнём.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три! Вот как славно освежились!

От зелёного причала оттолкнулся пароход: раз, два!

Он назад поплыл сначала: раз, два!

А потом поплыл вперёд: раз, два!

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Пальчиковая и зрительная гимнастика «На море».

Маленькая лодочка по реке плывёт,

На прогулку лодочка всех детей везёт.

Пароход плывёт по речке,

И труба дымит, как печка.

Рыбки плавают, ныряют

В чистой, свеженькой воде,

Зарываются в песке.

А сейчас наблюдайте за моей рыбкой, куда она поплывёт.

3 остановка «Золотая рыбка».

Еёзадание: отгадать сложные — сложные загадки.

1. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

2. У неё во рту пила,

Под водой она жила.

Всех глотала, всех пугала,

А теперь в уху попала.

3. Колючий, да не ёж,

Кто же это? … (Ёрш).

4. В пруду или озере, больше нигде.

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась,

Вот именно там обитает …

Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее — будем умнее.

Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями, Русалочка дарит вам этих красивых рыбок (медальки).

Беседа с детьми «День защитника Отечества» Цель: расширить знания детей о празднике — Дне защитников Отечества. Задачи: — воспитывать у детей уважительное отношение к защитникам.

Беседа с детьми «Ласточки и мошки» (5–7 лет) Педагогические задачи:Объяснить детям, что птицы очень полезны, что многие из них истребляют вредных насекомых. Содержание:-Кого кусали.

Беседа с детьми «Лисья нора» Беседа с детьми «Лисья нора» Цели занятия: Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде. Дать детям представление.

Беседа с детьми «Культура внешнего вида» Беседа с детьми на тему: «Культура внешнего вида» Задачи: прививать учащимся привычку ухода за своим телом, внешним видом, гигиенические.

Беседа с детьми о здоровом питании Беседа с детьми старшей группы о здоровом питании. «Даёт силы нам всегда витаминная еда» Воспитатель: Ребята, сегодня наша беседа пойдет.

Беседа с детьми «Волчье логово» Беседа с детьми Волчье логово Цель: познакомить детей с волком, дать представление о его внешнем виде, повадках, образе жизни. Задачи:.

Беседа с детьми «День матери» День Матери! Уважаемые ребята! Знаете ли вы, что День матери в России стали отмечать сравнительно недавно. Как государственный праздник.

Тематическая беседа с детьми «Мы дружим с физкультурой» Тематическая беседа «Мы дружим с физкультурой» Цель: учить заботиться о своем здоровье; прививать любовь к физическим упражнениям; воспитывать.

Этическая беседа с детьми «О дружбе» Цель: закрепить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Ход беседы. 1. Вводная часть. Воспитатель.

Источник

Оцените статью